Главные вкладки

    Психологическое занятие "Яблоки счастья" из журнала "Обруч"

    Провоторова Маргарита Николаевна

     



     


     


    Тренинги общения и личностного роста для дошкольников прак­тика, вызывающая вопросы. Яс­но одно развитие эмоциональ­ного интеллекта это не мод­ная тема, а жизненная необходи­мость в новых социальных и экономических условиях, в кото­рых нашим детям предстоит жить и работать. Именно этот вид интеллекта, по признанию ученых во всем мире, способст­вует жизненному успеху челове­ка и его счастью

    Светлана ТИМОФЕЕВА, педагог-психолог мдоу детский сад № 2 «Филиппом» компенсирующего вида для детей с нарушением зрения и речи, г. Великие Луки, Псковская обл.

    Хочу предложить читателям «Обруча» фрагменты разработанной мною системы развивающих занятий «РЭМ» (развитие эмоционального мира) для детей с патологией зрения и речи (За основу взята методика развития психической регуляции у детей Г Бардиер, И Ромазан, Т Чередниковой )

    Занятия «РЭМ» решают целый ряд задач развитие эмоциональности, коммуникативности, обучение уме­нию расслабляться, простейшим приемам саморегу ляции, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, развитие лично­сти ребенка, понимание ценности других людей и са­моценности

    Занятия «РЭМ» проводятся во второй половине дня, один раз в неделю и длятся 40—50 минут Вся система


    занятий рассчитана на два цикла (цикл занятий 1-го го да обучения в старших группах и цикл занятий 2-го года обучения в подготовительных группах) Каждый цикл включает в себя 11—12 занятий, своеобразных тренин гов общения и личностного роста дошкольников В за ключение родители приглашаются на открытое занятие Методика развивающих занятий «РЭМ» апробирована в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения и речи, для детей с ал лергопатологией) и в общеразвивающих ДОУ

    Игра «Солнце, Дождь и Ветер»

    На три разных сигнала (показ картинок солнца, тучи, ветра) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице «Солнце» — подпрыгивают, хлопа­ют в ладошки, улыбаются «Туча» — тело напряжено плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу, на лице грусть, недовольство, так

    как холодный дождь неприятен, а у детей нет зонтов. «Ветер» — дети несильно раскачивают тело из сторо­ны в сторону, на лице спокойствие. К ним обращает­ся психолог: «Смотри, не зевай! Солнце, Дождь и Ве­тер различай! Что увидишь на картинке, то и прожи­вай!» Иногда для развития внимательности детей ве­дущий специально называет карточку неправильно.

    Игра «Яблочное настроение»

    Дети вместе с психологом рассматривают красивые необычные яблоки (мягкие игрушки). Эти плоды мо­жет принести или прислать любой известный детям литературный персонаж. Ведущий во время рассмат­ривания яблок задает вопросы: — Какое настроение у этого яблока? (Веселое, радо-

     

    стное.) Какое чувство оно переживает? (Веселье, ра­дость.) (По аналогии: грустное, печальное — грусть, пе­чаль; испуганное — испуг, страх, тревогу; злое, серди­тое, рассерженное — злость, гнев, ярость; недовольное, хмурое — недовольство; довольное — удовольствие.) — Какого цвета грустное (злое, недовольное, до­вольное, веселое, испуганное) яблоко?

    Игра «Солнце, Облака и Месяц»

    Взрослый рассказывает детям сказку. На ночном небе светят звезды. Ярко, как фонарики. Когда наступает утро, небо становится светлым. Всходит доброе Солнышко. Его любят все люди, вся природа: звери, птицы, цветы и деревья. Вокруг Солнца проплывают Облака, разные по форме и цвету. Они двигаются то медленно, то быстро, обго-


    няя друг друга и играя в догонялки. Однажды Солн­це почему-то не появилось на небе в срок. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облачко испуга­лось и все время повторяло: «Как страшно без Солн­ца! Я боюсь, боюсь!» Другое Облако так расстрои-

     

    лось, что даже стало плакать: «Кап-кап!»и пошел дождик. Еще одно Облако обиделось, рассердилось на своих друзей' и на Солнце, нахмурило брови, ста­ло ругаться и даже драться с другими Облаками. От этого появилась молния, загремел гром. Только одно Облачко не испугалось, не заплакало и не рассерди­лось. Оно всех успокаивало: «Не бойтесь, не грусти­те и не злитесь! Солнце обязательно взойдет, и мы все успокоимся. Давайте будем улыбаться, танце­вать, тогда Солнце к нам вернется». Облака послу­шались и перестали злиться и грустить, стали улы­баться, петь и танцевать.

    И тут произошло чудоСолнышко выглянуло и со­грело всех своими лучами и улыбкой. Вечером Солн­це, как обычно, ушло спать, а на небе появился Ме­сяц. Он спел Облакам колыбельную песенку, и они за­снули волшебным сном. Месяц улыбнулся и от удо­вольствия даже закрыл глаза А звездочки освещали небо и радовались, что все отдыхают, а на небе царят покой и дружба.

    Дети отвечают на вопросы и выполняют задания:

    • Найдите глазами Облако, которое улыбается
      Какое у него настроение? Какое чувство оно испыты­
      вает
      ? (Те же вопросы задаются по отношению к дру­
      гим Облакам.)
    • Какое настроение у Облака, которое находится
      справа от веселого? (Грустное, печальное.)
    • Какое Облако находится слева от злого? (Испуган­
      ное
      .) Какое Облако висит ниже (выше) всех? Кто висит
      выше всех? (Солнце.) Ниже всех9 (Месяц, звезды.)
    • У кого на небе одинаковое настроение?
    • Постарайтесь проследить («нарисовать») глазами
      дорожку от веселого Облака к злому (от испуганного
      Облака
      к Солнцу, от Месяца к Солнцу) и т. п.
      Замятие «Морское путешествие»

    I. Разминка. Психолог предлагает детям отправить­ся в путешествие по морю на корабле. Перед путеше­ствием необходимо зарядиться бодростью — прово­дится игровое упражнение «Заряд бодрости»:

    • Вытянуть вперед руки и приготовить два пальчи­
      ка: большой и указательный, взяться ими за кончики
      ушейодин палец сверху, другойснизу, помасси­
      ровать
      ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат
      все!»10 раз в одну сторону и 10 раз в другую,
    • Опустить руки, встряхнуть ладошки;

     

    • Выставить вперед указательный палец, вытянуть
      руку и поставить его между бровей над носом, помас­
      сировать эту точку столько же раз со словами: «Про­
      сыпайся, третий глаз!», стряхнуть ладошки;
    • Собрать пальцы руки в горстку, найти внизу шеи
      ямку, положить туда руку и со словами: «Я дышу, ды­
      шу, дышу'» помассировать ямку 10 раз в одну сторо­
      ну
      и 10 раз в другую.

    Психолог просит мальчиков помочь девочкам под­няться на воображаемый корабль, сесть рядом с ни­ми, закрыть глаза и представить, как корабль плывет по морю, слегка раскачиваясь на волнах. (Можно предложить вспомнить, каких морских обитателей ребята знают.)

    На корабле детям предлагается поиграть в подвиж­ную игру «Море волнуется».

    II. Корабль путешественников останавлива­ется у красивого песчаного берега. Дети выхо­дят на берег. Проводится упражнение «Запах моря». (И.п.: стоя ноги врозь, руки внизу, мышцы предельно расслаблены, глаза закрыты; после выдоха медленно втягивать воздух, пытаясь уловить запах моря; побуж­дать детей добиваться ощущения, что они как будто дышат не только носом, но и всем телом; выполнять в медленном темпе.)

    Психолог обращает внимание детей на необыкно­венно красивые ракушки, лежащие на берегу. Про­водится упражнение «Ракушка», включается аудио­запись шума волн. Дети, свободно перемещаясь по «берегу», представляют, что находят красивые ра­кушки, подносят их к ушам, слушая шум моря, дают послушать «голос» найденной ракушки другим ребя­там и взрослым.

    Релаксация «Шепот волны». Дети снимают оч­ки (если занятие проводится в группе с патологией зрения), принимают позу покоя, лежа на спине (на ковре), закрывают глаза и под музыку учатся рас­слабляться, играют в игру «Волшебный сон» Звучит спокойная музыка, психолог говорит:

    Реснички опускаются, глазки закрываются.

    Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

    Вдох (носиком) выдох (губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется), вдох-выдох, вдох-выдох.

    Я слышу моря шум, прибой волны и шелест пены на песке прибрежном.

    Волна беседует со мной, она говорит:

    «Расслабься, успокойся, отдохни. Послушай шум волны...

    Пусть голову оставят мысли, пусть шея, грудь и руки отдохнут.

    Вдохните чистый воздух моря... Расслабьте тело, ноги...

    Прислушайся к себе... Тепло и свет входят в тебя. Они уносят все огорчения, плохое настроение. Пос­лушай тишину: она молчит. Впустите тишину в себя... Вдох-выдох...

    Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

    Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

    Потянуться, улыбнуться,

    Всем открыть глаза, проснуться...

    Психолог рассказывает детям, что, пока они отдыха­ли, к берегу приплывала рыбка и оставила свои фото­графии.Игра «Азбука настроения»

    Дети рассматривают фотографии рыбки и отвечают на вопросы: — Какое настроение у этой рыбки? (Веселое, радостное, счастливое.) Какие чувства она испытыва­ет? (Веселье, радость, счастье. Всего рассматривается 6 основных эмоций.) Детям предлагается изобразить чувства, которые переживает рыбка на фотографиях.

    III. Возвращение на корабль. Мальчики помога ют девочкам; корабль отправляется, все закрывают глаза, представляя плавное раскачивание по волнам.

    Вдруг корабль с путешественниками остановился у Волшебного острова. Детям предлагается сойти на берег, чтобы полюбоваться красотой природы. Про­водится этюд «Чунга-чанга». Психолог эмоциональ­но рассказывает детям: «Едва мы сошли на берег, как нас окружили жители чудесного острова — ма­ленькие чернокожие дети. На мальчиках и на девоч­ках одинаковые, пестрые юбочки. На ногах и руках звенят браслеты с колокольчиками, в ушах — круг­лые серьги, на шее — бусы, а в волосах — красивые перья. С веселой улыбкой они танцуют вокруг нас. Давайте подружимся с ними, станцуем и повеселим­ся». (Под песню В. Шаинского «Чунга-Чанга» дети танцуют.) Затем все прощаются с жителями Волшеб­ного острова, машут им руками, улыбаются и воз­вращаются на корабль.

    «Вернувшись» в детский сад, ребята садятся на ков­ре в круг. Психолог дает им клубочек и предлагает рассказать о своем настроении, поделиться впечатле­ниями от путешествия по морю, рассказать, что боль­ше запомнилось, понравилось. Затем просит детей, держа ниточку на коленях, закрыть глаза и послушать слова, которые хочет им сказать волшебный клубок1 «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о сво­ем настроении, было интересно узнать о вашем путе­шествии на корабле по морю. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважа­ли, любили друг друга, чтобы у вас всегда было весе­лое, радостное настроение»

    Ритуал прощания — дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ре­бят: «С голубого ручейка начинается река, ну а друж­ба начинается с улыбки!»

    (Слова можно произнести сначала шепотом, как се­крет, а затем громко и весело.)