Табункина Регина Николаевна

В сердце дверь заветную отворю тебе

Кораблю, не знающему порт назначения, не поможет никакой попутный ветер.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы

Увлечения: Ландшафтный дизайн

Регион: Чувашская Республика

Населенный пункт: город Шумерля

Место работы: МБОУ "СОШ № 2"

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/regina-45
Не стоит жаловаться на жизнь, ведь могло бы не быть и этого!
Станислав Ежи Лец

                          

Понять мир ученика, в какой-то нужный момент принять его точку зрения,

а главное – воспользоваться своим жизненным опытом, профессионализмом,

чтобы помочь ученику трезво взглянуть на свои достоинства и недостатки,

 умножить первые и избавиться от вторых – в этом сущность

учительского мастерства учителя.

 

О себе

Своевременные мысли, или

Как сделать своё «надо» ученическим «хочу»

 Я очень люблю смотреть «Ералаш». Как-то раз  один из его выпусков (помните, как учитель литературы, которую сыграла Елена Воробей, заставила девятиклассников искать интимную сцену в «Евгении Онегине», а следовательно, и прочитать роман в стихах?)  заставил меня задуматься.   Как добиться, чтобы наши ученики читали художественную литературу? Как заинтересовать их? Общеизвестно, чтоб поймать мышку, в мышеловку надо положить кусочек сыра, а не ягоду. Следовательно, чтобы завоевать ученика-читателя, нужно открыть в книге ту страницу, которая затронет его интересы и потребности, через которую мы пробьёмся к его сердцу, сделаем своё «надо» ученическим «хочу». Важно найти такую страницу, от которой, как от брошенного в воду камня, разошлись бы круги, чтобы анализ художественного произведения  превратился не только в разговор о проблематике, системе образов, художественном своеобразии книги, о мировоззрении автора. Но и в разговор об ученике, каков он,  каковы его нравственно- этические убеждения, чего он не знает, что для себя открыл. И при этом обеспечить раскованность мыслей, возможность к выдвижению собственных гипотез, предположений, теорий.

Проблемы  духовно-нравственного становления человека  - основные в русской литературе, они должны стать ведущими и на уроках литературы. Эффективность таких уроков, как правило, обеспечивается чёткой организацией урока, познавательным интересом ученика и огромным напряжением личной воли. Приведу несколько примеров  организации деятельности учащегося в освоении и переживании духовно-нравственного содержания произведения из  практики.

Первый урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», например, начинаю со страницы  с письмом матери.

  • Часто ли вам, мои дорогие ученики, приходится держать конверт с письмом? Почему?

Конечно же, редко не потому, что в наш век, который можно назвать телефонно-компьютерный,  отпала необходимость писать письма, а ещё и потому, и это главное, что письмо – большой труд души, проявление интереса, внимания к человеку. Надо сесть, написать, перечитать, что-то не понравилось – зачеркнуть, а может, и переписать. В процессе работы ты думаешь о человеке, который тебе дорог, ищешь нужную интонацию, темы, отбираешь интересные и значительные для него и тебя факты.

Звучит выразительное чтение письма.

  • Вы помните почерк своей мамы? А Раскольников?

Герой романа по памяти знал «миленький, косенький» почерк своей матери. Как спасения ждал он этого письма. Потому   ему «хотелось остаться наедине  с письмом…». Вспомните, что он «поднёс к губам  и поцеловал» его.

  • Сколько страниц занимает письмо? Почему оно такое длинное?

Девять печатных страниц! Ведь  мать «давно не беседовала» со своим Родей,   а надо сына убедить , чтоб принял Дуниного жениха – Лужина. Это не просто. Сама Пульхерия Александровна (по всему видно), как и Дуня,  не жалует жениха. Поэтому первенца надо не только предупредить о приезде, но и убедить принять. Характер сына она знает лучше, чем он сам, поэтому просит его не судить «слишком быстро и пылко, как это свойственно» ему.

Письмо длинно ещё и потому, что оно – художественный приём, позволяющий, во-первых, обнажить самые сокровенные мысли и чувства, письмо – исповедь души его автора, во-вторых, это приём, концентрирующий действие (о многих событиях и героях узнали из письма)

  • Изменилось бы ваше представление о героях, если б автор поставил точку после фразы: «Ты у нас всё – вся надежда наша и всё упование. Был бы только ты счастлив, и мы будем счастливы».
  • Перечитайте первое предложение после письма. Почему «лицо его было было мокро от слёз»? Какие строчки особенно оплаканы?

Письмо матери, её исповедь «измучили» Раскольникова. Но появившаяся «желчная, злая улыбка» высушила слёзы.

  • О чём думает герой, когда «злая улыбка зазмеилась по его губам»?
  • «Не бывать этому браку, пока я жив, и к чёрту господина Лужина!» - говорит Раскольников себе.
  • Забегая вперёд, скажите: сможет ли Раскольников предотвратить брак сестры с нелюбимым человеком?
  • Подумайте, проиграет ли роман, если не будет письма матери?
  • Какой нравственный урок вы извлекли, читая это письмо?

И вот этот молодой человек, великодушный, свято любящий мать и сестру, только что целовавший письмо матери, берёт в руки топор и идёт убивать.

Чтение сцены убийства Раскольниковым  старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы.

В качестве другого варианта можно взять эпизод с лошадкой, зверски убитой на глазах маленького Родиона.  Мостик между данным эпизодом и сценой убийства «старушонки» также легко выстраивается и пробуждает читательский интерес: как в одном человеке уживаются такие полярные качества?

Встреча с автором и его произведением состоялась. Диалог  читателя  с автором, персонажем завязался. Урок оборван недосказанностью, которая подтолкнёт ученика к книге. От брошенного камня пойдут круги. Урок за уроком приведут учащихся к пониманию социально-философской проблематики романа. Включаясь в авторский поиск истины, ученики постигают внутренний мир героя и открывают свой…

Путь к сердцу ученика труден. Авантюристка по натуре,  я готова применять разнообразные формы и методы, отказаться от стереотипов, чтобы заставить ученика  взять книгу в руки. Вот ещё  кое-что из моей методической копилки:

  1. «Как я тебе завидую, что ты ещё не прочитал  эту книгу,» - говорю ученику и на его недоумённый вопрос «Почему?» отвечаю: «Тебе предстоит встретиться с такими замечательными героями, а ситуации, в которые они попадают, и вовсе необычны. Впрочем, поговорим об этом, когда прочитаешь книгу»
  2. По прочитанному произведению подготовь вопрос для своего друга, для учителя, для родителей.
  3. Конкурс на самого внимательного читателя «Ответ на «пять».  Например, вопрос по первой главе «Евгения Онегина» звучал следующим образом: «Сколько дней провёл Евгений Онегин у постели умирающего дяди?» (Ответ: нисколько, потому что Онегин  «…его нашёл уж на столе, как дань, готовую земле»)
  4. А почему бы не заплакать на уроке? Повод? Смерть Тараса Бульбы, телеграфиста Желткова, Белого Бима Черное ухо, одиночество Кусаки, восхищение русской природой, воспетой поэтами. Да разве нет поводов?
  5. Первым уроком после каникул в среднем звене провожу  урок-защиту Дневника чтения (автор, название произведения, аннотация - его обязательные атрибуты)

Путь к сердцу ученика труден. Но если вы дерзнёте отказаться от стандартов, стереотипов, а заинтересуете своих учеников темой урока, интригующим вопросом, урок превратится в процесс постижения законов жизни, жизненных ценностей. В процессе формирования нравственных убеждений  и наше учительское «надо» станет ученическим «хочу».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В. Каверин "Два капитана".

Вообще же можно сказать так.

Любимая книга? Мне очень трудно ответить на этот вопрос, потому что (сколько помню себя) всегда любила читать. Приходила из школы, забиралась в своё любимое кресло и читала, читала, читала… Так было прочитано о  приключениях «Всадника без головы» и «Квартеронки» Майн Рида, увлекательные романы Александра Дюма о событиях (действительных и вымышленных) французской истории, романы Фенимора Купера о коренных жителях Америки – индейцах -  и их трагических судьбах. А сколько занимательных историй «рассказал» мне Жюль Верн! С огромным удовольствием читала я о тайне экспедиции Барсака, о путешествии под водой и на воздушном шаре, о приключениях на необитаемом острове, который, кстати, оказался не таким уж необитаемым. Пожалуй, все книги  не перечислишь. Одним словом, завидую сейчас всем тем, кто ещё не прочитал эти книги:  вам предстоит познакомиться с этой сокровищницей мировой культуры.

Мой взгляд на мир

Если вы удачно выберете себе труд  и вложите в него всю свою душу, счастье само вас отыщет.

Моё портфолио

Путь к сердцу ученика труден. Но если вы дерзнёте отказаться от стандартов, стереотипов, а заинтересуете своих учеников темой урока,

интригующим вопросом, урок превратится в процесс постижения законов жизни, жизненных ценностей.

В процессе формирования нравственных убеждений  и наше учительское «надо» станет ученическим «хочу».

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы