Работа педагога-психолога с детьми- аутистами

Провоторова Маргарита Николаевна

Уважаемые коллеги!

Все мы знаем, что работа с детьми -аутистами имеет свою особую специфику, и соответственно, свои сложности. Итак, ситуация следующая. Ребенок 5 лет. Посещает детский сад 3 года. Контакт со сверстниками и педагогами отсутсвует, "скользящий взгляд".  Присутсвуют стереотипизация в поведении: может часами на листах бумаги копировать одни и те же фразы. На занятиях не сидит, одним словом "отсутствует". ПРи этом фразовой речи нет, единичные слова. Умеет читать (все таблички в детском саду перечитал!), прекрасно складывает пазлы, кубики. Попытки взаимодейтсвия с ребенком  через рисование, дидакт. игры тщетны. Уход в демонвтративной форме: дико кричит, машет руками, убегает. У ребенка инвалидность, диагноз "аутизм" поставлен. Такой ребенок в моей практике впервые. На мой взгляд, это ребенок не для массой группы детского сада, а для домашнего оучения!

у кого из вас был опыт общения с таким ребенком? Поделитесь!

 

Комментарии

Захарова Галина Юрьевна

Доброго времени суток, коллеги! Иногда мы действуем так: "со своим уставом да в чужой монастырь..." Сформулирую только вопросы, на которые вы сами можете ответить:
Известно ли Вам что-нибудь об инклюзивном образовании?
Если ребенок занят своими делами, значит ли это, что он несчастлив и его нужно обязательно вовлечь в общение со сверстниками?
Одинаковы ли представления о счастье у разных людей с разными природными способностями?
Какое выражение более экологично: "дети-инвалиды" или "дети с инвалидностью"?
Если общительный ребенок не будет делать то,что умеет герой статьи (читать, прекрасно складывать пазлы, кубики), ему место в массовой группе детского сада?

Провоторова Маргарита Николаевна

Конечно, одной из задач психолога в конкретной ситуации является учет индивидуальных особенностей ребенка, специфики восприятия как себя, так и окружающего мира. Но разве не должны ли мы ему помочь наладить контакт с социумом? А"Если ребенок занят своими делами" постоянно, мы должны оставить его в покое и прекратить попытки взаимодействия с ним? Инклюзивное образование в данном случае будет эффективным при постепенном введении такого ребенка в группу обычных сверстников и не в условиях массовой наполняемости в ДОУ, где в группе- 25-28 детей. И приводить сравнение общительного ребенка с отдельными проблемами, и ребенка с тяжелой степенью аутизма считаю в корне нецелесообразным в данном случае.

Провоторова Маргарита Николаевна

Конечно, одной из задач психолога в конкретной ситуации является учет индивидуальных особенностей ребенка, специфики восприятия как себя, так и окружающего мира. Но разве не должны ли мы ему помочь наладить контакт с социумом? А"Если ребенок занят своими делами" постоянно, мы должны оставить его в покое и прекратить попытки взаимодействия с ним? Инклюзивное образование в данном случае будет эффективным при постепенном введении такого ребенка в группу обычных сверстников и не в условиях массовой наполняемости в ДОУ, где в группе- 25-28 детей. И приводить сравнение общительного ребенка с отдельными проблемами, и ребенка с тяжелой степенью аутизма считаю в корне нецелесообразным в данном случае.

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Маргарита Николаевна, обратите внимание родителей на то, что они должны понимать, что аутизм не пройдет и его не вылечить. Но это не означает, что жизнь кончилась. Напротив, в Ваших силах помочь ребенку.
Как правило, родителей тревожит два главных вопроса: сможет ли ребенок адаптироваться в обществе, и сможет ли он создать семью.
Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть в целом нормальным, хотя отдельные его компоненты дисгармоничны, в других-ребенок может быть умственно отсталым. Среди аутистов встречаются даже одаренные дети. Но во всех случаях имеет место неравномерность психомоторного развития.
Аутизм возникает под влиянием разных причин. Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположенность. У меня на сайте есть консультация для родителей "Аутизм. Что делать", и еще какую степень аутизма ставят ребенку, если самая тяжелая-ребенок должен обучаться в спец.заведении или на дом.обучении.