Семёнова Юлия Борисовна

сайт тифлопедагога

Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель

Профессия: тифлопедагог

Профессиональные интересы: нейрофизиология, нейропсихология, психология, биомеханика, кинезиология, эрго-терапия, сенсорная интеграция, альтернативная коммуникация, офтальмология

Увлечения: музыка, литература, живопись

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: Ессентуки

Место работы: МБДОУ №13 "Радуга"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/semyonova-yuliya-borisovna
Самый хороший учитель в жизни – опыт. Берет, правда, дорого, но объясняет доходчиво.
Иван Охлобыстин


О себе

Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?

 

Думаю, что все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего учителя-дефектолога. И, наверное, нигде нет столько точек приложения способностям, планам, идеям педагога, как в детском саду. Детский сад – это самое творческое место на Земле. Занятия учителя-дефектолога – это не урок. Это – некое действо. Чтобы оно захватило ребёнка, дефектолог должен наполнить его занимательным смыслом. Здесь он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют. Здесь он скульптор, но его труда никто не видит. Здесь он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение.

Эта профессия уникальная. Это профессия вечная. Неумолимая статистика свидетельствует, что во всех странах мира миллионы людей страдают от дефектов речи, нарушений зрения, других различных нарушений психофизического развития. И каким бы ни было нарушение в развитии ребёнка, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру-дефектологу, каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости, или же, напротив, трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.

Меня зовут Юлия Борисовна. Я родилась в 1970 году в городе Ленинграде. В 1998 году закончила в Санкт-Петербурге Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена и получила квалификацию "Тифлопедагог, учитель начальных классов школы для детей с нарушением зрения" по специальности «Тифлопедагогика». Я учитель-тифлопедагог. Работаю с детьми с нарушением зрения более двадцати лет. Пятнадцать лет моей профессиональной деятельности было посвящено работе в Санкт-Петербургском Центре абилитации детей со зрительной патологией с детьми, имеющими не только глубокое слабовидение и слепоту, но и детский церебральный паралич, аутизм, синдромы Маркуса Гунна, Марфана, Ретта, выраженную умственную отсталость, серьёзные нарушения речи. В настоящее время я работаю на Северном Кавказе, в городе Ессентуки, в детском саду в группе для детей с нарушением зрения. У меня появилась возможность попытаться помочь не только детям, имеющим слепоту, но и такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие. Я счастлива, что мне представился случай добавить в свою профессиональную копилку опыт работы с детьми, имеющими эти нарушения зрения.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Не могу сказать, что эти книги сформировали мой внутренний мир, но в профессиональном плане оказали большое влияние на мое становление как дефектолога:

Э.Джин Айрес "РЕБЁНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Понимание скрытых проблем развития (с практическими рекомендациями для родителей и специалистов)"

Это классический труд одного из самых известных и уважаемых в западном научном мире специалистов по детскому развитию. Разработанная автором теория сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что школьная неуспеваемость, поведенческие трудности и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания и планомерных занятий. Методам преодоления такого рода проблем посвящена значительная часть книги.

Улла Кислинг "СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДИАЛОГЕ. Понять ребенка. Распознать проблему. Помочь обрести равновесие"

Книга немецкого эрготерапевта продолжает публикации, посвященные сенсорно-интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применимы в конкретных ситуациях.

Перкинс Школа. Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы

Перкинс Школа. Руководство про обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 2. Расширение функциональных возможностей зрения, пространственной ориентировки и сенсорной интеграции

Перкинс школа. Руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 3. Подготовка к самостоятельной жизни

Автор: Кэти Хайдт

Издание знакомит читателя с наиболее актуальными подходами к построению учебного плана Перкинс Школы — первого образовательного учреждения для слепых в США, открытого в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса.

С момента основания этого легендарного заведения ее учредители стремились от­крыть перед слепыми и слепоглухими людьми дорогу к образованию, грамотности и самостоятельности. Сотрудники Перкинс Школы постоянно обращаются к лучшему международному опыту и в то же время создают и непрерывно совершенствуют соб­ственные подходы к обучению. Во главу угла специалисты ставят освоение практиче­ских функциональных навыков, которые обеспечат учащимся полноценное существо­вание и позволят активно участвовать в повседневной жизни.

Российское издание руководства разделено на три части. В первой части изложены методические основы обучения и отдельные приемы преподавания основных дисци­плин в начальной школе, во второй — подробно описаны особенности сенсорной сфе­ры и развития остаточного зрения, а также специфика обучения основам ориентировки и мобильности детей с нарушенным зрением, третья часть посвящена подготовке к самостоятельной жизни. Руководство содержит практические рекомендации по проведению учебных занятий.

Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни. "проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всгда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка.

Ю.Б. Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребёнком. Так?"

Книга расширяет и углубляет темы предыдущей книги автора. В ней обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: "Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?". Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения.

Мой взгляд на мир

Мои достижения

  

     

Моё портфолио

Педагогический стаж    25 лет (из них 5 лет в должности воспитателя и 10 лет в должности дефектолога-тифлопедагога в ГДОУ компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников д/с №53 Центрального района Консультативно-практическом Центре по абилитации детей со зрительной патологией г. С.-Петербурга и  10 лет в  МБДОУ №13 «Радуга» в должности дефектолога-тифлопедагога)

Квалификационная категория  высшая

Повышение квалификации:

1996 г. – участие в работе семинара «Коммуникация и языковое развитие», организованном Беркилидским Центром для людей с проблемами в обучении, Кристиансенд, Норвегия и Институтом раннего вмешательства, г. С.-Петербург

2000 г. – обучение на авторском семинаре-практикуме Назаровой Анны Георгиевны по теме «Релаксация как профилактика снятия детских стрессов»

2005 г. – участие в семинаре-практикуме на тему «От диагностики – к развитию», проводимом С.Д. Забрамной

2002-2005 гг. – прослушала курс диагностики и терапии «Серьёзные проблемы поведения у детей с сенсорными нарушениями» (наблюдение и анализ серьёзных проблем поведения (таких как самоповреждение, агрессивность и сопротивление), участие в составлении плана терапевтического вмешательства),  проводимом Тоном ванн дер Меер и Ян Ван Дейком (Католический Университет Неймегена, Нидерланды) на базе Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих,  а также приняла участие в пяти семинарах и составлении письменного руководства к компакт-диску по данной теме

2004-2006 гг. – курс обучения в объеме пятнадцати кредитов по подготовке для работы с лицами, имеющими нарушения зрения с множественными отклонениями в развитии и слепоглухими (темы: коммуникация, позиционирование, учебный план, физиология сенсорных систем, семейное консультирование), проводимом специалистами школы Перкинс (Бостон, США) на базе института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

2008 г. – обучение на Всероссийском научно-практическом семинаре «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство России»

2009 г.  обучение на Всероссийском научно-практическом семинаре «Организация профессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с потребностями рынка труда»

2009 г. – курс повышения квалификации «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – Здоровье» для системы дошкольного и общего образования» в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов «Институт биологической обратной связи» г. С.-Петербург

2014 г. - участие в вебинаре по теме «Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС» (планирование в условиях ФГОС, построение образовательной программы ДОО, её региональный компонент, знакомство с  документами, определяющими нормативно-правовые основания проектирования воспитательно-образовательной работы в ДОО).

Ведущая вебинара : Кудрявцева Елена Александровна, кандидат педагогических наук, начальник методического отдела ООО «Издательство «Учитель». Вебинар проводился для: руководителей, старших воспитателей, педагогов ДОО

2014 г. - участие  в лекции С.Н. Шаховской (к.п.н., профессор Московского Педагогического Государственного Университета) «Современые представления об алалии и методике её преодоления» 

2014 г. - участие в лекции С.Д. Забрамной (к.п.н., профессор кафедры олигофренопедагогики Московского Педагогического Государственного Университета) "Методы и технологии дифференциальной психодиагностики"

2014 г. - курсы повышения квалификации, проводимые Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Дистанционное обучение. Кафедра  социализации личности и коррекционной педагогики. Курс "Логопедическое сопровождение детей" (78 часов)

2014 г. - участие в лекции В.В.Мальковой (магистр Педагогики) "Обзор современных западных технологий коррекции нарушений в развитии" (5 часов) г. Москва

16 сентября 2015 г. - участие в вебинаре "Использование многофункциональности интерактивных игр на групповых и индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

7 октября 2015 г. - участие в вебинаре "Развитие словесного творчества на групповых занятиях со старшими дошкольниками" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

21 октября 2015 г. - "Игровые приёмы в проведении промежуточного обследования дошкольников с ЗПР" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

3 ноября 2015 г. - участие в вебинаре "Новые способы формирования фонематического слуха у детей с ОВЗ с помощью интерактивной игры" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

18 ноября 2015 г. - участие в вебинаре "Активизация внимания и памяти у детей с ОВЗ как базовая предпосылка при формировании навыков чтения и письма" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

29 ноября 2015 г. - участие в мастер-классе М.Белозёровой "Метод Монтессори и сенсорная интеграция: учиться легко!" г. Москва (4 часа)

23 декабря 2015 г. - участие в вебинаре "Эффективные методы проведения групповых занятий с дошкольниками с использованием современных электронных устройств" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

20 января 2016 г. - участие в вебинаре "Игровые приёмы в работе с "Неговорящими детьми". Комплексное использование традиционных и интерактивных технологий" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

2 марта 2016 г. - участие в вебинаре "Формирование навыков чтения с помощью интерактивных упражнений у детей с ОВЗ" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

20 апреля 2016 г. - участие в вебинаре «Развитие слухового внимания и речевой памяти у детей с ОВЗ с помощью интерактивной  развивающей игры» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

24 марта 2016 г. - участие в вебинаре «Использование интерактивных игр в обследовании речевого и социального статуса дошкольника с ОВЗ» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

8 июня 2016 г. - участие в вебинаре «Эффективные приемы обучения чтению детей с ОВЗ через различные виды игр» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

3 августа 2016 г. - участие в вебинаре «Использование интерактивных игр в коррекционной работе с детьми с ОНР с учетом ФГОС» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

24 сентября 2016 г. - участие в мастер-классе «Использование здоровьесберегающих технологий охраны и укрепления зрения в работе специалистов дефектологического профиля» на портале «Мерсибо» г. Москва (4 часа) (ведущая Э.В.Кулешова, кандидат педагогических наук, учитель-логопед высшей категории)

18 октября 2016 г. - участие в мастер-классе «Практические приемы исследования слухо-речевой памяти у детей 3-10 лет: процедура и организация исследования, возрастные нормативы» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа) (ведущая Малюкова Н.Г., кандидат психологических наук)

8 ноября - 22 ноября 2016 г. - участие в онлайн-программе «Осенний Марафон» по наблюдению за детьми для родителей и детских специалистов с целью проработки базовых ключей Сенсорного Подхода (звук, мотивация, внимание, самостоятельность и коммуникация) (10 вебинаров) в рамках образовательно-просветительского проекта «Путь родителя», проводимом специалистами по Монтессори педагогике и сенсорной интеграции центра «Каштан» г.Санкт-Петербург

23 ноября 2016 г. - участие в вебинаре «Развитие разных видов памяти у детей с ОВЗ. Использование интерактивных игр в активизации мнемических процессов» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

14 декабря 2017 г. - участие в вебинаре «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с помощью интерактивных технологий с учетом ФГОС нового поколения» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

1 февраля 2017 г. - участие в вебинаре «Использование интерактивных игр в закреплении и развитии навыка чтения у старших дошкольников и младших школьников» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

2017 г. - курсы повышения квалификации проводимые Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной программе «Современные технологии логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения речи» (72 часа) 

12 апреля 2017 г. - участие в вебинаре «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ» на портале «Мерсибо» г. Москва (2 часа)

10 мая 2017 г. - участие в вебинаре "Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента" на портале "Мерсибо" г. Москва (2 часа)

7 июня 2017 г. - участие в вебинаре "Новые подходы к формированию грамматического строя языка у детей-билингвов и детей с ОВЗ" на портале "Мерсибо" г.Москва (3 часа)

4 октября 2017 г. - участие в вебинаре "Игровые методы развития мышления, логики и внимания у детей с ОВЗ" на портале "Мерсибо" г. Москва (3 часа)

13 октября 2017 г. - прохождение обучения по использованию программно-дидактических комплексов "Логомер 2", "Мерсибо Плюс" (вер.2) и "Стабиломер" на портале "Мерсибо", г. Москва, (4 часа)

18 октября 2017 г. - участие в вебинаре "Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов" на портале "Мерсибо", г. Москва, (3 часа)

Наиболее значимые награды

Нагрудный знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» (2006 г.)

Грант главы города Ессентуки в номинации "Лучший педагог дошкольного образования" (2014 г.)

Почётная грамота Министерства образования и молодёжной политики Ставропольского края за многолетний добросовестный труд в системе образования (2017 г.)

Грамоты и Дипломы

Почётная грамота за большой вклад в дело воспитания и образования подрастающего поколения, за активное участие в жизни детского сада №13 «Радуга», высокий творческий потенциал и в связи с Днём учителя (октябрь 2009 г.)

Почётная грамота за высокий уровень организации и проведения городского открытого мероприятия «Система работы тифлопедагога в группе для детей с нарушениями зрения в ДОУ» (май 2012 г.)

Грамота за добросовестный труд, внедрение новых технологий в образовательный процесс, и участие в аукционе педагогических проектов в номинации «Зоркие глазки» (2013 г.)

Грамота за безупречный труд, преданность своему делу, распространение положительного опыта, участие в наставничестве, а также за деловые и конструктивные предложения по улучшению условий воспитания и обучения детей с ОВЗ (июнь 2014 г.)

Диплом за активное участие во Всероссийской сетевой акции "Белая трость-2014", проводимой ГБУК СК "Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих им. В.Маяковского" в номинациях: "Доступная среда" и "История успеха" (ноябрь 2014 г.)

Грамота за многолетний добросовестный труд, высокий уровень профессионализма, личный вклад в воспитание детей дошкольного возраста и в честь профессионального праздника "День учителя" (октябрь 2015 г.)

Диплом II степени  Всероссийского интернет-конкурса для педагогов "Педагогический триумф" в номинации "Лучшее наглядно-дидактическое пособие" (октябрь 2015 г.)

Диплом за активное участие во II Всероссийской сетевой акции "Белая трость-2015", проводимой ГБУК СК "Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих им. В.Маяковского" (ноябрь 2015 г.)

Диплом I степени Всероссийского интернет-конкурса для педагогов «Педагогический триумф» в номинации «лучший конспект занятия» (апрель  2016 г.)

Диплом I I I степени Всероссийского  открытого виртуального конкурса поделок и рисунков детей с ОВЗ «Солнце Победы» в номинации «Синий платочек» образовательного портала «Мой университет»  сайта факультета коррекционной педагогики (июнь 2016 г.)

Диплом за активное участие в III Всероссийской сетевой акции «Белая трость-2016», проводимой ГБУК СК «Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского» в номинациях: «Опыт работы», «История успеха» (ноябрь 2016 г.)

Почётная грамота Министерства образования и молодёжной политики Ставропольского края за многолетний добросовестный труд в системе образования (2017 г.)

Диплом за активное участие в IV Всероссийской сетевой акции «Белая трость-2017», проводимой ГБУК СК «Ставропольской краевой библиотекой для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского» в номинациях: «Опыт работы», «История успеха» (ноябрь 2017 г.)

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Математика
Материалы для родителей
Добавить грамоту в портфолио