Конспект урока на тему "Трудная жизнь Лены Бессольцевой! (по книге В.К. Железникова "Чучело"), 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Трудная жизнь Лены Бессольцевой

(по книге В.К. Железникова «Чучело»)

6 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умения и навыков.

Вид урока: урок – размышление (урок предназначен для выработки у учащихся умения размышлять  над теми проблемами, которое несет в себе художественное произведение).

Цели урока:

1) обучающая – выявить идейное содержание и художественное своеобразие произведения; ввести в словарь учащихся новое понятие «градация».

2) воспитательная – расширить у детей диапазон чувств; обогатить их внутренний духовный мир; погрузить в проблематику нравственных ценностей.

3) развивающая – развивать культуру речи, учить анализировать; развивать способности учащихся понимать произведение, логичность, творческое воображение, самостоятельность суждений, правильность речи; организовать мыслительную деятельность учащихся как путь от читательских впечатлений к авторской позиции; развивать у учащихся воображение и способность чувством отзываться на слово, умение эмоционально погружаться в текст, сопереживать героям.

Методы и приемы урока: эвристическая беседа, комментированное чтение.

 Виды деятельности учащихся:

1) подбор материала,

2) анализ эпизодов,

3) выступление с докладами,

4) написание мини-сочинений,

5) использование электронной почты.

Литературная теория: работа над термином  «градация».

Словарь урока:

1)скрижали-

2)предать-

3)мезонин- надстройка над средней частью жилого дома

4)увертюра -

5)обыватели-

6) оптимизм-

7) пессимизм

8) генеалогия -

Эпиграфы к уроку: 

  1. « Несмотря на все недостатки, люди больше всего достойны любви». И. Гете, немецкий поэт, мыслитель
  2. « Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг». Ж.- Ж.. Руссо, франц. писатель.

Межлитературные связи:

1) Шарль де Костер «Легенда об Уленшпигеле»,

2) Ф.Достоевский «Преступление и наказание»,

3) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Оборудование урока:

1) Подборка книг о добре и зле

2) Презентация

3) Электронная почта.

Предварительные задания для учащихся:

1.Сравнить художественный фильм и книгу «Чучело» (индивидуальное задание)

2.Доклад о В.Железникове

3.Мини-исследование «Какой город изображен в повести?»

4.Создание своего электронного ящика.

Структура урока

  1. Объявление темы урока, его содержания, постановка цели.

Прочитана повесть Владимира Железникова «Чучело». Сегодня мы будем говорить, а, возможно, и спорить о героях этой повести, их поступках, о доброте и жестокости, о верности и предательстве, о подлости и благородстве. Я назвала наш урок –   «Трудная жизнь Лены Бессольцевой»

  1. Вступительное слово о писателе.

Владимир Карпович Железников известен как автор произведений для детей. Сюжеты его книг, большинство из которых посвящено школьной тематике, увлекательны, динамичны, воспринимаются с большим интересом. Это «Разноцветная история», «Жизнь и приключения чудака», «Чудак из 6 «Б»».

Чтобы лучше понять произведения писателя, надо знать его жизнь

Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года. «Перед войной наша семья жила  в прибалтийском пограничном городке, в двадцати километрах от фашистской Восточной Пруссии,- пишет о себе Вл. Железников.- (Мой отец был профессиональным военным. Он пришел в Красную Армию на заре ее создания, в грозные и суровые годы Гражданской войны, и отдал  ей 40 лет своей жизни, беззаветно служа своему делу.) Время было грозное, но я не чувствовал это, потому что рос в спокойной, дружной и ласковой семье. Мое безоблачное детство оборвалось в мгновение ока в первый день войны. В то раннее утро 22 июня 1941г. я проснулся от грохота разрывов – над нашим домом медленно проплывал очень низко, почти по крышам домов, самолет с фашистской свастикой на крыльях… Впереди  была вся жизнь, позади веселые мечты и наивные надежды… Я пишу о себе только для того, чтобы объяснить, откуда появились те или иные мои повести… они – воспоминания детства и юности».

В 1957 году Владимир Железников окончил Литературный институт имени М.Горького, начал печататься в конце 50-х годов. За 25 лет у него вышло более 30-ти книг. Его повести и рассказы издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.. По его  сценариям было поставлено 10 кинофильмов: "Нежданный гость" (1972), "Чудак из шестого Б`" (1972), "Старомодная комедия" (1978), "Маленькая принцесса", "Чучело" (1983), "Безумная Лори" (1991),"Русский бунт" (1999) и многие другие. За сценарии к картинам "Чудак из `5-Б`" и "Чучело" Железников был дважды (в 1974 и 1986 годах) удостоен Государственной премии СССР.                              Писатель неоднократно награждался литературными премиями, а в 1974г ему была присуждена Государственная  премия  СССР.

Его книги: «Хорошим людям – доброе утро»,

                   «Разноцветная история»,

                   «Каждый мечтает о собаке»,

                   «Последний парад», (о ВОВ)

                   «Таня и Юстик»,       (о ВОВ)

                   «Ухожу из детства».

3. Пролог урока: попытка искреннего слова о себе.

Часто в жизни бывает так, что  человек оказывается перед выбором: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство.

Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, свое благополучие, становился предателем.

Каждый из нас имеет право на такой выбор. Именно в такие моменты мы можем узнать, чего мы стоим.

Перед  выбором оказались и герои повести В.Железникова «Чучело».

- Довольны ли вы собой и тем, как вам живется?

- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

-Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

  (Мне, да. Особенно когда смотрела репортаж о партии «Русское национальное единство» (Баркашов),  

    где вооружение взяты принципы фашистов.)

4. Первые впечатления от прочитанного.

- Каково было читать повесть «Чучело»?

- Какие страницы показались самыми сильными? Наиболее потрясли вас?

5. Эвристическая беседа

-Как открывается повесть?

 (Ленка бежит по улице городка, всхлипывая на ходу, сбивая с ног прохожих. Своими словами «Дедушка!.. Милый!.. Уедем! Уедем! Уедем!.. Навсегда!.. От злых людей!.. Пусть они грызут друг друга!.. Волки!.. Шакалы!.. Лисы!..» она вызывает наше сочувствие и жалость)

-Почему так кратка первая глава?

-Как бы вы ее назвали?

-как удалось писателю захватить вас? Захотелось ли после такого вступления дочитать повесть до конца?

(Первые  же станицы, как увертюра музыкального произведения, вызывают симпатии к Ленке).

-Почему, по-вашему, вторая глава рассказывает о деде Лены Николае Николаевиче Бессольцеве?

( Без этого описания мира   героя было бы неполным понимание характера Ленки.)

-Как писатель создает ощущение истории, героического прошлого России?

(Описывает город. Война давно позади. В тихом городке на берегу Оки мирно течет трудовая жизнь. Городок небольшой, но древний, много бедствий и битв переживший за свою восьмисотлетнюю историю. Когда-то здесь были опрокинуты полчища ханских воинов, рвавшихся смять нашу Родину. И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Много лет спустя бурей пронеслась империалистическая война. Волной виселиц, расстрелов, жестокого опустошения прокатилось фашистское нашествие.)

-Наши девочки получили к сегодняшнему уроку провести небольшую исследовательскую работу по теме: «Название города,  в котором происходят события». Послушаем, что у них получилось.

-Как тема истории постоянно появляется в повести?

(В портретах прошлых эпох, особенно часто - генерала Раевского. Портреты – действующие лица в повести, «живут в ней».)

- Зачем нужны автору эти исторические портреты?

(Противопоставляет благородство, высоту духа их героев подлости, низости, узости интересов ребят и обывателей города)

-Какую еще антитезу наблюдали вы в повести?

(Николай Николаевич, Лена – одноклассники)

Рассказам о главных героях — Николае Николаевиче Бессольцеве и его внучке Ленке — уделяется особое внимание.

На одном из холмов городка высится с заколоченными ставнями и дверями старинный дом уважаемой всеми горожанами династии Бессольцевых. Но вот возвращается в родной дом майор в отставке Николай Николаевич Бессольцев.

-Зачем? Доживать недолгие одинокие годы?

(Нет. Он полон мечты и стремления исполнить свой последний патриотический долг. Многие поколения Бессольцевых собирали картины их давнего предка крепостного художника. Ленкин дед хотел продолжить и закончить труд предков: разыскать и вернуть домой все картины.)

- Как обыватели отнеслись к такому поступку НН Бессольцева? Что их удивляет в поведении и жизни старика? Почему люди не понимают его?
(«В городе судачили, что он (Н.Н. Бессольцев) ищет какие-то картины, тратит на них уйму денег, а оставшиеся… отдаёт на дрова. И топит все печи каждый день, чтобы его картины не отсырели.»
  Он ходит в одежде с заплатками, не держит собак, не охраняет сад от воров, топит все печи в огромном доме и зажигает на ночь свет. Они обыватели, которых волнует только то, что можно оценить в рублях.)

Когда Николай Николаевич наполнил дом картинами, тот “ожил, заговорил, запел, зарыдал”. Метафоры, подобранные автором, тоже заставляют о многом поразмышлять. Почему “зарыдал”?

(От радости)

- Зачем автор так подробно рассказывает нам историю рода Бессольцевых?

(Мы видим и чувствуем, что это больной старик нравственно выше других. Что важно для него? Чувство дома, знание родовых корней, память, Он не заботится о внешней красоте, для него важно найти, сохранить в себе и передать сыну и внучке то самое важное, без чего нет человека.
Лишь у главных героев повести есть полные имена, отчества, фамилии. Они знают и берегут свою родословную. Это очень важно, чтобы стать человеком. Генеалогия — это история рода.)

— А что даёт память вашей семье?

(1.Любовь и заботу друг о друге.

2. Желание сберечь всё лучшее, уважать свой род, свою страну.

3. Память делает человека сильнее, увереннее. Знание родословной помогает многое понять в себе, объяснить некоторые наклонности, черты характера).

- Что изменилось в доме с появлением Ленки?

(Она внесла в жизнь одинокого деда ласку и смех, ведь и сама она смеется, «будто колокольчик звякнул и упал в траву».)

- Давайте вспомним появление Лены Бессольцевой в классе (глава 5 стр 35)

(С самого первого момента появления в новом классе она становится посмешищем для ребят. Насмешку у них вызывает все: и ее нелепый вид  (нескладная, с длинными руками, как крылышки, торчащими на спине лопатками, большим ртом), и почти никогда не сходящая с ее лица  «доброжелательная улыбка», и наивная доверчивость, искренность,  с которой она готова помогать всем и каждому.)

- А вы, дорогие ученики, не так встречаете новеньких?

- Озлобилась ли, оскорбилась ли Ленка, когда к ней прилипла кличка «Чучело»?

(Нет. «Веселые, любят пошутить»,- думает она об одноклассниках. И, принимая злоязычье за шутку, отвечает открытой улыбкой».)

 А.С.Пушкин говорил: «Великие характеры обычно откровенны и простодушны». Ленка не великий характер. Но в простодушии, открытости и доверчивости ее сила и прелесть. Писатель с глубоким пониманием раскрывает душевное состояние подростка и ее одноклассников.

 - Почему Ленку все  стали считать  предателем? Расскажите, как это случилось?

Что означают слова «предательство» и «предать»?

(Предать -1. изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение чего - либо.

                 2. отдать в чье – либо распоряжение, вверить кому – либо, чему- либо.    

                 3. подвергнуть какому – либо действию, привести в  какое – либо состояние ( предать огню).

- Почему люди идут на предательство?

(Ради выгоды, чтобы спасти свою жизнь).

-Почему так больно прореагировали ребята на «предательство» Ленки?

(Они выступили против нее единым фронтом, хотя далеко не все сделали это из-за побуждения наказать предателя, а из чувства завистливой ревности, неосуществившейся надежды на встречу с отцом и, что самое страшное, просто от скуки, из любопытства, смешанного отчасти с низменным, животным наслаждением – травлей смешного и слабого человека. Конечно, проще  жить, когда все подчиняются одному, который физически более силен. Зачем самостоятельно думать, рассуждать, раз есть кто - то, кто решит за тебя  и на кого при случае можно переложить ответственность за случившееся.)

- А кто на самом деле является предателем?

- Кого предал Димка Сомов?

- Почему Лена так долго верила Димке?

(Лена – чистая, открытая душа. Она не умела хитрить, лицемерить, все чувства, вся душа ее были распахнуты навстречу людям. Чужую боль она переживала как свою, чужой страх или страх за другого человека бросал ее в дрожь. Ей очень хотелось иметь друга, друзей. Помните, как она всю дорогу старалась подружиться с Рыжим. Димка, когда-то пришедший ей на выручку, казался ей героем, рыцарем. Ей хотелось отплатить ему тем же – спасти его. Она верила ему безоговорочно, и для нее было просто недоступно, что Димка еще и на подлость способен, на предательство Ей невыносимо было видеть, как он мучается.)

- Как вы думаете, когда ей было больнее всего разочаровываться в Димке?

Какие страницы повести особенно жестоки?

(сожжение на костре)

Сожжение нам костре произошло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил по-другому. Немецкий поэт Гете сказал об этом так:

                                                                                   Немногих, проникавших в суть вещей

                                                        И раскрывавших всем души скрижали,

                                                        Сжигали на кострах и распинали,

                                                                       Как всем известно, с самых ранних дней.        

- Как вы понимаете эти слова?

(В них говорится о людях, опередивших своих современников в развитии, благородных, готовых отдать другим все сокровища своей души. Их немного, говорит поэт. Но именно эти немногие с давних пор раздражали серую безликую человеческую массу и подвергались гонениям. Каждое поколение рождало мучеников науки: это проведшее долгие годы в заключении Ибн Сина, английский ученый Роджер Бэкон, это убитый узбекский астроном Улугбек, это сожженный на костре Джордано Бруно, это представленный перед судом мучителей Галилео Галилей.)

А вот как об этом написал Шарль де Костер в знаменитой книге «Легенда об Уленшпигеле». (чтение гл. 74 стр. 127)

-  Давайте посмотрим об этом. Фрагмент из фильма «Чучело», снятый режиссёром Р.Быковым.

-Не забыли, что так изощряются ваши сверстники – шестиклассники? Как отнеслись вы к ним?

-Откуда происходит жестокость? Вспомните фашизм, сталинизм, современные воины (Афганистан и Чечня),  вспомните Рыжего, который стал жестоким.

В мире много жестокости, но если бы каждый из героев не совершил подлого поступка, зла на земле было бы намного меньше.

-Какова вина каждого из героев, участвующих в этой жестокости?

1) Шмакова     все слышали

2) Попов

3) Рыжий – предложение сжечь  на костре. «Всегда как все. Все били, и я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться».

4) Железная Кнопка – проповедница справедливости, юный бюрократ, беспощадно вопя за правду, убивает ее жестокостью, хотя рассуждения ее правильны. Мать ее учит: «Каждый может жить как хочет… и делать что хочет. Лишь бы было все шито-крыто».

5) Валька – сдает собак на живодерню.

- А где были остальные ребята в классе? Автор даже не называет их. Как можно назвать их поведение?

(Да страшным словом – равнодушие. )

- А где в это время была классная руководитель Маргарита Ивановна.? Что вы думаете о ее роли во всей этой истории?

-Каков же исход их поединка?

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием, чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

- Изменились ли ребята после этой истории?

- Стоило ли создавать об этом целую повесть?

(Да, она позволила взглянуть на себя со стороны)

- Чему она нас учит?

(Достоинству, человечности, доброте, умению ценить настоящих друзей….)

- Какие же жизненные уроки из этой истории извлекла Лена ?

 (Понимает, что люди разные. - Нельзя быть «толпой».- «Поддакивать – это плохо».- «Я никогда никого не буду травить».)
- Да, Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.
Письмо Кристины Орбакайте, исполнительницы роли Лены Бессольцевой в фильме Р. Быкова «Чучело»:
«Во время детства «Чучело» читали все. Но у меня особое отношение к повести, я ее не просто прочитала – мне посчастливилось исполнить роль главной героини Ленки Бессольцевой. Это было нелегким, но замечательным испытанием и сыграло заметную роль в моей судьбе.
Мне нравилась моя героиня. Ее способность к самопожертвованию и прощению, ее стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви (а ведь ей было всего 11 лет). Пришлось вместе с ней пережить ее драму одиночества и жесткое непонимание сверстников.
Прошло 14 лет. Я стала взрослой. У меня растет сын. Кажется, за эти годы многое должно было измениться к лучшему. Но я с тревогой всматриваюсь в жизнь и вижу, что некоторые самые отвратительные человеческие проявления не только не исчезли, а продолжают приносить людям боль, обиду и оскорбления. Это горько сознавать.Читайте «Чучело», смотрите вокруг себя и самих себя. Попробуйте быть добрее, отзывчивее и милосердней, как Лена Бессольцева, - и никогда не становитесь на сторону толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных»Надеюсь, повесть найдет отзвук и в вашем сердце, как сохраняется все годы в моем

- Какое чувство у вас оставила повесть – пессимизм или оптимизм? 

Закончить урок  мне хотелось бы чтением заключительной сцены, когда ребята, наконец, поняли, кого они потеряли, осознали свою ошибку и даже затосковали «по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству». Стр 190

 Домашнее задание: Написать ответ на вопрос:  «Что потерял город с отъездом Бессольцевых?» и отправить на мой почтовый ящик: regina-tabunkina@.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока ИЗО «Книжная графика. Выполнение эскиза обложки книги».

Конспект урока составлен в соответствии с программой В.С. Кузина , материал может быть использован в урочной и кружковой деятельности по предмету...

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

Конспект урока «Поэзия повседневной жизни в истории искусств». Технология: дебаты. Тема «Достойна ли тема, выбранная Адрианом ван Остаде, для написания картины?» 7 класс

Цель: научить аргументировано выражать свои мысли.Задачи:Образовательные:1.   Учить выражать свои мысли и доказывать свою правоту.2.   Учить задавать вопросы.3.   Учить о...

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс

Конспект урока литературы "Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр", 8 класс...

Конспект урока «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)

Конспект урока  «Я вам жизнь завещаю» ( Урок по повести В. Л. Кондратьева «Сашка» в 10 классе)...

Конспект урока по внеклассному чтению на тему : "Хорошая книга - мой лучший друг"

Конспект урока по внеклассному чтению на тему : "Хорошая книга - мой лучший друг"...