Презентация "Функциональные нарушения органов пищеварения у детей"
презентация к уроку

Бехметьева Галина Михайловна

В презентации представлены основные функциональные нарушения органов пищеварения у детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы "Медицинский колледж № 6" Функциональные нарушения органов пищеварения у детей Преподаватель профессиональных модулей Бехметьева Галина Михайловна 2024 год

Слайд 2

Функциональные расстройства органов пищеварения – это комплекс постоянных или повторяющихся симптомов, свойственных определенному возрасту, не объяснимых структурными или биохимическими нарушениями. Функциональные расстройства обычно не влияют на нормальное развитие ребенка и могут развиваться вследствие недостаточной адаптации в ответ на внешние или внутренние стимулы. Примерно 20-30% детей первого года жизни и 12-20% детей более старшего возраста страдают ФРОП

Слайд 3

Младенческие срыгивания Младенческие срыгивания ( регургитация ) – представляют собой ретроградный пассаж (заброс) содержимого желудка за пределы органа – глотку, ротовую полость или из ротовой полости

Слайд 4

Причины Особенности строения верхних отделов пищеварительного тракта (пищевод широкий, переходит в желудок под прямым углом, желудок шарообразной формы, ножки диафрагмы неплотно охватывают пищевод, пилорический отдел желудка развит хорошо, кардиальный отдел выражен слабо) Незрелость нервно-гуморального звена регуляции сфинктерного аппарата и моторики желудочно-кишечного тракта. Срыгивание носит физиологический характер и связано с механизмом сосания - облегчает отхождение избытка заглоченного воздуха из желудка.

Слайд 5

Причины В ысокое давление в брюшной полости вследствие тугого пеленания, запоров, повышенного газообразования, длительного крика, нарушение техники кормления; перекорма. Объем принимаемой пищи: его увеличение приводит к удлинению времени опорожнения желудка, к повышению внутрижелудочного давления и к учащению эпизодов спонтанных транзиторных расслаблений нижнего пищеводного сфинктера, что создает предпосылки для развития у ребенка гастроэзофагального рефлюкса

Слайд 6

Лечение О бучение родителей простейшим приемам постуральной терапии и правильной технике вскармливания с целью предотвращения аэрофагии. Необходимо информирование о том, что перекармливание способствует срыгиванию. Постуральная терапия (терапия положением) у грудных детей заключается в кормлении ребенка под углом 45-60 градусов, что препятствует срыгиванию и аэрофагии. Удерживать ребенка в вертикальном положении после кормления следует не менее 20-30 минут (с приподнятой головой) Придание ребенку вынужденного положения во время сна (приподнятый головной конец кровати, горизонтальное положение на животе) не рекомендуется вследствие риска синдрома внезапной детской смерти

Слайд 7

Л ечение Диетическая коррекция Естественное вскармливание: создание спокойной обстановки для кормящей матери, направленной на сохранение лактации, нормализация режима кормления ребенка, исключающий перекорм контроль правильного прикладывания к груди для профилактики аэрофагии.

Слайд 8

Л ечение Диетическая коррекция Искусственное вскармливание в случае отсутствия данных за гастроинтестинальные проявления пищевой аллергии, ребенка можно перевести на один из специализированных продуктов питания – антирефлюксную молочную смесь , вязкость которой повышается за счет введения в состав загустителей. В качестве таких загустителей используются два вида полисахаридов - неперевариваемые (клейковина бобов рожкового дерева - камедь) и перевариваемые (модифицированные крахмалы). Антирефлюксные смеси обладают хорошей переносимостью и удовлетворяют потребность детей во всех основных пищевых веществах и энергии.

Слайд 9

Показания для госпитализации Упорные срыгивания, неподдающиеся коррекции; Наличие симптомов обезвоживания, значительная потеря массы тела; Респираторные симптомы, ассоциирующиеся со срыгиваниями (ларингоспазм, бронхоспазм , афония, кашель); Срыгивания, чередующиеся рвотой, примесь крови и желчи в рефлюктате Наличие срыгивания у ребенка старше года;

Слайд 10

Младенческие колики Младенческие колики - регулярные эпизоды повышенной раздражительности, беспокойства и/или плача, возникающие и завершающиеся без очевидных причин. Младенческие колики характерны для детей младше 5 месяцев. Младенческие колики типичны для детей, у которых нет нарушения роста и развития, лихорадки или проявлений других заболеваний

Слайд 11

Факторы риска колик со стороны матери и ребенка Со стороны матери Со стороны ребенка Психосоциальные факторы: - первый ребенок в семье - отсутствие социальной поддержки беременной женщины конфликты в семье - матери «одиночки» - возраст старше 35 лет - курение во время беременности - психоэмоциональное состояние окружения Болезни матери: - метаболический синдром - мигрень у матери Роды путем кесарева сечения Увеличение содержания Escherichia coli : метеоризм, нарушение двигательной активности Ферментативная незрелость (транзиторная, относительная лактазная недостаточность) Ошибки ухода: нарушение диеты кормящей матерью; нарушение техники вскармливания: быстрое сосание, неправильный захват соска, заглатывание воздуха, перекорм, перегрев. Сенсибилизация к белку коровьего молока

Слайд 12

Симптомы тревоги при младенческой колике (исключающие функциональный характер колик) Упорный крик с изменением тональности Повторные рвоты Рвота с кровью Кровь в стуле Отсутствие набора массы тела и/или потеря массы тела Замедление линейного роста Необъяснимая лихорадка

Слайд 13

Лечение П сихологическая поддержка и разъяснительная работа с родителями, которым объясняют основные причины развития младенческих колик, их тенденцию уменьшаться с возрастом. При младенческих коликах на фоне нормального физического и нервнопсихического развития основное внимание следует уделить предотвращению плача и предоставлению родителям необходимой информации и поддержки

Слайд 14

Рекомендации помимо патологии, плач свидетельствует о наличии у младенцев повышенной возбудимости или гиперактивности ; первые три месяца жизни ребенка можно рассматривать в качестве переходного этапа нервно-психического развития, который большинство детей проходят более или менее благополучно; информирование родителей в том, что раздражение, вызываемое детским плачем, является нормальной реакций, а также информирование об опасностях «синдрома детского сотрясения»; выработка путей предупреждения и минимизации детского плача, акцентируя родителей на положительных особенностях развития ребенка; поиск возможностей для получения поддержки в уходе за ребёнком, которые позволяют каждому из родителей найти свободное время для восстановления сил; психологическая поддержка родителей и помощь в осознании того, что первые 3 месяца жизни ребенка представляют собой трудный период, который они в состоянии преодолеть с положительными последствиями для себя и для их взаимоотношений с ребенком

Слайд 15

Диетотерапия колик должна быть дифференцированной, в зависимости от вида вскармливания. Естественное вскармливание Из питания матери исключают продукты , повышающие газообразование в кишечнике (сахар и кондитерские изделия, сладкий чай с молоком, виноград, сладкие творожные пасты и сырки, безалкогольные сладкие напитки), и продукты, богатые экстрактивными веществами (мясные и рыбные бульоны, лук, чеснок, консервы, маринады, соленья, колбасные изделия). Цельное молоко рекомендуется заменить на кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог, сыр, сливочное масло). Необходимо исключить перекорм ребенка, особенно при свободном вскармливании.

Слайд 16

Искусственное и смешанное вскармливание Рекомендовать ребенку адекватную современную детскую молочную смесь, соответствующую особенностям его пищеварительной системы, не допускать перекорма. Возможно введение в рацион адаптированной кисломолочной смеси.

Слайд 17

Функциональная тошнота и рвота Тошнота - это субъективный симптом неприятного ощущения надвигающейся потребности во рвоте, обычно испытываемое в эпигастрии или горле. Рвота - это мощное,активное поступление желудочного и кишечного содержимого в ротовую полость и наружу, при этом сокращаются мышцы живота и грудной клетки Рвоту следует различать от регургитации (срыгивания) и руминации

Слайд 19

Функциональная диспепсия Функциональная диспепсия - симптомокомплекс , боль в эпигастральной и/или околопупочной области, в сочетании с 1 и более симптомами: чувство переполнения в животе после приема пищи, раннее насыщение, т ошнота П ри отсутствии каких-либо органических, системных или метаболических заболеваний, которые могли бы объяснить эти проявления

Слайд 20

Синдром раздраженного кишечника Это симптомокомплекс , характеризующийся ненормальной частота стула (4 или более раз в день либо 2 и менее в неделю), нарушением формы и консистенции стула (сегментированный/ жесткий или разжиженный/водянистый), акта дефекации (дополнительное усилие, императивность позывов), наличием в стуле слизи и вздутия живота

Слайд 21

Лечение Умеренные физические упражнения, С нижение психоэмоционального напряжения Сон не менее 7–8 ч в сутки. При коррекции образа жизни пациента с СРК следует рекомендовать постепенное умеренное повышение физической активности , т. к. избыточная или непривычная для данного пациента нагрузка может, напротив, стать причиной возникновения болевого абдоминального синдрома

Слайд 22

Функциональные запоры Функциональный запор - увеличение интервалов между актами дефекации и/или систематически неполное опорожнение Запоры могут быть диагностированы у ребенка любого возраста, распространенность запоров среди детей в мире, включая младенцев и подростков, от 10% до 23%, в Европе - от 0,7% до 12 %. Пик заболеваемости запорами у детей отмечается в возрасте от 2 до 4 лет, когда начинается обучение к горшку

Слайд 23

По стадии течения: 1 . Компенсированная стадия: отсутствие самостоятельного стула 2–3 дня; сохранены позывы на дефекацию; отсутствуют боли в животе и вздутие живота; запоры корригируются диетой. 2 . Субкомпенсированная стадия: отсутствие самостоятельного стула 3–7 дней; дефекация после слабительных; могут быть боли в животе и вздутие живота. 3 . Декомпенсированная стадия: отсутствие самостоятельного стула свыше 7 дней; отсутствуют позывы на дефекацию; боли в животе и вздутие живота; каловая интоксикация; запоры устраняются только после сифонной клизмы

Слайд 24

П о стадиям течения Компенсированная стадия отсутствие самостоятельного стула 2–3 дня; сохранены позывы на дефекацию; отсутствуют боли в животе и вздутие живота; запоры корригируются диетой Субкомпенсированная стадия: отсутствие самостоятельного стула 3–7 дней; дефекация после слабительных; могут быть боли в животе и вздутие живота. Декомпенсированная стадия отсутствие самостоятельного стула свыше 7 дней; отсутствуют позывы на дефекацию; боли в животе и вздутие живота; каловая интоксикация; запоры устраняются только после сифонной клизмы

Слайд 25

Лечение обучение ребенка и родителей; проведение коррекции питания и питьевого режима ; до начала основной терапии может быть рекомендовано освобождение кишечника от избытка каловых масс (очистительные клизма, свечи с глицерином); основная терапия с помощью медикаментозных средств, прежде всего, слабительных; поддерживающая терапия

Слайд 26

У детей, находящихся на грудном вскармливании : необходимо нормализовать режим питания ребенка для исключения недокорма или перекорма. провести коррекцию пищевого рациона кормящей женщины (продукты, стимулирующие моторику кишечника - продукты с высоким содержанием пищевых волокон (овощи, фрукты, сухофрукты, крупы, хлеб из муки грубого помола и др.), при этом необходимо соблюдать оптимальный питьевой режим, кисломолочные продукты в рацион кормящей женщины вводятся при условии отсутствия риска развития пищевой аллергии у младенца)

Слайд 27

У детей, приобретающих туалетные навыки на момент постановки диагноза важно проведение образовательной и разъяснительной работы с родителями . Необходимо акцентировать внимание родителей на том, что хронический запор – это длительно существующая проблема, требующая длительного лечения. Существуют два основных критических периода, в течение которых риск развития запоров функционального характера наиболее высок. Это периоды обучения ребенка гигиеническим навыкам («приучение к горшку») и начала посещения организованных коллективов (детский сад, школа ).

Слайд 28

Туалетный тренинг - важная составляющая в профилактике запоров в детском возрасте. Туалетный тренинг предусматривает высаживание ребенка с 1,5 лет на горшок 2-3 раза в день в течение 5 минут после приема пищи. Наиболее физиологичной считается утренняя дефекация, после завтрака. Тренинг обеспечивает развитие гастроколитического рефлекса, который усиливает перистальтику кишки за счет растяжения желудка.

Слайд 29

Если ребенок активно отказывается от пользования горшком, рекомендуется прервать туалетный тренинг на период от 1 до 3-х месяцев. При отсутствии болезненной дефекации и запоров после перерыва большинство детей готовы продолжать «обучение». Но , если повторные попытки безуспешны, или ребенку более 4-х лет, то необходимо еще раз обследовать ребенка и/или обратиться к детскому неврологу

Слайд 30

Лечение функциональных запоров у детей, имеющих туалетные навыки. Поведенческая терапия . Дефекация должна быть каждый раз в одно и то же время. Ребенку с ФЗ необходимо проводить в туалете 3–10 мин (в зависимости от возраста). Высаживать ребенка на горшок или предлагать посетить туалет надо после каждого приема пищи. Обязательное условие эффективной дефекации – обеспечить хороший упор для ног. Это может быть обеспечено наличием в туалете низкой скамейки для ребенка, на которую он может поставить ноги (повышение внутрибрюшного давления в «позе Вальсальвы »). Ежедневную частоту дефекаций можно отмечать в дневнике, который может быть проанализирован при плановом посещении педиатра. Для облегчения описания формы стула можно пользоваться «Бристольской шкалой» . Рекомендуются массаж и регулярные занятия физкультурой, хотя их роль в лечении запоров с позиций доказательной медицины не имеет полноценной доказательной базы

Слайд 31

Из питания рекомендуется исключить продукты, задерживающие опорожнение кишечника. Не рекомендуется «пища-размазня», пюреобразная , «еда на ходу», «перекусы ». Показана рассыпчатая пища, мясо/птица/рыба «куском». Обязателен «объемный» завтрак – для стимуляции « гастроцекального рефлекса». При употреблении в пищу грубой клетчатки необходимо обеспечить достаточное потребление воды . Считается, что оптимальный водный режим для здоровых детей для детей в возрасте до 1 года составляет не менее 100-200 мл воды в сутки в зависимости от возраста и характера вскармливания

Слайд 32

С целью «оживления» двигательной функции кишечника детям с запорами показан прием прохладной жидкости натощак (питьевой и минеральной воды, сока, компотов, кваса) для усиления послабляющего эффекта возможно добавление меда, ксилита или сорбита. При выборе минеральной воды при запорах у детей рекомендуется учитывать характер моторики толстой кишки. При гипомоторной дискинезии толстой кишки вода должна быть холодной (20–25°С), средней и высокой минерализации (Ессентуки N17, Баталинская , Арзни, Donat Mg и др.). Молоко в чистом виде и в блюдах должно использоваться детьми с запорами ограниченно, так как нередко на фоне употребления этого продукта возникает метеоризм с возникновением или усилением болей в животе. Предпочтение отдается кисломолочным продуктам – кефир, ацидофилин, наринэ , мацони, простокваша, йогурт и т.п.

Слайд 33

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты Система органов пищеварения

Тесты Система органов пищеварения...

Методическая разработка обследования при заболевании органов пищеварения.

Данный методический материал предназначен для практических занятий на тему "Обследование при заболеваниях органов пищеварения" и содержит необходимый методический материал....

Строение и функции органов пищеварения

Урок биологии 8 класса.Цель: создать оптимальные условия для формирования у учащихся знаний о пищеварении и его значении, о строении органов пищеварительной системы человека. Методы обучения: проблемн...

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме: Методика объективного обследования при заболеваниях органов пищеварения, специальность: 34.02.01 Сестринское дело...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 9. Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности  34.02.01 Сестринское дело...

Сестринская помощь при заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ

Презентация к занятию  по теме "Сестринская помощь при  заболеваниях органов пищеварения, нарушениях питания и обмена веществ"...

Медиапособие по дисциплине Технология оказания простых медицинских услуг "Техника наблюдения за больными с нарушением функции органов пищеварения"

Медиапособие содержит теоретический, практический материал, презентацию. Для открытия скачать файл с облака и открыть в папке файл autorun.exe.   https://yadi.sk/d/W2ZuBovZsA7GUQ...