Никифорова Наталья Анатольевна

Физическая культура

Если не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней!

Профессия: Учитель физкультуры

Профессиональные интересы: Улучшение здоровья детей

Увлечения: Походы

Страна: Россия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Пушкин

Место работы: ГБОУ СОШ №335

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sergnata2008
Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать.
О. Уайльд

Общеизвестна роль физической культуры в здоровом развитии чело­века, и чем раньше мы начнем формировать привычку у детей начинать день с физзарядки, тем прочнее оно становится. Пример родителей — ничем не заменим. К сожалению лишь 6% семей в России начинают день с гигиенической зарядки. Для сравнения: в США - 78%, в Японии - 75%, ФРГ - 68%. Гиподинамия все нагрузки перекладывает на сердце, которое в этих условиях быстрее изнашивается, стареет, срывается. Физичес­кая зарядка — это утверждение долголетия и профилактика сер­дечно-сосудистой патологии.

Здоровье человека определяется множеством влияний, однако, среди этой части явлений, которая зависит от человека и может быть преобразована нашей волей и настойчивостью, решающее значение принадлежит двигательной активности. Этот фактор в наиболее "очищенной" и концентрированной форме является ос­новным средством, используемым в физической культуре и спорте.

Известно, что движение является основным стиму­лятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни фор­сированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нерв­ные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при не­достатке движений наблюдается, как правило, ослабле­ние физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические про­цессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физиче­ские упражнения являются средством неспецифиче­ской профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рас­сматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются креп­кими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функцио­нальные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигатель­ный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мыш­цах образуется тепло, на что организм отвечает уси­ленным потоотделением. Во время физических нагру­зок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в про­цессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энер­гию. При движениях в мышцах дополнительно откры­ваются резервные капилляры, количество циркулирую­щей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются элас­тичность и упругость, они становятся слабыми, дряб­лыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пас­сивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путем наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактив­ность сердечно-сосудистой системы и снизился основ­ной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофиро­вались. Таким образом, благодаря физическим нагруз­кам удалось восстановление, как в функциональном, так и в структурном отношениях.

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устой­чивость к неблагоприятным воздействиям окружаю­щей среды.

К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение. Ведь факт его возникновения специалисты относят к самому раннему, дорелигиозному периоду истории, т.е. еще к первобытному обществу. Именно тогда человек самой жизнью был поставлен в условия, требующие от него высоких физических кондиций. Слабое физическое развитие грозило гибелью. И физические упражнения заняли ведущее место в числе прочих жизненно необходимых атрибутов нашего далекого предка.

С тех пор человек отбирает и хранит все, что помогает ему быть здоровым, крепким красивым.

Естественно, время, социальные и экономические стороны бытия, природные условия и географическая среда накладывали свои отпечатки на содержание и формы физического воспитания человека. Одни в основу своих систем физического совершенствования клали потребность лучше трудиться, другие - охотиться, третьи - нападать, четвертые - защищаться. И так далее, до сего дня - времени, когда быть хорошо физически подготовленным нужно для того, чтобы просто лучше жить.

Объективно обоснованно и уже традиционно к основным средствам физического воспитания относят:

1.  физические упражнения;

2.  гигиенические факторы.

Различными комплексами данных средств, многообразных формами и методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта.

Физические упражнения

Физические упражнения представляют собой двигательные действия человека, выполняемые так, как это необходимо для решения задач физического воспитания. Или, иначе говоря, это есть двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания

Далеко не все действия могут быть названы физическими упражнениями. Главный отличительный признак последних - соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, т.е. они должны учить и развивать физически. Так, ходьба является физическими упражнением только в том случае, если выполняется правильно, а нагрузка от ее выполнения способствует улучшению физических возможностей.

Физических упражнений много. Чтобы правильно их использовать, нужно классифицировать упражнения по какому-либо признаку. В истории физического воспитания известны различные классификации. В некоторых из них за основу классификации принимались формальные признаки - упражнения по анатомическому признаку, как в шведской гимнастике XIX в., и т.д. Но путей и подходов к классификации физических упражнений тоже немало. Единственная сложность здесь, способная превратиться в серьезную преграду на пути к здоровью, это - незнание, неумение подобрать то, что человеку лучшим образом подходит.

Памятуя, что главная задача в данном случае - оздоровительная - наиболее удачной следует считать классификацию, принятую в теории физического воспитания, по которой все упражнения группируются в

1.  гимнастику,

2.  игры,

3.  туризм,

4.  спорт.

 Гимнастика

Гимнастика, сложившаяся в основном за последние два столетия, представляет собой один из видов двигательной деятельности человека. Отличает ее то, что наряду с решением общих задач физического воспитания, укрепления здоровья, развития двигательных, волевых и моральных качеств она выполняет повышенную относительно других средств физвоспитания, обучающую функцию - учит человека правильно двигаться.

Виды гимнастики

1.  основная гимнастика (и ее разновидность - гигиеническая);

2.  спортивная гимнастика (собственно спортивная, акробатика и художественная);

3.  вспомогательная гимнастика (спортивно-вспомогательная, производственная, лечебная).

Для гимнастики характерно, во-первых, решение конкретных образовательно-оздоровительных задач, во-вторых, возможность дифференцированного овладения техникой движения, что обеспечивает правильное и корректируемое (соответственно условиям) его выполнение, в-третьих, возможность избирательного воздействия на строение и функции организма человека, в-четвертых, отвлеченные формы движений, которые, придавая им стандартность, обеспечивают качественный контроль и оценку.

Основная гимнастика является наиболее богатым и разнообразным по содержанию видом гимнастики. Она обеспечивает широкую общую физическую подготовку человека ко всякой двигательной деятельности.

Упражнения основной гимнастики

·  порядковые упражнения и строевые приемы;

·  общеразвивающие упражнения (выполняемые без снарядов, со снарядами, на снарядах);

·  общеподготовительные вольные предложения (элементарные движения, учебные комбинации упражнений без предметов, вольные упражнения с предметами);

·  аналитические формы естественных движений (ходьбы, бега, метаний, борьбы и т.д.);

·  прикладные упражнения (бег, прыжки, лазания и т. д);

·  общеподготовительные акробатические упражнения (кувырки, перекаты и др.);

·  общеподготовительные упражнения на снарядах (перекладине, брусьях, кольцах, коне и др.) и гимнастические прыжки;

·  общеподготовительные танцевальные формы движения;

·  подвижные игры.

Основная гимнастика молодежи представляет собой подобранные сообразно цели занятий комплексы из перечисленных упражнений с нормированием интенсивности и объема нагрузки в соответствии с подготовленностью занимающихся.

Гигиеническая гимнастика является разновидностью основной. Она дополняет основную гимнастику в режиме дня, а в преклонном возрасте может заменить ее. Утренняя зарядка обеспечивает регулярные воздействия на организм, постоянную активизацию его функций, поддержание здоровья, улучшение самочувствия, бодрость свежесть.

Наиболее распространенной формой гигиенической гимнастики является индивидуальная, выполняемая утром дома. Гимнастика особенно ценна, когда по содержанию, нагрузке и времени она отвечает индивидуальным особенностями занимающихся.

Вспомогательная гимнастика включает

·  спортивно-вспомогательную гимнастику,

·  производственную гимнастику,

·  лечебную гимнастику.

Спортивно-вспомогательная гимнастика применяется занимающимися спортом в виде комплексов упражнений, по содержанию и формам максимально приближенных к конкретной спортивной специальности (например, к футболу или плаванию). Такие упражнения включаются в разминку или непосредственно в основную часть специального тренировочного занятия.

Производственная гимнастика применяется рабочими, служащими и учащимися. Она должна способствовать повышению профессиональной работоспособности, что и достигается, как правило, если содержание и методика подобраны грамотно - с учетом специфики и условий труда.

Лечебная гимнастика применяется в лечебных учреждениях и самостоятельно. Она должна способствовать восстановлению нарушенного здоровья. В связи я этим лечебная гимнастика имеет очень дифференцированный характер (узкого воздействия) и соответствует имеющимся нарушениям, индивидуальным особенностям и условиям лечения.

Игра

Игра является одной из типичных форм сознательной деятельности человека. Одной из важных характеристик игровой деятельности является ее относительная независимость от чисто практической потребности жизни и, как правило, многовариантность и непредсказуемость решений. При этом главным побуждающим мотивом становится не столько проявление двигательных возможностей, сколько эмоциональная активность в процессе. Кроме того, для игры характерно наличие взаимоотношений между людьми, посильное для участников игры упражнение, высокая переменность условий игровой деятельности.

Имитационные игры характеризуются тем, что в них отражаются реальные явления окружающей действительности. В этих играх каждый играющий выполняет какую-либо роль из ряда персонажей разыгрываемого сюжета ("Гуси-лебеди", "Охотник и зайцы" и т.п.). Эти игры свойственны детям дошкольного возраста. Однако практикуются они и взрослыми.

Элементарно-спортивные игры используются в работе группами здоровья в виде несложных эстафет, включающих последовательность разнообразных заданий. Подбирать их нужно в зависимости от возраста, подготовленности и индивидуальных задач занимающихся. В этом случае полезность их резко возрастает.

Спортивные игры выполняются частично или в существенной мере функции спорта, соревнования. При оздоровительной направленности занятий спортивные игры применяются без установки на результат или победу. В таких случаях они становятся неоценимым средством активного отдыха, развлечений и всесторонней подготовки.

 

Туризм

Туризм - это разнообразная двигательная деятельность, естественная по своему характеру и осуществляемая в природных условиях. Хорошо организованный туризм открывает большие возможности приобретения важных для жизни и трудовой деятельности знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.

Немаловажное значение в туристической деятельности имеет организационная сторона передвижения в условиях местности маршрута, способа движения, времени года и погоды. Все это заставляет решать весьма ответственные задачи.

В связи с тем, что в любом случае туристу требуется преодолевать какое-то расстояние посредством мышечных усилий, оздоровительные задачи решаются во всех видах:

·  прогулки;

·  экскурсии;

·  туристические подходы.

Прогулки служат для развлечения и активного отдыха, укрепления здоровья и повышения работоспособности. Проводиться они должны по возможности за пределами населенных пунктов. Средства передвижения самые разнообразные: пешком, на лыжах, коньках, санках, велосипеде, лодках и т.п. Бывают прогулки выходного дня (с ночевкой), спортивно - вспомогательные (как часть системы спортивных занятий) и гигиенические (от получаса до 2-3 часов). Все они - очень ценное средство укрепления здоровья, поддержания бодрого настроения, жизнерадостности и высокой работоспособности.

Экскурсии выполняют главным образом познавательные задачи. Так, экскурсии по местности служат для изучения объектов и условий местности, овладения умениями и навыками ориентации в естественных условиях, ознакомления с азами туризма.

Подготовительные подходы служат в основном для обучения начинающих туристов подходному движению и подготовке организма к повышенным подходным нагрузкам. В подходы этой формы целесообразно включать элементы экскурсий и прогулок.

Собственно туристические подходы являются самой типичной формой туризма. Осуществляются походы небольшими группами, члены которых объединены общностью интересов и физических возможностей. Путешествия отличаются значительной продолжительностью (от недели до одного-двух месяцев), разнообразием маршрутов и способа передвижения. Путешествия могут быть организованными и самодеятельными; второе делает их массовым явлением.

Спорт

Спорт - это по сути состязание, соревновательная деятельность и специальная к ней подготовка. Непосредственная цель соревновательной деятельности - достижение возможно высокого результата, установление рекорда, победа над соперником.

Первое, пожалуй, главное в разговоре о массовом спорте - использование всего двигательно-эмоционального разнообразия с четким ориентированием на здоровье. При успехе это нужно расценивать и как рекорд, и как высокое достижение, и как победу над своеобразным противником - болезнями, т.е. все, что свойственно спорту, имеется и тут - в спорте миллионов.

Второе. Эффективность тренировочного процесса спортсмена оценивается, насколько качественно решаются в течение его образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Те же задачи решаются и в массовом спорте. Нужно только переставить их местами с соответственным перераспределением внимания и времени, отводимых каждой: сначала - оздоровительные процессы, далее - не забывать воспитательную сторону дела и совсем неплохо, если при этом пополняется двигательный багаж.

В настоящее время в России официально культивируется 52 вида спорта. Сюда же следует добавить множество национальных видов и такие, которые давно и заслуженно пользуются признанием многих. Весь этот двигательный клад человечества можно классифицировать так, как предлагается в таблице

Комплексное использование средств нескольких видов спорта - самый типичный случай в практике любого физкультурника. Это бег, плаванье, велосипед - летом, лыжи и коньки - зимой. Правда такие "многоборья" не укладываются в общественные рамки.

Гигиенические факторы

Гигиенические факторы в роли средств физического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п.

Личная гигиена. Выполнение требований личной гигиены имеет большое значение для сохранения как собственного здоровья, так и здоровья окружающих, а также для предупреждения возможности распространения инфекционных и других заболеваний

Поддержание чистоты кожи достигается регулярным мытьем тела горячей водой с мылом. В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняющиеся части тела: лицо, шея, руки. Лицо и шею достаточно мыть утром и вечером перед сном. Руки следует мыть по мере загрязнения, но обязательно перед каждым приемом пищи. Ноги тоже требуют повседневного ухода, особенно при повышенной потливости. Раз в неделю следует посещать баню. В парильном помещении не рекомендуется находиться более 5-8 мин и более двух раз.

Чистка зубов производится 1-2 раза (утром и вечером или только утром) пропаренной щеткой. Сразу прополаскивать полость рта не следует: полезнее некоторое время подержать раствор во рту - это способствует лучшему очищению и дезинфекции зубов.

Сон. Продолжительность сна взрослого человека должна быть 7-8 ч (с 23-24 до 7-8 часов утра). Этого времени, как правило, достаточно для восстановления от дневной нагрузки. Условиями нормального отдыха являются тишина, полумрак, чистый, отвечающий требованиям гигиены воздух (температура 16-18°), удобная постель.

Освещенность - очень важный гигиенический показатель для нормирования работы очень значимого в умственном труде зрительного анализатора.

Нормы освещенности определены гигиенистами достаток но четко. Они составляют:

Гигиена физкультурных занятий предполагает контроль за одеждой, обувью физкультурника, условиями занятий, нагрузкой и т. п.

Снаряжение должно подбираться в зависимости от предстоящей нагрузки: для 10-15-минутной зарядки одеться нужно теплее; если впереди длительная двигательная нагрузка - легче. Но во всех случаях одежда должна быть по возможности свободной, не стесняющей движений, нетяжелой. Ясно, что одеваться нужно не только по сезону, но и по погоде, с учетом температуры и влажности воздуха, силы ветра, а также пола, возраста, состояния здоровья, степени закаленности и других индивидуальных особенностей физкультурника. Обувь имеет очень большое значение. Подбирать ее нужно тщательно, чтобы она была не слишком тесной, но и не совсем свободной; обувь должна пропускать воздух и не пропускать наружную влагу, защищать стопу от холода и жары, соответствовать характеру нагрузки, и предохранять от повреждений. Снаряжение физкультурника требует постоянного ухода: одежду следует своевременно стирать, обувь - мыть, смазывать, просушивать.

Показатели, требующие постоянного гигиенического контроля (для физкультурника), такие:

при занятиях на открытом воздухе:

·  температура воздуха не ниже - 20 (при сильном ветре - 12. - 15), не выше +28-30;

освещенность должна быть достаточной (не менее 200 лк) и естественной;

·  в солнечное время обязательна защита головы от прямых лучей

·  при занятиях в непривычных климатических условиях необходим двухнедельный период акклиматизации;

при занятиях в крытых сооружениях:

·  температура воздуха +15-16;

·  освещенность на уровне пола при люминесцентных лампах - не менее 150 лк, при лампах накаливания - 75 лк;

·  полезная площадь - 6-8 м2 на одного занимающегося.

Гигиенический контроль нагрузки означает контроль с целью улучшения состояния здоровья и физического развития.

Не может действовать сходным образом одна и та же нагрузка на два разных организма. Одному лучше это, другому - другое. И пусть различие будет потому, что оно должно быть.

Это мысль не нова. Относительно физического воспитания П.Ф. Лесгафт в 1901 г. Сформулировал ее так "…следует применять физические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам и средствам занимающихся"

Всякий знает, что затрачивая часть имеющейся энергии на двигательную деятельность, он укрепляет свое здоровье и тем самым увеличивает жизненный потенциал. Но почему нужно тратить энергию именно на движение?

Во-первых, человек есть создание прежде всего двигающееся. Доказано, что отсутствие двигательной активности при ограничении ее отрицательно влияют на живой организм.

Во-вторых, движение является одним из самых сложных видов деятельности человеческого организма. В его выполнении участвуют не только мышцы - работает весь организм.

Таким образом, двигаясь, человек активизирует практически все системы и процессы, происходящие в его организме. Активизирует - значит, заставляет работать, быть постоянно в рабочем состоянии. что в сумме и слагается в организм без отклонений показателей жизнедеятельности от нормы в здоровый организм.

О себе

Учитель физической культуры. Педагогический стаж 16 лет. Имею опыт работы инструктора по физическому воспитанию. Награждена дипломом за вклад в оздоровительные программы развития детей. Увлекаюсь велопоходами, походами на байдарках.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Четвёртая высота" Елена Ильина

"Завтра была война" Борис Васильев

"Белый Бим Чёрное ухо" Гавриил Троепольский

"Виннету" Карл Май

"Унесённые ветром" Маргарет Митчелл

Сборник стихов Сергея Есенина

Мой взгляд на мир

Мой взгляд на мир не столь пессимистичен,
Ведь поколенья, что идут за нами,
Не столь от нашего, друг мой, отличны,
Средь них есть "против", но и те, кто "с нами".

Я счастлива - своей профессией, друг мой,
Позволившей влиять на поколенье...
И я живу, уверенная в том,
Что в нём не больше и не меньше лени.

 

Моё портфолио

 

Цель урока физической культуры

  Предмет «Физическая культура», введенный в учебный план школ I и II ступней, был ориентирован на решение комплекса задач. Уроки физической культуры имеют оздоровительно-гигиеническую направленность. Одновременно осуществляются морально- волевое воспитание занимающихся и обучение их жизненно важным двигательным действиям. Решению этих задач  подчинены и содержание обучения и форма его организации – урок.

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры- всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

1.    является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;

2.    проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанный на длительный срок обучения;


3.    осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно - половых и индивидуальных особенностей школьников;

4.    способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Требования к уроку. Урок  физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся следующие.

1.    Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке,- не более 2- 3.
2.    Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3.    Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастоно- половых особенностей учащихся, с другой.
4.    Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5.    Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного материала.
6.    Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к  активной деятельности.
7.     Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная  травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно – воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соски с гимнастических снарядов, лазанье по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
8.    Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на  основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.

Четкое распределение упражнений по частям урока и методическая поддержка их выполнения обеспечат спокойное проведение урока.
      Вводная часть урока. В этой части решаются организационные задачи. Вводная часть урока имеет большое значение, особенно в младших классах. Учитель приводит учащихся в зал, помогает им приготовиться к уроку, приучает к командам (в подготовительном и 1 классах это распоряжения), строит их в указанном месте, уделяя особое внимание построению.
      Строить детей следует таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу, видели учителя, а при выполнении различных заданий учитель мог оказывать им помощь. Детей можно строить по росту, с учетом уровня их физического развития.
      Начиная со 2 класса построение проводится по команде учителя, с расчетом по порядку. На занятие учитель может идти рядом с детьми или впереди. В зале он встает перед детьми и объясняет, как надо построиться.
      Место построения в зале можно обозначить для каждого ребенка в виде круга, квадрата, треугольника или других символов, расположив их на полу. Дети быстрее запоминают свое место и учеников, которые стоят рядом.
      В подготовительном, 1 и 2 классах продолжительность вводной части урока 8—10 мин, так как ученики долго переодеваются, а попав в большой зал, сразу теряются и долго не могут включиться в двигательную деятельность. В 3—4 классах продолжительность вводной части составляет 5—6 мин, так как к построению, расчету и выполнению команд учителя ученики уже подготовлены.
      Подготовительная часть урока решает следующие задачи.
      1. Подготовить организм учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки могут быть физические упражнения общеразвивающего характера, несложные в координационном отношении. Начиная с 3 класса используются комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, мячами, обручами. При этом упражнения выполняются с элементами ходьбы, прыжков, приседаний и т. д. Подготовительные и подводящие упражнения оказывают первичное коррекционное воздействие. Вот почему в начальных классах подготовительная часть урока состоит преимущественно из общеразвивающих и коррекционных упражнений.
      2. Выбрать два-три упражнения, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.
      3. Использовать только подготовительные физические упражнения как средство формирования определенного двигательного качества.
      4. Включить в подготовительную часть урока упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов.
      Таким образом, в подготовительную часть урока вводится восемь—десять упражнений различного характера. Она может длиться 10—15 мин.
      В основной части урока решаются образовательные и оздоровительные задачи. Средствами для их решения являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические упражнения, игры различного характера.
      При проведении основной части урока задача учителя состоит в том, чтобы подобрать упражнения, которые решали бы вышеперечисленные задачи. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений. Упражнения, направленные на изучение нового материала, следует выполнять в начале основной части урока, а упражнения, направленные на развитие каких-либо качеств (дифференцировка во времени и пространстве), — в начале или в конце.
      В основной части урока можно проводить игры различной направленности: с элементами бега, прыжков, построения, метания мяча.
      Так как на уроках в начальных классах отводится большое место гимнастике, то в основную часть можно вводить строевые упражнения. Это обусловлено еще и тем, что у учащихся 1—4 классов значительно нарушена именно ориентировка в пространстве, а процесс усвоения этих упражнений требует кропотливой работы.
      В 3—4 классах в основную часть урока можно чаще включать ходьбу, бег, метание, прыжки.
      Основная часть урока длится 20—25 мин и плавно переходит в заключительную часть.
      Заключительная часть урока решает две задачи.
      1. Подготовить учащихся к следующим урокам или к организованной деятельности во внеурочное время.
      2. Подвести итоги урока, оценить умения и навыки учащихся, определить их отношение к уроку.
      На уроке подводятся итоги, выставляется оценка в дневник и в классный журнал. В это время дети могут стоять в шеренге на своих местах или сидеть на скамейке. Уход детей из зала четко организован. Продолжительность заключительной части урока в подготовительном и 1 классах — до 7 мин, во 2—4 классах — 3—5 мин.

Добавить грамоту в портфолио