"Разработки наших педагогов"


Предварительный просмотр:

МКООУ Санаторно-лесная школа г.Томска

ДОМ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ

(Игровая программа  для обучающихся 7-8 классов)

Разработала воспитатель: Денисова Ирина Дмитриевна

г.Томск 2011

Дом крепкого здоровья

(Игровая программа для обучающихся 7-8 классов)

Актуальность темы

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся.

 Почти все нынешние дети легко нервновозбудимы, физически ослаблены из-за ряда причин: неправильное питание, экологическая и социальная обстановка. Большие нагрузки школьной программы, дополнительные занятия тоже способствуют ухудшению здорового состояния детей.

Здоровье необходимо беречь с молодости. Поэтому, дети должны иметь четкие представления о здоровом образе жизни, должны относиться к здоровью, как к самой большой ценности.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы становимся на путь творения здоровья. Сегодня, мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убежденности и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.

Задачи:

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  2. Воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью, как величайшей ценности.
  3. Всемерно использовать возможности для привлечения школьников к активной жизни, укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни.

Используемые методы:

Словесный: выступления ведущего, участников мероприятия.

Наглядный: использование плакатов, рисунков, репродукций на данную тему.

Практический: игровые задания, эстафеты, шарады.

Оборудование и оформление: музыкальная аппаратура, записи песен и музыки: песня Л.Гурченко «Хорошее настроение» из к/ф «Карнавальная ночь», песня «Гиподинамия» В.Леонтьева (муз.Р.Паулса, сл. И.Резника), музыка из к/ф «Танцор диско» «Джими-Джими, ача-ача»;

Плакаты:

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. (Р.Роллан)

Первое богатство – это здоровье. (Р.Эмерсон)

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все. (Арабская пословица)

Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. (И.Мюллер)

Чистота – залог здоровья (Пословица)

 Здоров будешь – все добудешь (Пословица)        

Ожидаемые результаты: знание основополагающих принципов здорового образа жизни; умение сделать правильный выбор.

Дом крепкого здоровья

       Взаимоотношения                                                                  

                        в                                                Хорошее настроение

                социуме                                                                                                                          

                 Двигательная                                 Правильное питание

                    активность

        Личная

         Режим                             гигиена        Экология

             дня                                                                           окружающей

                                                                                                     среды

                                                         

                                       Здоров будешь – все добудешь

Взаимоотношения в социуме

Здравствуйте!

Желаем всем здоровья! Такими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, мои дорогие? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому – все здорово!»

Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет  по-настоящему и работать, и отдыхать.

Сегодня мы с вами, ребята, будем строить дом крепкого здоровья.

Обратим внимание на плакаты. Какой вывод можно сделать? (Здоров будешь - все добудешь)

Это и будет фундамент нашего дома.

Что станет главным строительным материалом? (Образ жизни)

Что такое здоровый образ жизни? (Здоровое питание, двигательная активность, режим труда и отдыха, регуляция эмоционального состояния, экология окружающей среды, отказ от вредных привычек, личная гигиена, общение в социуме)

Что такое утренняя процедура? (Зарядка)

Утро нужно начинать с полезных мыслей, хорошего настроения и зарядки. Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой.

В последнее время мы часто слышим слово – гиподинамия. Это недостаточная, пониженная двигательная активность, причем как характерная особенность всего образа жизни. Действительно, современному  человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии. И подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для здоровья. При гиподинамии особенно страдают кровеносные сосуды, сердце и нервная система.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда

За усердие твое!

Сейчас мы с вами под музыку В.Леонтьева «Гиподинамия» выполним зарядку. Комплекс движений.

Гиподинамия. Текст песни:

1.Гиподинамия, гиподинамия.

Что это такое, что это такое?

Я от вас не скрою, я от вас не скрою, нет.

Это минимум движенья, минимум движенья.

Всех надежд крушенье, всех надежд крушенье.

Это сокращенье, наших сокращенье лет.

Припев: Последний шанс судьба тебе дает.

                 А, ну, смелей, вперед.

                 И в зной, и в дождь, и в снег.

                 Последний шанс тебе дает судьба.

                 Да здравствуют ходьба и ежедневный бег!

2.Гиподинамия, гиподинамия.

Что это за птица, что это за птица?

Это в пояснице, это в пояснице боль.

Тут не посмеешься, тут не посмеешься,

Если раз согнешься, если раз согнешься,

То не разогнешься, то не разогнешься – ой!

Припев:

3.Гиподинамия - соли и одышка.

Гиподинамия – это уже слишком,

Час промедлишь лишний и нельзя беде помочь.

Просыпайся рано, просыпайся рано,

Прочь скорей с дивана, прочь скорей с дивана,

От телеэкрана, от телеэкрана прочь!

Необходимое условие экономии времени? (Режим)

Чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Закладываем первый кирпич «Режим дня»

Звучит песня Л.Гурченко из к/ф «Карнавальная ночь» «Хорошее настроение»

Настроение – это душевное состояние человека. Каждый из нас может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит многое: как он будет учиться, трудиться, общаться с окружающими людьми. Поэтому очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения, просыпайтесь с мыслью, что этот день принесет вам удачу. Даже если будут трудности, верьте, что вы с ними справитесь. Давайте вырабатывать привычку каждый день друг другу улыбаться. Улыбка – залог хорошего настроения.

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.

Кладем следующий кирпич «Хорошее настроение»

Вызываются желающие. Нужно изобразить походку спортсмена, но не простую:

- штангист, которому на ногу упала штанга;

- пловца, которого разбил радикулит;

- фигуриста после травмы головы;

- дзюдоиста со сломанной ногой.

У женщин и мужчин в Индии осанка, стройность и умение держать спину ровной вырабатывается самой жизнью. Индийцы и индианки носят очень много предметов на голове. Давайте попробуем на некоторое время превратиться в жителей Индии и попробуем выполнить упражнения с предметами на голове (стаканчик из-под йогурта или пластмассовый стаканчик) под индийскую музыку из к/ф «Танцор диско» «Джими-Джими, ача-ача…»

Следующий кирпич «Личная гигиена»

Чистота – залог здоровья.         

Лучшее средство соблюдения чистоты своего тела – баня!

Мы сейчас «сходим в баню»,  поучаствуем в конкурсах:

  1. Натаскать воды ложкой.

Перед командами стоят ёмкости на столах (пустые). На расстоянии 2 м. стоят столы с ёмкостями, наполненными водой. Каждый член команды с ложкой добегает до стола, набирает воду и несёт к опустошенной ёмкости. Кто быстрее наполнит ёмкости.

  1. Кто парится лучше?

Каждому члену команды добежать до таза, сесть в него, потереться мочалкой, стукнуть себя веником и вернуться к следующему участнику.

  1. С лёгким паром.

Каждому члену команды добежать до стула, сесть, намотать на голову полотенце, сказать: «С лёгким паром!», сделать глоток чая из стакана, вернуться к следующему участнику.

Следующий кирпич «Экология окружающей среды»

На здоровье человека влияет и экология.

Инсценировка «Экологическая сказка об  Иване Дураке и говорящем Ботинке»

Следующий кирпич «Правильное питание»

Игра «Шифровальщики»

АТСТУПАК - капуста

ЕЛКВАС - свёкла

УЛК - лук

ОКМРЬОВ - морковь

ЛЕФОТКАРЬ - картофель

ДОРМИПО - помидор

ЗБРУА - арбуз

Игра «Вершки и корешки»

Я буду называть овощи. Если мы едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква, лук…)

Кладем следующий кирпич «Двигательная активность»

Веселые эстафеты:

По 4 человека в командах. Каждому члену особое задание.

Первому – бег «задом наперед»,

Второму – бег «гигантскими шагами»,

Третьему – «ходьба в полуприсядя»,

Четвертому – бег боком.

Бег клоуна

Сейчас побегаем как смешной клоун.

Учащиеся бегут друг за другом и выполняют  следующие движения:

- взяв себя обеими руками за уши;

-прижав руки, сжатые в кулаках, к голове;

- выпускают пальцы и ставят себе «рожки»;

- берут себя обеими руками за щеки;

- зажимают рот ладонями;

- хватают себя за нос попеременно левой и правой рукой;

- кладут руки в замке на затылок, обнимая локтями голову;

- растягивая рот и вытягивая губы трубочкой.

Или эстафеты с мячом????????

Следующий кирпич «Взаимоотношения в социуме»

Игра «Самолетик»

 4 пары

Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Игра «Оё-ёй!»

Всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников – 12 человек (вместе с ведущим), то и номеров тоже должно быть 12 (с 1 по 12). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких – либо номера (из тех, что задействованы в игре). Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать «Оё-ёй!», хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.

Вот и построили мы с вами Дом крепкого здоровья.   Я надеюсь, что вы, ребята, сделаете правильный выбор и войдете во взрослую жизнь здоровыми, жизнерадостными, доброжелательными людьми, уверенными в своих  силах и способными решать любые проблемы.

Здоровье – это кладезь.

Его нельзя купить.

Однажды потерявши,

Его не возвратить.

Не одолжить у друга,

Не выиграть в лото.

Ведь без здоровья счастье,

Поверьте, уж не то!

Использованная литература:

  1. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. О.В.Поляков – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009
  2. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. М.: Издательство «Глобус», 2010 (Воспитательная работа)
  3. Н.И.Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы М.: ВАКО, 2004
  4. «Здоровье детей» 2010 г.  1-15 сентября № 17  Хорошее настроение.
  5. Б.Т.Величковский, В.И. Кирпичев, И.Т. Суравегина Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997
  6. И.В.Чупаха, Е.Э.Пужаева, И.Ю.Соколова Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М.Ставрополь 2004
  7. Под ред.Л.В.Баль, С.В. Барканова Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.ВЛАДОС, 2003
  8. Мудрость здоровой жизни: афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье. – М.: Медицина, 1986
  9. Л. Иванова  Забота об окружающей среде – забота о здоровье. Воспитание школьников – 2003, №10
  10. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология анализа, формы, методы, опыт применения. Под ред. М.М.Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002
  11. Yandex.ru tca77.narod.ru. сценарий.  Экологическая сказка об Иване Дураке и говорящем Ботинке.
  12. www.tvoyrebenok.ru kommunikativnie_igri
  13. http://rodn-l-k narod.ru сайт «Сам себе помоги»

        

Хорошее настроение

Двигательная активность

Правильное питание

Режим дня

Личная гигиена

Экология окружающей среды



Предварительный просмотр:

Форма работы: внеклассное мероприятие

                                                 Ф.И.О. учителя Трубникова А.А.

ЯРМАРКА

Класс – 6

Цель: Формирование у учащихся представлений о богатстве культурно-исторического наследия человечества; ознакомление с разнообразными приемами рассуждений, которые применялись раньше при решении старинных задач, что обогатит опыт мыслительной деятельности.

Оборудование:  1. Оформлены 5 лавок с «товаром»;

                               2.  Скоморох, торговцы в костюмах;

                               3.  Таблицы.

На двери класса объявление:

25 февраля в 10 часов

будет проходить

ЯРМАРКА

по решению старинных

русских задач.

При себе иметь червонец.

                         

Скоморох:

Ух-ты! Ох-ты! Тара-рар!

Все спешите на базар!

Все спешите на базар!

Тута есть для всех товар!

Только чтоб товар наш взять,

Надо цену угадать!

При товаре есть задача,

Коль решишь- твоя удача!

Цену ты узнаешь вмиг,

И пойдешь и в пляс, и в прыг!

Ошибешься коль в задаче,

Не получишь ты ни сдачу,

Ни, тем более, товар-

Зря пришел, знать на базар!

Но не надобно стесняться,

Коль случиться ошибаться,

Много лавок на базаре

В них товары на товаре.

Дверь другую отворяй-

Снова счастья попытай!

  1. Лавка « ОВОЩИ-ФРУКТЫ»

Рубль

Полтина

Пятиалтынный

Алтын

Гривенник

Грош

Полушка

2 деньги

2 полтины

50 копеек

15 копеек

3 копейки

10 копеек

½ копейки

¼ копейки

1 копейка

Кадь

Берковец

Пуд

Фунт

Доля

14 пудов

10 пудов

40 фунтов (16кг)

400г

0.044г

Задача 1:  трем кроликам на один день нужно 1/16 пуда овощей. Купи овощей 6 кроликам на 3 дня, если пуд овощей стоит 1 рубль с полтиной и с алтыном.

Решение:  

3 кроликам – 1/6 пуда на 1 день

6 кроликам: 2*1/6*3*16=16 кг.

На 3 дня 6 кроликам надо 16 кг овощей.

16 кг овощей стоят: 1 руб + 50 коп + 3 коп = 1 руб 53 коп

                                            (полтина) (алтын)

Задача 2:  В бочонке 32 фунта огурцов.

Полбочонка продано по 4 гривенника с 4 грошами за 4 фунта, а другая половина продается по полтине за 8 фунтов. Сколько стоит бочка огурцов? Купи огурцы!

Решение:  

32 фунта всего

½ бочонка – это 16 фунтов

4 фунта стоят 4 гривенника + 4 гроша=4*10+4* ½ = 40=2=42 (коп)

Осталось еще 16 фунтов. А они продаются по полтине (50 коп) за 8 фунтов.

16=2*8

2*50=1 (руб)

За

  1. Лавка « ЖИВНОСТЬ»

Обрати внимание на прейскурант цен на живность.

Гусенок

Цыпленок

Поросенок

Мышонок

Крот

Ёж

Уж

черепаха

полтина с алтыном

3 пятиалтынных

3 полтины

2 деньги

8 полушек

2 алтына

1 алтын

1 гривенник

 

  1. купите зоосад:

                          2 цыпленка:      2*3*15=90 коп

                          5 гусят:              50коп + 3 коп =53 коп

                                                      ВСЕГО: 1 руб 43 коп

  1. купите:

2 мышонка:       4 деньги = 2 коп

2 ежа:                 2*2 алтына = 2*2*3 = 12 коп

2 ужа:                 2*1 алтын = 1*3 = 3 коп

                             

                             ВСЕГО: 17 коп

  1. купите:

2 крота и черепаху:   8 полушек: 8*1/4 = 2 коп

                              ВСЕГО: 12 коп

  1. Лавка «РЫБА»

Задача 1:   Золотая  рыбка стоит 3 гроша.

Сколько стоит 6 таких рыбок?

3*6 = 18 грошей = 18 * ½ = 9 коп.

Задача 2:  продается щука весом 3 фунта на золотой цепочке. Один фунт щуки стоит 3 гривенника, да за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько все стоит?

Решение:

3 фунта* 3 грив + 5 руб + 15 коп =9 грив+5руб+15коп=

                                     цепочка

 90коп+5руб+15коп= 6руб 5 коп.

  1. Лавка «МЯСО»

Задача 1:   Если тебе 12 лет и ты покупаешь всех моих поросят, то их столько, сколько тебе лет, да еще 2/3 твоих лет. Цена 1 поросенка полтина с алтыном да 4 гроша, Плати!

Решение:  

12+2/3*12=12+8=20 поросят

1 поросенок стоит (50 коп0 и алтын (3 коп) да 4 гроша (2 коп)

50+3+2=55 коп

А поросят 20 штук, за всех надо заплатить:

55*20=1100 коп = 11 руб.

Задача 2:   Было 12 цыплят. ¼ часть продана по 3 гривенника за каждого. Кеупите остальных цыплят по той же цене?

Решение:

Продано 12*1/4= 3 цыпленка по 3 гривенника за одного, т.е. 3*3=9 гривенников за 3 цыпленка. Это 90 коп. Осталось продать 9 цыплят. Они стоят: 9*3=27 гривенников = 270 коп = 2 руб 70 коп = 2 рубля + полтина + 2 гривенника.

  1. Лавка «ТКАНИ И МЕХА»

Задача 1:   Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным фраком стоит полтора рубля с гривенником. Но фрак в 3 раза дороже жилета. Покупай жилет!

Жилет – Х  руб.

                        1 руб 50 коп + 10 коп = 1 руб 60 коп.

                                               гривенник

 фрак – 3х руб.

                        4х = 1 руб 60 коп

                        Х = 1 руб 60 коп : 4

                        Х = 40 копеек стоит жилет т.е. 4 гривенника.

Задача 2:   хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев захотел уйти. При расчете он получил кафтан и пять рублей. Сколько стоит кафтан?

Решение:

5 рублей + кафтан = 7 руб

Кафтан стоит 7-5 = 2 рубля.

Примечание:  В течении всей ярмарки скоморох ходит по базару с лотком и предлагает решить различные задачи. За это – приз!!!

В лавках – благодарные продавцы: за то, что у них «покупают» (т.е. решают задачи), они дают жетон.

Ребята, набравшие три и более жетонов, получают призы. Закрывает ярмарку тот же СКОМОРОХ:

Ух-ты! Ох-ты! Тара-рар!

Вот и кончился базар!

Вот и кончился базар!

Распродали весь товар!

До свидания!

До следующей ярмарки!

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Ярмарку можно проводить и с большим количеством ребят и другим «товаром».

Используемая литература:

  1. Журнал «Математика в школе»
  2. А.В. Шевкин «текстовые задачи в школьном курсе математики» лекция № 1- 4
  3. Математика. Приложение к газете «Первое сентября»



Предварительный просмотр:

Л. Н. Кантаева, учитель физики

МООУ Санаторно-Лесная школа.

Методика организации сопровождения детей с трудностями в обучении и поведении на уроках физики.

«Успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»

В. А. Сухомлинский.

Учителем физики МООУ Санаторно-лесная школа я работаю с 1998 года. Наша школа предназначена для детей с начальными, малыми и затухающими формами туберкулёза, из очагов туберкулёзной инфекции, часто болеющих ОРВИ и ОРЗ, из асоциальных условий. На определённый срок лечения дети приезжают из разных школ города и области, из классов с развивающим обучением и из классов ЗПР. У нас нет параллелей классов, поэтому дети с разным уровнем знаний у нас обучаются интегрировано. На уроках стараюсь дифференцировать обучение(пользуюсь несколькими вариантами программы), учитываю индивидуальные способности и потребности учащихся, стараюсь найти индивидуальный подход к отдельным учащимся. Дети в основном приезжают из малообеспеченных, многодетных семей или живущие с опекунами, поэтому среди них бывают:

  1. трудновоспитуемые;
  2. трудно-обучаемые;
  3. сверхактивные и сверхпассивные;
  4. с нарушениями в сфере общения(конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
  5. с вредными пристрастиями и склонностями.

Большое внимание стараемся уделить адаптации детей в школе:

  1. проявляем доброжелательное отношение к детям;
  2. стараемся создать семейный уют и порядок;
  3. находим индивидуальный подход к каждому.

Я понимаю, что перед учителем стоит важная проблема- пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно в начале обучения физики. Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности.

Организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых обеспечивает качество учебного процесса(повышает эффективность), способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их умственные способности. Значительная роль отводиться формированию умений, навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Задача- научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников самостоятельным путём. Самостоятельные работы делятся:

  1. работа с учебником и дополнительной литературой;
  2. практические работы;
  3. вычислительные работы;
  4. графические работы;
  5. систематизация знаний;
  6. применения знаний для объяснения или предсказания явлений и свойств тел.

Физика – наука экспериментальная. Все теоретические построения в ней основываются на наблюдении реальных явлений. Следовательно, нужно прежде всего научиться наблюдать и описывать наблюдаемые явления, понять их причину и проникнуть в механизм явлений. Выдвигая гипотезы, логически их развивая, мы получаем новые знания о явлении. Эти знания необходимо проверять на практике. Процесс научного творчества развивается так:

  1. от наблюдений к гипотезе;
  2. от гипотезы к выводу теоретических следствий;
  3. от выводу следствий к их экспериментальной проверке и оценке результатов.

Учащиеся при этом переживают следующие этапы:

  1. от любопытства к удивлению;
  2. от удивления к активной любознательности;
  3. от любознательности к прочному знанию и научному поиску.

Эксперимент формирует следующие умения и навыки:

  1. понять или сформулировать цель опыта;
  2. представлять ход опыта;
  3. отбирать для опыта необходимое оборудование и материалы;
  4. самостоятельно собирать соответствующим образом оборудование и материалы;
  5. производить измерения;
  6. вести наблюдения;
  7. фиксировать результаты наблюдения и измерения;
  8. математически подсчёты;
  9. составить анализ опыта;
  10. самостоятельно формулировать выводы из опыта.

В обучении использую несколько типов уроков:

  1. объяснение нового материала;
  2. урок решения задач;
  3. урок самостоятельного решения задач;
  4. урок лабораторных и контрольных работ;
  5. урок-игра(урок-конференция, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-КВН, урок-путешествие) .

Применение различных организационных приёмов активизирует школьников в различных видах деятельности. Методическое разнообразие урока связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем интеллектуального развития детей. Чтобы повысить познавательную активность учащихся часто использую занимательный материал:

  1. занимательные опыты и факты;
  2. решение занимательных задач и задач, составленных самими учащимися( в форме стихотворения, детективного рассказа);
  3. рассказы, загадки;
  4. кроссворды по пройденной теме;
  5. рассказы и картинки с ошибками;
  6. дидактические игры.

От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью использую игровую деятельность. На уроке физики можно применить следующие виды игры:

  1. ролевые игры;
  2. игровая организация учебного процесса с использованием заданий;
  3. использование игры на определённом этапе урока(викторина, эстафета, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки);
  4. внеклассная работа(КВН, вечера, экскурсия).

Условия проведения игры:

  1. соответствие учебно-воспитательным целям урока;
  2. доступность для данного возраста;
  3. умеренность в использование игр на уроках.

Есть смысл предоставить плохо успевающим детям, активные, значимые для игры роли, чтобы дать им возможность проявить себя.

Работу с «трудными» детьми провожу как на уроке так и внеурочное время. На уроке таким детям выдаю карточки с индивидуальным заданием, отвожу больше времени на обдумывание ответа, помогаю излагать содержание урока используя план, плакаты. Прошу составить рецензию на ответ ученика, делю класс на разнообразные группы, предлагаю игровой стиль обучения, предлагаю провести взаимный опрос, даю задание описать физическое явление по изображению на картинке. На дополнительных занятиях и при подготовке домашнего задания предлагаю составить вопросы к параграфу и ответить на них, составить и решить задачи, нарисовать картинки по изученной теме, составить кроссворд, при просмотре фильмов выделить и записать изученные физические явления.

При организации самостоятельной познавательной деятельности очень важен эмоциональный настрой. В начале объяснения нового материала я говорю: «Ничего нового здесь нет, вы сами всё знаете и сейчас объясните новую тему». Дальше урок строю в форме беседы. К концу урока выясняется, что все всё знали, но не обращали на это внимание. Часто делю класс на группы, каждому даю отдельное задание, из ответов выстраиваем логические цепочки умозаключений. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют её совместно всем коллективом, они работают хорошо как с учителем так и в его отсутствие. Они знают цель своей работы и всё её этапы. Каждый из ребят охотно выполняет порученную часть ему работу, потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственность перед другими.

Наша школа – это учреждение для часто болеющих детей и поэтому приоритетное место мы уделяем здоровьесберегающим технологиям. Чтобы не допустить переутомление учащихся, я обращаюсь к профилактике «радостью», использую:

  1. физминутки: дыхательные упражнения, упражнения для глаз, осанки, ног;
  2. пальчиковую терапию для развития мышления, логики, памяти, зрения;
  3. мелкую моторику рук для развития речи и ЦНС.

Ну, а нашим «трудным» детям такие отвлечения очень уж нравятся. Можно именно их попросить провести такие физкультпаузы.

Мне нравится видеть положительный результат своей работы. Если «трудный» ребёнок пришёл ко мне на урок с полным отсутствием желания учиться и слушаться, а уходя с урока сказал: «Спасибо! Мне очень понравилось», то это будет лучшим подтверждением того, что урок прошёл не зря. И в следующий раз этот ученик уже сам захочет работать на уроке, решать задачи, ставить эксперимент, объяснять физические явления.



Предварительный просмотр:

История Древнего мира 5 класс.

Тема урока   микены и троя.

Цели урока :

-Сформировать у учащихся представление о Микенах как одном из могущественных городов Южной Греции,

- Познакомить с событиями Троянской войны,

- Дать представление о древнегреческих мифах и подвести к пониманию того, что мифы являются одним из важнейших источников по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры.

Формы учебной деятельности на уроке -  изучение нового материала по методике Ривина.

Ход урока:

  1. Текущий контроль знаний:

- работа с картой Древней Греции:

На доске вывешивается заготовленный контур Древней Греции, на котором нет никаких объектов. Ученикам предлагается заполнить карту, работая с раздаточным материалом, на котором написаны названия объектов( Ионическое и Эгейское моря, г.Олимп, Средняя Греция, Южная Греция, Северная Греция, г. Афины и Спарта, о.Крит, Македония, Балканский п-ов. Дети по очереди выходят к доске и при помощи магнитов прикрепляют эти названия на карту в нужном месте, коллективно проверяя и поправляя друг друга.

- работа с терминами – минотавр, лабиринт, Крит. Предложить детям заполнить системный оператор ( из методики ТРИЗ) , расположив эти понятия в « матрешку» - от более объемного термина к входящим в его состав. Термины вывешиваются на доске, дети заполняют полученные карточки, затем проверяем на доске.

  1. Изучение нового материала:

А)

 - ввести на карту на доске табличке «г.МИКЕНЫ», предложить детям добавить на свою карту в тетрадях и сообщить, что сегодня мы будем изучать историю этого могущественного греческого города и его отношений с г. Троя , добавив карточку с ее названием на карту тоже и объяснив детям, что этот город находиться на другом полуострове .

- далее предложить детям изучить вопросы новой темы по методике коллективного обучения. (методика Ривина)  Записав тему в тетрадь, дети получают индивидуальные тексты, нумеруют в тетради соответствующее количество строк для записи заголовков  тем каждого текста  и начинают работу по алгоритму:

- прочитать и разобрать свой текст,

- записать его название в тетради под его номером,

- перейти к обсуждению вопроса с учеником, который уже подготовился, рассказав ему свой вопрос и выслушав его, записать его тему в свою тетрадь и перейти к другому ученику.

Б).

После того, как все тексты будут разобраны со всеми ( каждый ученик заполнить в своей тетради все пункты плана названиями тем) перейти к обсуждению.

Записать на доске все заголовки, дети проверяют по тетради. Далее предложить каждому составить вопрос классу по своей теме, выслушать ответы. Проверить оценки, которые каждый ученик выставил товарищам во время изучения темы, обобщить.

В конце обсуждения вернуться к началу изучения темы и спросить детей – что мы хотели узнать сегодня по нашей теме « Микены и Троя»?.дети должны вспомнить, что мы должны были узнать о взаимоотношениях этих городов.

 Спросить детей – какими они были, выслушать ответы. Далее спросить – « Как вы думаете , откуда мы узнали о событиях Троянской войны?»

Выслушав ответы, предложить детям  рассмотреть иллюстрации к мифу о Троянской войне, спросить, что они думают об этом.

В качестве домашнего задания – предложить детям самостоятельно изучить Миф о Троянской войне из п. 25. и записать в тетради термин «миф».



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЙ

Урок- повторение по теме

«Реформация».

Цель урока – проверка знаний обучающихся в конце изучения темы.

В начале урока класс делится на группы по 4-5 человек, каждой группе выдается информационный лист – алгоритм работы группы на контрольном уроке.

Оборудование урока :

Раздаточный материал (для каждой группы) –

  1. Исторические источники ( выдержки из документов, цитаты )
  2. Портреты и картины , относящиеся к Реформации.

Алгоритм работы группы:

а. Организовать группы, распределить роли в группе (кто за что отвечает, кто что делает)

б. Выполнить следующие задания:

  1. В какой период произошла Реформация, даты, века.( 3 минуты)
  2. Вспомните и назовите имена людей, которые принимали участие в Реформации (3 минуты)
  3. Назовите страны, в которых проходила Реформация.(3 минуты).
  4. Назовите страны, в которых Реформация победила.(3 минуты)
  5. Назовите страны, в которых Реформация проиграла,  прошла с особенностями(3 минуты)
  6. Рассмотрите портрет, назовите имя.(3 минуты)
  7. Назовите как можно больше терминов, имеющих отношение к Реформации(5 минут)
  8. Прочитайте исторический источник, догадайтесь, кто автор слов (3 минуты)
  9. Закончив последнее задание, дайте знать учителю, приготовьтесь к презентации своей работы.

По окончании выступления всех групп – подведение итогов, оценивание, рефлексия в группах.



Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе.

Тема урока :   РОССИЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД.

НАКАНУНЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

Цель урока:

-дать учащимся общее представление о крепостном праве, о  положении сословий дворян и крепостных крестьян и отношении государства к крепостному праву.

- выявить необходимость отмены крепостного права в России ;

- познакомить с основными проектами по отмене крепостного права в России.

Задачи урока:

- развитие познавательной способности учащихся через коллективную деятельность.

Форма работы над учебной задачей- пед.технология «Зигзаг».

Ход урока:

  1. В начале урока предложить детям ответить на вопрос, что они знают о крепостном праве , выслушав ответы, предложить составить вопросы, которые помогли бы узнать об этой проблеме больше и полнее . 7 мин

Предполагаемые ответы детей:

- основные положения К.П.?

- основные сословия К.П?

- какие классы были заинтересованы в отмене К.П.?

- кто мог быть против?

- позиция государства по отношению к К.П.?

- каким способом можно отменить К.П. , удовлетворив все заинтересованные стороны?

2.Предложить учащимся ответить на эти вопросы, работая в группах по технологии «Зигзаг».

3. Разделить класс на группы по 3 человека, каждый из которых получает номер – 1, 2, 3.  – 3 мин

4. предложить одинаковым номерам каждой группы собраться вместе , раздать им тексты для совместного изучения  ( « Дворяне – помещики», «Крепостные крестьяне», «Государство» )

5. Организовать самостоятельную работу каждого номера, 10мин.

6. Предложить всем номерам вернуться в свою группу и обсудить со своей группой тот вопрос, который изучали со своим номером. Каждый номер пересказывает свой текст, задает и отвечает на вопросы группы.10 мин

7. Оценочно – рефлексивный блок: 10мин.

Вернуть детей к тем вопросам, которые мы написали на доске в начале урока, предложить каждой группе озвучить свой вариант ответа на них, дополняя друг друга.

Обобщить полученные знания, оценить работу групп.

Предложить детям в качестве домашнего задания выписать в тетрадь основные проекты отмены крепостного права и их положения.

    Оборудование урока: распечатанные тексты на каждую группу номеров :

- «дворяне – помещики»

- «крепостные крестьяне»

- «государство».



Предварительный просмотр:

«Птицы – наши друзья»

(Конкурсно – игровая программа для учащихся 6-7 классов)

Учитель биологии: Лебедева Галина Федоровна

Цели: актуализировать знания детей о перелётных птицах; способствовать самореализации детей; развивать познавательную активность.

«Подскажи словечко»

Загадки:

  1. В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись…

                                      (Дятел)

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…

                                    (Снегири)

  1. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два огромных крыла

У хозяина…

                                    (Орла)

  1. Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…

                                    (Сорока)

  1. В своей короне красной

Он ходит как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

«Я тут! Я начеку-у-у!

Я всех вас допеку-у-у!»

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький …

                                     (Петух)

  1. Верещунья, белобока,

А зовут её…

                                      (Сорока)

  1. Ты с модницей этой,

                              конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится –

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…

                                      (Синица)

  1. От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг,

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раскрасавец красногрудый,

Житель Севера…

                                      (Снегирь)

  1. В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка…

                                      (Воробей)

  1. По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных…

                                      (Грач)

  1. Небольшая и пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощение наше ей снится –

Прилетает к нам часто…

                                     (Синица)

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это?

                                     (Соловей)

  1. В лужах – отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки…

                                     (Щеглы)

  1. Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой…

                                     (Грачи)

«Птичьи сказки»

Ребятам необходимо вспомнить как можно больше сказок, героями которых являются птицы.

Ответы:

  1. Х.К. Андерсен «Гадкий утенок»;
  2. Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»;
  3. Х.К. Андерсен «Дюймовочка»;
  4. С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
  5. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»;
  6. Г.Остер «38 попугаев».

«Буква заблудилась»

Игрокам необходимо заменить одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы.

Задание:

  1. Чашка (Чайка)
  2. Капля (Цапля)
  3. Осел (Орел)
  4. Лист (Аист)
  5. Морока (Сорока)
  6. Борона (Ворона)
  7. Сазан (Фазан)
  8. Лебеда (Лебедь)
  9. Граф (Грач)
  10. Куница (Курица)
  11. Шляпка (Оляпка
  12. Палка (Галка)

 «Птичьи мудрости»

(Ребята вспоминают пословицы и поговорки, связанные с птицами).

Пословицы и поговорки

  1. Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь.
  2. Старого воробья на мякине не проведешь.
  3. Вороне соколом не быть.
  4. Ворона – сове не оборона.
  5. Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  6. Гусь свинье не товарищ.
  7. Как с гуся вода.
  8. Журавль в небе не добыча.
  9. Кулик невелик, а все-таки птица.
  10. Учись у курочки: разгребай да подбирай.
  11. Орел всем птицам птица.
  12. И петух знает, кто на него лает.
  13. Растопырился,  как петух.
  14. Мала синичка, да ноготок востер.
  15. Мал соловей, да голос велик.
  16. Сорока на хвосте вести приносит.
  17. Не считай утят, пока не вывелись.

«Задачи на смекалку»

Задача  № 1:

«Две вороны»

На берегу сидели две вороны и смотрели: одна – на юг, другая  - на север.

- У тебя, - говорит одна,- лапки в грязи.

- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.

Как же так: смотрят в разны стороны света, а друг друга видят? (Вороны смотрели друг на друга)

Задача № 2:

«Сколько голубей»

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные улетели)

«Зооботаника»

Ребята! Нужно вспомнить растения, которые произошли от названия птиц.

  1. Кукушкин лен;
  2. Гусиный лук;
  3. Кукушкины слезки;
  4. Вороний глаз;
  5. Рябчик;
  6. Гусиная лапка;
  7. Воробьиный щавель;
  8. Ястребинка волосистая;
  9. Орляк обыкновенный;
  10. Голубиный горох;
  11. Канареечник.

«Пернатые друзья»

Вопросы:

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)
  3. Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
  4. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут)
  5. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (Клёсты)
  6. Какая птица к зиме белеет? (Куропатка)
  7. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье круглое с крышкой)
  8. Какие птицы, обитающие на территории России, не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)
  9. У какой птицы поют самцы и самки? (У снегиря)
  10.  У какого отряда птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных)
  11.  Какие птицы не умеют летать, зато плавают не хуже рыб? (Пингвины)
  12.  Какую птицу называют водяным быком? (Выпь)
  13.  Голос какой птички сравнивают со звуком флейты? (Иволги)
  14.  Какая птица почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире? (Страус)

 На каком расстоянии и с какой скоростью может летать голубь? (Летает за 400 – 500 км. со скоростью 60 км/ч.)

«Составьте слово»

Предложен набор букв «рсяугакзто», из него необходимо составить слово – название птицы.

(Трясогузка)

Конкурс «Загадочный»

Этот конкурс проведут наши гости – птицы.

Дети в костюмах (масках)  птиц загадывают загадки.

Ласточка:

Словно вихрь я летаю –

Аж захватывает дух!

Мошек на лету хватаю,

Очищаю воздух!

Ведущий (о трясогузке):

Эта птица в огороде,

На пружинах будто ходит.

Вся изящна и стройна,

В темной шапке голова!

Трясогузка (продолжает):

Очень ловко: вправо, влево

Я шныряю то и дело.

Достаю из-под комков

И жуков, и червяков.

И никто не скроется

От такой работницы!

Оляпка:

А я птичка-водолаз,

Удивляю этим вас.

По дну речки я хожу,

Много корма нахожу.

Ведущий (продолжая про оляпку):

Эта птичка осторожна,

Подойти к ней невозможно.

Чуть звук какой-то раздается,

Птичка тотчас окунется.

Поползень:

Хожу я ловко по стволам:

Вверх и вниз,

И тут, и там,

Как настоящий акробат.

Чищу все стволы подряд.

Сова:

Ну а я, не зная сна,

Ловлю мышек допоздна.

Даже шорох легкий слышу-

Не уйти, пожалуй, мышке!

Ведущий:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Дятел:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу:

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ведущий:

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива.

Стрекотунья-белобока,

А зовут ее ….. (Сорока)

Кукушка:

Когда весенний лес весну

Торжественно встречает,

Колдунья серая в лесу

Усердно годы вам считает.

Литература:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2000
  2. Голованова Э.Н., Пукинский Ю.Б. Путешествие в мир птиц. – Л.: Лениздат, 2000
  3. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
  4. Павлинов И.Я. Хочу все знать. Жизнь зверей: дет.энциклопедия. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2000
  5. Птичьи хлопоты под ред.И.Любанской. – Ростов н/Д, 2001
  6. Хрестоматия юного натуралиста. Сост.В.М.Вдовиченко. – М.: ООО «Юниперс», 2001



Предварительный просмотр:

«В СТРАНЕ  ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Внеклассное мероприятие – игра – соревнование в 5 классе.

Учитель – организатор ОБЖ

МКООУ санаторно-лесная школа г. Томск

Белова Л.С.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1 Формирование у учащихся устойчивых навыков безопасности поведения на улицах и дорогах.

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания детей о Правилах дорожного движения.
  2. Проверить и закрепить знание дорожных знаков, предупредить наиболее распространенные ошибки в поведении детей на дороге.
  3. Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки, уважения к Правилам дорожных знаков.

ФОРМА ЗАНЯТИЯ:

Игра – соревнование.

Методы и приемы:

  1. Применение имеющихся знаний детей в практических целях с использованием компьютерных технологий.
  2. Организация внеклассной деятельности через групповую работу.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

- мультимедийный пректор

- дорожные знаки

- скакалки, велосипед

- видеофильм « Улица полна неожиданностей».

ЭТАПЫ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ:

  1. Организационный момент

  1. Актуализация  целей занятия –

  - вопросы учителя

 - показ слайдов

  1. Выполнение заданий с 1 по 10.
  2. Подведение итогов:

 - награды, поощрения

 - вручение красочно оформленных памяток

  1. Заключение.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Учитель начинает занятие словами:

Как таблицу умножения, как урок-

Помни правила движения назубок!

Внимание! Внимание!

Вас ожидает соревнование!

На лучшие знания и умения

Правил дорожного движения!!!!

Разделить всех детей на 2 команды: « Светофор» и « Зебра».

Обговорить условия игры:

За правильный ответ команда получает зеленый жетон ( 2 балла),

За неполный ответ желтый жетон .( 1 балл)

За неправильный ответ красный жетон ( -2 балла)

За дополнения на вопросы другой команды можно получить жетон.

Выбирают жюри:

Зам директора по УВР, ученик 8 класса, организатор.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Учитель задает вопросы:

  1. Что может произойти на дороге?
  2. Дорожно-транспортные происшествия?
  3. Что можно избежать на дороге?
  4. Знание правил дорожного движения?

      Показ слайдов.

  1. Слайд .Определить группу знаков, прокомментировать команде « Зебра»
  2. Слайд. Предупреждающие знаки

- эти знаки имеют форму треугольника с красной окантовкой. Эти группы знаков показывают, что находится по пути следования.

    3 слайд – Знаки приоритета ( они устанавливают очередность проезда по проезжей части улицы) – прокомментировать команде « Светофор»

-   « Запрещающие знаки» - они имеют круглую форму с красным окаймлением,

Ставятся там, где нужны ограничения.

                       

         4 слайд – «Предписывающие знаки»

( имеют круглую форму, голубой фон  с белым символом. Знаки разрашают движение только в определенном направлении.

НАЧАЛО СОРЕВНОВАНИЯ:

1 ЗАДАНИЕ:

Учитель- « Вам интересно познакомиться с историей появления светафора?»

      Рассказ команды «Светофор»

« Все произошла в 1868 году в Лондоне. Это было что-то вроде газового фонарика на высоком столбе. Полицейский с помощью ручного привода меняли красное стекло на зеленое,так регулируя дорожное движение. Современные светафоры – автоматы очень удобны.  Запрещающий знак красный, потому что это очень заметный цвет, его ни с чем не спутаешь.

   Рассказ команды « Зебра» о правостороннем движении.

«При внимательном  рассмотрении улицы  все замечают , что при встрече люди расходятся по правой стороне. Транспортные средства , когда едут навстречу друг другу тоже расходятся вправо, а не влево.

 Откуда появилось это правило? Оно возникло еще в глубокой древности, когда люди ходили вооруженные и брали с собой оружие, так как по дорогам скитались бездомные бродяги, шайки разбойников. Человек, идя пешком или едя верхом, держал оружие в правой руке. Так вот и появилась привычка расходиться, разъезжаться правой стороной.

Впрочем, есть страны, где все наоборот. – там левостороннее движение : Англия, Япония, Индия.

 Жюри оценивает конкурс капитанов, вручает жетон.

2 ЗАДАНИЕ – решение кроссвордов.

Вопросы команде «Зебре»

 По горизонтали:

- безбилетный пассажир ( заяц)

- место для посадки и высадки пассажиров ( остановка)

- человек, пользующийся транспортным средством ( пассажир)

- подземный вид транспорта ( метро)

 - продавец билетов в транспорте ( кондуктор)

-место работы водителя (кабина)

 По вертикали:

- устройство в автомобиле для наблюдения сбоку и сзади ( зеркало)

- общее название для автобуса, троллейбуса, трамвая ( транспорт)

 - часть лестницы для входа и выхода пассажиров общественного транспорта ( ступеньки)

- приспособление в транспорте для безопасности пассажиров ( поручень)

Вопросы команде « Светофор»

 По горизонтали:

- выполняй закон простой – красный свет зажегся  ( стой!)

- палочка регулировщика ( жезл)

- сколько глаз у светофора ( три)

-желтый вспыхнул…(подожди)

- посмотри – силач какой, на ходу одной рукой останавливать привык пятитонный грузовик ( регулировщик):

По вертикали

- чтобы нам с тобой помочь этот путь пройти опасный зажигает день и ночь он зеленый, желтый, красный ( светофор)

- на зеленый свет …( иди)

Пока дети отгадывают кроссворды, учитель задает вопросы для болельщиков:

- Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос , а вы отвечаете хором « да» или » нет».

- что хотите говорите – в море красная водица? – нет!

- что хотите говорите – красный свет проезда нет? – да!

- что хотите говорите – каждый раз идя домой играем мы на мостовой! – нет!

-что хотите говорите – мы всегда идем вперед, только там где переход! – да!

- что хотите говорите, - мы бежим вперед так споро, что не видим светофора ! – нет!

- что хотите говорите – на знак – здесь проезда нет- нарисован человек! – нет!

- что хотите говорите – на круглых знаках красный цвет означает здесь запрет! – да!

Подвести итоги и перейти к 3 заданию 

« ИГРА МОЗАИКА»

- Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и нам предстоит сейчас отремонтировать знаки и дать им название.

Дети собирают знаки из мозаики.

    4 задание.

1.Перечислить марки отечественных автомобилей?

2. Где должен двигаться пешеход на загородной дороге?

3. Что называется улицей, из каких частей она состоит?

4. С какого возраста можно ездить на переднем сидении автомобиля?

Подведение итогов.

ЗАДАНИЕ «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА».

Соревнования включают 5 этапов:

  1. Бег с эстафетной палочкой ( можно использовать жезл)
  2. Бег со скакалокой , обручем.
  3. Фигурное вождение велосипеда.

Поведение итогов.

5 ЗАДАНИЕ. «РЕБУС»

В ребусе спрятаны слова по ПДД , которые нужно искать в строчках, столбиках, по диагонали.

Т

У

Л

И

Ц

А

М

С

Р

В

Р

Н

Л

А

У

П

О

З

Х

Э

Ш

М

Ь

Ю

Т

Ф

Я

И

У

Ц

Я

И

У

И

Н

А

О

Р

О

Г

И

А

Ж

Щ

З

Х

Ъ

В

Конкурс болельщиков в это время:

- играть на мостовой – ( запрещается!)

- играть в парке –( разрешается!)

- играть на тротуаре ( запрещается)

- играть на дороге ( запрещается)

 - играть на детской площадке ( разрешается!)

- устраиват каток на мостовой ( запрещается!)

- цепляться на машины ( запрешается!)

- игры в сквере (разрешается!)

Подведение итогов конкурса «Ребус».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ –

вопросы – шутки

  1. Дом для автомобиля?
  2. Глаза для автомобиля?
  3. Ноги автомобиля?
  4. Дорога для трамвая?

«частушки»

  1. И проспекты и бульвары

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с левой стороны!

  1. если едешь ты в трамвае

и вокруг тебя народ

не толькаясь , не зевая

проходи скорей вперед!

Видишь знак – здесь скользко очень

Будь подальше от обочин!

У дороги не вертись

И машин поберегись!

Если правила движения

Выполняют все вокруг

Не к чему тогда волнение

Помни это юный друг!

На этом соревнование заканчивается, жюри начинает подводить итоги.

В это время все дети смотрят фильм « Улица полна неожиданностей».

После просмотра:

  1. объявление итогов, вручение призов победителям.
  2. всем присутствующим вручается памятка « Азбука пешехода».

Использованная литература:

Якупов А.М. «Безопасность на улицах и дорогах» ( метод. Пособие для учителя)

Бабина Р.П. « Занимательная дорожная азбука».

«Учителю  о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми.

Дорохов А.П. «Зеленый, желтый, красный»

Лабенский В.Н. «Школа светофорных наук»

Орлов ЮБ. « Правила дорожного движения».



Предварительный просмотр:

Администрация  Города  Томска

Муниципальное  автономное оздоровительное  образовательное  учреждение  

санаторного  типа  для  детей, нуждающихся  в  длительном  лечении,

санаторно-лесная  школа  г. Томска

Басандайская  ул. д.11/1,  г. Томск,  634016,  тел.: (3822) 42-78-72,  факс: (3822) 42-78-72,

e-mail: slshool@mail.ru ОКПО  34037925, ИНН/КПП  7018024816/701701001

Пронгасова Т.Т., директор школы

«Оценка здоровьесберегающего потенциала

Муниципального  автономного  оздоровительного  образовательного  учреждения  санаторного  типа  для  детей, нуждающихся  в  длительном  лечении ,санаторно-лесной  школы  г. Томска»

Г.Томск, 2012

       Оценка здоровье сберегающего потенциала муниципального автономного    оздоровительного  образовательного  учреждения  санаторного  типа  для  детей, нуждающихся  в  длительном  лечении, санаторно-лесной  школы  г. Томска в  2010-2011 учебном году проведена по методике самообследования  Безобразовой Валерии Николаевны, старшего научного сотрудника Института возрастной физиологии РАО, кандидата биологических наук.

             Цель данного самообследования – оценить влияние на здоровье детей:

  1. учебных нагрузок в школе;
  2. здоровье сберегающего потенциала школы;
  3. здоровье сберегающей деятельности коллектива.

        Самообследование позволяют со здавать инновационный потенциал школы, обеспечивать принципиаль ное изменение ситуации, оперативно решать возникающие про блемы и расширять имеющиеся возможности комплексной сис темной работы по охране и укреплению здоровья детей в школе.

Для выбора наиболее актуальных направлений работы, а также для проверки ее эффектив ности  проведено тщательное обследование , которое включает оценку: здоровьесберегающего потенциала, здоровьесберегающей деятельности, эффективности здоровьесберегающей деятельности.

Сочетание этих трех категорий позволяет достаточно точно оха рактеризовать положение дел в школе и наметить реальную программу действий на 2012-2015 годы,  способную повысить здоровьесберегающую составляющую образовательного процесса.

1. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА (ЗСП)

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДА, ВЕРНО

БЛОК 1. Характеристика здания школы

БАЛЛ

Здание строилось для других целей, приспособлено под школу позднее

0,5

Ремонт проводится регулярно

1

                                                                 1-ая ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

1,5

БЛОК 2. Инфраструктура школы

Водопровод в здании

0,2

Канализация в здании

0,2

Туалеты в здании школы

0,2

Отопление центральное

0,3

Столовая  имеется

0,2

Холодильник в столовой имеется

0,2

Горячую пищу готовят в школьной столовой

0,3

                                                                     2-ая ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

1,6

БЛОК 3. Оздоровительная инфраструктура школы.

Медицинский кабинет есть

0,2

В школе есть тренажеры для обучения детей на уроках физкультуры

0,5

Есть пришкольной стадион

0,2

Имеется кабинет релаксации

0,6

Имеется кабинет массажа (в стадии создания)

Имеется солярий

0,4

В школе есть зимний сад (в стадии создания)

Имеется оздоровительное оборудование

0,3

                                                                  3-я ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

2,2

БЛОК 4. Оздоровительная деятельность в школе.

Диспансеризация проводится регулярно

0,2

Прививки проводятся по графику

0,1

Витаминизация проводится ежегодно

0,5

Дни здоровья проводятся регулярно

0,2

Спортивные праздники проводятся регулярно

0,3

Беседы (уроки) с учениками о здоровье проводятся регулярно

0,1

Проводятся беседы о здоровье с родителями

Персонал школы обучается принципам и правилам ЗОЖ

0,8

В школе работает от 1 до 3 спортивных секций

0,3

В школе работает группа корригирующей гимнастики, спецмедгруппа (в стадии создания)

                                                                    4-я ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

2,5

БЛОК 5. Персонал школы.

В школе работает врач

0,6

В школе работает фельдшер

0,4

В школе работает медсестра

0,2

В школе работает психолог

0,4

В школе работает квалифицированный повар

0,2

Штат преподавательй физкультуры укомплектован

0,2

Хотя бы 1 учитель физкультуры имеет социальное образование

0,3

Достаточное количество руководителей кружков по интересам.

0,3

                                                                5-я ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

2,6

БЛОК6. Педколлектив школы.

Число учащихся в школе (А) – 120 детей

Число преподавателей в школе (Б) – 30чел.

А:Б=10 или меньше-4

1

В том числе с высшим педагогическим образованием (В)-27чел.

В:Бх100=80 или больше-90%

1

В том числе со средним специальным образованием (Г)-3чел.

(В+Г):Бх100=95 или больше-100%

1

За год в среднем на 1 учителя пропущено не более 10 дней по болезни-3дня

1

                                                                   6-я ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СУММА БАЛЛОВ

4

СУММАРНЫЙ БАЛЛ (СУММА 6 ПРОМЕЖУТОЧНЫХ СУММ БАЛЛОВ)                                    14,4

          СУММАРНЫЙ БАЛЛ = 13 ИЛИ БОЛЬШЕ

ЗСП

ВЫСОКИЙ

2. ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗСД)

БЛОК 1. УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Недельная нагрузка. Количество учебных часов (уроки + факультативные, дополнительные занятия)

БАЛЛЫ

При 5-дневной неделе

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8кл.

28

29

31

32

          7

1-ая промежуточная сумма баллов

7

БЛОК 2. ДВИГАТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Проводится ежедневная гимнастика до занятий

Проводятся динамические перемены

3

Час здоровья еженедельно

менее 2 уроков

Количество уроков физической культуры в неделю:

3 и более урока

4

Занятия в школьных спортивных секциях

А:Бх100= % учащихся, занимающихся в спортивных секциях А - количество учащихся,'занимающихся в спортивных секциях Б - количество учащихся, отнесенных к основной медицинс кой группе

Школьные спортив ные секции посеща ют из числа учащих ся основной меди цинской группы

более 50%

от 17% до 50%

2

менее 17%

Занятия в спецмедгруппах

А:Бх100= % учащихся класса, занимающихся в спецмедгруппах А — количество учащихся класса, занимающихся в спецмедгруп пах

Б - количество учащихся класса, отнесенных к спецмедгруп- пе по медицинским показаниям

Занятия в спецмедгруппах посещают из числа уча щихся. отнесенных по ме дицинским показаниям к специальной медицинской группе

20% и более

3

Менее 20%

                                                                           2-ая промежуточная сумма баллов

12

БЛОК 3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В КЛАССЕ

Дни здоровья, турпоходы в классе проводятся

1 раз в месяц

1 раз в четверть

3

1-2 раза в год

Школьные спортивные соревнования, праздники, проводятся

1 раз в месяц

1 раз в четверть

3

1-2 раза в год

Внедрение образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

3

Участие родителей в оздоровительных и профилактических мероприятиях (спортивные соревнования, дни здоровья, занятия по профилактике вредных привычек и т.п.)

Проведение лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья для учащихся и родителей

1

Беседы о здоровье с учащимися (уроки здоровья)

1

                                                                            3-я промежуточная сумма баллов

11

                                                                                                         Суммарный балл

30

СУММАРНЫЙ БАЛЛ = 30 ИЛИ БОЛЬШЕ

УРОВЕНЬ ЗСД «СРЕДНИЙ»

3.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭЗСД)

БЛОК 1. РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Продолжительность ночного сна в среднем за неделю на 1 учащегося

Балл

V класс

VI - VII класс

VIII  класс

10ч 30м и более

10ч и более

9ч30м и более

6

Время выполнения домашних заданий в среднем за неделю на 1 учащегося

V — VI класс

VII - VIII класс

2ч30м и менее

Зч и менее

10

Прогулка на свежем воздухе (в часах и минутах) в среднем за неделю на 1 учащегося

V класс

VI — XI класс

Зч и более

2ч 30м и более

5

1-я промежуточная сумма баллов

21

БЛОК 2. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Среднее число дней, пропущенных по болезни, в расчете на 1 ученика (по месяцам)

   Балл

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

С=0

0=0

Н=1

Д=6

Я=1

Ф=3

М=2

А=2

С:2=0

0+Н+Д+Я+Ф+М+А=15

А:2=1

КОЭФФИЦИЕНТ ОСТРОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ = = (О + Н + Д + Я + Ф + М + А) - (С:2) - <А:2) =14

Менее 3

От 3 до 14

Более 14

2

Процент учащихся, не болевших в течение учебного года

более 20%

от 12% до 20%

Менее 12%

1

2-я промежуточная сумма балов

3

БЛОК 3. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

Процент учащихся, с высоким уровнем двигательной подготовленности

25% и более

Менее 25%

2

Процент учащихся, имеющих низкий уровень двигательной подготовленности

Менее 25%

7

25% и более

3-я промежуточная сумма баллов

9

Суммарный балл

33

СУММАРНЫЙ БАЛЛ ОТ 18 до 35

СРЕДНЯЯ 

Эффективность ЗСД

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1.Оценка отдельных компонентов здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения и планируемые мероприятия в рамках школьной программы «Образование и здоровье»

1. ЗСП школы

Макс, сум ма баллов

Набранная сумма баллов

Оценка состояния

Планируемые мероприятия

БЛОК 1. ХАРАКТЕ- РИСТИКА ЗДАНИЯ ШКОЛЫ

2,0

1,5

удовл.

Капитальный ремонт в 2011-2012

БЛОК 2. ИНФРСТ- РУКТУРА ШКОЛЫ

2,8

1,6

Соответствует назначению школы

БЛОК 3. ОЗДОРОВ- ТЕЛЬНАЯ ИНФРА СТРУКТУРА

5,5

2,2

В школе нет спортзала, бассейна, тренажёрного зала

Во время капитального ремонта оборудовать зал для занятий ЛФК, спортивный зал.

БЛОК 4. ОЗДОРОВ- ТЕЛБНАЯ ДЕЯ ТЕЛЬНОСТЬ

4,2

2,5

Удовл.

После капитального ремонта при условии оборудования спортзала увеличить количество спортсекций.

БЛОК 5. ПЕРСО НАЛ ШКОЛЫ

4,0

2,6

Недостаточное кол-во руководителей спортсекций

педагогов доп.образования

Омоложение коллектива, увеличение руководителей спорсекций, кружков

БЛОК 6. ПЕДКОЛ- ЛЕКТИВ ШКОЛЫ

4,0

4,0

90% кол-ва с высшим образованием(27 из30), за год на одного учителя пропущено 3 урока

Омоложение коллектива

4.2.Оценка отдельных компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и планируемые мероприятия но ее улучшению в рамках школьной программы «Образование и здоровье»

ЗСД школы

  Класс

  №

Макс, сум ма

 баллов

Набран-

ная сумма

баллов

Оценка состояния

Планируемые мероприятия

БЛОК 1. Учебная

нагрузка учащихся

5

7

7

Недельная нагрузка во всех классах не превышает предельно-допустимую норму при 5-дн.недели

1.Не допускать перегрузки детей во время образовательного процесса.  2.Переход на новые образовательные стандарты.

3.формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в рамках новых ГОС.

6

7

7

8

7

7

БЛОК 2. Двига тельная и спортив но-оздоровительная активность учащихся

5

20

12

Увеличить число детей, посещающих спортивные секции (ожидаемый результат -более 50%).

6

12

7

12

8

12

БЛОК 3. Оздоро вительно-профи лактические мероп риятия в классе

5

6

7

8

15

11

11

11

11

Отсутствует участие родителей в оздоровительных и профилактических мероприятиях.

Организовать родительский лекторий по проблемам формирования ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья.

4.3.Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и планируемые мероприятия по ее повышению в рамках школьной программы «Образование и здоровье»

Эффективность ЗСД школы

Класс

Макс, сум ма баллов

Набранная сумма баллов

Оценка состояния

Планируемые мероприятия

БЛОК 1. Режим дня учащихся

5

21

21

Режим дня научно обоснован

1.Продолжить работу по снижению «физиологической цены»адаптации и повышения эффективности обучения.

2.Вести постоянный мониторинг выполнения режима дня  отдельными детьми.

6

21

7

8

21

21

БЛОК 2. Забо леваемость уча щихся

5

17

3

1.Исключение «школьных факторов риска».

2.Снижение учебной нагрузки в период эпидемии гриппа, в весенний период.

3.Проведение оздоровительно-профилактических мероприятий.

6

3

7

3

8

3

БЛОК 3. Двига тельная подго товленность уча щихся

5

12

9

Менее 25% детей имеют высокий уровень двигательной подготовленности

Создание условий для развития двигательной активности не только на стадионе и лыжне, но и  в зале, бассейне.

6

9

7

9

8

9

4.4.Общая итоговая оценка по результатам экспертизы

РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ

Экспертное заключение

Задачи ОУ

ЗСП школы

ЗСД школы

Эффектив ность ЗСД школы

высокий

средняя

Средняя эффективность ЗСД

Условия обучения соответствуют среднему уровню.  При наличии высокого ЗСП школы активизация ЗСД позволит вывести систему здоровье сбережения  школы на высокий уровень, соответствующий перспективной модели «школы ближайшего будущего»

1.Проведение капитального ремонта школы в 2011-2012г.г.

2.Формирование здоровье сберегающего образовательного пространства школы.

3.Продолжить

работу по улучшению материально-технического обеспечения и максимальной эффективности ЗСД.

4.Использовать современные образовательные технологии  с учетом особенностей детей для обеспечения эффективности ЗОП.