Страничка логопеда

Певнева Татьяна Юрьевна

На этой странице Вы можете познакомиться с рекомендациями логопеда

 

4352
54742008-05-14_fam.jpg

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

 

 Тема: «Как развить речь ребенка».

 

 

 

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

 
   Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
   Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Вот примеры нескольких игр.

  1. Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

  1. Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

  1. Шаги. (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.



Предварительный просмотр:


Памятка для родителей


Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми.

Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.

Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.

Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным.

Это не то будущее, которое хотели бы видеть родители!

Поэтому, милые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет правильно, следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой.
Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул… )
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Многие родители часто задают нам вопрос:
«Почему сын (или дочь) плохо говорят?»

Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как помочь малышу в домашних условиях, когда вы видите, что он говорит мало, а дети его возраста говорят уже больше слов?

1. Разговаривайте с ребенком все свободное время;

2. Привлекайте внимание к губам, особенно на первый звук. Дайте потрогать губы. Произносите этот звук четко, обращая внимание на его артикуляцию.

3. Маме можно накрасить губы и «поиграть» ими, а ребенок будет охотно подражать. Например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте ротик и тому подобное…

4. Поиграйте теперь над развитием мышц, которые участвуют в артикуляции звука – это щеки.
Надуйте щеки – сдуйте, втяните их, надуйте одну щечку, перенесите воздух в другую.

5. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра.
Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.

6. Говорите сами четко и правильно. Не спешите, речь должна быть произнесена в спокойном темпе.

7. Комментируйте его и свои действия. Например:

«Сейчас принесу одежду и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: штаны или джинсы, красную или синюю футболку?».

Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи

«Мы одели футболку, джинсы, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»

8. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев);
- играйте в мозаику, «лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.

9. Делайте массаж рук, особенно ладошки и пальчики, несколько раз в день.
Купите «Су – джок» в аптеке и разминайте с его помощью пальчики малыша.

10. Будьте терпеливы, повторяйте по 5 раз и больше.

11. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.

12. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.

13. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша.
Например: слово - «спасибо», где в его исполнении первый звук «С» выпадает.
Вы дуете звук С_______ в этом слове немного протяжнее на ладошку - «С___ПАСИБО», Он почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком…(какой у каждого звука ветерок – подскажет логопед, проконсультируйтесь у него и речь малыша будет формироваться правильно).

14. Обратите внимание малыша, где «живет голосок».
Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок»

15. На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек, животных, машин.
Например: машина - ж____________, самолет – в________,
Зайка прыгает – ап-ап, мишка косолапый ходит так - О________, камарики звенят – з________,
птички зернышки клюют – пи-пи-пи … и так далее.

16. Развивайте произвольное внимание, память;
- на развитие памяти: повторяйте, что делали с утра (например, умывались, завтракали, что ели на завтрак, с какой игрушкой играли, какую сказку рассказывала мама)

17. Главное: занятия должны быть регулярными, всегда хвалите за успехи, если что-то сказал.

18. Читайте вслух стихи, сказки, потешки, пересказывайте сказки.

19. Организовывайте игры: например, возьмите 3 зверушки, 2 животных спрячьте под платок, одного оставьте – кого не хватает? и т. д. Много разнообразных книг сейчас есть в продаже, они окажут вам неоценимую помощь. Ориентируйтесь так: для какого возраста предназначена эта книга – если указан возраст вашего малыша – эта книга подходит, если возраст старше – нет!

Успехов вам и терпения!

Нарушения речевого развития у детей
Причины и виды

Если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства.
   В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок - мальчик.
Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.
Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно.
   Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми.
   Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.
   Значительную роль в возникновении нарушений речевого развития играют наследственные факторы. В настоящее время выявлены локусы хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Однако, в некоторых случаях, ведущей причиной является резидуально-органическое поражение головного мозга в период родов или внутриутробного развития (гипоксия, травма, инфекция).


В зависимости от уровня поражения, существуют различные варианты речевых нарушений:

  1. —Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  2. —При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (язык, нёбо, губы) возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  3. —При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  4. —Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых, а в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение), такое состояние называется моторная алалия.                     Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  5. —Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  6. —Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренные меры диагностики и лечения.
  7. —В детском возрасте также встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью, как невротическое проявление. Но могут похожим образом начинаться и психиатрические заболевания.
  8. Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения проконсультируйтесь у логопеда..
  9. —Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Оценка вербальной и невербальной сторон интеллекта важна для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.
  10. —Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что у ребенка нарушен слух.

Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка.
Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.
Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем специалистов.
Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  1. 1.Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  2. 2.Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).
  3. 3.Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  4. 4.Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  5. 5.При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.


Развитие мелкой моторики


   Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям.

Известно, что речевой центр и двигательный центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом.

    Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка.

Вы хотите, чтобы Ваш малыш побыстрее заговорил?   Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

Пальчиковые игры

Игра «Сорока»

При произнесении текста ребенок водит указательным пальцем правок руки по ладони левой руки: на слова «этому дала» сгибает поочередно каждый палец руки, кроме мизинца. Сорока, сорока, кашу варила…

Игра «Пальчик-мальчик»

Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил,.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Игра «Белка»

Малыш держит руку ладошкой кверху. Указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочередно загибает пальцы.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Игра «Этот пальчик»

Ребенок поочередно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем — на другой, начиная с большого:
Этот пальчик — дедушка,
Этот  пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья

Затем поочередно сгибает пальцы:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише пальчик, не шуми,
Братиков не буди…
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Игра «По грибы»

Малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

Игра «Апельсин»

Малыш поочередно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца:
Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для бобра,
Эта долька для чижа.
Ну а волку кожура.

Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому пальцу — дрова рубить.
Печи все — тебе топить.
А тебе — воду носить.
А тебе обед варить.
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать, родных братьев забавлять.

Игра «Алые цветы»

Малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана. Медленно раскрывает пальцы:
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Покачивает кистями рук:
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Медленно закрывает пальцы:
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Покачивает сложенными кистями:
Тихо засыпают, головой качают.
                                (Из книги Ирины Красиковой «Детский массаж, от рождения до 3-х лет.»)


Логопедические занятия. Детский логопед.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)


К этому возрасту ребенок может произносить практически все звуки. В этот период важное место уделяется развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, логопед учит различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р).

Ребенок в этом возрасте овладевает грамматическим строем языка, начинает употреблять в речи различные грамматические формы: новые для него части речи, сложные для него синтаксические конструкции. Словарь еще беден прилагательными и наречиями, поэтому в занятия следует включать больше именно этих частей речи.

Для развития фонематического слуха, речевого дыхания, для выработки у детей отчетливой дикции советуем разучивать считалочки, скороговорки, потешки, поговорки.

Старшего дошкольника учат вслушиваться в слово, в его звучание.

Рекомендуется два способа произнесения слова, с целью обследования его:

а) чтобы понять из каких звуков состоит слово, то произносим все звуки одинаково протяжно (лллааапппааа) – такой способ помогает расчленить слово на звуки и установить последовательность их в слове.

б) если внимание ребенка необходимо обратить на какой-то один звук, то усиленно выделяем голосом именно этот звук (ллллапа).

Это подготовка к звуковому и слоговому анализу слов.

Упражнения и игры:

Как звучит слово?

Есть слова, которые звучат немножечко похоже, послушайте: сверчок, паучок, жучок.

Или, что можно сказать про слова: резина, корзина? Правда похоже?
Давайте подберем похожие слова к слову зайка! (незнайка, зазнайка, побегайка…)

Найду тебя по имени.

Ребенок громко и отчетливо называет свое имя и откликаются ребята, чьи имена похожи (рифмуются).
Например: Саша – Маша, Митя – Витя, Майя – Рая.

Какой звук потерялся?

Логопед читает стихотворение и пропускает звук, например:

«Подготовлен …амолет, он отправиться в полет».
В каком слове не хватает звука? Какой это звук? Назовите его?

Можно использовать загадки-добавлялки.

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису)

Ты не бойся – это гусь,
Я сама его … (боюсь)!

Зайку бросила хозяйка-
По дождем остался … (зайка).

Где обедал, воробей?
В зоопарке у … (друзей)

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему …(штанишки).

-Голосок твой так хорош -
Очень сладко ты …(поешь)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот)

Слово можно прошагать.

Узнать длинное или короткое слово можно по шагам.
Логопед произносит «суп» и одновременно шагает, обращает внимание детей, что у него получился один шаг – вот какое коротенькое слово!
Теперь предлагает детям назвать самые длинные слова.
Кто назовет длинное слово, тот и победитель!

Молчанка

Детям предлагается посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова.
Выбирается ведущий – он ходит по группе и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет он должен остановиться и хлопнуть в ладоши. Остальные дети на своих звуковых дорожках отмечают, правильно ли он выполнил задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Поймай мяч

Дети стоят в две шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат по мячу. Игра заключается в том, что дети произносят в одной шеренге короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Начинается игра по сигналу.

Что получится?

Логопед показывает картинку, на которой изображен «кот» и говорит, что короткое слово кот можно превратить в длинное. Ребенок называет слова: котенок, котишка, котик, киска, котеночек.

Короткое слово проговаривают протяжно и следят за последовательным расположением звуков на своих звуковых дорожках.

Длинные слова логопед демонстрирует на своей звуковой дорожке.

Звуки в слове можно выделить.

Предлагаются игровые упражнения, где детей учат слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенными звуками.

Логопед выставляет картинки на стенде и просит ребят назвать каждый изображенный предмет, сказать для чего он нужен и какие звуки слышны в его названии. Ответы должны быть индивидуальные.

Затем просит назвать картинки, в названии которых слышится звук «Л», затем просит назвать картинки со звуком «Т».

Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили название предмета, выделяли голосом нужный звук.

Загадка Петрушки.

Логопед говорит, что получил письмо от Петрушки, он пишет, что живет на даче, ходит в лес по грибы. Отгадайте, какие я грибы собираю – в названии которых есть звук «с»: сыроежки, свинушки, маслята, грузди, рыжики, боровики, подосиновики.

Анализируя ответы, логопед отмечает – есть ли в слове заданный звук, достаточно ли громко и четко ребенок выделяет его голосом.

Дети этого возраста (шестого года жизни) должны усвоить терминологию, связанную со звучащим словом, научиться запоминать и осмысленно выполнять задания.

Дети приучаются самостоятельно думать, активно использовать уже усвоенные знания, наблюдать за словом, следить за его изменениями.

Очень важно учить детей самостоятельно придумывать задания. Вот примерные задания:

«Назовите марки машин со звуком «а»; «Чем отличается лук и жук, лис и лист?; «Найдите в комнате предметы с длинными названиями»; «Про что здесь можно сказать коротким словом?»; «Подберите к слову мишка слова, похожие по звучанию»; «Мне подарили две игрушки, в названии их слышится звук «И». Что это?»

( по материалам «Учите, играя» А.И. Максаков Г.А. Тумакова)

Памятка родителям

1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

2. Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

5. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.

2. Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

5. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА

1. У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает     и     развязывает     шнурки,     позволяет      увидеть    недостаточную    координацию    пальцев.

   Доказано,      что        специальная        работа        по     формированию    мелкой    моторики    пальцев    рук благотворно влияет на процесс развития речи.

2. Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи     по     контуру»:     обводить     трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»:   по   контуру   вышивать   на   картоне   простое   предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а  Цып-цып - рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Памятка для родителей.

 Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения  проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому  учащемуся, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.  Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в школе

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1 Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

 2 Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь.

 3 Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации логопеда.

 4 У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

 5 Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

 6 Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

 7 Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

 8 Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха

Развитие речи детей от 2 до 7 лет

Каждый родитель мечтает и стремится к тому, что бы его ребенок вырос гармонично развитым — был креп ким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным, чтобы у него все получалось.

Уважаемые родители!  Вы несете ответственность за судьбу своего ребен ка. Еще раз напоминаем: не бойтесь лишний раз обра титься к специалисту — помощь, оказанная своевре менно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым. Даже самые маленькие и незначительные недостат ки в развитии речи малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме ребенка, какова бы она ни была — неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание — стоит отнестись со всей серьезностью.

Чтобы эффективно решать проблему развития и вос питания ребенка, взрослому необходимо четко представ лять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.

Уровень развития речи детей в 2 года

1.   Дети понимают обозначаемые на простых сюжет ных картинках действия и предметы.

2.   Малыши понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

3.   Они могут выполнять просьбы взрослых, состоя щие из двух частей.

4.   Уже понимают обобщающее значение наимено ваний однородных предметов (любой стул — это стул).

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчи тывается около 50 слов, а к 2 годам — 200-400 слов.

             Это преимущественно существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаго лы, обозначающие простые действия.

6.    После 1,5 лет малыши способны задавать вопро сы: «Как это называется?», «Что это?».

7.    Речь еще аграмматична. Дети пока пользуются фразами из 2-4 слов, согласуют глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени с существитель ными, используют формы некоторых падежей; появ ляется первое лицо глаголов и 

стоимение «я».

8.    Для речи ребенка характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

9.    Наблюдается неустойчивое произношение мно гих слов: звук то выпадает, то заменяется или же про износится верно.

10.   Дети используют в речи глаголы в повелитель ном наклонении.

11.   Слоговая структура многосложных слов нару шена (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).

12.   Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.

Уровень развития речи детей в 3 года

1. Самым значимым отличием речи трехлетнего ре бенка от двухлетнего является почти полное отсут ствие аграмматизмов в его речи.

2. Связь слов в предложении выражена с помо щью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные час ти речи.

3.    Звукопроизношение еще не полностью соответ ствует норме.

4.    В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твердые и мягкие звуки диффе ренцируются большинством детей.

5.    Слова со сложной слоговой структурой и со сте чениями согласных детьми могут произноситься ис каженно.

6.    В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оце ночного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

7.    Если родители ребенка сформировали у него по ложительное отношение к книгам, то он любит слу шать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит

его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

8.    Ребенок хорошо понимает содержание неслож ных сюжетных картинок.

 

Уровень развития речи детей в 4 года

1. К четырем годам словарный запас ребенка достигает 2000 слов.

2.   Словарный запас уже обогащен за счет наре чий, обозначающих пространственные и временные признаки

3.   У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

4. Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5.        В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6.   В активной речи появляются слова второй степени

обобщения.

7.        В данном возрасте хорошо развитая непроизволь ная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

В этот период связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допуска ется непоследовательность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.

Уровень развития речи детей в 5 лет

1. Увеличивается активный словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу шестого года жизни), что дает ребенку возможность высказываться более полно, точнее излагать мысли.

2. В речи ребенка этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми он пользуется для обозначения признаков и качеств предметов, описания временных и пространственных отношений.

3. Свое высказывании ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но все же еще не во всех ситуациях.

4. Пятилетние дети начинают овладевать монологической речью. Появляются предложения с однородными обстоятельствами. Ребенок начинает правильно согласовывать  прилагательные с другими частями речи.

5. Резко возрастает  интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь  в слова, произносимые взрослыми, ребенок пытается установить  сходство в звучании  нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «кошка-мошка», «наша-Маша». Некоторые дети, замечая неправильности в произношении у своих сверстников, могут не замечать дефектов звучания собственной речи. Этот говорить о недостаточном развитии самоконтроля за собственным произношением.

6. У пятилетних детей отмечается тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия.

7. На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата.

8. Значительно  улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

9. большинство детей к 5-ти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки л, рь, р., отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение.

   Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

  Уровень развития речи детей в 6 лет

1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.

3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик - это полевые цветы и т.д.

4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или  иные события, участником которых он был.

5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.

7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные  с  выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.