Элективный курс по краеведческим материалам "Творчество поэтов-шумерлинцев", 9 класс
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихся, которые планируют поступать в гуманитарные вузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«В сердце дверь заветную отворю тебе…» 

(Творчество поэтов-шумерлинцев)

для обучающихся 9 классов

2012г.

Шумерля

Содержание

Пояснительная записка ……………..……………………………….……….3

Перечень  ключевых слов……………………………………………………10

Примерное планирование элективного курса .……….……………….…..11

Содержание программы ………………………………………….…………..14

Библиографический список литературы  ..………………………..……….18

 Приложение №1 (Краткие биографии поэтов)……………………………..28

Приложение №2  (Алгоритм анализа стихотворения)……………………..38

Приложение №3 (Анализ лирического стихотворения).…………………..45

Приложение №4 (Диалог с любителями поэзии).…………………………..49

Приложение №5 (Одно единственное слово из словаря эпитетов)….……51

Программа элективного курса

«В сердце дверь заветную отворю тебе»  (Н. Левчук)

(Творчество поэтов-шумерлинцев)

                                     

Пояснительная записка

Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихся, которые планируют поступать в гуманитарные вузы. Благодаря  занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Старшеклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса,  формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

При реализации программы возможны некоторые затруднения: нет соответствующего учебника, методических разработок. Поэтому задача элективного  курса -    отразить поэтическое наследие г. Шумерля:  М Колчина,   В.Шишкина, Е.Смирновой, Н.Левчук, В.Комарова,  А. Будникова,  Л Кузнецовой,   Ю. Луканова. Разные судьбы у авторов этих книг, но всех их объединяет любовь к родному краю. Мир их поэзии – мир разных настроений: солнечный и тревожный, радостный и печальный, чудесный, но все же пронизанный беспокойством за нашу сегодняшнюю жизнь. Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись - музыка), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции и патриотического воспитания.

Работая по этой программе, учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы, частично изменить список произведений, выбрать свои формы работы.

        Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.

Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей  Шумерлинской  землей.

В содержание курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения    местных  поэтов, известных на  республиканском уровне.

Данный элективный курс окажет реальную помощь учителю в организации анализа поэтического произведения, повышении литературного уровня школьника, развитии эстетического вкуса, что, в конечном счёте, приведёт учащегося к творческому пониманию любого художественного текста и поможет при необходимости подготовиться к ЕГЭ  по литературе.

 Элективный курс продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:

  1. правильное и выразительное чтение   стихотворных текстов;
  2. умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр,   композицию и архитектонику, характеризовать лирического героя,   то есть анализировать   произведение;
  3. находить в произведении различные тропы;
  4. составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;
  5. аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;
  6. вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;
  7. определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;
  8. формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.

  

Программа курса «В сердце дверь заветную отворю тебе»

  1. включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе;
  2. способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников;
  3. формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;
  4. формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;
  5. способствует воспитанию речевой культуры школьников.

В программе выделяется два уровня:

-теоретико-литературный «Учимся чувствовать, понимать, анализировать»  

-практический «Интерпретация поэтического текста».

Характер и объём работы учащихся определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.

         Программой курса предусмотрено проведение занятий в форме лекций, уроков-практикумов, тестирования, творческих лабораторий. Особое внимание уделяется самостоятельной разработке проектов. Помимо этого используются такие формы, как «Круглый стол», «Литературная гостиная», «Проба пера».

Элективный курс  рассчитан на 34 часа (учитель может самостоятельно распределять уроки в зависимости от тематического планирования и других условий работы).   

Главная цель    курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  1. Просветительская (приобщение к литературному творчеству)
  2. Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)
  3. Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы)
  4. Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников)
  5. Обучающая (овладение начальными навыками работы над собственными произведениями)

В процессе освоения курса предполагается 

  1. знакомство с литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;
  2. освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;
  3. знакомство с биографическими данными   поэтов Шумерли;
  4. анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
  5. изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

Предполагаемый результат:

-расширение литературного кругозора учащихся,

-овладение навыками анализа поэтических произведений,

выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов,

-приобщение учащихся к самостоятельной работе, к умению находить, предполагать, доказывать, сравнивать, проявлять свою творческую активность.

Оборудование и наглядные пособия:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций;
  2. Аудиоаппаратура для музыкального оформления поэтического вечера;
  3. Сборники стихов поэтов  г. Шумерли
  4. Номера газеты «Вперёд» с поэтической страничкой

 

Умения  и навыки учащихся:

  1. школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;
  2. уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;
  3. освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;
  4. уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;
  5. уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.

Построение курса

1. Содержание курса делится на лекционные занятия,  практические занятия и  литературные гостиные, направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.                                          

2. Формы и виды контроля результатов изучения данного курса:

  1. текущий контроль
  2. тематический контроль
  3. зачетный практикум
  4. система творческих заданий
  5. обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений.

Система творческих заданий включает следующее: 

  1. Выразительное чтение художественного произведения.      
  2. Сопоставительный анализ художественного произведения.
  3. Защита исследовательского проекта.
  4. Отзыв и рецензия.
  5. Иллюстрация к произведению и т.д.

Данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, при оценке результата обучения используется нетрадиционная система оценивания – портфолио - оценка, или портфель достижений учащегося.

Обязательный перечень работ, входящих в портфолио: предметный указатель, именной указатель, каталог творческих работ, тематический доклад (текст), энциклопедическая справка, творческая работа, эссе, проект.

Требования к энциклопедической справке: оригинальность текста (запрещено дословное цитирование готовых образцов); представление списка источников и литературы; использованных при составлении справки, выделение ключевых для темы терминов; соблюдение   оформления. При составлении энциклопедической справки желательно использование иллюстраций, а также привлечение материалов Интернета.

Требования к эссе. Одним из возможных способов проверки знаний и умений может служить письменная работа публицистического характера, своего рода сочинение или эссе. Аналогом этой формы может служить   сочинение на свободную тему. Эссе (от французского еssai – жанр критики, публицистики и др.) – прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Цель эссе – выявить умение учащихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или   литературе) по определенному законченному вопросу (теме). Эссе предоставляет учащимися возможность осуществить глубокое изучение или исследование конкретного вопроса или проблемы, связанной с содержанием курса. В ходе написания эссе учащийся должен продемонстрировать необходимые знания и умения: определить тему и сформулировать предмет исследования или исходные тезисы; правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, хотя не обязательно, чтобы в их число вошли и первоисточники); критически анализировать различные факты и оценить их интерпретации; высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов; Работа по исследуемой теме должна быть: структурно хорошо организована; последовательно и связно изложена, все положения аргументированы; документально точна, иметь ссылки на использованные документы; иметь надлежащим образом оформленные сноски, библиографию, примечания. Эссе позволяет учителю оценить:   знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе); умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не входя за рамки поставленного вопроса; понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность); навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией); навыки организации материала: умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснить, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства. Требования к устному сообщению:

  1. Познакомься с литературой, рекомендуемой учителем по заданной теме.
  2. Составь план своего сообщения.
  3. Привлеки наглядный материал, используя в докладе иллюстрации, фотографии, но при этом не отвлекайся на пересказ их содержания.
  4. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведенным фактам (не шире, не уже их).
  5. Во время выступления следи за правильностью речи.

Требование к реферату и докладу

  1. Подумай тему работы, в общих чертах определи ее содержание, набросай предварительный план. Определи цель написания реферата и его форму.
  2. Подбери литературу по теме. При необходимости отметь, к какому пункту плана имеет отношение тот или иной материал.
  3. Во вступлении к работе раскрой значение ее темы.
  4. Последовательно раскрой все предусмотренные планом вопросы.
  5. Отрази в работе свое личное отношение к событиям, вырази собственные мысли и чувства.
  6. Старайся писать грамотно, точно, кратко. Разделяй текст на абзацы, не допускай повторений, неоправданного расширения объема работы.
  7. В конце работы сделай обобщающий вывод.

Элективный курс  опирается на межпредметные связи. К нему прилагается список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся.

Перечень  ключевых слов

Жанр

Тема

Идея

Лирический герой

Проблема

Конфликт

Пафос

Композиция

Художественный образ

Деталь художественная

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,

синекдоха,  гипербола, литота, оксюморон, аллегория.

Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение,

 восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора,

 эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.

Метрика: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест,  паузы.

Рифма

Фоника: звукопись, ассонанс, аллитерация.

Интонация

Темп

 Реминисценция

Аллюзия

Ассоциация

Опорные слова и выражения 

Величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в …; особенность поэтики; личные тончайшие переживания; стихотворение поражает художественными открытиями.

Примерное планирование элективного курса

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Введение

 1ч.

Лекция-беседа.

Модуль I.

«Мне отцом по наследству завещана Русь» В. Шишкин

2.

Тема родины в творчестве   В Комарова, Л. Кузнецовой

1ч.

Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений

3.

 Тема родины в творчестве В. Шишкина  

1 ч.

Практическое занятие.

4

Тема родины в творчестве Ю. Луканова, М.Колчина  

1 ч.

Анализ стихотворений, связанных с  Шумерлинским  краем. Защита исследовательского проекта

Модуль II.

«Эх ты, русская наша дорога!

Как туманна, обманчива даль,

Уповаю на милости Бога…» М Колчин

5.

Размышления об историческом пути России в лирике В. Шишкина, М. Колчина

2 ч.

Лингвистический анализ текста.

Создание буклета

 

Модуль III.

«В те годы, когда пылали версты

И гремели грозные сраженья…» В.Комаров

6

Тема войны в лирике В. Комарова, В. Шишкина, Н.Левчук, Е Волховской

Творческая работа  

в художественном жанре

Модуль IV.

« Бежит поток, лед, снег круша.

И, как бутон, вдруг ярким светом

Вновь распускается душа» М. Колчин

7.

Природа и человек в лирике В.Комарова, Л.Кузнецовой, В. Шишкина, М. Колчина

2 ч.

Комментированное чтение. Иллюстрации  к произведениям.

 

Модуль V.

«Для русских женщин не скупились

Дарить прекрасные слова…» Ю. Луканов.

«На земле путь мамы был святой» М.Колчин.

8.

Женщинам России. Образ матери в лирике Ю. Луканова, М. Колчина, В. Комарова, Е Волховской

2 ч.

 Создание презентаций «Образ матери»в стихотворениях поэтов-шумерлинцев

Модуль VI.  

«И я к карандашу протягиваю руки,

Поскольку глубже нет ни таинства, ни муки,

Как рухнуть в глубину рождения искусств» В. Шишкин

9.

Тема поэта и поэзии. Поэты о поэтах.

2 ч.

 Единые ценности. Круглый стол.

Модуль VII.

«Снежинка –это хрупкое созданье-

Творенье дивное далёких звёздных сфер,

А в ней я вижу стройность мирозданья…»М. Колчин

10.

Философские мотивы в лирике В. Шишкина, Ю. Луканова, М. Колчина

2ч.

Основные мотивы лирики.

Исследование сборников разных авторов

Модуль VIII.

«Это мое детство босоногое

Встретилось со мной накоротке…»

11.

Тема детства в лирике В.Комарова, М.Колчина. Л.Кузнецова - детям

2 ч.

Создание тематического сборника с аннотацией и вступительной статьёй

Модуль IX.

«Мой мир такой простой и сложный-

Там нет границ добру и злу» Л.Андреева

12.

Социальные мотивы в лирике Л.Кузнецовой.

Филологический  анализ текста

Написание вступительной статьи к изданию книги Л. Кузнецовой.

Модуль X.

«Все предначертано не нами.

Заветы дал на камне Бог» В.Шишкин

«Ну, а если злоба и тоска съедает,

Помолись ты Богу, и она оттает» Л.Кузнецова

13

Христианские мотивы в лирике Н.Левчук, В. Шишкина

Общечеловеческие ценности. Творческая беседа.  Отзыв и рецензия.

Модуль XI.

«Когда любовью жизнь полна,

Она- заметна, интересна…» Ю.Луканов

14

Тема любви в лирике поэтов-шумерлинцев

 Работа с текстами. Составление «словаря» метафор. Проба пера

Модуль XII.  Поэзия и живопись.

«Я возьму эту музыку света...» М. Колчин

15

 Шумерлинские поэты и живописцы

 Защита творческих проектов. Выступления  учащихся

Модуль XIII.  Поэзия и музыка.

16

Поэты –авторы песен

Защита работ, творческая беседа, встреча с музыкантами.

Модуль XIV. Литературная гостиная

17

Встречи с авторами.

Создание литературно-художественного альманаха «Мой край»

Модуль XIV.Творческая мастерская

18

Работа творческой мастерской.  Подведение итогов года.

3 ч.

Рецензирование и взаимное рецензирование творческих работ.

Содержание программы

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

Введение

Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные  шумерлинские поэты. Современное состояние  поэзии в г Шумерля

Модуль I.

«Мне отцом по наследству завещана Русь» В. Шишкин

Тема родины в творчестве В. Комарова, Л. Кузнецовой,  В. Шишкина,    Ю. Луканова,  М.Колчина.  Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений.

Модуль II.

«Эх ты, русская наша дорога!

Как туманна, обманчива даль,

           Уповаю на милости Бога…» М Колчин

Размышления об историческом пути России в лирике В. Шишкина, М. Колчина. Гордость поэтов  за Россию, народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Современность и историческое прошлое в  поэзии. Роль художественной детали. Лингвистический анализ текста. Создание буклета

Модуль III.

«В те годы, когда пылали версты

                                         И гремели грозные сраженья…» В.Комаров

Тема войны в лирике В. Комарова, В. Шишкина, Н.Левчук, Е Волховской. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Их призывно-воодушевляющий характер. Творческая работа  в художественном жанре.

Модуль IV.

« Бежит поток, лед, снег круша.

И, как бутон, вдруг ярким светом

                                    Вновь распускается душа» М. Колчин

Природа и человек в лирике В.Комарова, Л.Кузнецовой, В. Шишкина, М. Колчина. Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. Природа как воплощение прекрасного. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Теория литературы. Пейзажная лирика. Комментированное чтение. Иллюстрации  к произведениям.

Модуль V.

«Для русских женщин не скупились

Дарить прекрасные слова…» Ю. Луканов.

                           «На земле путь мамы был святой» М.Колчин.

Женщинам России. Образ матери в лирике Ю. Луканова, М. Колчина, В. Комарова, Е Волховской.  Создание презентаций «Образ матери» в стихотворениях поэтов-шумерлинцев.

Модуль VI.  

«И я к карандашу протягиваю руки,

Поскольку глубже нет ни таинства, ни муки,

                          Как рухнуть в глубину рождения искусств» В. Шишкин

Тема поэта и поэзии. Поэты о поэтах. Пути к творчеству. Единые ценности. Традиции в изображении мук поэзии.  Выражение в лирике сокровенных чувств и переживаний каждого поэта. Условный образ поэта в лирике. Лирическое  «я». Художественный двойник автора в произведении. Круглый стол.

Модуль VII.

«Снежинка – это хрупкое созданье-

Творенье дивное далёких звёздных сфер,

                             А в ней я вижу стройность мирозданья…»М. Колчин

Философские мотивы в лирике В. Шишкина, Ю. Луканова, М. Колчина.  Жизнеутверждающее начало  лирики.   Эстетизация конкретной детали. Основные мотивы лирики.  Тема жизненного пути. Художественные средства, передающие различные состояния. Исследование сборников разных авторов и разных лет.

Модуль VIII.

«Это мое детство босоногое

                                              Встретилось со мной накоротке…»

Тема детства в лирике В.Комарова, М.Колчина. Мечты и реальность военного детства. Чувство радости и печали.  Радостное восприятие жизни. Светлое чувство дружбы.  Повышение и понижение голоса. Темп. Сила ударения. Пауза.

Создание тематического сборника с аннотацией и вступительной статьёй. Л.Кузнецова – детям.

Модуль IX.

«Мой мир такой простой и сложный-

                                 Там нет границ добру и злу» Л.Андреева

Социальные мотивы в лирике Л.Кузнецовой. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях.  Красота жизни. Филологический  анализ текста. Простейшие и развёрнутые тропы. Написание вступительной статьи к изданию книги Л. Кузнецовой.

Модуль X.

«Все предначертано не нами.

Заветы дал на камне Бог» В.Шишкин

«Ну, а если злоба и тоска съедает,

Помолись ты Богу, и она оттает» Л.Кузнецова

Христианские мотивы в лирике Н.Левчук, В. Шишкина. Общечеловеческие ценности. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах.  Поэтический синтаксис и интонационные фигуры. Творческая беседа.  Отзыв и рецензия.

Модуль XI.

«Когда любовью жизнь полна,

Она- заметна, интересна…» Ю.Луканов

Тема любви в лирике поэтов-шумерлинцев. Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Психологизм поэзии. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимых. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Работа с текстами. Составление «словаря» метафор. Проба пера.

Модуль XII.  Поэзия и живопись.

«Я возьму эту музыку света...» М. Колчин

Шумерлинские поэты и живописцы. Краски и звуки. Пейзаж и лирика. Прекрасное вокруг нас. Поэтизация родной природы поэтами и художниками. Защита творческих проектов. Выступления  учащихся.

Модуль XIII.  Поэзия и музыка.

Различные виды искусства в Шумерле. Поэты – авторы песен. Гармоничность и музыкальность поэтической речи.   Звукопись.  Эпифора. Анафора.  Защита работ, творческая беседа, встреча с музыкантами.

Модуль XIV. Литературная гостиная

Различные виды искусства в Шумерле. Встречи с авторами. Создание литературно-художественного альманаха «Мой край»

Модуль XIV.Творческая мастерская

Работа творческой мастерской.  Подведение итогов года. Рецензирование и взаимное рецензирование творческих работ.

Библиографический список литературы о М. Колчине

  1. Колчин М., Верю, надеюсь, люблю/М. Колчин. – Шумерлинский издательский дом, 2003. – 128 с.
  2. Колчин М., Живопись, графика [Альбом]/М. Колчин.–Шумерля, «Слово». – 38с
  3. Колчин М., Елка/М. Колчин//Машиностроитель. – 2002. – 25 дек.
  4. Колчин М., Весна/М. Колчин//Вперед.- 1998. – 9 апр;2002. – 15 марта
  5. Колчин М., Весточка/М.Колчин//Вперед.-1997. – 13 ноя.
  6. Колчин М., Вокзал/М.Колчин//Вперед. -2005. -25 июня.
  7. Колчин М., Женщинам России/М.Колчин//Машиностроитель. – 2003. -8 марта.
  8. Колчин М., Женщине/М.Колчин//Вперед – 1994. – 6 марта.
  9. Колчин М., Заводу посвящаю/М.Колчин//Вперед. – 2002. – 5 июня.
  10. Колчин М., Исповедь/М.Колчин//Вперед.-1997. -20 ноя.
  11. Колчин М., Конь/М.Колчин//Вперед. – 1998. -12 ноя.
  12. Колчин М., Ледоход у моста в Порецком/М.Колчин//Вперед. – 1998. -21 апр.
  13. Колчин М., Леонид/М.Колчин//Вперед. – 1999. – 2 июня.
  14. Колчин М., Метель/М.Колчин//Вперед. – 2004. -10 янв.
  15. Колчин М., Мой город/М.Колчин//Вперед. – 2001. – 5 сен.
  16. Колчин М., На посту/М.Колчин//Вперед. – 2001. -21 февр.
  17. Колчин М., На развалинах усадьбы/М.Колчин//Борьба.- 2002. -14 дек.
  18. Колчин М., Неизвестный солдат/М.Колчин//Вперед. – 1998. – 8 мая.
  19. Колчин М., Осенние костры/М.Колчин//Вперед. – 2002. -14 сент.
  20. Колчин М., Память-это вечные слезы матери/М.Колчин//Вперед. – 1998.-27 янв.
  21. Колчин М., Плачут древние иконы/М.Колчин//Вперед. – 1998. – 6 окт.
  22. Колчин М., Плывет в округе зимней/М.Колчин//Этюд. – 2002.-№8.
  23. Колчин М., Покаяние/М.Колчин//Православный Собеседник. – 1998.-№2.
  24. Колчин М., Потрясение/М.Колчин//Вперед. – 1995. -9 февр.
  25. Колчин М., Пророк/М.Колчин//Вперед. – 1999. – 4 февр.
  26. Колчин М., Размышления/М.Колчин//Вперед. – 2001. -29 сент.
  27. Колчин М., Родник/М.Колчин//Вперед. – 1998. -24 сент.
  28. Колчин М., Русь/М.Колчин//Вперед. – 2002.- 30 апр.
  29. Колчин М., Сонет/М.Колчин//Вперед. – 1998. -30 июля.
  30. Колчин М., Судьба/М.Колчин//Вперед. – 1998. -17 сен.
  31. Колчин М., Труженик/М.Колчин//Вперед. – 2004.- 3 июня.
  32. Аганина М., Новости из школьной галереи/М.Аганина//Вперед. – 2005. – 26 марта.
  33. Аринина Г., Поэт плюс художник/Г.Аринина//Вперед. – 1998. – 8 дек.
  34. Ахвандерова А., Шумерлинская любовь/А.Ахвандерова//Московский комсомолец.-2004.-№15
  35. Бухаленкова В., Он пришел в этот мир не напрасно/В.Бухаленкова//Порецкие вести. – 2005. – 22 февр.
  36. Вильдянова Е., Он жизнь воспел в стихах и на холсте/Е.Вильдянова//Вперед. -2003. -17 апр.
  37. Воронков С., О выставке М.В. Колчина/С.Воронков//Вперед. -2003. – 15 мая.
  38. Майская М., Творческая выставка - лучший подарок к юбилею/М.Майская//Вперед. – 2003.-26 апр.
  39. Мытиков В., Живописцы с берегов Суры/В.Мытиков//Республика. – 28 апр.
  40. Мытиков В., Художественная Шумерля в Новочебоксарске/В.Мытиков//Вперед. – 2005. – 6 апр.
  41. Мытиков В., Художники Черемухового края/В.Мытиков//Время. – 2004. – 7-20 мая.
  42. Мытиков В., Шумерлинские художники в Новочебоксарске/В.Мытиков//Время.-2005. -№9.
  43. Сасакин А., Пусть торжествует красота/А.Сасакин//Вперед. -1998. – 31 мар.
  44. Хохлова В., Воспели красоту чувашского края/В.Хохлова//Вперед. – 2004. – 17 апр.
  45. Шурыгина З., В плену живописи и графики/З.Шурыгина//Вперед. – 2003. 31 июля.
  46. Шурыгина З., Пусть Шумерлю вторым Барбизоном зовут/З.Шурыгина//Вперед.-2004. -26 мая.
  47. Шурыгина З., Сын шального зеленого мая/З.Шурыгина//Советская Чувашия. – 2004.- 26 мая.

Библиографический список литературы о Будникове А. 

1. Дополнение к небесной механике: (взгляд на некоторые Малоизученные физические явления и закономерности в Солнечной Системе)/А.М. Будников. .- Шумерля, ”Абсолют”, 2001.- 61 с.

2.Время: рассказ/А.Будников//Истоки.- 1988.-С.101-110.

3. Грешник: повесть/А. Будников//Согласие.-1992.-№4-5.-С.66-84.

4. Ева:очерки о члене Союза художников России В.А. Егоровой/А.Будников//Лик Чувашии.-1995.-№3.-С.145.

5.Интеллегент:рассказ//Литературная Россия.-1986.-№12.-С.3-16

6. Коломбина6рассказ//Литературная Россия.-1988.-15 июля.

7. Красота человеческая:рассказ/А. Будников//Вперед.-1998. – 6 августа.

8. Лето в Ирландии: рассказ/А.Будников//Студенческий меридиан.- 1988.-№12.-С.32-36.

9.Лодка медленно шла: рассказы, стихи/А.Будников//Дружба.-1986.-№2.-С.185-188.

10.Мамонт: Рассказ/А. Будников//Октябрь.-1988.-№10.-С.82-95.

11.Минькино время: рассказ/А. Будников//Лик Чувашии.-1995.-№2.-С.38-51.

12. На пароме: рассказ/А. Будников//Волга.-1990.-№11.-С.5-20.

13.Не замечай годов: стихи/А. Будников//Дружба.-1984.-№1.-С.125-127.

14.Святова Александра. Воспитатель: рассказ /А. Будников // Дружба. – 1988.-№1.-С.161-174.

15. Сезон Убоя: рассказ/А. Будников//Литературная Россия.-1992.-4 сентября.-С.7-8.

16. Совсем другой мир: рассказ//Наш соверменник.-2005.-№10.С. 121-141.

17 Твердь небесная: рассказы/А. Будников//Чувашия Литературная.-2003.-№2.-С.23-41.

18 Шумерлинские притчи/А. Будников//Дядя Ваня(литературная альманах).-1992.-С.238-279.

19. Штурман Лесакин: рассказ/А. Будников//Наши Дни.-1999.-20 февраля.

20. Марченко,А. “Уши дэвов”:рецензия на рассказ «Мамонт»/А.Марченко// Литературная Учеба.-1990.-№1-2.

Библиографический список литературы о В. Комарове

  1. Алесеев М. Районщик. //Сов.Чув.-1994.-4 Марта; Вперед.-1994.-11 Марта.
  2. Ильин С.П. Зимин Н.А. Комаров В.В. //С.П. Ильин, Зимин Н.А. Ассоциация композиторов Чувашской республики.- Чебоксары,1995.-С.62.
  3. Мартынова Е. Стихи написанные сердцем.//Вперед.-1996.-15 ноября.
  4. Комаров В.В. По самой сути.-Чебоксары,1996.
  5. Комаров В. «Зимние Картинки».//Вперед.-1994.-12 фев.-С.3.
  6. Комаров В. Ненасытные «слуги народа»: Резонанс //Вперед.-1998.-6 окт.
  7. Комаров. В начале была промартель «Труженик». ( К 70-летию завода спецавтомобилей).//Вперед.-1999.-26 Мая.-С.2
  8. Комаров В.- Весна и политика.//Вперед.-2001.-18 апр.С.6.
  9. Комаров В. Возрождая традиции.//Вперед.-1999.-2 июня. - С.1.
  10. Комаров В. Времена года.//Др.-1974.-№16.-С.124-125.
  11. Комаров В. Города – как люди.//Вперед.-1999.-4 февраля.-С.2.
  12. Комаров В. Дети и солнце: Стихи.//Вперед. – 1999.-21 июля.-С.4.
  13. Комаров В. Доказал: Сатирический рассказ.//Дружба.-1982.-№1.-С.260-265.
  14. Комаров В. – Знакомьтесь: Маликова Фаина – хозяйка девятого магазина.//Вперед.-1999.-3 июля.-С.2.
  15. Комаров В. И пишут законы(Депутатские будни).//Вперед.-1999.-28 апреля. С.2.
  16. Комаров В. – Из армейской традиции.//Вперед.-1999.-3 марта. -С.4.
  17. Комаров В. Из поэтической трагедии.//Вперед.-1993.-31 июля. -С.3.
  18. Комаров В. Как перчатки меняют генеральных директоров на Шумерлинском мясокомбинате.//Вперед.-1999.-17 марта.-С.1.
  19. Комаров В. – Любовью, надеждой и верой живет семья бабушки Веры.//Вперед.-1999.-3 марта.-С.2.
  20. Комаров В. Люблю родную землю.//Парус.-Чебоксары,1967.
  21. Комаров В. «Мне сердце говорит пиши».//Вперед.-1997.-7 марта.
  22. Комаров А. Морской Бой://Вперед.-1997.-8 марта.
  23. Комаров В. -  Не будем растить Иванов, не помнящих родства.//Впред.-1999.-23 февраля.-С.5.
  24. Комаров В.  Придет моя весна: Стихи.//Вперед.-1998.-17 сен. С.3.
  25. Комаров В. – С «палочками» Коха жить нам очень плохо.//Вперед.-1999.-14 января.-С.2.
  26. Комаров В.В. «Света и лето» .//Родничок. -Заинск, 1994 .-С.15-22.
  27. Комаров В. «Секретный « пакет зампреда ВСНХ.//Вперед.-1999.-23 февраля.-5-6.
  28. Комаров В. Средь поля , у развилки…».Памятный концерт. « Я не мерз в грязи», «Рано утром».//Др.-1985.-№1.-С.162-164.
  29. Комаров В. -  Ступени роста. К 70-летию спецавтомобилей.//Вперед.-1999.-29 мая.-С.2.
  30. Комаров В., Симсов В.- Такую чиновничью рать не в силах страна содержать.//Вперед.-1999.-21 янв.-С.2.
  31. Комаров В. Точка на карте Присурья.//Вперед.-1998.-21 янв,26,28 янв; 4 фев.
  32. Комаров В. « Фронтовые бури разведчика».//.-1998.-24 сен.
  33. Комаров В. « Человеку – человеческая жизнь»: [Говорят кандидаты в депутаты]. //Вперед.-1994.-19 фев.-С.1.
  34. Шумерлиночки: текст песни: музыка Ю.Кудакова, Стихи В.Комарова.//Вперед.-1992.-7 ноя.-С.5.

Библиографический список литературы о Е. Волховской (Смирновой)

1. Волховская Е.В. Чему навстречу мы идем: [бомбят Югославию] /Е. Волховская/  

    Вперед. – 1999. – 21 июля

2. Волховская Е.В. Утро/Е. Волховская//Вперед. – 1999. – 18 сентября

3. Волховская Е.В. Городские грибы/Е. Волховская//Вперед. – 1999. – 18 сентября

4. Волховская Е.В. В новой погоне/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 26 января

5. Волховская Е.В. Песчинка/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 26 января

6. Волховская Е.В. Белые одежды/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 26 января

7. Волховская Е.В. На пригреве/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 29 марта

8. Волховская Е.В. Земляне/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 7 июня

9. Волховская Е.В. Вспоминая : [41-й год. Картофельное поле ]  /Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 21 июня.

10. Волховская Е.В. Размышление/Е. Волховская//Вперед. – 2000. – 30 сентября

11. Волховская Е.В. В минуты светлой ностальгии: [ «Туфельки»] /Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 7 марта.

12. Волховская Е.В. Если…/Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 7 марта.

13. Волховская Е.В. Быстрое сатирическое : [ к 85-летию г. Шумерля ] /Е. Волховская//Вперед. -  2001. – 5 сентября

14. Волховская Е.В. Плавное лирическое : [ к 85-летию г. Шумерля ] /Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 5 сентября

15. Волховская Е.В. В ритме патетики : [ к 85-летию г. Шумерля ] /Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 5 сентября

16. Волховская Е.В. Звали?/Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 31 октября

17. Волховская Е.В. Листья летят/Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 31 октября

18. Волховская Е.В. Желтые шорохи/Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 31 октября

19. Волховская Е.В. Несчастья свинцовою тучей: [ об инвалидах ] /Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 26 декабря

20. Волховская Е.В. Человек, победивший судьбу: [ об инвалидах ] /Е. Волховская//Вперед. – 2001. – 26 декабря

21. Волховская Е.В. Летний дождик/Е. Волховская//Вперед . – 2002. – 5 июня

22. Волховская Е.В.  В гостях/Е. Волховская//Вперед. – 2002. – 5 июня

23. Волховская Е.В. Обочина/Е. Волховская//Вперед. – 2002. – 24 сентября

24. Волховская Е.В. Живая память/Е. Волховская//Вперед. – 2002. – 24 сентября

25. Волховская Е.В. Огонь: [ об учительской работе ] /Е. Волховская//Вперед. – 2002. – 24 сентября

26. Волховская Е.В. С надеждой/Е. Волховская//Вперед. – 2002. – 31 декабря

27. Волховская Е.В. К трагедии Ирака/Е. Волховская//Вперед. – 2003. - 3 апреля

28. Волховская Е.В. Улыбнемся?: [ о ребятах ]. Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 29 мая

29. Волховская Е.В. Говорят, ты сильно поседел…/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

30. Волховская Е.В. Искрятся взгляды двух влюбленных/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2  сентября

31. Волховская Е.В. Невзначайная встреча/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

32. Волховская Е.В. Застолье поет/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

33. Волховская Е.В. Морские рыбы нынче - все акулы/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

34. Волховская Е.В. Не хватает мужчин на Руси/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

35. Волховская Е.В. Розовые кони/Е. Волховская//Вперед. – 2003. – 2 сентября

36. Волховская Е.В. Не надо!/Е. Волховская//Вперед. – 2004. – 8 мая

37. Волховская Е.В. Не только 45-ый/Е. Волховская//Вперед. – 2004. – 19 июня

38. Волховская Е.В. Вопросы: [ о трагедии в Беслане ] /Е. Волховская//Вперед. – 2004. – 8 сентября.

Библиографический список литературы о В.Шишкине  

  1. Алатырский край в XX веке: топонимический словарь.- Чебоксары, Институт Туризма и сервиса,2002.
  2. Блокадная пайка.- Чебоксары, АО « Чебоксарский приборостроительный завод ”Эларa”»,1998.
  3. Долг и право//Чекисты Чувашии.- Чебоксары: Чувашское кн. издательство, 1987.-С. 163-174
  4. Жизнь, познанная сердцем//По большому счету.- Чебоксары, Чувашское Книжное издательство,1985.-С.23-29
  5. Имя Твое.- Чебоксары 1998.
  6. Команда. -Чебоксары, АО «Чебоксарский приборостроительный завод”Элара”», 1998
  7. Комендант Московского Кремля//Чекисты Чувашии.- Чебоксары: Чувашское  книжное издательство,1987.
  8. Надежда: стихи.-Чебоксары, Издание «Шива», 1998.
  9. Неторопливая любовь: стихи.- Чебоксары, Ассоциация Русских писателей Чувашии, 1999.
  10. Об Алатыре и алатырцах.- Вып. 2.- Чебоксары, Ассоциация Русских писателей Чувашской республики,2006.
  11. Об Алатыре и алатырцах. –Чебоксары,2002.
  12. Подстрочники души: стихи. –Чебоксары, Ассоциация Русских писателей,1999.
  13. Родословная алатырских улиц/Н.П. Головченко, В.М. Шишкин. –Чебоксары, Ассоциация Русских писателей Чувашской республики,2006.
  14. С чужого голоса//Чекисты Чувашии. –Чебоксары,: Чувашское книжное издательство, 1987.-С.123-146
  15. Сеспель: поэма. –Чебоксары, Чувашское Книжное издательство, 1981
  16. Районщик//Сов. Чувашия.-1994.-4марта; Вперед.-1994.-11 марта.
  17. Ставка на проигрыш//Чекисты Чувашии. –Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1987.-С.78-123.
  18. Характер мужает на трассе//Человек и его дело. –Чебоксары,1984.-С.64-75.
  19. Памяти друга//Советская Чувашия.-2006.-25 мая.-С.7
  20. Светлой памяти Валентина Шишкина: стихи//Вперед.-2006.-31 мая.
  21. Шишкин Валентин Максимович: некролог//Вперед.-2006.-27 мая.

Библиографический список литературы о Н. Левчук

  1. Левчук  Н. Музыка дождя: поэтический сборник/Н. Левчук, Дарья Д. – Шумерля, 2005.- 172 с.
  2. Левчук  Н. Аллегро/Н. Левчук//Вперед.-2003.-17 июля.
  3. Левчук  Н. Белый вальс/ Н. Левчук//Вперед.-2003.-7 марта.
  4. Левчук  Н. Будут молча деревья стоять…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-4 сентября.
  5. Левчук  Н. Быть земной – это значит любить/Н. Левчук//Вперед.-1968.-8 марта.
  6. Левчук  Н. В квадрате светлом…/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 декабря.
  7. Левчук  Н. “В многая Мудрости, много печали”…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 июля.
  8. Левчук  Н. В пруду весеннем/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 июля.
  9. Левчук  Н. В старом парке/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  10. Левчук  Н. В старом парке…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  11. Левчук  Н. В твои глаза взглянув…/Н. Левчук//Вперед.-2003.-7 марта.
  12. Левчук  Н. Всю печаль не вымолвить…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-4 сентяб.
  13. Левчук  Н. Грех: рассказ/Н. Левчук//Вперед.-2004.-21,26,29 янв.
  14. Левчук  Н. Десятиклассникам/Н. Левчук//Вперед.-1968.-27 июня.
  15. Левчук  Н. Зимнее аллегро/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  16. Левчук   Н. Зимняя соната/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  17. Левчук  Н. Золотой метелью…/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  18. Левчук  Н. Искрился снег/Н. Левчук//Вперед.-2003.-7 марта.
  19. Левчук Н. Как- то раз Шаманка подарила…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  20. Левчук Н. Мне вчера снежинку подарили…/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  21. Левчук  Н. Мы расстались у старой березы…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-14 авг.
  1. Левчук  Н. На клумбе среди…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  2. Левчук  Н. На старых часах лунные блики/Н. Левчук//Вперед.-2004.- 14 авг.
  3. Левчук  Н. Не казни меня…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-27 октяб.
  4. Левчук  Н. “Окультуренные” мысли/Н. Левчук//Вперед.-1989.-20 мая.
  5. Левчук  Н. Опять сентябрь…/Н.Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  6. Левчук  Н. Откровенная лирика/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  7. Левчук  Н. Поутру соловушка/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  8. Левчук  Н. Рапсодия дождя/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  9. Левчук  Н. Семь тополей…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-28июля.
  10. Левчук  Н. Снег летит/Н. Левчук//Вперед.-1998.-5 фев.
  11. Левчук  Н. Снежный аккорд/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  12. Левчук   Н. Снежная соната/Н. Левчук//Вперед.-2003.-18 дек.
  13. Левчук  Н. Старые сонеты/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  14. Левчук  Н. Танго дождя/Н. Левчук//Вперед.-2004.-17 нояб.
  15. Левчук  Н. Травинкой малой/Н. Левчук//Вперед.-2003.-7 марта.
  16. Левчук  Н. У жизни нет начала/Н. Левчук//За педагогические кадры.-1967.-8 декабря.
  17. Левчук  Н. Увидев миражей/Н. Левчук//Вперед.-2004.-28 июля.
  18. Левчук  Н. Утречком в окошко заглянул рассвет…/Н. Левчук//Вперед.-2004.-14 авг.
  19. Левчук  Н. Шумерля/Н. Левчук//Вперед.-2004.-11 сент.

Ресурсы Интернет

  1.  http://www.stihi.ru/avtor/palesha
  2. http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5011/72735/72739/124675/951586/1064712 
  3.  http://www.shumerlya.ru/?act=news&view=5052
  4. http://vpered21.ru/769-stixi-o-shumerle-tvorchestvo-nashix-chitatelej.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...