Методическая разработка практического занятия по теме: "Организация обучения пациента и его семьи"
методическая разработка

Дубовская Нина Петровна

Методическая разработка практического занятия по профессиональному модулю ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях; МДК 04.01 Общий уход за пациентами, специальность 34.02.01 Сестринское дело 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Московской области

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж »

(Серпуховский филиал)

Методическая разработка практического занятия

по теме: «Организация  обучения пациента  и его семьи»

По ПМ 04 «Оказание медицинской помощи, осуществление  сестринского ухода и наблюдение  за пациентом при заболеваниях и (или) состояниях»

Раздел 1. Осуществление сестринского  ухода  за пациентами  в условиях  медицинской организации  и на дому

МДК 04.01 « Общий уход за пациентами»

                                                                                         Составила :

                                                                                         Дубовская Н.П.,

                                                                                         преподаватель

                                                                                         профессиональных

                                                                                         модулей

Серпухов  2025 г

Актуальность изучения темы

В связи с реформой сестринского дела изменяются требования к выполнению функциональных обязанностей сестры. Если раньше она была только помощником врача и выполняла его назначения и указания,  то сегодня она — специалист по уходу за пациентом и работает независимо от врача; совместно с врачом ; под руководством врача.

Мотивация изучения темы

Важной функцией сестры является обучение. Сестра обучает пациента,  членов его семьи, своих коллег,  а также своих знакомых, родных. Она обучает их мероприятиям: по предупреждению заболеваний, обучает здоровому образу жизни, обучает их навыкам само и взаимоухода. Она обучает пациента,  как надо подготовиться к тому или иному исследованию,  как правильно принимать лекарства.

Доверия к сестре у пациентов и его семьи возникает только в том случае, если она владеет навыками эффективного общения, относится к ним терпеливо,  доброжелательно,  умеет их слушать,  хвалить их за успехи в обучении. В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки,  полученные им у другого специалиста (массаж, лечебная физкультура).  

Цели занятия

  • Учебная : изучить функции медицинской. сестры,  как преподавателя по вопросам,  касающимся состояния здоровья
  • Методическая : развивать профессиональные навыки по организации обучения пациентов ( их родственников) путем моделирования профессиональной деятельности с максимальным приближением к реальным условиям.
  • Воспитательная : развивать у студентов педагогический такт при обучении пациентов,  чувство уважения,  терпение и уверенности в себе.

Вид занятия : практическое

Место проведения занятия : кабинет основ сестринского дела № 1

Время занятия: 90 минут.  ( 2часов )

Оснащение занятия:

-конспект лекции

-методические разработки для студентов

-для преподавателя

-тестовые задания

-ситуационные задачи

-перечень вопросов для контроля исходного уровня занятия студентов

-глоссарий

-учебное пособие 

Формируется общие компетенции (ОК)

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,  определенных руководителем.  

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль,  оценку и коррекцию собственной деятельности,  нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения проф.задач,  проф. и личностного развития.

ОК 5

Использовать инфорционно — коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде,  эффективно общаться с коллегами,  руководством,  потребителями.

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда противопожарной безопасности и техники безопасности.

Формируются профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1

Эффективно общаться с пациентов и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 1.2

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 1.3

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждениях здравоохранения и на дому.

  ПК 1.4

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

ПК 1.5

Оформлять медицинскую документацию

ПК 1.6

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 1.7

Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 1.8

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 1.9

Участвовать  в санитарно-просветительской работе среди населения

ПК 1.10

Владеть основами гигиенического питания

ПК 1.11

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте

ПК 1.12

Осуществлять сестринский уход

Специальность 34. 02. 01 Сестринское дело

Код

личностных

результатов

реализации

программы

воспитания

Личностные результаты реализации программы воспитания

(дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 2

Проявляющий        активную        гражданскую        позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛРЗ

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

Профессиограмма занятия 

Студенты должны:

Знать:

  • Основные термины и понятия
  • Функции мед.сестры,  как преподавателя по вопросам касающихся состояния здоровья
  • Сфера обучения: познавательная, эмоциональная,  психомоторная.  
  • Способы обучения: формальные и неформальные,  индивидуальные и коллективные
  • Организация обучения
  • Этапы учебного процесса

Уметь:

1. Оценить потребность пациента ( его семьи ) в обучении

2. Оценить исходный уровень знаний,  умений пациентов

3. Оценить способность к обучению

4. Мотивировать обучения пациента

5. Составить индивидуальный план обучения и реализовать его

6.Организовать обучение пациента

7. Оценить качество и эффективность обучения

План практического занятия

Этапы занятия

  • Организационная часть — 5 минут
  • Контроль исходного уровня знаний — 15 минут
  • Демонстрационная (практическая) часть  -  20минут
  • Самостоятельная работа учащихся по обработке практических умений и навыков — 20минут
  • Контроль итогового уровня знаний,  умений,  навыков — 20 минут
  • Подведение итогов занятия — 7 минут
  • Домашнее задание — 3 минуты

Схема интегративных ( внутри — межпредметных ) связей

Истоки : учебная дисциплина(модуль) тема

Изучаемая тема

Выход: учебная дисциплина (модуль)

ПМ 04, МДК 04.01 «Общий уход за  пациентами»

1. Профессиональное общение в сестринской практике.

2. Сестринского уход при нарушениях  основных физиологических потребностей

Организация  обучения  пациента  и его семьи

ПМ 04 Оказание сестринской помощи, осуществление сестринского  ухода  за пациентами при заболеваниях  и ( или) состояниях

 МДК 04.щ1 Общий уход за пациентами

МДК 04.02 Сестринский уход  и реабилитация  пациентов терапевтического профиля разных возрастных групп

МДК04.03Сестринский уход  за пациентами хирургического профиля

МДК 04.04Сестринский уход за пациентами  детского возраста

ПМ03 Проведение мероприятий по профилактике  неинфекционных и инфекционных заболеваний, формирование здорового образа  жизни

МДК 03. 01Здоровый образ жизни  и профилактика заболеваний в разные возрастные периоды

МДК 03.02 Сестринское дело  в системе первичной  медико-санитарной помощи

ООД (Ориентировочные  основы действий  студентов  и преподавателя  на практическом  занятии

 по теме: «Организация обучения пациента и его  семьи»

п/п

Действие преподавателя

Действия студентов

Обоснование методических приемов

1.

Организация занятия – 5 минут

  1. Обращает внимание на внешний вид студентов, правильность посадки за столом и санитарное состояние аудитории
  2. Отмечает отсутствующих
  3. Актуализация темы, отмечает значение данного занятия в будущей практической деятельности

1.Приветствуют преподавателя

2.Занимают рабочие места

3.Записывают тему занятия и план

1.Организует и создает рабочую обстановку

2.Формирует познавательный интерес к занятию, предмету

2.

Контроль исходного уровня знаний студентов по теме данного занятия – 15 минут

Фронтальный опрос : Вопросы для контроля исходного уровня знаний студентов:

  1. Дать определение обучению
  2. Какие вы знаете сферы обучения ?
  3. Назовите этапы обучения
  4. Назовите эффективные условия обучения
  5. Какие вы знаете факторы эффективного обучения?
  6. Какие этические правила должна соблюдать мед.сестра при обучении
  7. Какова цель обучения в сестринском деле
  8. Приведите примеры обучения пациентов мед.сестрой
  9. Какие факторы препятствуют обучению?
  10. Каковы задачи обучения в сестринском деле?
  11. В чем заключается функции мед.сестры как преподавателя

Какие вопросы должна использовать медицинская. сестра при обучении пациентов

1.Работают по плану занятия

2.Слушают задания

3.Отвечают на вопросы

1.Выявление готовности студентов к занятию

2.Определениеисходного уровня знаний

3.Выявление уровня самоподготовки

4.Выявление способности работать с литературой

5.Выявление навыков речевого общения.  Репродуктивный уровень

3.

Демонстрационная (практическая) часть – 20 минут

Углубление знаний,  осмысление содержания текста

  1. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья
  2. Сферы обучения : познавательная, эмоциональная, психомоторная
  3. Способы обучения: формальные, неформальные, индивидуальные,  коллективные
  4. Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении
  5. Мотивация обучения
  6. Оценка исходного уровня знаний и умений пациентов. Учет факторов,  влияющих на способность к обучению : чередование,  возраст, состояние здоровья
  7. Организация обучения
  8. Содержание обучения,  сохранение здоровья,  поддержание определенного уровня здоровья
  9. Планирование обучения совместно с пациентом.  Педагогические приемы : беседа, демонстрация,  обеспечение спец.литературой,  пособиями

Условия и факторы эффективного обучения. Оценка качества и эффективности обучения

1. Активизация внимания студентов

 2.Запись конспектов 3.Усвоение знаний по теме

1. Развитие мышления

2.Развитие  умения устанавливать причинно-следственные связи

3.Объяснительно-иллюстративные репродуктивные методы обучения

Репродуктивный уровень

ОК 4

ОК 6

ЛР 1-13

4.

Перемена – 5 минут

1.Напоминает о необходимости проветрить помещение

2.Рекомендует студентам встать,  выйти в коридор и подвигаться

1.Выходят в коридор, проветривают помещение

1.Снятие напряжения, повышение внимания студентов

5.

Самостоятельная работа студентов по отработке умений и навыков – 20минут

Походу самостоятельной работы преподаватель осуществляет постоянный контроль,  следит за правильностью выполнения манипуляций,  отвечает на заданный вопрос

Отработка практических навыков и умений по теме :

  1. Оценка потребностей пациента и (или) его семьи в обучении
  2. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента
  3. Мотивация обучения
  4. Оценка способности пациента к обучению
  5. Определение целей обучения
  6. Определение содержания обучения
  7. Организация обучения
  8. Составление и реализация индивидуального плана обучения
  9. Оценка качества и эффективности обучения  

Самостоятельная работа проводится с целью овладения студентами профессиональными навыками и умениями.

Осуществляется методом активного тренинга с использованием конспектов,  лекций и методических разработок. Походу самостоятельной работы преподаватель осуществляет постоянный контроль  

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ПК1.1

ПК1.2

ПК1.4

ПК1.5

ПК 1.7

ПК 1.8

ПР 1-13

6.

Контроль итогового уровня знаний, умений и навыков – 20минут

1.Студент получает карточку – задание,  ситуационные задачи,  обдумывает ответ и устно отвечает (инструкция по выполнению задания прилагается)

2.Студенты получают тестовые задания (на решение одного задания дается 1 минута,   задания выполняются на ноутбуках)

Критерий оценки :

90% - 100 % - 5 «отл»

80%-89% - 4 «хор»

70%-79%- 3 «удовл»

Менее 69% - 2 «неуд»

1.Работают по плану занятия

2.Слушают задание

3.Отвечают на вопросы

4.Разбиваются на группы и решают ситуационные задачи, обобщая полученные знания

5.В случаях затруднения задают вопросы преподавателю,  учитывая его инструктивные указания

6.Озвучивают результаты решения задач

7.Учавствуют в обсуждении правильности ответов

1.Работают по плану занятия

2.Выполняют тестовые задания на ноутбуках

 

1.Выявление уровня самоподготовки

2.Выявлние умения работать с литературой

3.Выявление навыков речевого общения.

Творческий уровень.

Выявление уровня самоподготовки. Продуктивный уровень

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ПК 1.1

ПК1.2

ПК1.4

ПК15

ПК1.7

ПК 1.8

ЛР1-13

7.

Рефлексия – подведение итогов занятия,  оценка работы студентов – 7 минут

1.Анализируют работу каждого студента

2.Останавливается на вопросах,  которые надо доработать

3.Объявляет оценки

1.Осмысливают замечания,  допущенные ошибки

2.Оценивают свою работу и работы товарищей

1.Развитие мышления

2.Развитие умения устанавливать причинно-следственные  связи

3.Воспитание выдержанности и самокритичности

8.

Домашнее задание – 3минуты

1.Задает домашнее задание

2.Объявляет,  что занятие заканчивается

3.Просит убрать рабочие места,

1.Записывают домашнее задание в тетрадь

2.Выясняют непонятные моменты

3.Убирают рабочие места

1.Помочь лучше подготовиться к занятию

2.Активизировать самоподготовку

3.Развитие ответственности за порученное дело

Глоссарий.

  1. Педагогика - это наука о воспитании человека, включат процесс образования и обучения.
  2. Обучение в сестринском деле - это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, формирование умение и навыков пациента.
  3. Сфер ы обучения - область, в котор ой пр оисходит пр оцесс обучения.
  4. Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
  5. Повседневная деятельность - это деятельность, выполняемая пациентом в течении обычного дня: прием пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т.д.
  6. Анализ - обобщение, коррекция.
  7. Запоминание-повторение.
  8. Мотив - познавательный интерес.
  9. Обучение - процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных людей.
  10. Прием обучения - действия, направленные на достижение желаемого результата обучения.

11. Профессиональные навыки - умение, выработанные упражнениями, привычкой.

Скажи мне -и я забуду,

покажи мне- и я запомню дай мне действовать самому и я научусь.

Педагогика - наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения.

Обучение целенаправленно организованный планомерно и с систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

Цель сестринской педагогики - обеспечить достойную жизнь

пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

Обучение в сестринском деле -это совместная деятельность

медсестры и пациента для получения знаний,  формирования умений и навыков.

Задачи обучения в сестринском деле:

  1. Удовлетворять нарушенные потребности пациента,  то есть обучить пациента самоухода
  2. Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни
  3. Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.

Функции обучения:

  1. Образовательная - стремления к получению знаний и приобретению умений и навыков. Навык- высшее проявление умения, способность выполнять самостоятельно.
  2. Развивающая- Способность применения знания и умения на практике.
  3. Воспитательная - целенаправленное развитие личности.

Методы обучения взаимодействие медсестры и пациента при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

Методы обучения:

  1. Словесный- мини-лекция, беседа,  рассказ по интересующему вопросу.
  2. Наглядный - медицинский атлас, научно-популярная литература, таблицы, видеофильмы, предметы ухода, муляжи, фантомы, тренажеры.
  3. Практический-отработка манипуляций: выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов, измерение АД.

Приемы обучения - действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении:

  1. Наблюдение- восприятие
  2. Запоминание - повторение
  3. Анализ - обобщение,  коррекция

Приемы обучения - действия, направленные на достижение
желаемого результата в обучении:

  1. Наблюдение- восприятие
  2. Запоминание - повторение
  3. Анализ - обобщение,  коррекция

Значение обучения в сестринском деле.

Сфера обучения - это области, в которых происходят процесс обучения. Обучаемость - это индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений, навыков в процессе обучения.

Повседневная деятельность - это деятельность, выполняемая пациентом в течение обычного дня: прием пищи, одевание, чистка зубов и т.д.

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях - это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других - подготовка к тому или иному исследованию, приему лекарственных средств, например, технике введения инсулина, в третьих - рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, медсестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.

Обучение может протекать в формальной обстановке (в ЛПУ или дома у пациента), когда сестра обучает новым приемам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба и т.д.) или в неформальной обстановке, когда сестра при выполнении своих повседневных обязанностей, беседует о волнующих пациентов проблемах (например, как защитить себя от ВИЧ-инфекции, о профилактике здорового образа жизни). В некоторых случаях медсестра помогает пациенту закрепить навыки и умения, полученные у других специалистов (например, комплекс лечебной физкультуры).

Сфера обучения.

Существует 3 сферы обучения:

  1. Познавательная - когда человек узнает и понимает новые факты, анализирует их, отличая важную информацию от не имеющей значения.
  2. Эмоциональная (чувственная) - человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнениями и оценкой информации. Он может реагировать вербально или невербально.
  3. Психомоторная - человек овладевает умениями, благодаря умственным и мышечным способностям. Овладевает новыми типами движения, способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации. Уверенно выполнять необходимые действия, готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоционально.

Условия эффективности обучения.

  1. Наличие четкой цели и мотивация полученных знаний, т.е. зачем получать эти знания.
  2. Доброжелательное отношение сестры к пациенту и членам его семьи.
  3. Создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом.
  4. Обязательная практическая отработка полученных знаний.
  5. Использование техники эффективного общения.
  6. Терпеливое отношение к обучающемуся.
  7. Поощрение за успехи в обучении.
  8. Отдых в обучении, особенно если пациент плохо себя чувствует или чем- то расстроен.

Факторы эффективности обучения.

  1. Желание и готовность пациента к обучению - зависят от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться на новом материале и понять его. Зависит от внимания (например, может мешать боль, жажда, голод и т.д., мешают процессу обучения). Если пациент не может сосредоточиться, то обучение должно быть отложено.
  2. Способность пациента к обучению - зависит от стадии и уровня развития пациента (ребенок, престарелый). Прежде чем начать обучение, медсестра должна оценить уровень развития познавательной способности человека для того, чтобы выбрать способ обучения соответствующего его уровню развития. Важными критериями оценки способности обучения является возраст, его физическое состояние, расположение к общению, объем движения и степень подвижности.
  3. Окружающая обстановка - необходимость в уединении, обучение групповое или индивидуальное, оптимальная температура воздуха, освещение, вентиляция, шум, мебель.

 Учебный процесс.

Состоит из 4 этапов:

  1. - оценка исходного уровня знаний и умений пациента и/или родственников - предварительная оценка уровня знаний и умений пациента
  2. - определение целей, планирование содержания и методов обучения
  3. - реализация плана обучения
  4. - оценка результатов обучения

Схема учебного процесса. 

  1. Этап- оценка знаний - в данном этапе определяются имеющиеся у человека знания и умения, а также его отношение к той информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки учитывается такие факторы как: возраст, образование, уровень знаний, нынешнее состояние здоровья, врачебный диагноз.
  2. Этап - определение целей, планирование содержания и метода обучения -

осуществляется совместно с пациентом или его родственниками. Формулировка целей обучения осуществляется в рамках сестринского процесса и должна быть ориентирована на 3 компонента:

  • Результат, т.е. то, что предстоит сделать пациенту, например, должен знать, уметь, пройти и т.д.
  • Критерии или временные рамки, т.е. дата, интервал времени (через 20 минут после завтрака или через неделю)
  • Условие, т.е. с помощью кого- или чего-либо оказывается помощь (например, самостоятельно, с помощью инструктора или на костылях).

Цели в познавательной сфере обучения используют глаголы, отражающие мыслительную деятельность. Например, Иван Петрович продемонстрирует знания по диетическому питанию (результат) через 2 дня (критерий) после консультации с диетологом (условие).

В эмоциональной сфере используют глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациента тех или иных явлений. Например, Иван Петрович будет адекватно реагировать на наличие зубных протезов (результат) через 3 дня (критерий) после консультации у стоматолога (условие).

Определив цели обучения необходимо запланировать содержание и методы обучения. План составляется медсестрой совместно с пациентом или его родственниками, отдельно по каждой проблеме обучения. Если пациент должен научиться нескольким навыкам, необходимо учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента. В первую очередь обучить пациента простым навыкам, а затем более сложным. В плане указывается день, время (утро, вечер), дата, продолжительность. Например, пациент перенес острое нарушение мозгового кровообращения, в результате этого у него правая нога неустойчива, правая рука не функционирует. Медсестра совместно с пациентом планирует обучение одеванию. Цель - Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно. Следовательно, вначале планируется научить одевать брюки, затем обувь, а затем рубашку, т.к. для пациента это самое трудное.

  1. этап - реализация плана обучения - выполняя составление плана, сестра должна выбрать правильно время для обучения, т.е. когда пациент способен воспринимать обучение. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент находится в комфортной обстановке, спокоен, хорошо себя чувствует. Обучая пациентов необходимо использовать специальную литературу, созданную для них. В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем информации, необходимо разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру, а затем вкратце повторить всю информацию. В процессе обучения необходимо поддерживать интерес к материалу, задавать вопросы и пациенты будут демонстрировать знания и умения, которые они усвоили.
  2. этап - оценка результатов обучения - оценивая результат обучения медсестра задает пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и наблюдает как он выполняет новые навыки. У многих пациентов возникают вопросы в процессе обучения. Медсестра должна поощрить его интерес, нужно сказать, что очень хороший вопрос, я рада, что вы его задали. Если медсестра не может ответить на вопрос пациента, нужно сказать, что пока не готова ответить на данный вопрос, должна посоветоваться или посмотреть специальную литературу. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать полученные знания и умения, следует обязательно сообщить результат сестринской оценки. Он должен знать, насколько успешно он справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение данным конкретным навыком завершенным.

Андрогогика - обучение взрослых.

Деятельность медицинской сестры в учебном процессе :

  1. Оценить потребность собеседника в обучении.
  2. Мотивировать необходимость обучения.
  3. Оценить исходный уровень знаний,  умений и способность к обучению.
  4. Выбрать удобное место и время
  5. Составить совместное с пациентом индивидуальный план обучения. Определить конкретный, реальные и достижимые цели.

Критерии оценки знаний

Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Обстоятельно, с достаточной полнотой излагает соответствующую тему.
  2. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание матер нала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «нетолько из учебников, но и подобранные самостоятельно», правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
  3. Уверенно, и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполняемых практических работ.
  4. Четко и правильно выполняет манипуляции согласно алгоритму наложения повязок.
  5. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.
  6. Самостоятельно и правильно решает предложенные задачи, может аргументировать свое решение.

Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметка «5».
  2. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.
  3. Недостаточная аргументация при правильном решении задачи.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.
  2. Допускает частичные ошибки.
  3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.
  4. Решает задачу с незначительными ошибками, аргументация слабая.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Обнаруживает незнаний общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.
  2. Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частными остановками и перерывами.
  3. Не может правильно выполнить манипуляцию, не знает алгоритма наложения повязок.
  4. Решает задачу с ошибками, н может аргументировать свое решение.

 Вопросы для контроля исходного уровня знаний студента.

  1. Что такое обучение?
  2. Какие Вы знаете сфер ы обучения?
  3. Назовите этапы обучения.
  4. Условия эффективного обучения.
  5. Факторы эффективного обучения.
  6. Какие этические принципы и правила должна соблюдать медсестра при обучении?
  7. Цель обучения в сестринском деле?
  8. Приведите, примеры обучения пациентов медсестрой.
  9. Факторы, препятствующие обучению.
  10. Что такое повседневная деятельность?
  11. Назовите элементы эффективного общения пр и обучении пациента.
  12. Какие вопросы должна использовать медсестра при обучении пациента?

Эталоны ответов по контролю уровня знаний студентов.

  1. Это совместная деятельность медсестры и пациента для получения знаний, по формированию умений, навыков у пациента.
  2. Познавательная, чувственная, психомоторная.
  3. 1. Предварительная оценка знаний и умений пациента.
  1. Планирование целей, содержаний и методов обучения.
  2. Реализация планов обучения.
  3. Оценка результатов обучения.
  1. Наличие целей, мотивация обучения, доброжелательное отношение медсестры к пациентам, практическая отработка, полученных знаний.
  2. Желание и готовность к обучению, способность к обучению, окружающая обстановка.
  3. Не навреди, правило конфиденциальности и правило информированного согласия.
  4. 1. В неформальной обстановке при выполнении своих обязанностей.
  1. В формальной обстановке или дома у пациента.
  1. Обучения навыков самохода, рациональному диетическому питанию, приему лекарств, подготовки к исследования.
  2. Жажда, голод, слабость, не расположенность к общению.
  3. Деятельность - это выполняемая в течении дня пациентом работа: приём пищи, одевание, личная гигиена.

11. Помощь пациенту в приобретении новых знаний или навыков, обучение принципам здорового образа жизни.

12. Открытые (специальные)

 Решение  ситуационных   задач

 Ситуационная  задача

Вы участковая медицинская сестра, к Вам обратилась дочь пациентки Смирновой Марии Ивановной с просьбой научить ее измерять артериальной давление своей маме. В ходе беседы Вы выяснили, что у пациентки плохое зрение ( носит очки). После проведения 3 занятий оцените уровень знаний и умений обучающейся.

Инструкция к самостоятельной работе с ситуационной задаче:

Уважаемый студент, вам необходимо:

  1. Прочитать и проанализировать условия задачи.
  2. Оценить потребность в обучении.
  3. Оценить способность к обучению
  4. Оценить эффективность обучения.

Эталоны решения ситуационной задачи

 

Проблема: дефицит знаний и умений по измерению АД.

Цель обучения: Смирнова М.И. продемонстрирует измерение АД через 3 дня после занятий с медсестрой.

План обучения:

1. Выбрать удобное место и время для обучения.

  1. Потребность в обучении: измерения АД для динамического контроля, а так же для предупреждения осложнений.
  2. Провести беседу по выбор у тонометров для измерения артериального давления
  3. Предложить приобрести электронный тонометр, так как пациентки проблемы со зрением

Продемонстрировать и обеспечить алгоритмом выполнения манипуляции.

Дать возможность Смирновой М.И. продемонстрировать измерения АД на медсестре, провести коррекцию по ходу выполнения.

Смирнова М.И. в присутствие медсестры померить давление маме и зафиксировать полученный результат в дневнике наблюдения.

Оценка результатов обучения :

Смирнова М.И. научилась измерять АД и уверена в своих действиях или Смирнова М.И не овладела данной манипуляцией самостоятельно, медсестра должна провести дополнительные занятия.

Тестовые задания.

Тема: «Организация обучения пациента и его семьи»

  1. Допишите ответ:

Область, в которой происходит процесс обучения, называется          обучения.

  1. Допишите ответ:

Факторы обучения: окружающая обстановка, желание, готовность,         к обучению.

  1. Выберете правильный ответ:

Процесс обучения состоит из:

  1. 3 этапов
  2. 4 этапов
  3. 5 этапов
  4. 2 этапов
  1. Выберете правильные ответы:

Условия эффективного обучения.

  1. Техника эффективного обучения
  2. Способность к обучению
  3. Цель обучения
  4. Сфера обучения
  1. Выберете правильный ответ:

Сфера обучения, в которой пациент узнает новую информацию, называется:

  1. Эмоциональная
  2. Познавательная
  3. Интерактивная
  4. Психомоторная
  1. Выберете правильный ответ:

Второй этап учебного процесса.

  1. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента
  2. Оценка результатов обучения
  3. Планирование содержания и метода обучения
  4. Реализация планов обучения
  1. Допишите ответ:

Способность к обучению зависит от стадии и        развития

  1. Выберете правильный ответ.

Сфера обучения, в которой пациент, получив новую информацию, реагирует мыслями, чувствами, мнением.

  1. Познавательная
  2. Интерактивная
  3. Эмоциональная
  4. Психомоторная
  1. Выберете правильный ответ:

Условия эффективного обучения.

  1. Окружающая обстановка
  2. Практическая отработка полученных знаний
  3. Ассоциативная связь между новой информацией и прошлым опытом и знаниями
  4. Поощрение успехов в обучении
  1. Допишите ответ:

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений, навыков называется         

  1. Выберете правильные ответы:

Компоненты цели обучения.

  1. Результат
  2. Метод обучения
  3. Критерий
  4. Условие
  1. Выберете правильный ответ:

Первый этап обучения.

  1. Сестринское обследование
  2. Оценка уровня знаний и умений пациента
  3. Реализация плана обучения
  4. Планирование содержания и метода обучения
  1. Допишите ответ.

Сфера обучения, в которой пациент овладевает умениями умственной и мышечной деятельности называется

  1. Выберите правильный ответ:

Процесс обучения может проходить в сферах обучения.

  1. Эмоциональной
  2. Эмоциональной, познавательной
  3. Эмоциональной, познавательной, психомоторной
  4. Эмоциональной, познавательной, психомоторной, интерактивной
  1. Допишите ответ:

Шум, освещение, количество обучающихся являются составляющими        

  1. Допишите ответ

Четвертый этап учебного процесса - это

  1. Выберете правильные ответы:

Критерий - это:

  1. Дата
  2. Интервал времени
  3. Результат обучения
  4. Реакция пациента
  1. Выберете правильный ответ:

Обучение следует начинать с        

  1. Постановки цели
  2. Оценки исходного уровня знаний обучаемого
  3. Выбора метода обучения
  4. Подборка нужного оснащения
  1. Выберете правильный ответ:

Определение целей обучения осуществляется в:

  1. 1 этапе
  2. 2 этапе
  3. 3 этапе
  4. 4 этапе
  5. 5 этапе
  1. Выберете правильный ответ:

В качестве обученных медицинской сестрой могут быть

  1. Больные пациенты
  2. Родственники пациентов
  3. Здоровые пациенты
  4. Больные, здоровые пациенты, родственники пациентов
  1. Выберете правильные ответы:

Внешние факторы, способствующие обучению.

  1. Удобная комната, закрытая поза пациента
  2. Закрытая поза медицинской сестры
  3. Доступное оборудование
  4. Вентиляция
  1. Выберете правильные ответы:

Вмешательства медицинской сестры, обучающего характера.

  1. Помощь в осуществлении самоухода
  2. Кормление пациента
  3. Беседа о здоровом образе жизни
  4. Закрепление навыков по лечебной физкультуре
  1. Выберете правильные ответы:

Усталость, беспокойство, жажда влияет на:

  1. Желание к обучению
  2. Готовность к обучению
  3. Способность к обучению
  4. Содержание обучения
  1. Допишите ответ:

То, что предстоит сделать пациенту - это        обучения

  1. Выберете правильный ответ:

Планирование содержание метода обучения осуществляется

  1. в 1 этапе
  2. Во 2 этапе
  3. В 3 этапе
  4. В 4 этапе
  1. Допишите ответ:

Наука об обучении взрослых называется         

  1. Допишите ответ

Процесс обучения может осуществляться в формальной и. ... обстановке

  1. Выберете правильный ответ:

Достижение цели пациента «самостоятельно», «с помощью кого- либо», чего-либо - это

  1. Результат
  2. Условие
  3. Метод
  4. Критерий
  1. Выберете правильный ответ:

Правильно поставленная цель в познавательной сфере обучения.

  1. Пациент продемонстрирует знания по диетическому питанию через 3 дня
  2. Пациент должен самостоятельно измерять АД через неделю
  3. Пациент будет адекватно реагировать на ампутацию конечности
  4. Пациент адекватно реагирует на назначение строго постельного режима
  1. Выберете правильный ответ:

Роль медицинской сестры при обучении пациента.

  1. Организатор ухода
  2. Исполнитель ухода
  3. Педагог ( консультант )
  4. Защитник интересов пациента

Рефлексия

Преподаватель предлагает студентам кратко сформулировать, сто нового они узнали на данном занятии; были достигнуты, по их мнению, цели занятия; что болье всего запомнилось и что, наоборот, показалось неинтересным; с какими трудностями они столкнулись в ходе этого занятия; преподаватель стимулирует студентов к анализу причин неудач и затруднений.

1. Студентам дается индивидуальная карточка, в котор ой нужно

подчеркнуть фразы, характеризующие работу студента на знание по трем  направлениям:

1.Направление  

2.Направление          

3.Направление

Интересно

работал

безразлично

Скучно

отдыхал

узнал больше, чем знал

Безразлично

помогал другим

не понял

        

2. Рефлексия «Плюс - минус - интересно».

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что не понравилось на занятии, информация и формы р аботы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких- то целей.

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению студента, оказалось для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на занятии и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

Указанные виды рефлексии помогают преподавателю качество работы студента, и обозначить целесообразность внести изменения в построении занятия.

Карта обучения пациента

Дата поступления:

Ф.И.О. пациента:

Области проблем

Дни обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Деятельность

Кишечника

Профилактика

Пролежней

Самонаблюдение за

Болью

Гигиена сна

Профилактика

остеопороза

Профилактика

гипостат. пневмонии

Самообслуживание

Дыхательная

гимнастика

Профилактика

Обострения  заболевания

Рациональное питание

Самопомощь при неотложных  состояниях

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основное печатное издание:

  1. Борисова С. Ю. Соблюдение санитарных правил и реализация мероприятий при обращении с больничными отходами в лечебнопрофилактическом учреждении : учебное пособие для спо / С. Ю. Борисова. — 4-е изд.. стер. —Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-7830-9.
  2. Гордеев, И.Г. Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / под ред. И.Г.Гордеева, С.М.Отаровой, З.З.Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 592 с. : ил. - 592 с. - ISBN 978-5-9704-5514-2
  3. Двойников, С.И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными : учебник/ С. И. Двойников, С.Р.Бабаян, Ю.А.Тарасова [и др.] ; под ред. С.И.Двойникова. С.Р.Бабаяна.- Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 512 с. : ил.-512 с. - ISBN 978-5-9704-6455-7.
  4. Карпова Е. В. Безопасная среда для пациента и персонала : учебное пособие для спо / Е. В. Карпова, Н. Я. Мигаленя. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8114-7332-8.
  5. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела : курс лекций, сестринские технологии : учебник для студентов средних проф. учебных заведений / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова. - 5-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019, 2020. - 717 с., 796 с
  6. Пономарева Л. А. Безопасная больничная среда для пациентов и медицинского персонала : учебное пособие для спо / Л. А. Пономарева. О. А. Оглоблина. М. А. Пятаева. —4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 132 с. — ISBN 978-5-8114- 6782-2.
  7. Мухина, С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И.Тарновская. - Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2020. - 512 с.
  8. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. — 368 с.
  9. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум: учебник.-Ростов на Дону: Феникс, 2018.-
  10. Обуховец. Т.П. Основы сестринского дела. Ч. 1 -3. Учебное пособие под ред. Б.В. Карабухина. - Ростов на Дону: Феникс, 2020. -
  11. Островская, И.В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода. - Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2021.

Основные электронные издания:

  1. Борисова С. Ю. Соблюдение санитарных правил и реализация мероприятий при обращении с больничными отходами в лечебно- профилакшческом учреждении : учебное пособие для спо / С. Ю. Борисова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 56 с. — ISBN 978-5-8114-7830-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/l 66350 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Карпова Е. В. Безопасная среда для пациента и персонала : учебное пособие для спо / Е. В. Карпова. Н. Я. Мигаленя. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 160 с. — ISBN 978-5-8 114-7332-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158947 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс] : учебник / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян. Ю.А. Тарасова [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа. 2021. -512 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»
  4. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела [Электронный ресурс] : учебник / С.А. Мухина, ИМ. Тарновская. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019, 2020. - 368 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»
  5. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс] :учеб. пособие / под ред. С.И. Двойникова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 432 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»
  6. Организация сестринской деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / Бабаян С.Р. [и др.] - Москва : ГЭОТАР- Медиа, 2019. - 656 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»

7.Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс] :учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. / В. Л. Осипова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 240 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»

8.Осипова В.Л. Дезинфекция :учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.Л. Осипова - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 136 с. Доступ из ЭБС «Коне, студ.»

  1. Пономарева Л. А. Безопасная больничная среда для пациентов и медицинского персонала : учебное пособие для спо / Л. А. Пономарева, О. А. Оглоблина, М. А. Пятаева. —4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 132 с. — ISBN 978-5-81 14-6782-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: lntr)s://e.lanbook.com/book/l 52440 (дата обращения: 04.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Сметании В. И. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль в медицинских организациях : учебник для спо / В. Н. Сметании. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 364 с. — ISBN 978-5-8114-9497-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/boolc/195525 (дата обращения: 07.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительные источники

  1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (последняя редакция)
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция).
  3. Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 “Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях”
  4. Национальная концепция профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, 2011 г. (утверждена Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко)
  5. СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"

СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия« Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями внутренних органов и систем »

Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полн...

Методическая разработка практического занятия по теме: "Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм"

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель распространённости алкоголизма в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 11 до 44 случаев на 1000 человек. Традиционно подавляющее б...

Методическая разработка практического занятия «Прием пациентов в стационар. Ведение документации»

Методическая разработка практического занятия по теме «Прием пациента в стационар» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность п...

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации.»

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной  обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации....

Методическая разработка практического занятия по теме: "Выполнение перемещения пациента", ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии: младшая медицинская сестра по уходу за больными, специальность "Сестринское дело"

В данном методическом пособии рассмотрен пример использования элементов вышеперечисленных технологий при проведении практического занятия по медицинской эргономике....

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента

Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...