Общешкольные проекты. «Школа этнографии».
Уже более 15 лет работает «Школа этнографии» для учащихся 1-6 классов.
Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.
Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.
Занятия "Школы этнографии" может стать тем элементом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.
Сценарий. Школа этнографии для младших школьников. В гостях у Марьюшки.
Здравствуйте, дорогие ребята! Вы, наверное догадались, о чём мы с вами будем говорить. Посмотрите, что стоит на подносе (береста, глина.) Как вы думаете, почему я положила бересту, глину рядом с посудой? Когда пользовались посудой? У вас сейчас есть такая посуда? Где мы её приобретаем? (в магазинах) Раньше городов было мало. Где в основном жили люди? § (хутора, деревни)
- А теперь закройте глаза и представьте: стоит деревушка среди леса, болота, до города далеко. Захотел крестьянин построить себе дом. Где он возьмёт материал? Вот выстроил он себе избу. А в избе пусто: ни стола, ни посуды! Что делать? Из чего раньше делали посуду?
- Всё может дать матушка-природа, и не надо никуда ездить. Наши прабабушки и прадедушки использовали глину и бересту не только по тому, что их можно было легко найти. Оказывается, эти материалы имеют много замечательных качеств. Рассмотрите их внимательнее, давай те сравним их свойства и качества. (Дети перечисляют их качества). Береста легка и прочна, вещи, сделанные из неё, не тяготили в пути. Собрался северный крестьянин в лес или в поле, за плечами у него берестяной кошель, а с собой дорожная солонка из бересты. ( Объяснение сопровождается показом вещей: кошель, солонка.)
- Даже в сильный дождь соль в такой солонке не мокнет. Так как береста не пропускает воду. А ещё в старину говорили: «Солоница мала, а царица стола». Как вы думаете, почему? Соль- продукт, в старину очень ценный. Относились к ней бережно: поэтому хранили в красивых солонках различной формы. Давайте посмотрим, на что похожи солонки, стоящие перед вами? А сейчас какие бывают солонки? Из чего они сделаны? В старину жили очень мудрые люди, они много знали о природе и старались не делали ей больно.
- А это что за предмет? (Показывает на туесок) Ведь это же туесок берёзовый! Из бересты сделан. Без туеска в крестьянском хозяйстве никуда! На сенокос идти – брали в туеске квас, воду. В ведре не понесёшь: Тяжело, да и расплещется, а в туеске удобно, да и вода в нём долго не нагревается. Солнце бересту не пропекает. В туесках хозяйки кто сметану, кто молоко, кто крупу держит. В туеске можно на зиму грибы засолить, можно клюкву или бруснику замочить. С туесками и на рыбалку ходят. Есть ли среди вас рыбаки? Тогда я вам загадку загадаю: Пошёл рыбак на речку, А ему во след говорят:
«Дай тебе господи столько Туесин рыбы наловить, Сколько лесовин в лесу: Одну на зачин, да сорок раз по сорок!» Сколько же туесков рыбы надо наловить рыбаку? (161 туесок)
Молодцы, хорошо считаете! А теперь скажите, чем рыбак будет ловить рыбу? (Рыбацкая сеть) Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сети плели крестьяне, каждое грузило бережно, закреплено берестяной пластинкой. ( Показать)
Вы знаете, кто такой кузнец? ( Дети отвечают) Да, кузнец куёт железо и делает из него разные вещи. А теперь, внимательно посмотрите и найдите предметы, которые сделал кузнец. (Рассмотреть внимательно кочергу, ухват) Загадки на подсказку: «Чёрный конь скачет в огонь».
«Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Людям отдаёт, сам на отдых идёт». Все предметы, которые использовала хозяйка для приготовления пищи- назывались – кухонная утварь. Давайте вместе назовём их. ( Показать : ушат, лопатка для замешивания теста, дуршлак, венчик, щипцы для сахара, жаровня для кофе, рукомойник.
А теперь послушайте загадку: Сел на коня, Поехал в огонь. Ржёт и хохочет Выскочить хочет. (Горшок на ухвате) А отгадка стоит перед вами. Из чего сделан кувшин (горшок). Можете потрогать их руками. Чем похожи эти два кувшина (горшка). Чем отличаются? Какой кувшин старый? Почему?
Как вы думаете, если бы он мог говорить, что бы рассказал нам о своей жизни: Кто пользовался им? Что в нём хранили? Где он хранился? Почему у него такое тёмное дно? Обломанное горлышко? ( Дети составляют историю старого кувшина). · Кто знает, как называли человека, делающего посуду из глины? (Гончар). Вы, наверное, заметили, что у кувшинов и горшков есть узкая часть и широкая. Может быть, кто-нибудь знает, как называется узкая часть кувшина? (Горлышко) А широкая? (Тулово) Это слово очень похоже на слово «туловище». Значит, у кувшина, как и у человека, есть тулово ( туловище) и горлышко. · Как выдумаете, ребята, какую работу выполняла хозяйка в карельс-кой деревне?(Еду готовит, пол моет). Правильно. Очень рано встаёт хозяйка – до восхода солнца, печь надо растопить, завтрак приготовить, семью накормить. Корову надо успеть подоить, телёнка покормить, поросёнка, кур. Много дел у хозяйки нашей - Марьи. А ещё она успевает ткать, прясть, шить, вышивать. Половики, которые на полу лежат, - это работа нашей Марьюшки, сама выткала. А вот и прялка Марьюшкина. Сейчас покажу, только сперва загадку отгадайте. Что это такое?
НА осине сижу, Сквозь клены гляжу, Берёзовой верчу. ( Прялка)· Молодцы, трудную загадку отгадали.
«На осине сижу…» Видите, донце прялки, на которое я должна сесть, сделано из осины.
«Сквозь клены гляжу…» Из кленового дерева делают гребень прялки. «Берёзовой верчу…» Веретенце - из берёзы.
Вот тяну я из кудели нитку и на веретено наматываю – пряжу пряду. А знаете, как веретено вместе с ниткой называется? Мочка. Вот устану я прясть и положу мочку в мочесник лубяной. Вот закончим работы в поле, а зимние вечера долгие, тёмные. Одной прясть скучно, так ко мне девки со всей деревни собираются. У меня ведь изба просторная, всем места хватит. Лучину зажжём. Будем работать и песни петь.
Ну вот ребята, тут и день кончился, а вечер наступил. Но как поглядела я сколько пряжи напряла – испугалась: куда же всё девать? Но дед мой не бросил в беде – сплёл короб берестяной, куда я и сложу пряжу. Ну, как, понравилось вам у нас? Пожалуйте ещё! А пока – до свидания!




