Общешкольные проекты. «Школа этнографии».

Проводилова Ольга Валентиновна

Уже более 7 -и лет работает «Школа этнографии» для учащихся 1-6 классов.

 

Сценарий. Школа этнографии для младших школьников.      В гостях у Марьюшки.

 (Народные ремёсла)

·         -  Здравствуйте,  дорогие ребята! Вы, наверное  догадались, о чём мы с вами будем говорить. Посмотрите, что стоит на подносе (береста, глина.) Как вы думаете, почему я положила бересту, глину рядом с посудой?

  • – Когда пользовались посудой? У вас сейчас есть такая посуда? Где мы её приобретаем? (в магазинах)
  • Раньше городов было мало. Где в основном жили люди?

§  (хутора, деревни)

  • А  теперь закройте глаза и представьте: стоит деревушка среди  леса, болота, до города далеко. Захотел крестьянин построить себе дом. Где он возьмёт  материал? Вот выстроил он себе избу. А в избе пусто: ни стола, ни посуды! Что делать? Из чего раньше делали посуду?
  • Всё может дать матушка-природа, и не надо никуда ездить.

      Наши прабабушки и  прадедушки использовали глину и бересту не только по тому,

      что их можно было легко найти. Оказывается, эти материалы имеют много

      замечательных  качеств.

·         Рассмотрите их внимательнее, давай те сравним их свойства и качества. (Дети перечисляют их качества). Береста легка и прочна, вещи, сделанные из неё, не тяготили в пути. Собрался  северный крестьянин в лес или в поле, за плечами у него берестяной кошель, а с собой  дорожная солонка из бересты.

·         ( Объяснение сопровождается показом  вещей: кошель, солонка.)

  • Даже в сильный дождь соль в такой солонке не мокнет. Так как

         береста не пропускает воду. А ещё в старину говорили: «Солоница мала, а царица                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    стола». Как вы думаете,  почему? Соль- продукт, в старину очень ценный.  Относились к                 ней бережно: поэтому хранили в красивых солонках различной формы. Давайте      посмотрим, на что похожи солонки, стоящие перед вами? А сейчас какие бывают солонки?  Из чего они сделаны? В старину жили очень мудрые люди, они много знали о природе и старались не делали ей больно.

  • А это что за предмет? (Показывает на туесок)

Ведь это же туесок берёзовый! Из бересты сделан.  Без туеска в крестьянском хозяйстве никуда! На сенокос идти – брали  в туеске квас, воду. В ведре не понесёшь:

Тяжело, да и расплещется, а в туеске удобно, да и вода в нём долго не нагревается.

Солнце бересту не пропекает.

·         В туесках хозяйки кто сметану, кто молоко, кто крупу держит.

В туеске можно на зиму грибы засолить, можно клюкву или бруснику замочить.

С туесками и на рыбалку ходят. Есть ли среди вас рыбаки? Тогда я вам загадку загадаю: Пошёл рыбак на речку,

               А ему во след говорят:

        «Дай тебе господи столько

        Туесин рыбы наловить,

              Сколько лесовин  в лесу:

             Одну на зачин, да сорок раз по сорок!»

Сколько же туесков рыбы надо наловить рыбаку? (161 туесок)

  • Молодцы, хорошо считаете! А теперь скажите, чем рыбак будет ловить рыбу?  (Рыбацкая сеть)  Молодцы! Посмотрите, какие замечательные сети  плели крестьяне,  каждое грузило бережно, закреплено берестяной пластинкой.  ( Показать)

·         Вы знаете, кто такой кузнец? ( Дети отвечают)  Да,  кузнец куёт железо и делает из него разные вещи. А теперь, внимательно посмотрите и найдите предметы, которые сделал кузнец. (Рассмотреть внимательно кочергу, ухват)

Загадки на подсказку: «Чёрный конь скачет в огонь».

«Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Людям отдаёт, сам на отдых идёт».

·               Все предметы, которые использовала хозяйка для приготовления пищи-

назывались – кухонная утварь. Давайте вместе назовём их.

 ( Показать : ушат,  лопатка  для замешивания теста,  дуршлак,  венчик, щипцы для сахара, жаровня для кофе, рукомойник.

·               А теперь послушайте загадку: 

 

Сел на коня,

Поехал в огонь.

  Ржёт и хохочет

Выскочить хочет.   

(Горшок на ухвате)

                                                                            

А отгадка стоит перед вами.

 Из чего сделан кувшин (горшок). Можете потрогать их  руками. Чем похожи эти два кувшина (горшка). Чем отличаются?

Какой кувшин старый? Почему?

·            Как вы думаете, если бы он мог говорить, что бы рассказал нам о

своей жизни:

               Кто пользовался им?

                     Что в нём хранили?

               Где он хранился?

               Почему у него такое тёмное дно?

               Обломанное горлышко? ( Дети составляют историю старого кувшина).

·         Кто знает, как называли человека, делающего посуду из глины?                              (Гончар). Вы, наверное, заметили, что у кувшинов и горшков есть узкая часть и

широкая. Может быть, кто-нибудь знает, как называется узкая часть кувшина?

(Горлышко) А  широкая? (Тулово)  Это слово очень похоже на слово «туловище».

Значит, у кувшина, как и у человека, есть тулово( туловище) и горлышко.

·         Как выдумаете, ребята, какую работу выполняла хозяйка в карельс-кой деревне?(Еду готовит, пол моет). Правильно. Очень рано встаёт хозяйка – до восхода солнца, печь надо растопить, завтрак приготовить, семью накормить.

Корову надо успеть подоить, телёнка покормить, поросёнка, кур.

·         Много дел у хозяйки нашей -  Марьи.  А ещё она успевает ткать, прясть, шить, вышивать. Половики, которые на полу лежат, - это работа нашей Марьюшки, сама выткала. А вот и прялка Марьюшкина. Сейчас покажу, только сперва загадку отгадайте. Что это такое?

НА осине сижу,  Сквозь клены гляжу,  Берёзовой  верчу. ( Прялка)·           

     Молодцы, трудную загадку отгадали.

 «На осине сижу…» Видите, донце прялки, на которое я должна сесть, сделано из осины.

 «Сквозь клены гляжу…» Из кленового дерева делают гребень прялки.

 «Берёзовой верчу…» Веретенце -  из берёзы.

Вот тяну я из кудели нитку и на веретено наматываю – пряжу пряду.

А знаете,  как веретено вместе с ниткой называется?  Мочка.

 Вот устану я прясть и положу мочку в мочесник лубяной.

 Вот закончим работы в поле, а зимние вечера долгие, тёмные. Одной прясть скучно, так ко мне девки со всей деревни собираются. У меня ведь изба просторная, всем места хватит.

Лучину зажжём. Будем работать и песни петь.

Ну  вот ребята, тут и день кончился, а вечер наступил. Но как поглядела  я сколько пряжи напряла  – испугалась: куда же всё девать? Но дед мой не бросил в беде – сплёл короб берестяной, куда я и сложу пряжу.

Ну, как,  понравилось вам у нас? Пожалуйте ещё! А пока – до свидания!