Анатомия ЛД
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Лекция 1.
Тема: «Анатомо-физиологические особенности формирования
потребностей организма»
План лекции:
- Взаимодействие организма человека с внешней средой.
- Периоды онтогенеза: антенатальный, перинатальный и постнатальный.
- Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма.
- Классификация потребностей человека.
- Регуляция процессов самоудовлетворения потребностей организма.
1. Введение. Взаимодействие организма с внешней средой
Организм человека представляет собой сложную, открытую, саморегулирующуюся систему. Его жизнедеятельность и само существование невозможны без постоянного обмена с окружающей средой. Этот обмен носит двусторонний характер:
- Из внешней среды организм получает кислород, питательные вещества, воду, сенсорную информацию (свет, звук, тепло).
- Во внешнюю среду организм отдает углекислый газ, продукты метаболизма (например, мочевину), тепловую энергию.
Таким образом, сама потребность – это осознаваемый или неосознаваемый дефицит чего-либо, необходимого для поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды) и нормальной жизнедеятельности. Формирование этих потребностей глубоко заложено в нашей анатомии и физиологии.
2. Периоды онтогенеза и формирование потребностей
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения до смерти. В нем выделяют ключевые периоды, для каждого из которых характерны свои доминирующие потребности.
- Антенатальный период (внутриутробный). Период от зачатия до начала родов. Все потребности развивающегося организма (эмбриона, а затем плода) удовлетворяются автоматически за счет материнского организма через уникальный орган – плаценту. Потребность в питательных веществах, кислороде, удалении метаболитов, защите и постоянной температуре обеспечивается системой «мать-плацента-плод». Здесь закладываются основы всех систем органов, которые после рождения будут самостоятельно удовлетворять свои потребности.
- Перинатальный период (околородовой). Охватывает период с 22-й недели беременности, включая сами роды и первую неделю жизни. Это критический период перехода от полной зависимости к самостоятельности. Главнейшей потребностью момента является безопасное рождение и адаптация к внеутробной жизни: потребность сделать первый вдох и запустить малый круг кровообращения, потребность в терморегуляции и первом питании (молозиве).
- Постнатальный период (послеродовой). Весь период жизни после рождения. Потребности перестают удовлетворяться автоматически и требуют активного поведения организма. Этот период делится на этапы (новорожденность, грудной возраст, пубертат и т.д.), для каждого из которых характерен свой иерархический набор потребностей. Например, для младенца первоочередны витальные (жизненные) потребности (еда, сон, тепло), тогда как в подростковом возрасте на первый план выходят социальные и психологические потребности (самоидентификация, общение со сверстниками).
3. Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма
Каждая клетка нашего тела имеет свои элементарные потребности: в ATP (аденозинтрифосфат), кислороде, аминокислотах, ионах и т.д. Но клетка не может «захотеть есть» или «попросить пить». Как же локальная потребность тысячи клеток превращается в единое чувство голода или жажды для всего организма?
Ключевую роль здесь играет внутренняя среда организма – межклеточная (интерстициальная) жидкость, кровь и лимфа.
- Накопление изменений. Например, при снижении уровня глюкозы в крови (основной источник энергии) клетки, в первую очередь нейроны гипоталамуса, начинают испытывать дефицит питания.
- Химический сигнал. Клетки гипоталамуса являются хеморецепторами. Они улавливают это изменение.
- Формирование потребности целого организма. Гипоталамус, являясь высшим вегетативным центром, активирует другие структуры мозга. Возникает мотивация (пищевое побуждение), которое субъективно воспринимается как чувство голода.
- Удовлетворение потребности. Это чувство заставляет организм проявить пищедобывающее поведение (найти и съесть пищу).
Аналогичный механизм работает и с другими витальными потребностями: жажда (при повышении осмотического давления плазмы), потребность в дыхании (при накоплении углекислого газа и сдвиге pH крови).
Таким образом, внутренняя среда является посредником между нуждами отдельных клеток и целостным организмом. Она интегрирует миллионы «клеточных запросов» в единые, понятные для нервной системы сигналы, которые трансформируются в осознанные потребности и целенаправленное поведение.
4. Классификация потребностей человека (по А. Маслоу, адаптировано)
Все многообразие потребностей можно систематизировать в виде пирамиды, где основание составляют жизненно необходимые, физиологические потребности.
- Физиологические (витальные) потребности. Имеют чисто биологическую природу, направлены на выживание особи и вида.
- Дыхание
- Питание и вода
- Выделение (мочеиспускание, дефекация)
- Сон и отдых
- Поддержание температуры тела
- Репродуктивная потребность
- Потребность в безопасности. Также базируется на физиологии (например, потребность в целостности кожных покровов, отсутствии боли).
- Физическая безопасность (отсутствие угрозы жизни)
- Психологическая безопасность (предсказуемость среды)
- Здоровье
- Социальные потребности:
- Принадлежность к группе (семья, коллектив)
- Общение, любовь, поддержка
- Потребность в уважении и признании:
- Самоуважение
- Уважение со стороны других
- Достижение успеха
- Потребность в самоактуализации. Высший уровень – реализация своего потенциала, личностный рост.
Важно: удовлетворение потребностей высшего уровня возможно только после удовлетворения базовых, физиологических.
5. Регуляция процессов самоудовлетворения потребностей организма
Организм обладает мощными системами автономной регуляции, которые работают часто без участия нашего сознания.
- Нервная система:
- Вегетативный отдел (автономная нервная система). Регулирует работу внутренних органов без нашего сознательного контроля. Симпатический отдел мобилизует силы в стрессовой ситуации (учащает сердцебиение, расширяет бронхи), парасимпатический – обеспечивает «отдых и пищеварение» (стимулирует перистальтику, секрецию пищеварительных соков).
- Гипоталамо-лимбико-ретикулярная система. Формирует мотивацию и эмоции, направляющие поведение на удовлетворение потребности. Чувство голода заставляет нас искать еду, чувство жажды – воду.
- Гуморальная система (эндокринная система):
- Железы внутренней секреции выделяют гормоны – химические регуляторы, которые разносятся кровью и управляют долгосрочными процессами удовлетворения потребностей.
- Инсулин и глюкагон регулируют уровень глюкозы (потребность в питании).
- Альдостерон и вазопрессин (АДГ) регулируют водно-солевой обмен (потребность в воде и ионах).
- Тиреоидные гормоны регулируют основной обмен и теплопродукцию.
Самоудовлетворение потребностей – это цикл:
Возникновение дефицита -> Формирование мотивации -> Целенаправленная деятельность -> Удовлетворение потребности -> Восстановление гомеостаза.
Заключение
Понимание анатомо-физиологических основ формирования потребностей является фундаментом для медицины. Любое заболевание – это состояние, при котором нарушается способность организма к самостоятельному удовлетворению тех или иных потребностей. Задача медицинского работника – вовремя распознать это нарушение и оказать профессиональную помощь, направленную на восстановление жизненно важных функций и, в конечном итоге, на возвращение пациента к независимому удовлетворению своих потребностей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа ( anatemne – рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология – наука о функциях организма Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Разделы анатомии: описательная систематическая топографическая пластическая функциональная динамическая возрастная сравнительная микроскопическая патологическая
Методы анатомии: рассечение, вскрытие, препарирование на трупе с помощью скальпеля, наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом – макроскопическая анатомия, изучение с помощью микроскопа – микроскопическая анатомия, с помощью технических средств (рентген-лучи, эндоскопия ), метод инъекции красящих веществ в органы, метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами) Физиология – экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы: раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.
Человек – биосоциальное существо. Организм – биологическая система, наделенная разумом. Человеку присущи закономерности жизни : самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция . Эти закономерности реализуются с помощью процессов обмена веществ энергии, раздражимости, наследственности и гомеостаза – относительно динамическое постоянство внутренней среды организма. Организм человека является многоуровневым: молекулярный клеточный тканевой органный системный Взаимосвязь в организме достигается путем нервной и гуморальной регуляции. У человека постоянно возникают новые потребности. Способы их удовлетворения: самоудовлетворение или с посторонней помощью.
Механизмы самоудовлетворения : врожденные (изменение метаболизма, работа внутренних органов) приобретенные (сознательное поведение, психические реакции ) Структуры удовлетворения потребностей : исполнительные (дыхательная, пищеварительная, выделительная) регуляторные (нервная и эндокринная)
В теле человека условно проводят линии и плоскости: фронтальная (параллельно линии лба) сагиттальная (перпендикулярная линии лба) медиальная (проходит через середину тела )
Органы характеризуются по отношения к осям и плоскостям : проксимальный (верхний) дистальный (нижний) вентральный (передний, брюшной) дорсальный (задний, спинной) медиальный (ближе к серединной линии) латеральный (дальше от срединной линии)
Типы телосложения: Брахиморфный : широкий торс и короткие конечности. У людей брахиморфного телосложения доминируют поперечные пропорции, отлично развита мускулатура, они, как правило, имеют небольшой рост. Сердце у таких людей размещено поперечно, что обусловлено высоко расположенной диафрагмой. У таких людей выявляются короткие и широкие петли тонкой кишки, которые находятся большей частью в горизонтальном положении; Долихоморфный : узкий торс и длинные конечности. Представители данного типа телосложения имеют удлиненные конечности, слабо развитые мускулы, узкие кости и слабую прослойку подкожного жира. Диафрагма у них размещена относительно низко, вследствие этого легкие у таких людей немного длиннее, чем у представителей иных типов; Мезоморфный : средние показатели пропорций тела. К этому типу относятся люди, пропорции тела которых можно назвать обычными. Они соответствуют возрасту и полу.
Онтогенез Онтогенез (от греч. onthos – сущее, genesis – происхождение) – это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный (внутриутробный, дородовый) постнатальный (послеродовый). Первый начинается с момента зачатия и продолжается до момента рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Время пренатального онтогенеза определяется продолжительностью беременности . В свою очередь пренатальный период делится ещѐ на два периода. От зачатия до 2-х месяцев – это эмбриональный период. Он является наиболее важным и чувствительным к разным воздействиям, так как именно в эмбриональный период пренатального онтогенеза происходят процессы закладки тканей и внутренних органов. Со 2-го месяца начинается плодный (фетальный) период, который длится до момента рождения. В течение всего плодного периода происходит рост и дальнейшее развитие уже образовавшихся органов и тканей. С момента рождения начинается постнатальный онтогенез.
Периоды постнатального периода: 1. Новорожденный – 1 – 10 дней; 2. Грудной возраст – 10 дней – 1 год; 3. Раннее детство – 1 – 3 года; 4. Первое детство – 4 – 7 лет; 5. Второе детство – 8 – 12 лет мальчики, 8 – 11 лет девочки; 6. Подростковый (пубертатный) возраст – 13 – 16 лет мальчики, 12 – 15 лет девочки; 7. Юношеский возраст – 17 – 21 лет юноши, 16 – 20 лет девушки; 8. Первый период зрелого возраста – 22 – 35 лет мужчины, 21 – 35 лет женщины; 9. Второй период зрелого возраста – 36 – 60 лет мужчины, 36 – 55 лет женщины; 10. Пожилой возраст – 61 – 74 года мужчины, 56 – 74 года женщины; 11. Старческий возраст – 75 – 90 лет мужчины и женщины; 12. Долгожители – 90 лет и выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»
Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
В представленной методической разработке учебного занятия показана равноправная роль обучающегося в образовательном процессе, значительная самостоятельность в процессе обучения, ответственность за рез...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
