2022 РП ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии

 Специальность 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

 

На базе среднего общего образования

Форма обучения - очная

Курс 1____ семестр _1-2

 

Год начала подготовки 2022

 

Форма промежуточной аттестации – экзамен

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

 

 

 

 

                  

                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

 

          ____________ /Ж.К. Исакова/

                «___» ___________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии

 Специальность 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

 

На базе среднего общего образования

Форма обучения - очная

Курс 1____ семестр _1-2

 

Год начала подготовки 2022

 

Форма промежуточной аттестации – экзамен

2022


РАССМОТРЕНА

Протокол заседания предметно-

цикловой комиссии №___

от «____» _________________ 2022 г.

Председатель предметно-цикловой

комиссии №___

__________________/________________/

 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) и учебного плана.

Одобрена

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Протокол № ___

от «____» _________________ 2022 г. 

 

 

СОГЛАСОВАНА

Заведующий библиотекой

__________________/________________/

Начальник методического отдела /

старший методист

__________________/С.В. Полоса/

 

 

Составители

рабочей программы дисциплины ОП.01. Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии

 

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы

Шараева О.В.

Кандидат педагогических наук

Преподаватель

 

ГБПОУ ДЗМ МК № 6

 

 

Рецензенты:

  1. Пашедко Ольга Викторовна председатель ПЦК   ГБПОУ ДЗМ МК №6
  2. Полоса Светлана Владимировна старший методист ГБПОУ ДЗМ МК №6

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.01 Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 02

ОК 03

ОК 05

ОК 08

ОК 10

ПК 1.1.

ПК 1.2.

ПК 1.3.

ПК 2.1

ПК 2.2.

ПК 2.3.

ПК 3.1.

ПК 3.2

  • определять задачи для поиска информации;
  • определять необходимые источники информации;  
  • структурировать получаемую информацию;
  • выделять наиболее значимое в перечне информации;
  • оценивать практическую значимость результатов поиска;
  • применять современную научную профессиональную терминологию;
  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке;
  • проявлять толерантность в рабочем коллективе
  • описывать значимость своей специальности;
  • применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;
  • применять методы осмотра и функционального обследования массируемого с целью выявления противопоказаний к различным видам массажа на момент проведения процедуры;
  • определять анатомические области (их границы) тела массируемого, проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;
  • идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности.
  • приемы структурирования информации;
  • современная научная и профессиональная терминология;
  • правила построения устных сообщений;
  • значимость профессиональной деятельности по специальности;
  • основы здорового образа жизни и рациональные приемы двигательных функций;
  • основы анатомии, физиологии и биомеханики человека
  • функциональных систем организма человека, их регуляции и саморегуляции в норме;
  • основных характеристик и изменений в покровных тканях массируемых областей при проведении различных видов массажа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

310

Всего по учебной дисциплине

292

в т.ч. в форме практической подготовки

186

в т. ч.:

теоретическое обучение

98

практические занятия

194

промежуточная аттестация

18

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Анатомия и физиология как медицинские науки

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами. Анатомическая номенклатура. Основные физиологические термины.

Части тела, отделы головы, туловища, конечностей; системы органов. Полости тела человека. Оси, плоскости тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. Конституция. Морфологические типы конституции.

2

Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Тема 2.1. Строение клетки и тканей

Содержание учебного материала

Клетка – определение, строение.  

Химический состав клетки – неорганические и органические вещества, их функции. Строение и свойства ДНК, виды РНК.

Обмен веществ и энергии в клетке. Жизненный цикл клетки.

Ткань – определение, классификация, функциональные различия.

Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции, строение. Классификация покровного эпителия.

Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация, строение.

Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме.

Костная ткань, расположение, строение, функции.

Мышечная ткань – специфическое свойство (сократимость), функции, виды.  Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, ее функциональные особенности.

Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы.

Орган – определение, принципы строения, система органов – определение системы органов человека. Понятие о серозных полостях, оболочках и их значении в организме.

4

Раздел 3. Анатомо-физиологические аспекты самоудовлетворения организмом потребности в движении. Биомеханика человека.

Тема 3.1. Морфофункциональная характеристика скелета человека

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Потребность в движении, структуры организма ее удовлетворяющие. Виды движений: поддержание позы, собственно движение, непроизвольные и произвольные движения, значение движений.

Опорно-двигательный аппарат – понятие. Скелет – понятие, функции, структурно-функциональная единица скелета – кость. Кость как орган, ее химический состав. Виды костей, их строение, надкостница. Роль скелета в биомеханике движений.

Виды соединения костей. Строение и классификация суставов. Вспомогательный аппарат суставов. Виды движений в суставах по осям.

Строение позвоночного столба, его расположение, отделы. Строение позвонка, их количество. Особенности строения шейных и грудных позвонков.

Особенности строения поясничных позвонков. Строение крестца и копчика.

Позвоночный столб – изгибы, движения. Соединения позвоночного столба. Понятие о двигательном позвоночном сегменте. Профилактика патологических искривлений позвоночника.

Грудная клетка в целом, грудная полость, апертуры, реберные дуги. Формы грудной клетки: коническая, цилиндрическая, плоская. Строение грудины и ребер. Классификация ребер. Соединение ребер с позвоночником.

Кости плечевого пояса – ключица и лопатка, их строения. Грудино-ключичный и акромиально- ключичный суставы. Строение плечевой кости. Плечевой сустав.

Строение локтевой и лучевой костей. Соединения костей предплечья.  Локтевой сустав.

Строение костей кисти. Лучезапястный сустав. Среднезапястный, межзапястные, запястно-пястные, межпястные, пястно-фаланговые и межфаланговые суставы.

Скелет нижней конечности – отделы.  Скелет тазового пояса. Тазовая кость.

Соединения костей таза.  Образование большого таза. Образование малого таза. Костные границы большого и малого таза. Половые различия в строении таза.

Строение бедренной кости. Тазобедренный сустав: образование, связки, суставная губа, движения по осям.

Строение большеберцовой и малоберцовой костей. Соединения костей голени. Коленный сустав: образование, мениски, связки, движения по осям.

Строение костей стопы.  Соединение костей стопы. Голеностопный сустав. Таранно-пяточно-ладьевидный сустав, межплюсневые, плюснефаланговые, межфаланговые суставы.  Своды стопы.

Скелет головы – череп. Функции черепа. Мозговой и лицевой череп. Воздухоносные кости черепа. Строение костей мозгового черепа – лобной, теменной, затылочной костей.

Строение височной кости: чешуйчатая, каменистая и барабанная части.

Строение клиновидной кости: тело, большие крылья, малые крылья, крыловидные отростки. Строение решетчатой кости: решетчатая пластинка, перпендикулярная пластинка, решетчатый лабиринт.

Скелет лицевого отдела черепа.

Строение и расположение парных костей лицевого черепа – верхней челюсти, небной кости, скуловой кости, носовой кости, слезной кости.

Строение и расположение непарных костей лицевого черепа – нижней челюсти, сошника, подъязычной кости.  

Соединения костей черепа. Череп новорожденного – роднички, формирование швов. Изменения черепа в возрастном аспекте.

Строение внутренней и наружной поверхностей основания черепа.

Образование стенок, содержимое и элементы полости глазницы, носа и рта.

Каналы лицевого черепа, их значение.

6

В том числе практических занятий: 

40

Практическое занятие № 1 «Строение позвоночного столба. Позвоночный столб в целом».

4

 Практическое занятие № 2 «Строение и соединение костей грудной клетки».

4

Практическое занятие № 3 «Строение костей плечевого пояса, плечевой кости, их соединения».

4

Практическое занятие № 4 «Строение и соединения костей предплечья. Строение и соединения костей кисти».

4

Практическое занятие № 5 «Строение и соединение костей таза».

4

Практическое занятие № 6 «Строение бедренной кости. Тазобедренный сустав».

4

 Практическое занятие № 7 «Строение и соединение костей голени, костей стопы. Коленный сустав».

4

Практическое занятие № 8 «Строение костей мозгового черепа».

4

Практическое занятие № 9 «Строение и расположение парных и непарных костей лицевого черепа».

4

Практическое занятие № 10 «Соединения костей черепа. Топография лицевого и мозгового черепа»

4

Тема 3.2 Морфофункциональная характеристика мышечной системы человека

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Расположение, значение скелетных мышц. Мышечные группы. Мышца как орган, структурно-функциональная единица – мышечное волокно.

Виды мышц.

Вспомогательный аппарат мышц. Синовиальные сумки, костные и фиброзные блоки, сесамовидные кости. Основные физиологические свойства мышц. Изотонический и изометрический режимы сокращения. Виды мышечного сокращения. Контрактура. Работа мышц. Образование АТФ и тепла в мышцах. Утомление и отдых мышц. Значение физической тренировки мышц.  

Надчерепная мышца, ее части и функция. Мимические мышцы.   Начало и прикрепление мимических мышц, их функции.   Жевательные мышцы.  Начало, прикрепление и функции жевательных мышц.

Классификация мышц шеи. Поверхностные мышцы шеи.  Начало, прикрепление и функции поверхностных мышц шеи. Мышцы, лежащие выше подъязычной кости, их начало, прикрепление и функции. Мышцы, лежащие ниже подъязычной кости, их начало, прикрепление и функции. Глубокие мышцы шеи, их начало, места прикрепления и функции.

Мышцы груди, связанные с плечевым поясом.  Начало, места прикрепления и функции мышц, связанных с плечевым поясом. Начало, прикрепление и функции собственных мышц груди. Строение и функции диафрагмы.

Мышцы живота.  Начало и места прикрепления мышц живота. Расположение и функции мышц живота. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота. Пупочное кольцо. Паховый канал.

Мышцы спины. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Начало и места прикрепления мышц спины. Функции мышц спины.

Мышцы плечевого пояса. Начало и места прикрепления мышц плечевого пояса. Функции мышц плечевого пояса. Мышцы плеча. Начало и места прикрепления мышц плеча. Функции мышц плеча.

Передняя и группа мышц предплечья. Начало и места прикрепления передней группы мышц предплечья, их функции.

Задняя и группа мышц предплечья. Начало и места прикрепления задней группы мышц предплечья, их функции.

Мышцы возвышения большого пальца, мышцы возвышения мизинца, средняя группа мышц кисти. Начало и места прикрепления мышц кисти. Функции мышц кисти.

Внутренние и наружные мышцы таза. Начало и места прикрепления мышц тазового пояса. Функции мышц таза.

Передняя, медиальная и задняя группы мышц бедра. Места начала и прикрепления мышц бедра. Функции мышц бедра.

Передняя, латеральная и задняя группы мышц голени. Места начала и прикрепления мышц голени. Функции мышц голени.

Тыльные и подошвенные мышцы стопы. Места начала и прикрепления мышц стопы. Функции мышц стопы.

Топографические образования верхней и нижней конечностей. Мышцы, обеспечивающие движение верхней и нижней конечности.

8

В том числе практических занятий: 

36

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Практическое занятие № 11 «Мышцы головы и шеи».

4

Практическое занятие № 12 «Мышцы груди. Строение и функции диафрагмы».

4

Практическое занятие № 13 «Мышцы живота. Паховый канал. Белая линия живота».

4

Практическое занятие № 14 «Мышцы спины».

4

Практическое занятие № 15 «Мышцы плечевого пояса и плеча».

4

Практическое занятие № 16 «Мышцы предплечья. Мышцы кисти».

4

Практическое занятие № 17 «Мышцы тазового пояса».

4

Практическое занятие № 18«Мышцы бедра. Мышцы голени и стопы».

4

Практическое занятие № 19 «Обзор работы мышц для обеспечения движений в суставах скелета».

4

Раздел 4. Анатомо-физиологические аспекты регуляции и саморегуляции функциональных систем человека

Тема 4.1. Нервный механизм физиологической регуляции.

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Сущность и значение процесса регуляции и саморегуляции для удовлетворения потребностей человека. Классификация нервной системы. Общие принципы строения центральной нервной системы. Виды нейронов. Нервный центр – понятие. Виды нервных волокон, нервы – строение, виды. Синапс, механизм передачи возбуждения в синапсах. Рефлекторная дуга. Виды рефлекторных дуг. Рефлекс – понятие, виды. Нервная деятельность: виды (высшая и низшая) и структуры, их осуществляющие.

2

Тема 4.2. Функциональная анатомия ЦНС

Содержание учебного материала

4

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Расположение спинного мозга. Длинна, масса, границы, отделы и сообщение спинного мозга. Утолщения спинного мозга, передняя срединная щель, задняя срединная борозда, передняя и задняя латеральные борозды. Канатики спинного мозга.

Серое вещество спинного мозга: передние рога, задние рога, боковые рога спинного мозга. Строение и функции корешков спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Строение и функции продолговатого мозга. Строение и функции ретикулярной формации.

Строение, расположение и функции варолиева моста. Мозжечок: расположение, внешнее и внутреннее строение, функции, связи, ножки мозжечка. Проявления нарушенных функций различных отделов мозжечка.

Строение и функции среднего мозга.

Строение и функции промежуточного мозга.

Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Роль коры больших полушарий. Подкорковые ядра. Лимбическая система и структуры ее образующие.  Роль лимбической системы.

Оболочки головного и спинного мозга. Ликвор – состав, пути оттока, значение. Нервные центры головного мозга. Функции и рефлексы головного мозга. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры.  

Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры. Виды нервной деятельности.

В том числе практических занятий: 

8

Практическое занятие № 20 «Строение и функции спинного мозга и ствола мозга».

4

Практическое занятие № 21 «Строение и функции конечного мозга».

4

Тема 4.3. Спинномозговые и черепно-мозговые нервы

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Образование 31 пары СМН. Наличие симпатических и парасимпатических волокон в составе СМН. Ветви СМН. Зоны иннервации задними и передними ветвями СМН.

Образование, расположение, нервы шейного сплетения. Зоны иннервации шейного сплетения.

Образование, расположение надключичной и подключичной частей плечевого сплетения. Нервы плечевого сплетения.  Зоны иннервации нервами надключичной и подключичной частей плечевого сплетения.

Образование, расположение поясничного сплетения. Нервы поясничного сплетения и   зоны их иннервации.

Образование, расположение крестцового сплетения. Нервы крестцового сплетения и зоны их иннервации. Копчиковое сплетение: образование, расположение и зоны иннервации.  Черепно-мозговые нервы, их названия. Функциональные виды черепно-мозговых нервов.

 Обонятельный нерв – образование, выход их полости носа в полость черепа, обонятельные тракты, обонятельные центры, функции.

Зрительный нерв – образование, выход из полости глазницы, перекрест нерва, зрительный тракт, зрительные центры, функции.

Глазодвигательный нерв – образование, выход из полости черепа, зоны иннервации.

Блоковый нерв – образование, выход из полости черепа, зоны иннервации.

Тройничный нерв – его ветви, название, выход из полости черепа, области иннервации.

Отводящий нерв – образование, выход из черепа, зоны иннервации.

Лицевой нерв – расположение в височной кости, выход из полости черепа, области иннервации.

Преддверно-улитковый нерв – образование, вход в полость черепа, функции.

Языкоглоточный нерв – виды волокон, выход из полости черепа, области иннервации.

Блуждающий нерв – виды волокон, выход из полости черепа, отделы блуждающего нерва и области иннервации.

Добавочный нерв – образование, выход из полости черепа, зоны иннервации.

Подъязычный нерв – образование, выход из полости черепа, зоны иннервации.

4

Тема 4.4. Вегетативная нервная система

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Классификация вегетативной нервной системы. Области иннервации и функции ВНС. Отличия вегетативной нервной системы от соматической.

Центральный отдел симпатической нервной системы. Периферическая часть симпатической нервной системы. Влияние симпатической нервной системы на функции организма. Использование влияния массажа на симпатическую нервную систему.

Центральный отдел парасимпатической нервной системы. Периферическая часть парасимпатической нервной системы. Влияние парасимпатической нервной системы на функции организма.

Использование влияния массажа на парасимпатическую нервную систему.

2

Тема 4.5. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Определение сенсорной системы, ее значение. Анализатор, функциональная структура анализатора; виды анализаторов, функции. Механизм кодирования информации в ЦНС.

Органы чувств. Их вспомогательный аппарат. Значение органов чувств в познании внешнего мира. Виды рецепторов.

Периферический, проводниковый и центральный отделы сенсорных систем. Классификация сенсорных систем.

Значение органов чувств в познании внешнего мира.

Соматическая сенсорная система. Площадь кожи, функции и строение кожи. Профилактика заболеваний кожи.

Значение проприорецепторов. Проприорецепторы скелетных мышц, сухожилий, связок, капсул суставов. Проводниковая часть и корковая зона проприоцептивного анализатора.

Висцеральный анализатор, его значение. Периферический и проводниковый отделы висцерального анализатора.

Болевая (ноцицептивная) сенсорная система. Значение болевых ощущений. Типы боли. Ноцицептивные рецепторы. Проводящие пути ноцицептивного анализатора.

Зрительная сенсорная система. Вспомогательный аппарат глаза. Форма и размеры глазного яблока. Строение глазного яблока.

Функции зрительной сенсорной системы. Основы зрительного восприятия. Анализ световых ощущений. Механизм аккомодации. Понятие о дальнозоркости и близорукости Профилактика близорукости у школьников.

Обонятельная и вкусовая сенсорные системы. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат (нос), обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса.

Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха, корковый центр слуха.

Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо.

Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение.

Физиологические механизмы восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути звукового анализатора. Физиологические механизмы вестибулярной рецепции. Проводящие пути вестибулярного анализатора.

6

В том числе практических занятий:

14

Практическое занятие № 22 «Строение зрительного анализатора».

6

Практическое занятие № 23 «Строение слуховой и вестибулярной сенсорных систем».

8

Тема 4.6. Железы внутренней секреции

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Виды гормонов, их характеристика. Понятие об органах – мишенях. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции. Понятие о гипофункции и гиперфункции желез внутренней секреции.

Гипотпламо-гипофизарная система – структуры ее образующие. Гормоны гипоталамической области (либерины и статины), структуры, транспортирующие их в гипофиз. Гипофиз, расположение, доли. Гормоны гипофиза. Надпочечники – расположение, строение. Гормоны коркового и мозгового вещества надпочечников.

Физиологические эффекты гормонов.  Проявления гипо- и гиперфункций желез.

Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны.  Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты. Гипо- и гиперфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.

Эпифиз расположение, внешнее и внутреннее строение, гормоны, их физиологические эффекты. Расположение и возрастные особенности вилочковой железы. Гормон вилочковой железы, его действие.

Строение, расположение поджелудочной железы. Гормоны поджелудочной железы, структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты. Половые железы, их гормоны, физиологическая роль. Регуляция деятельности ЖВС.

2

Раздел 5. Анатомо-физиологические аспекты высшей нервной (психической) деятельности

Тема 5.1. Понятие о высшей нервной деятельности. Свойства высшей нервной деятельности. Понятие о I и 2 сигнальных системах. Типы высшей нервной деятельности человека по И. П. Павлову.

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Понятие о высшей нервной деятельности.        Психическая деятельность (ВНД) – физиологическая основа психосоциальных потребностей, структура ее осуществляющая, свойства коры, лежащие в основе условно-рефлекторной деятельности.

Инстинкты, условные рефлексы. Принципы рефлекторной теории И.П. Павлова. Особенности образования условных рефлексов, механизмы. Виды условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий.

Электрические явления в коре, биоритмы мозга.

Деятельность I-ой и 2-ой сигнальных систем.

Типы высшей нервной деятельности человека по И.П. Павлову.

Интегративные функции ЦНС: память, сон и бодрствование, основы сознания, нейрофизиологические аспекты речи.

2

Раздел 6. Кровь

Тема 6.1.

Состав, свойства, функции, группы крови, резус фактор

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Состав и функции внутренней среды организма. Гомеостаз. Нервный и гуморальный механизмы саморегуляции. Кровь как ткань. Процесс гемопоэза. Место крови в системе внутренней среды организма. Количество крови. Состав и константы крови. Функции крови.

Гемостаз, определение, механизмы. Факторы свертывания крови.

Группы крови. Групповая совместимость крови. Донорство.

Резус-фактор, локализация. Резус-положительная и резус-отрицательная кровь. Причины возникновения резус – конфликта. Механизм АВО – конфликта. Гемолиз, его виды. Гемотрансфузионный шок – признаки.

2

В том числе практических занятий:

6

Практическое занятие № 24 «Строение и функции крови».

6

Раздел 7. Процесс кровообращения и лимфообращения.

Тема 7.1.

Общие вопросы анатомии и физиологии

 сердечно – сосудистой системы

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Факторы, влияющие на процесс кровообращения. Процесс кровообращения – определение, значение в удовлетворении потребностей человека. Структуры,

 осуществляющие процесс кровообращения. Сердце – его функция. Сосуды – виды, строение стенки артерий, вен, капилляров.  Причины движения крови по артериям, венам, капиллярам. Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Круги кровообращения.

Основные показатели кровообращения. Факторы, обеспечивающие оптимальный уровень артериального давления.

2

Тема 7.2. Анатомия и физиология сердца

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки, камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства. Строение перикарда.

Сердечный цикл, его фазы, продолжительность. Сердечный толчок, тоны сердца, факторы, обусловливающие звуковые явления в сердце.

Перкуссия и аускультация сердца. Систолический и минутный объемы сердца. Свойства сердечной мышцы.

Проводящая система сердца, ее структура и функциональная характеристика.

Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы

Регуляция деятельности сердца: местные механизмы (закон Старлинга, Бейнбриджа), центральные механизмы – сердечно-сосудистый центр продолговатого мозга.        Гуморальная регуляция работы сердца.

4

В том числе практических занятий: 

6

Практическое занятие № 25 «Строение сердца».

6

Тема 7.3. Сосуды малого и коронарного кругов кровообращения

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Структуры малого круга кровообращения: легочный ствол, легочные артерии, долевые, сегментарные, дольковые артерии, капилляры, венулы, дольковые, сегментарные, долевые вены, легочные вены.

Венечный круг кровообращения: коронарные артерии (левая и правая), вены сердца, венечный синус. Значение коронарного круга кровообращения. Кровообращение плода, особенности, связанные с периодом развития.

2

Тема 7.4. Артерии большого круга кровообращения

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Аорта, ее отделы. Восходящая часть аорты, луковица аорты, венечные артерии. Дуга аорты, ее ветви. Ветви плечеголовного ствола – правая общая сонная и правая подключичная артерии. Ветви общей сонной артерии – наружная и внутренняя сонные артерии. Ветви внутренней сонной артерии. Зоны кровоснабжения ветвей внутренней сонной артерии.

Ветви наружной сонной артерии. Области кровоснабжения ветвями наружной сонной артерии.

Ветви подключичной артерии. Образование и значение вилизиева круга. Области кровоснабжения ветвями подключичной артерии.

Расположение подмышечной артерии, ее ветви. Области кровоснабжения ветвями подмышечной артерии.

Расположение плечевой артерии, кровоснабжение плеча и локтевой области. Лучевая и локтевая артерии – их ветви и области кровоснабжения.

Кровоснабжение тыльной и ладонной поверхностей кисти.

Грудная аорта, расположение. Пристеночные и висцеральные ветви грудной аорты.  Области кровоснабжения ветвями грудной аорты.

Пристеночные и висцеральные ветви брюшной аорты. Области кровоснабжения ветвями брюшной аорты.

Общая подвздошная артерия, расположение, деление на ветви. Внутренняя и наружная подвздошные артерии, их ветви и зоны кровоснабжения.

Бедренная артерия, ее расположение. Кровоснабжение бедра. Подколенная артерия, ее ветви.

Кровоснабжение голени.

Кровоснабжение тыла стопы и подошвы. Образование и значение анастомоза между тыльными и подошвенными артериями стопы.

2

Тема 7.5. Вены большого круга кровообращения.

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Внутренняя яремная вена, образование, положение, притоки. Венозный отток от головного мозга и головы. Синусы твердой мозговой оболочки. Венозный отток от шеи. Наружная яремная вена, внутренняя яремная вена.

Глубокие и поверхностные вены верхней конечности.

Вены грудной полости и грудной стенки. Образование верхней полой вены.

Вены таза – внутренняя и наружная подвздошные вены. Образование общей подвздошной вены.

Поверхностные и глубокие вены нижней конечности.

Образование и значение воротной вены. Портокавальные и кавакавальные венозные анастомозы, их образование, расположение и значение.

2

Тема 7.6. Функциональная анатомия лимфатической системы

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Строение системы лимфообращения. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование, строение стенки лимфатических сосудов. Отличие строения лимфатического капилляра от кровеносного. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение лимфатических узлов. Функции лимфатической системы.  Значение лимфатической системы для организма.

Лимфоотток от головы и шеи.  Региональные лимфоузлы головы, шеи, грудной полости, верхней конечности.

Лимфоотток от нижней конечности, полости таза и полости живота.

2

Раздел 8. Процесс дыхания.

Тема 8.1. Анатомия и физиология органов дыхания

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Потребность дышать; структуры организма человека, ее удовлетворяющие. Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания – определение.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа.

Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани.

Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции.

Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево.

Легкие – внешнее и внутреннее строение. Основание и верхушка легких, ворота легкого, поверхности, щели, доли, сегменты, дольки легкого. Понятие о структурно-функциональной единице легкого – ацинусе.  Функции легких.

Сосуды легких. Две системы кровеносных сосудов.  Понятие о средостении, строение, границы, отделы и органы средостения.

Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы.

Границы легких и плевры. Понятие о перкуссии и аускультации легких.

Фазы газообмена (этапы дыхательной функции). Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами. Дыхательный цикл. Механизм образования дыхательных шумов. Механизм вдоха и выдоха, 1-го вдоха новорожденного. Факторы, обеспечивающие оптимальный газовый состав организма.

Легочные объемы, способы их определения. Понятие о легочной вентиляции. Состав воздуха: вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного.

Регуляция работы легких: нервная и гуморальная. Дыхательный центр.

2

В том числе практических занятий: 

20

1. Практическое занятие № 26 «Строение полости носа, гортани, трахеи, бронхов».

8

2. Практическое занятие № 27 «Строение, кровоснабжение легких. Понятие о средостении».

6

3. Практическое занятие № 28 «Плевра. Плевральные полости. Границы легких и плевры».

6

Раздел 9. Анатомо-физиологические аспекты потребности есть и пить.

Тема 9.1. Анатомия     органов пищеварительного канала.

Содержание учебного материала

4

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев – границы, небные дужки, мягкое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова – Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта.

Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции (пищеварительная, дыхательная, защитная).

Строение пищевода: расположение, длина, функции. Проекция пищевода на позвоночник, сужения пищевода, строение стенок пищевода.

Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку.  Формы, отделы, поверхности, кривизны желудка. Строение желудка. Железы желудка и вещества, ими вырабатываемые.

Тонкая кишка – расположение, строение, отделы.

Толстая кишка – расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Брюшина и ее производные.

В том числе практических занятий: 

20

1.        Практическое занятие № 29 «Полость рта: зев, язык, зубы».

6

2.        Практическое занятие № 30 «Строение глотки, пищевода, желудка».

6

3.        Практическое занятие № 31 «Строение тонкой и толстой кишки».

8

Тема 9.2. Анатомия   больших пищеварительных желез

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез.

Печень – расположение, границы. Макроскопическое и микроскопическое строение печени. Кровоснабжение печени, ее сосуды.

Желчный пузырь – расположение, строение. Желчные протоки: общий печеночный проток, пузырный проток, общий желчный проток. Поджелудочная железа – расположение, строение.

4

В том числе практических занятий: 

8

1. Практическое занятие № 32 «Строение слюнных желез. Строение, кровоснабжение печени».

4

Практическое занятие № 33 «Строение желчного пузыря и желчевыводящих путей. Строение поджелудочной железы».

4

Тема 9.3. Физиология пищеварения.  

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Метод хронических фистул. Книга И.П. Павлова «Лекции о работе главных пищеварительных желез». Регуляция пищеварения. Аппетит по И.П. Павлову. Пищевая мотивация, чувство голода, жажда (истинное чувство жажды, ложное чувство жажды), пищевой центр.

Пищеварение в полости рта. Глотание. Роль полости рта в секреторной и моторной функции пищеварительного тракта. Движение пищи в глотке и пищеводе.

Мотивация голода и насыщения. Центры голода. Аппетит.

Пищеварение в желудке. Моторная функция желудка. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке, состав соков, работающих в этом отделе кишечника.

Пищеварение в тонком кишечнике, виды. Полостное и пристеночное пищеварение. Функции поджелудочной железы. Моторная функция тонкой кишки. Эвакуация пищи в толстую кишку.

Пищеварение в толстой кишке. Синтез витаминов группы В, витамина К.

Функции печени.

Формирование каловых масс. Состав каловых масс. Моторная функция толстой кишки как фактор формирования каловых масс. Акт дефекации. Всасывание на протяжении ЖКТ. Значение тонкой кишки в процессе всасывания.

4

Тема 9.4. Обмен веществ и энергии в организме.

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Обмен веществ и энергии – определение; пластический и энергетический обмен – характеристика. Превращение веществ и энергии в организме человека. Энергетический баланс. Основной обмен, факторы на него влияющие.

Белки: биологическая ценность (пластическая, регуляторная, ферментативная, транспортная, наследственная, энергетическая роль), энергетическая ценность, суточная потребность человека в белках. Продукты, содержащие белки и незаменимые аминокислоты. Азотистый баланс, понятие, виды. Конечные продукты белкового обмена, пути выведения из организма, обезвреживание аммиака.

Углеводы: биологическая ценность. Депо углеводов в организме. Конечные продукты обмена. Пути выведения из организма. Суточная потребность человека в углеводах. Продукты, содержащие углеводы.

Жиры: биологическая ценность. Суточная потребность человека в жирах.  Продукты, содержащие жиры и жирные кислоты. Конечные продукты расщепления жиров в организме: глицерин и жирные кислоты. Пути выведения из организма

Водно-солевой обмен. Биологическая ценность воды. Количество воды в организме. Суточная потребность человека в воде.

Минеральные вещества и микроэлементы, продукты их содержащие. Биологическая ценность натрия, калия, хлора, кальция, фосфора, железа, йода.

2

Раздел 10. Процесс терморегуляции.

Тема 10.1 Температура тела. Механизмы терморегуляции.

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Нормальная температура тела человека. Физиологические колебания температуры тела. Значение постоянства температуры тела для организма человека. Терморецепторы. Факторы, поддерживающие оптимальную для метаболизма температуру тела.

Теплопродукция – химическая терморегуляция. Основные источники образования тепла в организме (мышцы, печень). Теплоотдача – физическая терморегуляция (конвекция, излучение и испарение воды).

Нейрогуморальные механизмы теплообразования и теплоотдачи. Центр терморегуляции.

Гуморальные факторы терморегуляции – гормоны и биологически-активные вещества.

Эффекторы терморегуляции: скелетные мышцы, потовые железы, кровеносные сосуды, дыхательные мышцы. Компенсаторные механизмы организма при температурном дискомфорте.

2

Раздел 11. Анатомо-физиологические аспекты потребности выделять.

Тема 11.1. Анатомия и физиология мочевой системы

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Процесс выделения. Потребность выделять. Вещества, подлежащие выделению (экскреты) с мочой, калом, потом, при дыхании. Органы, выполняющие выделительные функции (почки и потовые железы, легкие, железы желудочно-кишечного тракта, сальные железы кожи, печень).

Мочевая система, органы ее образующие. Строение и топография почек. Кровоснабжение почки.

Строение нефронов, их виды.

Мочеточники, расположение, строение. Мочевой пузырь – расположение, отношение к брюшине, строение. Строение женского и мужского мочеиспускательного канала.

Определение и характеристика мочевыделения. Механизмы образования мочи. Количество и состав первичной и конечной мочи. Суточный диурез.

Водный баланс. Произвольная и непроизвольная регуляция актов мочеиспускания. Регуляция мочеобразования и мочевыделения.

2

В том числе практических занятий: 

4

Практическое занятие № 34 «Строение и топография почек и мочевыводящих путей».

4

Раздел 12. Процесс репродукции

Тема 12.1. Анатомия и физиология мужской и женской половой системы

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Строение внутренних женских половых органов. Строение яичников, маточной трубы, матки, влагалища.

Строение наружных женских половых органов: большие половые губы, малые половые губы, клитор, преддверие влагалища.

Строение внутренних мужских половых органов: яичко, придаток яичка, семявыносящий проток, семенной канатик, семенные пузырьки, предстательная железа, бульбоуретральные железы.

Строение наружных мужских половых органов: половый член, мошонка. Сперма – образование, состав, пути движения из яичек в мочеиспускательный канал.

Вторичные половые признаки. Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки. Строение промежности.

Процесс репродукции, его значение для сохранения вида, структуры организма человека его осуществляющие.  Половое созревание, формирование половой мотивации, половое поведение, половой акт, оплодотворение, беременность, роды, лактация, выращивание потомства.

Исполнительные структуры, осуществляющие удовлетворение сексуальной потребности. Половое созревание мальчиков, его признаки.

Половое созревание девочек, его признаки. Понятие о менструации, овуляции, менопаузе, климаксе.

Процесс ово- и сперматогенеза. Механизм движения яйцеклетки из яичника в матку. Оплодотворение яйцеклетки. Механизм движения сперматозоидов. Процесс опускания яичка в мошонку.

Критерии оценки процесса репродукции – развитие вторичных половых признаков, наличие либидо, менструаций, поллюций, возможность полового акта, возможность наступления и развития беременности, наличие материнских и отцовских чувств.

4

В том числе практических занятий:

4

1.        Практическое занятие № 35 «Строение мужских и женских половых органов».

4

Раздел 13. Процесс защиты организма от воздействия внешней и внутренней среды.

Тема 13.1. Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунологической защиты организма

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Потребность в безопасности. Основы самоудовлетворения потребности в безопасности. Иммунитет, его виды (по происхождению, по механизму). Приспособительные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита.

Механизмы неспецифического иммунитета: барьеры против инфекций, бактерицидное действие жидкостей организма, фагоцитоз. Механизмы специфического иммунитета: Т-лимфоциты и В-лимфоциты.

Органы иммунной системы – центральные и периферические. Красный костный мозг – расположение, строение, функции. Лимфатическая система, ее взаимоотношения с иммунной системой. Вилочковая железа – расположение, строение, функции.

Лимфатические узлы – строение, роль в иммунном процессе. Селезенка – расположение, строение, роль в иммунном процессе. Миндалины – расположение, строение, роль в иммунном процессе.

Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем (миндалины – язычная, небные, глоточная, трубные, групповые лимфоидные узелки червеобразного отростка, обобщенные лимфоидные узелки подвздошной кишки, одиночные лимфоидные узелки).

2

Раздел 14. Топографическая анатомия

Тема 14.1. Топографическая анатомия груди и живота

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Грудная клетка – ее скелет: ребра, грудина, грудные позвонки. Область – «грудь», ее границы, области, костно-мышечные ориентиры.

Проекции органов грудной клетки на ее поверхность.

Область «грудь», слои мягких тканей, мышцы. Подключичная область, межреберные промежутки.        Область молочной железы – слои, кровоснабжение, зоны иннервации.

Зоны кровоснабжения, венозного оттока и лимфатического оттока области груди. Зоны иннервации груди. Границы области, линии спины. Костно-мышечные ориентиры, группа мышц, фасции спины, слои мягких тканей. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока спины.

Границы, линии, области живота. Проекции внутренних органов на брюшную стенку. Слои мягких тканей передней брюшной стенки. Группы мышц передней брюшной стенки. Понятие о белой линии живота, паховом канале.

Кровоснабжение, иннервация живота, венозный и лимфатический отток от передней брюшной стенки.

Топографическая анатомия поясничной области: границы, костно-мышечные ориентиры, слои, зоны кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока. Зоны иннервации поясничной области.

2

В том числе практических занятий:

20

Практическое занятие № 36 «Проекции внутренних органов на грудную и брюшную стенки».

Тема 14.2. Топографическая анатомия нижней и верхней конечностей

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Топографическая анатомия ягодичной области: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей, скелет таза, таз в целом. Тазобедренный сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока ягодичной области.

Топографическая анатомия бедра: границы, костно-мышечные ориентиры, области бедра – передняя и задняя, слои мягких тканей. Топографические образования бедра, проекции сосудисто-нервных пучков. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока бедренной области.

Топографическая анатомия области колена: границы, костно-мышечные ориентиры, области колена – передняя и задняя (подколенная ямка), слои мягких тканей. Проекция сосудисто-нервного пучка. Коленный сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области колена.

Топографическая анатомия голени: границы, костно-мышечные ориентиры, области голени – передняя и задняя, слои мягких тканей. Топографические образования голени, проекции сосудисто-нервных пучков. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области голени.

Топографическая анатомия голеностопной области: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей.  Голеностопный сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока голеностопной области.

Топографическая анатомия тыла и подошвы стопы: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Особенности строения и биомеханики опорно-двигательного аппарата стопы.

Топографические образования подошвы, проекции сосудисто-нервных пучков. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области тыла и подошвы.

Топографическая анатомия дельтовидной области: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Плечевой сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока дельтовидной области.

Стенки подмышечной ямки, проекция сосудисто-нервного пучка, слои мягких тканей, расположение пучков подключичной части плечевого сплетения. Кровоснабжение, иннервация, лимфатический и венозный отток от подмышечной ямки.

Топографическая анатомия плеча: границы, костно-мышечные ориентиры, области плеча, слои мягких тканей. Топографические образования плеча, проекции сосудисто-нервных пучков. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока плечевой области.

Топографическая анатомия локтевой области: границы, костно-мышечные ориентиры, области локтя – передняя (локтевая ямка) и задняя, слои мягких тканей. Проекция сосудисто-нервного пучка локтевого сгиба, срединная локтевая вена, их использование в медицинской практике. Локализация регионарных лимфатических узлов. Локтевой сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области локтя.

Топографическая анатомия предплечья: границы, костно-мышечные ориентиры, области предплечья – передняя и задняя, слои мягких тканей. Топографические образования предплечья, проекции сосудисто-нервных пучков. Особенности строения собственной фасции, группы мышц. Межмышечные борозды – локтевая, лучевая, срединная.  Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области предплечья.

Топографическая анатомия запястья: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Анатомическая табакерка. Костно-фиброзные каналы и синовиальные влагалища сухожилий мышц – сгибателей и разгибателей кисти и пальцев, их значение в хирургии, массаже. Канал запястья. Лучезапястный сустав. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока области запястья.

Топографическая анатомия тыла кисти: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока от тыла кисти.

Топографическая анатомия ладонной области кисти: границы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока от ладонной области кисти.

8

В том числе практических занятий:

4

Практическое занятие № 37 «Топографические образования верхней и нижней конечности».

4

Тема 14.3. Топографическая анатомия головы и шеи

Содержание учебного материала

ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.2

Общие данные о топографии головы. Границы, форма головы. Отделы головы – мозговой и лицевой череп, их функции, границы. Значение в хирургии, массаже, рефлексотерапии.

Топографическая анатомия мозгового отдела головы.  Свод и основание мозгового черепа, составляющие их кости, соединения костей, границы между ними, костно-мышечные ориентиры. Области мозгового черепа, их границы, слои мягких тканей. Понятие о скальпе, скальпированных ранах. Зоны кровоснабжения, венозного, лимфатического оттока, иннервации.

Топографическая анатомия лицевого отдела головы. Кости лицевого отдела черепа, их соединения, формы лица. Области лицевого отдела головы, костно-мышечные ориентиры, слои мягких тканей. Особенности жевательных и мимических мышц. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока.

Общие данные о топографии шеи. Границы, КМО, области – передняя и задняя. Скелет – шейный отдел позвоночника, его особенности. Группы мышц. Органы, сосудисто-нервные магистрали шеи. Зоны сегментарной иннервации. Топографическая анатомия задней области шеи. Слои мягких тканей. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока задней области шеи.

Топографическая анатомия передней области шеи. Слои мягких тканей. Зоны иннервации, кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока передней области шеи.

Треугольники и четырехугольники шеи. Границы. Проекции органов и сосудисто-нервных образований шеи

8

В том числе практических занятий:

4

Практическое занятие № 38 «Треугольники и четырехугольники шеи».

4

Всего:

292

.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Анатомии и физиологии человека с основами топографической анатомии», оснащенный оборудованием:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся);
  • учебные наглядные пособия (таблицы, схемы, плакаты, скелет человека, анатомические муляжи и модели);
  • тематические папки дидактических (раздаточных) материалов;
  • комплект учебно-методической документации;
  • техническими средствами обучения:
  • компьютер или ноутбук с лицензионным программным обеспечением,
  • мультимедиа проектор или иные средства аудиовизуализации.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

1. Смольянникова, Н.В. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун. – изд.3-е., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021. – 592 с.

2.        Смольянникова, Н.В. Топографическая анатомия.: практикум для медицинских сестёр по медицинскому массажу / Н.В. Смольянникова. – Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2020. – 160 с.

Основные электронные издания

1. Мустафина, И. Г. Практикум по анатомии и физиологии человека : учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 388 с. — ISBN 978-5-8114-9185-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187804 (дата обращения: 03.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека : учебник / Н. И. Федюкович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 574 с. — (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-35193-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1223248 (дата обращения: 03.01.2022). – Режим доступа: по подписке.

3.2.2. Дополнительные источники

  1. Сапин, М. Р. Анатомия человека : атлас : учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина, С. В. Чава - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-3257-0. - Текст : электронный // URL : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970432570.html (дата обращения: 03.01.2022). - Режим доступа : по подписке.
  2. Анатомия человека: атлас: учеб. пособие для медицинских училищ и колледже / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. –
    376 с.
  3. Теля, Л. З. Нормальная физиология : учебник / под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна - Москва : Литтерра, 2015. - 768 с. - ISBN 978-5-4235-0167-9. - Текст : электронный // URL : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785423501679.html (дата обращения: 03.01.2022). - Режим доступа : по подписке.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

усвоенные знания:

  • планомерное описание системы органов и каждого органа в отдельности;
  • использование анатомической и медицинской терминологии;
  • отнесения различных структур к описываемой системе организма;
  • - отражение межпредметных связей изучаемых тем с профессиональной деятельностью массажиста;
  • соблюдение принципов здорового образа жизни и рациональных приемов двигательной активности
  • описание строения, физиологии и топографии органов и систем органов человека;
  • формулирование задач для поиска информации;
  • ориентирование в различных источниках информации.
  • выделение наиболее значимого в перечне информации;
  • выделение значимости информации для дальнейшей профессиональной деятельности;
  • использование анатомической и медицинской терминологии;
  • грамотное изложение информации на государственном языке;
  • умение работать в группе над предложенной задачей;
  • определение взаимосвязи изучаемых тем с дальнейшей профессиональной деятельностью массажиста;
  • использование знаний по опорно-двигательной системе в профессиональной деятельности;
  • оценка результатов пальпации кожи, мышц, костной системы и суставов;
  • определение анатомических областей (их границы) тела для выполнения медицинского массажа.
  • общение и наблюдение в процессе обучения;
  • тестирование;
  • проведение устного проса;
  • оценка индивидуальной работы обучающегося при проведении практических занятий.
  • приемы структурирования информации;
  • современная научная и профессиональная терминология;
  • правила построения устных сообщений;
  • значимость профессиональной деятельности по специальности;
  • основы здорового образа жизни и рациональные приемы двигательных функций;
  • основы анатомии, физиологии и биомеханики человека
  • функциональных систем организма человека, их регуляции и саморегуляции в норме;
  • основных характеристик и изменений в покровных тканях массируемых областей при проведении различных видов массажа.

усвоенные умения:

  • определять задачи для поиска информации;
  • определять необходимые источники информации;  
  • структурировать получаемую информацию;
  • выделять наиболее значимое в перечне информации;
  • оценивать практическую значимость результатов поиска;
  • применять современную научную профессиональную терминологию;
  • грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке;
  • проявлять толерантность в рабочем коллективе
  • описывать значимость своей специальности;
  • применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;
  • применять методы осмотра и функционального обследования массируемого с целью выявления противопоказаний к различным видам массажа на момент проведения процедуры;
  • определять анатомические области (их границы) тела массируемого, проекции костей, сосудов, нервов, внутренних органов и костно-мышечные ориентиры;
  • идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")

Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...

Дисциплина ОП.01 «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии». специальность 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

Дисциплина ОП.01 «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии».специальность 34.02.02 «Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоро...