«Русские акушер - гинекологи, их вклад в науку»
методическая разработка

Людмила Николаевна Федосова

Методическая разработка открытого заседания кружка составлена с целью демонстрации методики организации самостоятельной работы студентов, для расширения, углубления и систематизации теоретических и практических знаний по дисциплине «Пропедевтика в акушерстве» с помощью интернет – ресурсов, визуализации информации посредством использования самостоятельно подготовленной мультимедийной презентации и доклада.

ФГОС третьего поколения предусматривает введение в учебный процесс общих и профессиональных компетенций, а так же увеличение количества часов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Кружковая работа является одним из активных методов организации самостоятельной работы студентов. Заседание проводится с использованием современного инновационного оборудования.

Совместная творческая работа позволяет студентам, принимающим в нем участие, развить такие навыки как – умение осуществлять поиск необходимой информации, эффективного выполнения поставленной задачи, систематизировать ее, делать выводы.

Внеаудиторная работа способствует пониманию сущности и социальной значимости будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrab._akusher-ginekologi_18_vek.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Тульский областной медицинский колледж»

БЕЛЁВСКИЙ ФИЛИАЛ

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦПК

Протокол № ____ от

„____” ___________ 2023г

Председатель Ц(П)К

Проломова Р.А. ________

подпись

Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия

ПМ.01. Диагностическая деятельность. МДК. Пропедевтика в акушерстве.

II- III курс, специальность лечебное дело

Тема:

«Русские акушер - гинекологи, их вклад в науку»

Подготовила:

преподаватель

ГПОУ «ТОМК»

Белевский филиал

Федосова Л.Н.

Белев, 2024г.

Данное мероприятие проводится студентами группы лд А 11 II Б и группы лд А 11 III Б, обучающихся по специальности «Лечебное дело», принимающие участие в работе кружка «Фельдшер и акушерка» организованного при кабинете доклинической практики «Основы профилактики. Оказания акушерско - гинекологической помощи. Здорового человека и его окружения» и выступают на мероприятии основными докладчиками.

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого заседания кружка составлена с целью демонстрации методики организации самостоятельной работы студентов, для расширения, углубления и систематизации теоретических и практических знаний по дисциплине «Пропедевтика в акушерстве» с помощью интернет – ресурсов, визуализации информации посредством использования самостоятельно подготовленной мультимедийной презентации и доклада.

ФГОС третьего поколения предусматривает введение в учебный процесс общих и профессиональных компетенций, а так же увеличение количества часов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Кружковая работа является одним из активных методов организации самостоятельной работы студентов. Заседание проводится с использованием современного инновационного оборудования.

Совместная творческая работа позволяет студентам, принимающим в нем участие, развить такие навыки как – умение осуществлять поиск необходимой информации, эффективного выполнения поставленной задачи, систематизировать ее, делать выводы.

Внеаудиторная работа способствует пониманию сущности и социальной значимости будущей профессии.

Цель проведения мероприятия:

- рассказать студентам и гостям о русских акушер- гинекологов, и их вклада в науку;

- продемонстрировать манипуляции.

Задачи:

Образовательные:

- представить краткую историческую информацию о развитии акушерства и акушерской помощи;

- повысить устойчивый интерес к будущей профессии.

Развивающие:

- развивать способности выступать перед аудиторией;

- раскрывать творческие способности;

развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле;

- развивать умения самостоятельной работы;

- активизировать творческий потенциал обучающихся.

Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся уважение и гордость к выбранной профессии через историю развития акушерского дела в России;

- способствовать формированию личности будущих медицинских работников;

- воспитывать у обучающихся самостоятельность, ответственность и творческое отношение к учебе.

Мероприятие направлено на формирование общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, таких как:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.

ПК Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц.

ПК Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода.

ПК Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде.

ПК Оказывать акушерское пособие при физиологических родах.

Применять лекарственные средства по назначению врача.

ПК Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным.

ПК Применять лекарственные средства по назначению врача.

ПК Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования.

Интеграционные связи

ПМ.01. Диагностическая деятельность. МДК Пропедевтика в акушерстве.

ПМ. Лечебная деятельность. МДК Оказание акушерско-гинекологической помощи. Лечение в акушерстве.

ПМ. 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и

экстремальных состояниях.

ОП.02. Анатомия и физиология человека.

ОП.09. Психология.

Место проведения: актовый зал колледжа.

Оснащение и оборудование:

1. Материально-техническое оснащение:

- ноутбук;

- экран;

- мультимедиа проектор;

- инструменты;

- акушерский фантом с куклой;

- женский таз;

2. Методическое обеспечение:

- сценарий мероприятия;

- презентация на тему: «Русские акушер - гинекологов, их вклад в науку»

Хронокарта

Время – 60 минут.

I. Организационный этап

1. Вступительное слово. Руководитель кружка «Фельдшер и акушерка» - Федосова Л.Н. - 5 мин.

2. Основная часть (50 мин.)

1. Показ презентации «Русские акушер - гинекологи, их вклад в науку». Выступления студентов. - 35 мин.

2. Демонстрация манипуляций: методы наружного акушерского исследования - приемы Леопольда Левицкого, пельвиометрия, показ и название инструментов, применяемых в акушерстве – 15 мин.

3. Заключительная часть (5 мин.) Заключительное слово руководителя кружка «Фельдшер и акушерка».

I. Вступительное слово

Рождение ребенка - это самый замечательный момент в жизни каждой матери и самый серьезный, ведь от протекания родов зависит дальнейшее развитие ребенка. Я считаю, что профессия акушера одна из самых сложных и ответственных, потому что эти люди помогают появляться на свет новой жизни. И, мне кажется, познакомится с историей развития данной медицинской дисциплины достаточно интересно.

История акушерства тесно связана с историей медицины вообще, хотя до XVIII столетия оно стояло на более низкой ступени развития, чем остальные отделы врачебной науки, так как на его долю выпала еще большая борьба с предрассудками и невежеством.

В России наука акушерства получила свое начало и развитие значительно позже, чем в других европейских странах.

II. Основная часть

Выступления студентов

Михаил Васильевич Ломоносов

Стремился учить врачей в России в специальных учебных заведениях.

Не будучи врачом, писал: «полезнейшая роду человеческому наука есть медицина, которая через познание свойств тела человеческого достигает причины нарушенного здравия и …часто удрученных болезнью почти из гроба восставляет».

Большое внимание уделял родовспоможению, гигиене детей раннего возраста, уходу за ними. Настаивал на подготовке повивальных бабок, создании для них учебника с использованием народного опыта.

Поэтому Ломоносов настойчиво добивался создания университета с медицинским факультетом.

Павел Захарович Кондоиди

Становление акушерского образования в России связано с именем П. 3. Кондоиди. По его предложению Сенат в 1754г. издал указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества".

В 1757 г. в Москве и Петербурге его стараниями были созданы «бабичьи школы», в которых обучение родовспоможению было поставлено на научную основу, где готовили «присяжных бабок» (образованных повивальных бабок, или акушерок). Преподавали в них первоначально иностранцы: один доктор (профессор бабичьего дела) и один лекарь (акушер).

В первые годы обучение было только теоретическим. Затем, после открытия первых в России повивальных (родильных) отделений на 20 коек при Московском (1764г.) и Петербургском (1771г.) Воспитательных домах, стал преподаваться и практический курс. Сначала обучение в бабичьих школах было малоэффективным. Имелись существенные трудности, при наборе учениц: так, в 1757 г. в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве — 4 повивальные бабки, именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате за первые 20 лет Московская школа подготовила всего 35 повивальных бабок (из которых пять были из россиян, а остальные — иностранки).

Максимович Амбодик

Нестор Максимович Максимович-Амбодик считается одним из родоначальников акушерского дела, именно ему принадлежит идея применения акушерских щипцов. Максимович-Амбодик первым подготовил и издал известный трактат «Искусство повивания, или Наука о бабьем деле». По его учебникам обучалось не одно поколение студентов, примечательным является тот факт, что он первым начал преподавание в медицинском университете на русском языке, до этого все лекции читались на латыни.

Подготовил и предложил для обучения фантом женского таза с куклой-ребенком.

Леопольд Левицкий

Дальнейшее развитие отечественного родовспоможения связано с трудами Кристиана-Герхарда Леопольда Левицкого "Руководство к повивальной науке. " Кристиан родился в 1846 в Саксонии в семье местного врача. Сначала учился в Дрездене, затем поступил в университет в Лейпциге. После окончания был волонтером в германской армии в Франко-Прусской войне. Он много путешествовал где и познакомился с выдающимися акушерами и хирургами. В 1877г. Леопольда назначают преподавателем акушерства в Лейпциге, а в1883г. он возглавил Дрезденскую королевскую гинекологическую больницу, где организовал крупнейшей в Европе центр по обучению акушерству.

А в 1882г. он выполнил первое классическое кесарево сечение в стране в результате которого выжили и мать, и ребенок.

Приемы Леопольда-Левицкого — комплекс из четырех приемов наружного акушерского исследования, заключающихся в пальпации плода через переднюю брюшную стенку с целью определения положения, предлежания и позиции плода. Эти приемы Леопольда актуальны и в настоящее время.

Иван Павлович Лазаревич

Благодаря стараниям Ивана Лазаревича в арсенале врачей появились более совершенные акушерские щипцы, количество профессиональных акушерок в России увеличилось, а в отечественной практике повсеместно начали применять психопрофилактику перед родами. Щипцы Лазаревича приобрели широкую известность, их изобретение и применение значительно снизило число плодоразрушающих операций и смертность в родах.

Его авторству принадлежит более 70 трудов, изданных не только на русском, но и на английском, французском и немецком языках.

В 1873 году на выставке в Лондоне он был награжден золотой медалью.

Вильгельм Михайлович Рихтер

После окончания университета, уже имея звание лекаря, Вильгельм Рихтер в 1786 году был направлен за рубеж с целью совершенствования полученных знаний. Особенно молодого медика интересовало акушерское искусство. На нем он и остановил свой выбор в качестве сферы будущей деятельности.

Время, проведенное Рихтером за границей, не было потрачено впустую. Медик обучался во многих немецких, британских и французских высших медицинских учебных заведениях. Именно повивальной деятельностью Рихтер занимался в больницах Берлина и города Геттинген.

Работа грамотного врачевателя оказалась замеченной соответствующими специалистами и Рихтер в 1788 году получает звание доктора медицины.

Акушер, ставший историком медицины.

Россия всегда славилась своими достижениями в области медицины. Между тем за многими, казалось бы, элементарными вещами сферы здравоохранения стоит труд многих медиков и врачевателей, в число которых вошел и Вильгельм Михайлович Рихтер, ставший автором 24 работ по медицинской тематике и внесший огромный вклад в развитие дела лечения людей в России в 18-19 столетиях.

После возвращения на родину Рихтера и назначают профессором акушерского дела в Московском университете. Заведующим кафедрой повивального (акушерского) искусства Рихтер был на протяжении 28 лет до 1819 года.

Вильгельм Михайлович стал основателем Повивального института, работающего при Императорском воспитательном доме.

Заслуги Рихтера были отмечены вручением ему звания лейб-медика России. Знаменательное событие случилось в 1818 году. За год до этого он стал кавалером ордена Святого Владимира 3 степени. А с 1808 года Рихтер носил орден Святой Анны 2 степени.

Известный акушер оставил после себя массу научных трудов, число которых достигло 24. Одним из самых интересных из них является труд под названием «История акушерства в России».

Антон Яковлевич Крассовский

Известный акушер-гинеколог Антон Яковлевич Крассовский родился в городе Слуцк в 1821 году. В 1842 году Крассовский закончил Слуцкую гимназию. В 1843 году поступает в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. В годы студенчества происходит знакомство Антона Яковлевича с замечательным хирургом Н.И. Пироговым, благодаря которому он увлекался гинекологией, хирургией и акушерством . В 1848 году, отучившись в медико-хирургической академии, где изучал оперативную хирургию под руководством Н. И. Пирогова, получил профессию лекаря. .

С 1849 года работал ординатором клиники акушерства, женских и детских болезней. В 1852 году получил степень доктора медицины.

Антон Яковлевич является самым выдающимся русским акушером XIX века. Это гениальный и талантливый русский ученый, гинеколог, хирург, акушер, овариотомист, основоположник в России самой первой акушерско-гинекологической школы.

Профессор стал одним из первых выдающимся овариотомистом. Самую первую свою операцию по удалению кисты Антон Яковлевич совершил в 1862 году. Через небольшое количество времени их число уже достигало огромного количества.

Предложил оригинальную классификацию форм узкого таза, четко разделив понятия «анатомически узкий таз» и «клинически узкий таз».

Профессору удалось вывести на достойный уровень оперативную гинекологию и акушерство в России.

Также Крассовский занимался вопросами исследования матки зондом, лечением при искривлении матки, предохранением промежности при родах производством надрезов и другими исследованиями в этой области.

А. Я. Красовскому принадлежит еще выдающаяся заслуга по организации первого и до сих пор единственного в России «Журнала акушерства и женских болезней».

Славянский Кронид Федорович

Сын художника Ф. М. Славянского, выходца из крепостных крестьян. Кронид Федорович с серебряной медалью в 1863 году окончил Ларинскую гимназию. Медицинское образование получил в Императорской медико-хирургической академии. Акушерство изучал в клинике А. Я. Крассовского.

Научные труды

  • «О заболеваниях последа»
  • «К анатомии и физиологии яичника»
  • «О физиологических проявлениях половой жизни женщин-крестьянок»
  • «О росте и созревании Графовых пузырьков во время беременности»
  • «Чревосечение при внематочной беременности» и мн. др.

Заботами Славянского устроен и открыт родильный приют в Гавани в Петербурге.

Варвара Александровна Кашеварова-Руднева

В России пока нельзя было и представить, что женщины могут иметь высшее образование, занимать высокопоставленные должности, и тем более осваивать искусство врачевания.

И одной из выдающихся женщин, которая смогла добиться признания общества, получить диплом врача и звание доктор медицинских наук, является Варвара Александровна Кашеварова-Руднева.

Пройдя сложный жизненный путь она узнает, что Оренбургское казачество нуждается в акушерках для помощи в родах женщинам-мусульманкам, которым запрещено религией иметь мужчину-врача. Кашеварова принимает решение поступить в Повивальный институт и пройти необходимые курсы по сифилидологии. На экзамене члены аттестационной комиссии были так потрясены уровнем ее теоретической и практической подготовки, что предложили ей денежную премию! Но девушка отказалась, взамен попросив возможность обучаться дальше.

В 1863 год по ходатайству оренбургского генерал-губернатора Безака Варвара Александровна была зачислена в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию.

Она показала миру, что врач – человек, который должен спасать жизнь людям. Он обязан, в первую очередь, быть специалистом, прекрасно знающим свое дело, и нет разницы, мужчина это или женщина.

Дмитрий Оскарович Отт

Родился в селе Плохино ( Ульяново), Калужской области в 1855 году.

Дмитрий с отличием и медалью окончил Петербургскую Медико-хирургическую академию, где учился у выдающегося акушера и гинеколога Кронида Федоровича Славянского.

Дмитрий Оскарович пять раз принимал роды у императрицы Александры Федоровны. Первые роды императрицы Александры Федоровны были тяжелыми, младенца "тащили щипцами".

Его считают легендой в сфере акушерства и гинекологии. Был директором Императорского повивального института, развивал науку и обращал особое внимание на оперативную гинекологию.

Дмитрий Оскарович Отт является Создателем научной акушерской школы в России, видным представителем отечественной гинекологии и акушерства.

За годы его руководства Повивальный институт стал образцовым лечебным и научным учреждением, а сам Дмитрий Оскарович - признанным врачом-гинекологом, авторитетнейшим профессором медицины.

В 1882 году он поехал на стажировку за границу, чтобы узнать новое и поделиться своими наблюдениями с коллегами, но понял, что медицина империи сделала большой шаг вперед — во Франции, например, даже не знали, что такое «гинекология».

В Германии Отт начал трудиться над исследованием о том, как раствор поваренной соли влияет на восстановление обескровленного организма. Ему предлагали остаться в Европе и завершить научную работу, но он вернулся в Россию. Он доказал, что раствор хлорида натрия помогает организму лучше восстановиться. Даже быстрее, чем при переливании крови, ведь его легче подготовить в условиях, когда срочно нужно спасти жизни. Тогда это открытие помогло ему уберечь женщин от больших потерь крови во время родов и уменьшить статистику смертности в родильных домах.

Сконструировал ряд новых медицинских инструментов (осветительные зеркала для влагалищных операций и др.).

В 1989 году институту присвоено имя Д. О. Отта ныне НИИ акушерства и гинекологии. Институт приобрел европейскую и мировую известность.

III. Заключение

Акушерство является одной из самых древних отраслей медицины. Необходимость оказания помощи при родоразрешении возникла еще на ранних этапах развития общества.

Акушерство оказывает неоценимую помощь женщине в родах. К сожалению, родовой процесс практически непредсказуем. У самой здоровой женщины, при гладком течении беременности возможно развитие в родах состояний, опасных не только для здоровья, но и для жизни ее самой и ребенка. Никто и никогда не сможет предсказать, какими по интенсивности будут схватки и потуги у роженицы, как произойдет продвижение ребенка по родовым путям, в каком состоянии родится ребенок, как произойдет отделение плаценты, насколько интенсивным будет кровотечение в послеродовом периоде и т.д.

На сегодняшний день гинекология и акушерство неразрывно связаны и представляют одну из важнейших и обширнейших отраслей медицины. Ведь здоровье будущих матерей - это залог здоровья будущих поколений. Акушерство оказывает неоценимую помощь женщине в родах и гарантирует женщине квалифицированную помощь во время беременности, в родах и послеродовом периоде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод разработка конференции "Вклад М.В.Ломоносова в развитие Российской науки", авторы Толстикова Н.А., Юсупова Д.Ш.

Пояснительная записка Тема занятия: «Вклад М.В.Ломоносова в развитие российской науки»Цель занятия: Воспитание  патриотизма  путем  ознакомления  студентов  с  выдаю...

НПК «Вклад Д.И. Менделеева в естественные науки»

Дисциплина: химия, физика.Тема: Вклад И.Д. Менделеева в естественные науки.Тип урока: конференция.Задача урока:  - актуализировать знания по некоторым вопросам химии и физики;- подбор и...

Бехтерев и его вклад в науку

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием. К его 165-ле...

Методическая разработка "Контрольно-измерительные материалы" ПМ.01 «Диагностическая деятельность. Тема 1.3 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии. Тема 2.3 Диагностика в акушерстве и гинекологии.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий, ситуационных задач по МДК.01.01. Пропедевтика к...

Ученые медики и их вклад в науку

XIX и XX века стали эпохой прорывов в медицине от российских и советских врачей. Имена многих наших соотечественников вписаны в историю науки золотыми буквами — а мы даже не очень задумываемся н...

Гинекология ПМ 02 МДК 02.04 Диагностика и лечение в акушерстве и гинекологии

В данном разделе представлены материалы для подготовки к занятиям по дисциплине Диагностика и лечение в акушерстве и гинекологии (гинекология), а также алгоритмы манипуляций. Рекомендуемая литера...

Методическая разработка урока по теме "Вклад деятелей науки и культуры в Великую Победу"

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению интегрированного урока по общеобразовательным предметам «История» и «Литература» по теме «Вклад деятелей науки...