МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
учебно-методический материал

Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx454.93 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  

Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Москва

2024


РАССМОТРЕНА

Цикловой методической

комиссией № 3

(протокол от 07.02.2024)

РАЗРАБОТАНА

на основе ФГОС СПО по специальности

34.02.01 Сестринское дело

Разработчик: Вислых Олеся Михайловна, преподаватель  ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

Рецензент: Смыслова Ольга Александровна, председатель ЦМК№3 ГБПОУ ДЗМ «МК №1»


В методических рекомендациях по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека» представлено руководство по изучению основных понятий раздела 2. «Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Процесс движения», тема 2.1.3 «Изучение строения костей верхней конечности и их соединений. Типичные места переломов верхних конечностей», где анатомию органов предлагается рассматривать в связи с их функциями. Методическая разработка содержит схемы, таблицы, задания, способствующие конкретизации и систематизации знаний и предусматривает организацию самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях и в ходе домашней подготовки.


№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка

4

Методический блок

5

Технологическая карта практического занятия

10

Хронологическая карта практического занятия

11

Планирование этапов занятия

12

Информационный блок

15

Блок контроля

19

Приложения

31

Список использованных источников

38


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина ОП.02 Анатомия и физиология человека является основополагающей в цикле общепрофессиональных дисциплин образовательной программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и реализуется в ходе теоретических и практических занятий.

Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Состав и содержание практического занятия, направлены на реализацию требований ФГОС СПО к уровню подготовки выпускников и определяется его ведущей дидактической целью − формирование практических учебных и профессиональных умений.

При проведении практических занятий используются различные формы организации работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи: разнообразить работу, повысить ответственность каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ, повысить качество подготовки.

В методических рекомендациях по подготовке к практическим занятиям раскрыты основные требования, определяющие состав и содержание необходимых материалов, условия подготовки к практическим занятиям, оформления рабочей тетради, формы отчетности. В процессе занятия повторяются, конкретизируются и закрепляются знания, полученные при изучении темы на теоретическом занятии.

Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практическое занятие, зафиксированы в рабочей программе учебной дисциплины. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время обучающиеся смогли их качественно выполнить.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Цели занятия:

Учебные (дидактические):

  1. Закрепление теоретических знаний обучающихся, полученных на теоретическом занятии.
  2. Углубление знаний обучающихся в общих вопросах анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата.
  3. Формирование способности самостоятельного применения знаний в практической деятельности при решении профессиональных задач.

Развивающие:

  1. Развитие когнитивных способностей обучающихся при решении ситуационных задач и проблемных вопросов.
  2. Развитие умения обучающихся применять полученные знания на практике.
  3. Формирование умений и навыков работы с наглядными пособиями и раздаточным материалом.

Воспитательные:

  1. Воспитание исполнительности, аккуратности, умения управлять эмоциями.
  2. Формирование познавательного интереса обучающихся к изучаемой дисциплине через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Место проведения занятия: кабинет анатомии и физиологии человека.

Количество часов: 2 часа (90 минут).

Оснащение занятия:

  1. Раздаточный материал для обучающихся по данной теме.
  2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
  3. Презентация по теме: Раздел 2. Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Процесс движения. Тема 2.1.3 «Изучение строения костей верхней конечности и их соединений. Типичные места переломов верхних конечностей» (с презентацией можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/26/skelet_verhnih_konechnostey.pdf )
  4. Таблицы по данной теме: «Строение скелета верхней конечности», «Строение сустава».
  5. Скелет туловища.
  6. Атлас по анатомии человека.
  7. Задания для исходного, текущего контроля знаний студентов.

Связь анатомии и физиологии человека с другими дисциплинами и МДК:

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Технология оказания медицинских услуг

Основы реабилитации

Основы патологии

Анатомия и физиология человека

Латинский язык

Микробиология

Генетика

Химия

Биология

Физика

Результатом освоения темы является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.1. Организовывать рабочее место.

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.

ПК 1.3. Обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа.

ПК 2.2. Использовать информационные информационно телекоммуникационную сеть «Интернет».

ПК 2.3. Контролировать обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом.

ПК 3.1. Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний.

ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни.

ПК 3.3. Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения.

ПК 3.4. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

ПК 3.5. Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний.

ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента.

ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентом.

ПК 4.4. Обучать пациента (его законных представителей) илиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме.

ПК 4.6. Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации.

ПК 5.1. Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни.

ПК 5.2. Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в области анатомии и физиологии после изучения данной темы обучающийся должен:

Знать: строение и соединения костей скелета верхних конечностей.

Уметь: показывать на костных препаратах составные части костей, костные выступы, типичные места переломов костей верхней конечности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина:

ОП.02 Анатомия и физиология человека

Тема:

Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей

Вид занятия:

Практическое

Количество часов:

2 часа (90 мин)

Цели занятия:

изучить строение и функции костей верхних конечностей, их соединения

Знать

строение и соединения костей скелета верхних конечностей

Уметь

показывать на костных препаратах составные части костей, костные выступы, типичные места переломов костей верхней конечности.

Междисциплинарные связи

Основы патология, фармакология, основы латинского языка, профессиональные модули

Оснащение занятия

А.Наглядные пособия

Мультимедийная презентация, схемы, плакаты, муляжи, скелет человека.

Б.Раздаточный материал

Методические указания для обучающихся по выполнению самостоятельной работы, материалы для текущего и итогового контроля знаний, лист самооценки обучающихся.

Литература

  1. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020. - 542 с.
  2. Самусев, Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020. - 768 с.
  3. Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.studentlibrary.ru; www.medcollegelib.ru

Внеаудиторная работа:

Самостоятельная работа с лекционным материалом, учебником, учебно-методической литературой, интернет-ресурсами, периодическими медицинскими изданиями, материалами на электронных носителях и другими источниками информации.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Название этапа

Время

1

Организационный момент

2 мин.

2

Целеполагание, планирование занятия

2 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний

7 мин.

4

Инструктаж по выполнению

самостоятельной работы обучающихся

3 мин.

5

Самостоятельная работа под руководством преподавателя. Самоконтроль

40 мин.

6.

Текущий контроль знаний

25 мин.

7

Итоговый контроль знаний

7 мин.

8

Домашнее задание

2 мин.

9

Подведение итогов занятия

2 мин.

        

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

Описание деятельности

Мотивация

преподавателя

обучающегося

1 этап

Организационный момент

2 мин.

Приветствует обучающихся, обращает внимание на внешний

вид обучающихся, санитарное состояние аудитории, отмечает

отсутствующих.

Приветствуют преподавателя,

занимают рабочие

места; дежурный сообщает об

отсутствующих и готовности к занятию.

Привлечь внимание обучающихся,

сконцентрировать их внимание на предстоящей работе.

2 этап

Целеполагание, планирование занятия

2 мин.

Сообщает и предлагает записать в рабочую тетрадь тему, план занятия, совместно с обучающимися формулирует цель.

Записывают в рабочую тетрадь дату, тему, совместно с

преподавателем участвуют в

формулировании цели занятия

Раскрыть значимости темы, настроить на

целенаправленную работу.

3 этап

Контроль

исходного

уровня знаний

7 мин.

Задает вопросы, с целью проверки исходного уровня знаний.

Результаты заносятся в лист самооценки каждым обучающимся. (Приложение 2).

Получают вопросы, обдумывают и

дают устный ответ.

Выявить

уровень теоретической

подготовки, развития

речи.  Обучающиеся формируют следующие мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, делают выводы по полученной информации.

4 этап

Инструктаж по

выполнению

самостоятельной работы обучающимися

3 мин.

Раздает методические указания для самостоятельной работы обучающихся (Приложение 1). Объясняет задания, акцентирует внимание на ход выполнения работы.  

Внимательно слушают

преподавателя,

задают вопросы,

осмысливают

последовательность работы,

анализируют свои знания, планируют предстоящую работу, знакомятся с методическими указаниями для самостоятельной работы.

Показать, на что необходимо ориентироваться при выполнении

самостоятельной

работы. Сформировать

познавательный

интерес. Настроить на выполнение

самостоятельной

работы, отработку умений и навыков

рационально планировать работу

5 этап

Самостоятельная работа обучающихся под

руководством

преподавателя

40 мин.

Контролирует работу обучающихся, помогает исправить ошибки, наблюдает за работой. Результаты заносятся в лист самооценки каждым обучающимся (Приложение 2).

Получают раздаточный материал где указаны задания, требующие

заполнения таблиц и подписи рисунков.

Рассматривают

наглядные пособия,

делают

необходимые

обозначения в раздаточном материале. При необходимости обращаются за помощью к преподавателю.

Сформировать умение обобщать и систематизировать

теоретические

знания.

Формировать умение работы с дополнительной литературой, наглядными пособиями. Тренировать умение кратко и четко излагать мысли.

6 этап

Текущий

контроль знаний.

Самоконтроль

25 минут.

Делит группу по парам. Раздает обучающимся макеты костей, вопросы для текущего контроля. Организует взаимный контроль знаний в парах. Контролирует уровень усвоения материала. После

проведения тестового контроля преподаватель проводит фронтальную беседу по вопросам текущего контроля для выявления ошибок и закрепления материала.

Результаты заносятся в лист самооценки каждым обучающимся (Приложение 2)

Делятся по парам. Получают для контроля знаний перечень вопросов и отвечают поочередно на них. После выполнения работы отвечают на вопросы преподавателя, находят возможные ошибки, допущенные при выполнении работы

Выявить уровень знаний по изучаемой теме. Развивать умение находить ошибки и

работать над их устранением. Формировать самостоятельность.

7 этап

Итоговый контроль знаний

7 мин.

Раздает обучающимся задания итогового контроля знаний по вариантам.

По окончанию работы проводит фронтальную беседу по вопросам для выявления ошибок. Результаты заносятся в лист самооценки каждым обучающимся (Приложение 2).

Получают письменные задания по вариантам для итогового контроля знаний по теме. После выполнения работы отвечают на вопросы преподавателя, находят ошибки, допущенные при выполнении работы.

Выявить уровень знаний по изучаемой теме, уровень самостоятельности, умения излагать мысли.

8 этап

Домашнее задание

2 мин.

Предлагает записать домашнее задание, сообщает тему (в соответствии с календарно- тематическим планом), литературу, страницы учебника, дает рекомендации по выполнению домашнего задания. (ОЛ 1.3, Раздел 6, стр. 54-61).

Записывают домашнее задание, слушают рекомендации преподавателя по выполнению заданий.

Стимулировать интерес к выполнению домашнего задания, развитие творческой деятельности. Выработка умений и навыков осмысленного чтения, осознанного усвоения материала. Оказание методической помощи в подготовке домашнего задания.

9 этап

Подведение итогов

2 мин.

Отмечает активных обучающихся, обращает внимание на положительные и отрицательные результаты, аттестует каждого обучающегося, используя комбинированную форму контроля (Приложение 2), делает выводы об усвоении знаний,

Слушают преподавателя, обращают внимание на замечания, намечают пути устранения ошибок, задают вопросы.

Развивать умение анализировать ошибки, устранять ошибки, находить пути их устранения, стимулировать интерес к достижению лучших результатов в учебе, воспитание самостоятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Скелет верхних конечностей

Функции конечностей человека четко разграничены: верхние органы труда, нижние - опоры и передвижения.

Кости верхней конечности подразделяют на пояс верхней конечности, состоящий из лопатки и ключицы и скелет свободной верхней конечности (руки), в который входят плечевая кость, кости предплечья (и локтевая), кости запястья, пястные кости и кости пальцев (фаланги).

Ключица (clavicula) - парная, S-образно изогнутая трубчатая кость, в которой различают тело и два утолщенных суставных конца: грудинный и акромиальный. Медиальная часть ключицы выпуклостью обращена вперед, а латеральная - назад.

Лопатка (scapula) - плоская кость треугольной формы. Выделяют три ее края: верхний, латеральный и медиальный и три угла: верхний, нижний и латеральный. Латеральный угол лопатки утолщен и заканчивается овальной неглубокой суставной впадиной для сочленения с плечевой костью (шаровидный сустав). Своей передней углубленной поверхностью лопатка прилежит к задней стенке грудной клетки на уровне II-VI ребер. На задней поверхности лопатки имеется лопаточная ость, переходящая в плечевой отросток - акромион. На акромионе имеется суставная поверхность для сочленения с ключицей.

Грудинный конец ключицы сочленяется с грудиной, образуя седловидный (или плоский) грудино-ключичный сустав с внутрисуставным диском, разделяющим полость сустава на две части (камеры). Наличие диска обеспечивает возможность движения в суставе вокруг трех осей. Грудино-ключичный сустав является единственным суставом, соединяющим пояс верхней конечности со скелетом туловища. Латеральный конец ключицы соединяется с акромионом лопатки плоским малоподвижным акромиально-ключичным суставом.

Плечевая кость (humerus) - типичная длинная трубчатая кость, имеет тело (диафиз) и два конца (эпифиза). На проксимальном конце имеется головка, отделенная от остальной кости анатомической шейкой. Ниже анатомической шейки на передней поверхности имеется малый бугорок, а на латеральной - большой бугорок. Между ними проходит межбугорковая борозда, предназначенная для сухожилия длинной головки двуглавой мышцы плеча. Ниже большого и малого бугорков, в месте перехода верхнего эпифиза в тело, имеется небольшое сужение - хирургическая шейка (в этом месте чаще наблюдаются переломы).

Дистальный конец кости утолщен и носит название мыщелка плечевой кости, состоящего из головки мыщелка, с которой сочленяется головка лучевой кости, и блока, который соединяется с блоковидной вырезкой локтевой кости в локтевом суставе.

Лучевая кость (radius) располагается на наружной поверхности предплечья со стороны большого пальца, локтевая кость (ulna) – на внутренней поверхности со стороны V пальца (мизинца). Обе эти кости трубчатые, трехгранные. Состоят из тела и двух концов (эпифизов). Верхние и нижние эпифизы их соприкасаются, образуя проксимальный и дистальный лучелоктевые суставы, позволяющие лучевой кости вместе с кистью вращаться (супинация и пронация) почти на 180°.

Кости кисти (ossa manus) делятся на кости запястья, пястные кости и кости пальцев (фаланги).

Кости запястья (ossa carpi) расположены в два ряда по 4 в каждом, считая от большого пальца, верхний ряд включает ладьевидную, полулунную, трехгранную, гороховидную кости; нижний ряд составляют кость - трапеция, трапециевидная, головчатая и крючковидная. Три кости проксимального ряда (за исключением гороховидной) образуют эллипсовидную суставную поверхность для сочленения с костями предплечья. Все кости запястья относятся к губчатым костям.

Пястные кости (ossa metacarpi) представлены пятью короткими трубчатыми костями, счет которых ведется со стороны большого пальца (I,II,III и т.д.). Каждая пястная кость имеет основание, тело, головку. На основании и головке имеются суставные поверхности для сочленения с костями запястья и фалангами пальцев.

Кости пальцев, или фаланги (ossa digitorum, seu phalanges), образованы короткими трубчатыми костями - фалангами: проксимальной, средней и дистальной (ногтевой). Большой палец состоит только из двух фаланг: проксимальной и дистальной.

Кости свободной верхней конечности соединяются между собой суставами: плечевым, локтевым, лучезапястным и суставами кисти.

Плечевой сустав образован головкой плечевой кости и суставной впадиной лопатки, дополненной по ее краю хрящевой губой. Суставная капсула позволяет удаляться суставным поверхностям лопатки и плеча друг от друга на расстояние до 3 см и во время движений образует складки (возможны вывихи). Сустав укрепляется за счет мышц.

Плечевой сустав - типичный шаровидный сустав, в котором совершаются движения вокруг многих осей: фронтальной - сгибание и разгибание, сагиттальной - отведение и приведение, вертикальной - вращение, а также периферическое вращение (циркумдукция).

Локтевой сустав - сложный, в его образовании участвуют три кости: плечевая, лучевая и локтевая. Он состоит из плечелоктевого, плечелучевого и проксимального лучелоктевого суставов. Эти 3 сустава имеют одну общую суставную капсулу.

Плечелоктевой по форме относится к винтообразным суставам, плечелучевой - к шаровидным, проксимальный, как и дистальный, лучелоктевой сустав - к цилиндрическим суставам.

В локтевом суставе возможны сгибание и разгибание предплечья до 170°, а также вращение его с участием обоих лучелоктевых cycтавов и межкостной перепонки предплечья. Вращение лучевой кости вместе с кистью наружу называется супинацией, внутрь – пронацией.

Лучезапястный сустав - сложный эллипсовидный по форме, образован дистальным концом лучевой кости и тремя костями первого ряда запястья. Локтевая кость в образовании этого сустава не участвует и отделена от него суставным диском. В нем осуществляются сгибание и разгибание, приведение и отведение, а также круговые движения кисти.

Суставы кисти включают в себя суставы запястья, запястно-пястные, межпястные, пястно-фаланговые и межфаланговые суставы. Все эти суставы, за исключением запястно-пястного сустава большого пальца кисти, пястно-фаланговых и межфаланговых, малоподвижные. Запястно-пястный сустав большого пальца кисти седловидный, пястно-фаланговые суставы эллипсовидные (шаровидные), межфаланговые - блоковидные.

Переломы - нарушения целости кости. Различают травматические и патологические переломы. Травматические переломы чаще возникают при дорожно-транспортных происшествиях и различных стихийных бедствиях, а также при несчастных случаях. Типичные места переломов:

1) Ключицы - в области тела (средней трети) ближе к грудино-ключичному сочленению;

2) Плечевой кости - в области хирургической шейки;

3) Лучевой кости - в типичном месте, т.е. в нижней трети, часто с одновременным отрывом шиловидного отростка локтевой кости;


БЛОК КОНТРОЛЯ

Вопросы входного контроля знаний:

  1. Назовите состав кости как органа.
  2. Назовите функции скелета.
  3. Какой план строения имеет скелет верхней конечности?
  4. Какие кости образуют плечевой пояс?
  5. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
  6. Какие кости образуют предплечье?
  7. Какие кости участвуют в формировании кисти?

Эталоны ответов входного контроля знаний

  1. Назовите состав кости как органа. Кость, os, ossis, как орган живого организма состоит из нескольких тканей, главнейшей из которых является костная. Костное вещество состоит из двоякого рода химических веществ: органических (1/3), главным образом оссеина, и неорганических (2/3), главным образом солей кальция, особенно фосфорнокислой извести (более половины - 51,04 %)
  2. Назовите функции скелета:
  1. Двигательная. Эта задача выполняется косвенно, поскольку элементы скелета служат для прикрепления волокон мускулатуры.
  2. Опорная функция скелета. Костные элементы и их сочленения составляют остов. К нему прикреплены органы и мягкие ткани.
  3. Рессорная. Благодаря наличию суставных хрящей и ряда структурных особенностей (изгибы позвоночника, свод стопы) осуществляется амортизация. В результате исключаются сотрясения и смягчаются толчки.
  4. Защитная. В скелете присутствуют костные формирования, за счет которых обеспечивается сохранность важных органов. В частности, череп защищает мозг, грудина – сердце, легкие и некоторые другие органы, позвоночник – спинномозговую структуру. Биологические функции скелета человека:
  5. Кроветворная. В костях расположен костный мозг. Он выступает в качестве источника кровяных клеток.
  1. Запасающая. Костные элементы служат депо для большого количества неорганических веществ. К ним, в частности, относят железо, магний, кальций, фосфор. В связи с этим кости участвуют в поддержании стабильного минерального состава внутри организма.
  1. Какой план строения имеет скелет верхней конечности? Скелет верхней конечности включает пояс верхней конечности и свободную верхнюю конечность.
  2. Какие кости образуют плечевой пояс? Лопатка и ключица.
  3. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности? Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти.
  4. Какие кости образуют предплечье? Локтевая и лучевая кости.
  1. Какие кости участвуют в формировании кисти? Кости запястья, пястные кости, фаланги пальцев.

Критерии оценки входного контроля знаний:

«5» - обучающийся дает исчерпывающий, развернутый ответ на вопрос

самостоятельно. Определения и термины изложены ясно, последовательно. Демонстрирует всестороннее и глубокое знание учебного материала. Проблемы, задачи и ситуации может проиллюстрировать примерами

«4» - обучающийся дает полный ответ самостоятельно. Определения и термины изложены близко к источнику. Способен анализировать проблемы. Не приводит данные из дополнительных источников. Проблемы, задачи и ситуации может проиллюстрировать примерами. Может ответить на дополнительные вопросы.

 «3» - ответ неполный. Обучающийся демонстрирует фрагментарное знание необходимого объема материала. Отвечает помощью наводящих вопросов. Не может аргументировать прочитанный материал примерами и не может его формулировать своими словами.

Текущий контроль и критерии оценки по теме

«Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей»

Инструкция: покажите на муляже или препарате нижеперечисленные анатомические образования. За каждый правильный ответ вы получаете баллы, которые суммируются.

Название образований

Баллы

Название образований

Баллы

Кости плечевого пояса

1.Грудинный конец ключицы

2.Акромиальный конец ключицы

3.Верхний и нижний угол лопатки

4.Лопаточная ость

5.Надостная ямка, подостная ямка

6.Суставная впадина

7.Акромион и клювовидный отросток

7

Плечо

1.Головка плечевой кости

2.Анатомическая и хирургическая шейка плечевой кости

3.Большой и малый бугор плечевой кости

5.Локтевая ямка

6.Блок плечевой кости

7.Медиальный и латеральный надмыщелок

8.Головка мыщелка

8

Предплечье

1.Локтевой отросток

2.Тело локтевой кости

3.Медиальный шиловидный отросток

4.Головка лучевой кости

5.Тело лучевой кости

6.Латеральный шиловидный отросток

6

Кисть

1.Ладьевидная кость

2.Полулунная кость

3.Трёхгранная кость

4.Гороховидная кость

5.Кость-трапеция

6.Трапециевидная кость

7.Головчатая кость

8.Крючковидная кость

9.Кости запястья

10.Фаланги пальцев: проксимальная, средняя, дистальная

10

Критерии оценки текущего контроля знаний:

«5» - 28 – 31 балл;

«4» - 24 – 27 баллов;

«3» - 21 – 23 балла;

«2» - 20 и менее баллов.

Итоговый контроль знаний обучающихся по теме

«Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей»

Вариант 1

Решите тестовые задания, выбрав один или несколько правильных ответов:

1. Ключица имеет концы:

а) грудинный;

б) грудной;

в) акромиальный;

г) клювовидный.

2. Лопатка имеет края:

а) верхний;  

б) нижний;

в) латеральный;

г) медиальный;

д) боковой.

3. Клювовидный отросток лопатки служит для:

а) соединения с плечевой костью;

б) соединения с ключицей;

в) место прикрепления малой грудной, начало клювовидно-плечевой и короткой головки двуглавой мышцы плеча.

4. Подлопаточная ямка находится на:

а) вентральной поверхности лопатки;

б) дорсальной поверхности лопатки.

5. Плечевая кость является:

а) губчатой костью;

б) длинной трубчатой костью;

в) смешанной костью;

г) плоской костью.

6. На диафизе плечевой кости различают:

а) большой и малый бугорки для мышц;

б) дельтовидная бугристость;

в) надмыщелки;

г) борозда лучевого нерва.

7. Блок плечевой кости служит для:

а) соединения с лопаткой;

б) соединения с локтевой костью;

в) соединения с лучевой костью;

г) прикрепления мышц.

8. Надмыщелки плечевой кости служат для:

а) прикрепления мышц;

б) прикрепления костей предплечья.

9. Локтевая кость является:

а) длинной трубчатой костью;

б) короткой трубчатой костью;

в) губчатой костью.

10. Лучевая кость относится к отделу верхней конечности:

а) плечевой пояс;

б) плечо;

в) предплечье.

11. На проксимальном эпифизе локтевой кости находится:

а) головка с суставной поверхностью;

б) блоковидная вырезка;

в) шиловидный отросток;

г) венечный отросток;

д) локтевой отросток.

12. Головка лучевой кости соединяется с:

а) головкой мыщелка плеча;

б) блоком плеча;

в) локтевой костью.

13. Кости запястья являются:

а) короткими трубчатыми костями;

б) короткими губчатыми костями;

в) плоскими костями.

14. Количество пястных костей:

а) 5;

б) 7;

в) 8;

г) 14.

15. С пястными костями соединяются:

а) проксимальные фаланги;

б) дистальные фаланги.

Итоговый контроль знаний обучающихся по теме

«Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей»

Вариант 2

Решите тестовые задания, выбрав один или несколько правильных ответов:

1. Блок плечевой кости служит для:

а) соединения с лопаткой;

б) соединения с локтевой костью;

в) соединения с лучевой костью;

г) прикрепления мышц.

2. Клювовидный отросток лопатки служит для:

а) соединения с плечевой костью;

б) соединения с ключицей;

в) место прикрепления малой грудной, начало клювовидно-плечевой и короткой головки двуглавой мышцы плеча.

3. Ключица имеет концы:

а) грудинный;

б) грудной;

в) акромиальный;

г) клювовидный.

4. Кости запястья являются:

а) короткими трубчатыми костями;

б) короткими губчатыми костями;

в) плоскими костями.

5. Подлопаточная ямка находится на:

а) вентральной поверхности лопатки;

б) дорсальной поверхности лопатки.

6. Количество пястных костей:

а) 5;

б) 7;

в) 8;

г) 14.

7. Плечевая кость является:

а) губчатой костью;

б) длинной трубчатой костью;

в) смешанной костью;

г) плоской костью.

8. Лопатка имеет края:

а) верхний;  

б) нижний;

в) латеральный;

г) медиальный;

д) боковой.

9. На диафизе плечевой кости различают:

а) большой и малый бугорки для мышц;

б) дельтовидная бугристость;

в) надмыщелки;

г) борозда лучевого нерва.

10. Надмыщелки плечевой кости служат для:

а) прикрепления мышц;

б) прикрепления костей предплечья.

11. Локтевая кость является:

а) длинной трубчатой костью;

б) короткой трубчатой костью;

в) губчатой костью.

12. Лучевая кость относится к отделу верхней конечности:

а) плечевой пояс;

б) плечо;

в) предплечье.

13. На проксимальном эпифизе локтевой кости находится:

а) головка с суставной поверхностью;

б) блоковидная вырезка;

в) шиловидный отросток;

г) венечный отросток;

д) локтевой отросток.

14. Головка лучевой кости соединяется с:

а) головкой мыщелка плеча;

б) блоком плеча;

в) локтевой костью.

15. С пястными костями соединяются:

а) проксимальные фаланги;

б) дистальные фаланги.

Эталон ответов к итоговому контролю знаний обучающихся по теме

«Изучение строения костей верхней конечности и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей»

Вариант 1

а,в

а,в,г

в

б

б

б

б,г

а

а

в

а

а

б

а

а

Вариант 2

б,в

б

а,в

б

б

а

б

а,в,г

б

а

а

в

б,г

а

а

Критерии оценки итогового контроля знаний:

«5» - 18 – 20 баллов;

«4» - 16 – 17 баллов;

«3» - 14 – 15 баллов;

«2» - 13  и менее баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методические указания для самостоятельной работы обучающихся

к практическому занятию №5

по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

Раздел 2. Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата. Процесс движения

Тема 2.1.3

Изучение строения костей верхних конечностей и их соединений.  Типичные места переломов верхних конечностей.

Задание 1. Заполните таблицу «Отделы верхней конечности»:

Отдел

скелета

Отделы верхней конечности, название костей верхней конечности

   

Верхняя

конечность

I. Пояс верхней конечности

1.

2.

II. Свободная верхняя конечность

1.

2.

а)

б)

3.

а)

б)

в)

Задание 2. Рассмотрите рисунки 1, 2, 3, 4. Сравните с муляжами и атласом. Подпишите обозначения костей верхней конечности:

Рис. 1 А) Лопатка (вид сзади). Б) Лопатка (вид сбоку). В) Лопатка (вид спереди).

Рис. 2 Ключица

Рис. 3 Плечевая кость        

Рис. 4 Кости предплечья

Рис. 5 Кости кисти

Задание 3. Заполните таблицу «Суставы верхней конечности»:

Название

Форма

Движение

Грудино-ключичный

Ключично-акромеальный

Плечевой

Плечелоктевой

Лучелоктевой

Лучезапястный

Запястнопястный

Среднезапястный

Пястнофаланговые

Межфаланговые

Задание 4. Рассмотрите рентгеновские снимки, определите название сустава и его форму, заполните таблицу:

Снимок

Название суставов

Форма суставов

Задание 5. Объясните нижеприведенную схему типичной травмы:

Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся:

 «5» -   обучающийся показывает системные и полные знания и умения по данному вопросу; работа оформлена в соответствии с рекомендациями преподавателя; объем работы соответствует заданному; работа выполнена точно в сроки, указанные преподавателем.

 «4» -   тематика работы соответствует заданной, обучающийся допускает небольшие неточности или некоторые ошибки в данном вопросе; работа оформлена с неточностями в оформлении; объем работы соответствует заданному или чуть меньше; работа сдана в сроки, указанные преподавателем, или позже.

«3» -   тематика работы соответствует заданной, но в работе отсутствуют значительные элементы по содержанию работы или тематика изложена нелогично, не четко представлено основное содержание вопроса; работа оформлена с ошибками в оформлении; объем работы значительно меньше заданного;


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист самооценки деятельности обучающихся на практическом занятии

Ф.И.О обучающегося

Входной контроль знаний

Самостоятельная работа

Текущий

контроль

знаний

Итоговый контроль

знаний

Итоговая оценка

Критерии оценки итоговой оценки за практическое занятие:

«5» - 18 – 20 баллов;

«4» - 16 – 17 баллов;

«3» - 14 – 15 баллов;

«2» - 13  и менее баллов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные печатные издания

  1. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020. - 542 с.
  2. Никитюк, Д.Б. Анатомия и физиология человека: атлас. / Д.Б. Никитюк, Н.Т. Алексеева, С.В. Клочкова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 362 с.
  3. Самусев, Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.
  4. Сапин, М.Р. Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 376 с.
  5. Смольянникова, Н.В. Анатомия и физиология: учебник / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 560 с.
  6. Смольянникова, Н.В. Анатомия и физиология: учебник / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В. А. Сагун. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 559 с.

Электронные издания

  1. Сапин, М.Р. Анатомия человека: атлас: учеб. пособие для медицинских училищ и колледжей / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава. - Москва: ГЭОТАР;Медиа, 2018. - 376 с.: ил. - 376 с. - ISBN 978-5-9704-4760-4. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568. - Режим доступа: по подписке.
  2. Смольянникова, Н.В. Анатомия и физиология / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-4095-7. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента»: [сайт]. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d568. - Режим доступа: по подписке.

Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

  1. www.studentlibrary.ru
  2. www.medcollegelib.ru

Дополнительные источники

  1. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: учебник / Гайворонский И. В. [и др.] - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 672 с.
  2. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека. / Н.И. Федюкович – Ростов-на-Дону: Феникс. 2020. – 573 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...