Таланты можно воспитать?

Грязнова Валентина Сергеевна

Многие считают, что работа с одарёнными детьми в школах невозможна. Да и талант - это индивидуальное. Как можно воспитать талант? Талантом надо родиться - считают также коллеги

 

Комментарии

Я думаю, что в школе эта работа необходима и  вполне возможна. Ведь  каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. Несомненно, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Одаренные дети были и раньше, их много сейчас, но надо  с ними постоянно работать.Индивидуальная работа с детьми тоже включает работу с одаренными детьми.

Грязнова Валентина Сергеевна

Я с вами согласна, Гульшат Калеевна!  С одарёнными детьми надо работать и выявлять одарённость.  Одаренность - это природные задатки в первую очередь, от которых зависят способности. Если способности не развивать, то одарённости не будет. Можно так и не узнать задатки в ребёнке. Но особо одарённых - мало. Достижения ребёнка  - это результат деятельности, а способности - это возможности ребёнка.

Коллеги, посмотрите материалы сайта  www.mgppu.ru/lektorix  "Инновационные стратегии работы с одарёнными детьми и подростками", лекцию ведёт В.С.Юркевич, кандидат психологическиз наук, зав.лабораторией "Образовательные стратегии развития детей"

Евдокимова Светлана Ивановна

Валентина Сергеевна! В настоящее время на педагога, работающего с детьми, ложится большая ответственность: от него в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности. Особая проблема - развитие творческой, одаренной личности. Гении рождаются раз в сто лет, но талантливых и способных детей много, и нельзя упустить возможности их развития. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Я думаю необходимо перестраиваться учителю в работе с такими  детьми. Необходимо организовывать курсы или семинары для учителей, работающих в классах, школах любых типов, с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности с привлечением ведущих педагогов-мастеров. Поэтому , ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА, я с удовольствием буду следовать тем рекомендациям, которые вы будете давать по работе с такими детьми. Ваш опыт в этом вопросе впечатляющий!

 

 

Грязнова Валентина Сергеевна

Светлана Ивановна, спасибо за такой добрый и профессиональный комментарий! работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений в образовании. Что греха таить, дети, которые учатся отлично и побеждают на олимпиадах разного уровня в жизни не всегда устраиваются как, например, те, кто учился на тройки. Поэтому ещё надо больше поддерживать таких детей! Это наше будущее, наша элита. Как начать работу и что для этого делать - вы можете посмотреть в материалах группы. Сначала выделить этих детей. Потом вести мониторинг, причём постоянный и не только по своему предмету, чтобы не было перегрузок. 

Кнор Ольга Владимировна

Здравствуйте Валентина Сергеевна! Я была рада присоединиться к Вашей группе. Мне также интересна эта тема. В образовательной инициативе "Наша новая школа" прописано эксклюзивное сопровождение талантливых детей. И это правильно. Я думаю, что каждый педагог , работающий по данному направлению, знает, какой это  достаточно трудоемкий процесс, требующий затраты многих усилий как от ребенка, так и от педагога. Среди моих учащихся есть немало талантливых и одаренных детей. Мы ведем мониторинг, проводим коррекцию, создаем ученические портфолио достижений, составляем индивидуальные карты развития. Но есть проблема. Одаренные дети успешны во всем. Их дергают по всем предметам, то олимпиады, то конкурсы, то проекты. Перегрузок не избежать. И дети начинают выбирать. В нашей школе предпочтение отдают русскому языку и математике, т.к. от знаний по этим предметам зависит получение аттестата. Кроме этого, дети в маленьких городах не видят применения знания иностранного языка в их дальнейшей  жизни, поэтому считают изучение иностранного языка чем-то второстепенным. Убеждения и беседы помогают мало. Как Вы справляетесь с такой проблемой? Буду рада, если Вы поделитесь со мной своим опытом.

Грязнова Валентина Сергеевна

Уважаемая Ольга Владимировна, с удовольствием принимаю предложение дружбы и ваше вступление в нашу группу. Я познакомилась с вашей системой работы с одарёнными детьми. Вы правильно всё делаете. А на ваш вопрос, как мы делим детей, например, во время каких-то конкурсов и олимпиад, это в первую очероедь зависит от выбора ребёнка. В нашем лицее создан багк одарённых детей. Чтобы его создать, конечно, пришлось много поработать с психологом, чтобы провести правильно диагностику выявления одарённости. Так вот, как только этих детей мы выделили в особую группу, все вместе с результатами диагностики собрались на пед.консилиум и выделили детей гуманитариев и детей, мотивированных к точным наукам. У нас оказались дети с универсальными данными, т.е. в полном смысле одарённые, конечно их всего несколько человек, но учителя лицея, кто входит в группу по работе с одарёнными детьми, щадяще отбирают для них конкурсы, стараясь не перегружать. Ещё раз хочу подчеркнуть, что всякое решение надо принимать коллегам обоюдно. Не знаю, ответила ли полностью на ваш вопрос, если есть ещё какие-то вопросы, с удовольствием отвечу. Давайте помогать друг другу, учиться друг у друга и у нас обязательно всё получится!

Ефимова Татьяна Николаевна

Я тоже работаю в маленькой сельской школе -220 учащихся. Детей, увлечённых ИЯ немного, но есть практически в каждом классе. Стараюсь дать им всё, что можно: интересные проекты, театральные пьесы, переводы стихов, создание презентаций, заучивание и исполнение песен и,конечно, индивидуальная подготовка к олимпиадам. Использую всё -интернет, компьютерные программы, презентации собственного производства. Результаты есть -победы в райнных олимпиадах, фестивалях сценического искусства на ИЯ, умение выполнять прекрасные проекты. Но хочется чего-то большего, сейчас наши дети не конкурентноспособны, уже около 10 лет не поступают в Лингвистический университет, бояться сдавать ЕГЭ. В этом году у меня ученица 11 класса сдаёт впервые ЕГЭ. Можете поделиться вашими успехами и опытом?

Грязнова Валентина Сергеевна

Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Замечательно, что столько педагогов не равнодушны к своей работе! Ведь работа с одарёнными или мотивированными к изучению предмета - это нелёгкий труд, знаю по себе. Но всё равно благодарный, ведь доброе дело не остаётся незамеченным ни администрацией, ни родителями. Я уже не говорю о детках. В сельской школе можно тоже работать успешно. Тем более есть возможность использовать ресурсы сети Интернет. Можно предложить девочке, которая готовится к ЕГЭ сайт http://www.esl-lab.com  для тренировки навыка аудирования. Прекрасный сайт, который я использую довольно часто на уроках, так как там практически все темы для аудирования, начиная со среднего звена. Речь носителя языка для ученика сельской школы - это находка. Можно просто пока слушать, так как сразу понять не получится. Начинать с лёгких текстов. Возможно вы знаете есть ещё один сайт, где выкладываются разные задания по ЕГЭ, там есть и решения. Этот сайт также можно предложить для самостоятельной работы или использовать задания для подготовки. Это http://www.prosv.ru   Сначала с левой стороны зайдите на карту сайта(мелко написано) и потом найдёте подготовка к ЕГЭ. Ну, а подготовка к конкурсам более высокого уровня - сайт Всероссийских олимпиад    

http://eng.rusolymp.ru/  Хотелось помочь вам, не знаю, смогла ли?

Кнор Ольга Владимировна

Здравствуйте, Валентина Сергеевна! Рада была прочитать Ваш коментарий. Хотелось бы спросить, участвуете ли Вы в сетевых проектах, если да, то в каких. Как на них выйти?

Грязнова Валентина Сергеевна

Да, Ольга Владимировна, участвую  в сетевых семинарах и конкурсах , а вы? Есть блоги.

Кнор Ольга Владимировна

Валентина Сергеевна, если у Вас есть опыт участия в сетевых конкурсах, может Вы организовали бы один из сетевых проектов между вашими и нашими учащимися, мы с удовольствием приняли бы участие. Переняв у Вас опыт, в дальнейшем мы выступим в лице организаторов. Могло бы получиться интересное сотрудничество. Для удобства общения сообщаю Вам свой электронный адрес: olga-knor@yandex.ru

Грязнова Валентина Сергеевна

Здравствуйте, уважаемая Ольга Владимировна! Я хочу предложить вашим ученикам свой вебквест, вы сначала посмотрите сами его. Только надо зарегистрироваться в Google, а может и так вообще-то можно. Я напишу его сайт http://teacherdo.ru/moodle/course/view.php?id=97&e... логин и пароль: uchenik Этот вебквест понравится детям, а вы обязательно потом в следующий набор на курсы по созданию вебквеста запишитесь и у вас будет своя работа, это в сообществе учителей информатики. Желаю успеха! Пишите. С уважением, Валентина Сергеевна
Грязнова Валентина Сергеевна

Of course, we can! With pleasure!

Грязнова Валентина Сергеевна

Ольга Владимировна, здравствуйте! С Новым вас годом и Рождеством! Пусть всё исполнится в новом году! Я предлагаю вам поучаствовать в нашей исследовательской работе "Сопоставительное исследование имён в русском, английском и башкирском языках". У нас проживает достаточное количество учащихся (башкир), поэтому. эта тема актуальна. Эта работа у нас проходит в рамках ПИД (проектно-исследовательская деятельность). Вы можете взять другую национальность (по желанию). Если это не нравится, давайте вместе создадим мультимедийный какой-нибудь проект  "Учитель, славлю имя твоё", подберём материал, будем собирать его в единый проект, давайте его поместим где-нибудь, чтобы было видно, что это совместная работа.Здесь уместны будут ролики, фильмы, презентации, мультимедийные продукты, электронные газеты, открытки и т.д. Мы этим тоже занимаемся.  Если и это не по душе, давайте предлагайте свои варианты. Я  с удовольствием их рассмотрю.Сетевые проекты - это актуально и оригинально, и полезно для общения.

Дармаева Ольга Борисовна

Здравствуйте, Валентина Сергеевна! В нашей северной школе тоже есть талантливые, желающие, жаждущие знаний дети.Мы ищем пути совместной, продуктивной деятельности. У каждого учителя свой подход. Я нахожусь в творческом поиске и недавно натолкнулась на довольно интересный сайт http://lingualeo.ru/ для изучения английского языка. Как раз сейчас там проходит акция «Живой английский язык в каждую школу России». В рамках проводимой акции организаторы предоставляют возможность 20-ти ученикам и 10-ти преподавателям каждой российской школы, ВУЗа, колледжа или другого государственного учебного заведения бесплатный доступ ко всем ресурсам LinguaLeo.ru для изучения английского языка в течение срока от 3 до 6 месяцев интенсивного обучения. Что вы думаете по этому поводу, насколько эффективна может оказаться эта работа и какие трудности можно ожидать?
Грязнова Валентина Сергеевна

Здравствуйте, уважаемая Ольга Борисовна! Прочитала ваше сообщение и порадовалась за ваших детей вашей школы! Обязательно участвуйте в тех проектах, которые вы наметили. Не надо бояться ничего, чувствуется, что вы творческий человек. Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив! Какую возможность получили ваши дети, просто позавидуешь! Обязательно использовать все возможности программы для изучения языка. Это бесплатно? Или как? Такая работа не может быть неэффективной, поверьте, я мама всегда на таком пути стою. Трудности всегда бывают, но это же учеба, кто же не ошибается? Я попрошу вас писать всем нашим коллегам о всех ваших успехах и работе, думаю, то всем будет интересно! Я очень рада за вас! Буду с нетерпением ждать ваших новостей! Творческих вам успехов! С уважением, Валентина Сергеевна
Найденова Раиса Ивановна

Здравствуйте, дорогие коллеги! Разрешите присоединиться к вашему разговору. Я много лет работаю в школе. Проблема работы с одаренными детьми ВСЕГДА рассматривалась как одна из главных проблем работы в школе. В последние годы мы наблюдаем следующее. Одаренные дети талантливы во всем, и в школьных предметах и во внеклассной работе: они поют, танцуют, читают стихи, рисуют и спортом занимаются. И часто вся работа в школе держится на них. С введением ЕГЭ они, естественно, занимаются усиленно по тем предметам, которые им нужны для поступления в ВУЗ. Как вы решаете эту проблему? Ведь по всем предметам это фактически одни и те же дети?

Грязнова Валентина Сергеевна

Раиса Ивановна, здравствуйте! Да, работа сложная, правда, мы привыкли работать с детьми академически одаренными, поэтому, они везде у нас востребованы. А развивать одаренность можно у любого ребенка, особенно для мотивации к изучению языка, например.
С уважением

Солодкая Cветлана Валентиновна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я согласна, что все дети одаренные, но кто в какой сфере- это должен увидеть учитель, а дальше помочь развить этот талант, направить в нужную сторону, убедить ребенка, что он или она должны именно этим заниматься, т.к. это дается ему или ей лучше всего и в дальнейшем такие дети могут добиться очень высоких результатов. Вот это и есть работа учителя с одаренными детьми в школе. Конечно, это сложно: надо ведь самой увидеть и поверить в такого ученика, а уж потом приложить максимум усилий и вывести его на должный уровень.