Для учеников


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

(Алгоритм работы над проектом).

Название этапа работы над проектом

Что это такое?

Как с этим работать?

Как оформить?

Примечание или рекомендации

1

Выбор темы.

Над чем будешь работать?

Подумай,  о чем тебе хотелось бы поделиться с другими, о чем хочется рассказать.

Сформулируй тему своей работы.

Не стесняйся спросить взрослого! Попроси помощи учителя.

2

Определение цели и задач.

Цель – что хочешь узнать, финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Задачи – что для этого нужно сделать? определяются способы достижения этой цели.

Подумай, к чему стремишься в своей работе. Цель ставится одна.

Что необходимо сделать, чтобы добиться положительных результатов своей работы. Их может быть несколько: узнать, найти, расширить кругозор, познакомить других и т.д.

Слово «цель» выдели жирным шрифтом, а дальше напиши одним предложением, чего хочешь добиться.

Слово «задачи» выдели жирным шрифтом, а дальше пиши каждую задачу с новой строки, начиная с глагола: выяснить, научиться, найти, понаблюдать….и т.д.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

3

Выявление проблемы

(трудность, препятствие) - сложный вопрос; задача, требующая разрешения.

Ответь на вопрос: как преодолеть ту трудность, которая возникла.

Ответь на вопрос: почему об этом надо говорить, чем интересна эта тема?

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

4

Актуальность

важность, значительность чего-либо для настоящего момента.

Подумай, важна ли эта тема и кому она будет интересна и полезна, кто может ею заинтересоваться?

Запиши вопрос, который требует ответ. Или опиши, для чего нужна твоя работа.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

5

Поиск решения проблемы (методы работы)

Что необходимо сделать? «Метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели»

Какие наблюдения можно выполнять?

Как ты будешь работать? Проводить анкетирование, опросы, наблюдения, объяснение, беседу, эксперимент, тесты, опыты, работа с литературой, видео и т.д.

Результаты анкетирования, тестов, опросов и т.п. лучше оформить в виде диаграмм, графиков.

Опыты, наблюдения, эксперименты – рис. и фото.

Беседу, рассказ, объяснение, – записать в виде текста с картинками и фото.

Тесты, опросы, анкеты записать в приложении.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

6

План работы

Как ты будешь с этим работать?

Заведи тетрадь. Каждую страницу посвяти определенному этапу работы.

Распредели время и дни, в которые ты будешь выполнять конкретную работу.  Составь план своей работы. Не отступай от него. Записывай всю найденную информацию, которую ты найдешь по своей теме.

Оформи в виде таблицы, в которой укажи: дату совей работы, этапы работы, чем занимался?

дата

этап

чем занимался

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

7

Использованная литература или материалы

Что тебе будет необходимо для работы?

Записывай все книги, статьи, энциклопедии или другие источники (интернет, телевидение, аудио и видеозаписи), которые тебе помогли при работе.

1. Название статьи или книги, автор, издательство, год издания.

2. Если информация из интернета, укажи адрес сайта.

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

8

Изготовление проекта

Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Подумай, что должно войти в твою работу.

Как ты ее оформишь?

Какое содержание будет твоей работы?

Какие источники тебе в этом помогли? Кто оказывал помощь, и какую помощь?

Твой проект – это что? Презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.?

Не стесняйся спросить взрослого!

Попроси помощи учителя.

9

Защита проекта.

Необходимо рассказать, как ты работал над проектом.

Составь краткое выступление по своей работе. Время на выступление 5-7 мин.  Выбери самое главное, важное: тема, цель, задача, актуальность, какие методы понадобились, чтобы решить поставленную проблему, какой план работы составлен, как велась работа над проектом, чего добивался, получилось или нет, почему? Чему научился и чему стоит еще поучиться. Кто помогал и чем пользовался.

Оформи презентацию, подбери картинки. Помни: на слайде текста должно быть очень мало, только самое главное и важное. Слайды с выступлением должны соответствовать друг другу.

Количество слайдов не должно быть больше 15.

Необходимо репетировать свое выступление.

Выступление выучить и учиться самостоятельно работать с компьютером.

 

Проектный продукт: презентация, макет, поделка, брошюра, сценарий, модель и т.д.

Полученные умения:

-Исследовательские (предлагают конструкции, модели, изделия и т.д.; подбирают материал для конструирования).

 - Социального взаимодействия (сотрудничают в команде, оказывают помощь, следят за ходом работы).

 -Информационные (самостоятельно осуществляют поиск нужной информации).

 -Рефлексивные (отвечают на вопросы: «Чему я научился?, «Чему я ещё должен научиться?»).



Предварительный просмотр:

http://selezneva-lichnost.ru/bank-gotovich-razrabotok-i-idey/graficheskie-diktanti-risovanie-po-kletochkam.html

Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помагают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Как работать с данными графическими диктантами:

В каждом диктанте даны задания для детей 5-ти – 7-ми лет.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Графические диктанты дополнены загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40 все рисунки расчитаны на обычную школьную тетрадь (в тетради в крупную клетку они не поместятся).

 Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Каждый диктант открывается в новом окне. Чтобы его распечатать, нажмите на рисунок правой кнопкой мыши и выберете строчку "Печать".

        

        





Предварительный просмотр:

Задание на лето для внеклассного чтения.

«Школа России»

2 класс

Малые фольклорные жанры – пословицы, поговорки, песни, потешки, считалки, загадки.

Русские народные сказки.

Сказки А.С.Пушкина.

Сказки русских писателей.

Рассказы, сказки, басни Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

Стихи русских поэтов об осени: К.Д.Бальмонт, Ф.И.Тютчев, С.А.Есенин, Н.А.Некрасов, А.Н.Плещеев, А.А.Фет, А.С.Пушкин, А.Н.Майков

Рассказы о животных В.Бианки «Лесная газета», Н. Сладкова «Сказки леса», Е.Чарушина «Про Томку»,

Весёлые стихи Д.Хармса, А.Введенского, Ю.Владимирова и других поэтов.

Стихи о детях и для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.

Сказки и стихи К.Чуковского.

Рассказы и сказки Н.Носова.

Стихи русских поэтов о зиме: И.С.Никитин «Встреча зимы», С.А.Есенин «Поёт зима, аукает…», А.Плещеев «Зимний вечер».

Современные детские журналы.

Энциклопедии и справочники.

Комиксы.

Все – все – все Алана Милна.

Произведения  Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

Произведения Г.Остера: «Вредные советы», «Зарядка для хвоста», «Обезьянки младшего возраста», «Петька - микроб», «Котёнок по имени Гав».

Рассказы В.Драгунского: «Тайное всегда становится явным»

Твои защитники. А Гайдар «Поход», В.Катаев «Рассказы», А.Твардовский «Рассказ танкиста».

Богатырские сказки.

Мама – главное слово. С.Михалков «А что у вас?».

Сказки разных народов.

Сказки Шарля Перро: «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик  с пальчик»

Сказки Г.Х.Андерсена: «Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Русалочка», «Гадкий утёнок»

Сказки братьев Гримм: «Храбрый портняжка», «Король - Дроздовик», «Госпожа Метелица», «Соломинка, уголёк и боб», «Подземный человечек»

Сказка Р.Толкиена «Хоббит, или туда и обратно»

Сказка Д.Родари «Приключения Чипполино»

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Стихи русских поэтов о весне


 

3 класс

Устное народное творчество:

песни, прибаутки, считалки, загадки, сказки, пословицы и поговорки.

Русские народные сказки.

Стихи  поэтов – классиков XIX века для детей:

А.С.Пушкин  «Зимняя дорога», «Идёт волшебница зима…»,

М.Ю.Лермонтов «Парус»,

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»,

В.А.Жуковский «Жаворонок»,

А.А.Фет «Колокольчик»,

Ф.И. Тютчев «Конь морской»,

А.Н.Майков «Сенокос»,

А.В.Кольцов «Песня пахаря»,

А.А.Блок,

И.А. Бунин «Детство».

Басни И. Крылова

О братьях наших меньших. Рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова, Е.Чарушина.

Литературные стихи – сказки. С.Маршак, Д.Хармс, Ю.Мориц, К.Чуковский.

Весёлые произведения Бориса Заходера.

Поэзия С. Маршака.

Короткие рассказы и сказки Е.А.Пермяка.

Литературные сказки А.Н.Толстого: «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

О чём рассказывают детские журналы: «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Филя», «Винни - Пух», «Тошка и компания», «Микки - Маус», «Том и Джерри», «Барби», «Простоквашино».

Рассказы – загадки про зверей и птиц. В.В.Бианки.

Легенды и мифы Древней Греции.

Уральские сказы П.П.Бажова.

Волшебные сказки братьев Гримм.

Сказки Шарля Перро.

Сказки Г.Х.Андерсена



Предварительный просмотр:

1. Какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получить желанного в доме человека? (Гость.)

 2. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Мель, уголь, шесть.)

 3. Какими буквами и звуками различаются следующие пары слов: флаги – фляги; вол – вёл; плот – плод; суп – зуб?

 4. Какие буквы надо заменить, чтобы слово точка можно было превратить в слово дочка, уточку – в удочку, прутик – в прудик?

 5. Когда слово лёт превратится в льёт, семя в семья?

 6. В названиях каких месяцев в русском языке на конце слов произносится мягкое р? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)

 7. Сколько слов можно прочесть в слове – колесо? (Око, лес, лесок, сок, сокол, колесо, село, оселок.) Примечание: слово "колесо" написать в круге; читать по часовой стрелке и против часовой стрелки.

 8. В каком слове срок гласных? (Сорока.)

 9. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

 10. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами? (Коля – колья.)

 11. Какие женские имена вы знаете, в которых пишется разделительный мягкий знак? (Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна.)

 12. Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы? (Азбука.)

 13. Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику, так и девочке? (Саша, Женя, Валя.)

 14. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)

 15. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

 16. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут этих девочек? (Алла, Анна.)

 17. Как называется бурный поток воды, падающий с гор? (Водопад.)

 18. Из каких трех предлогов можно сложить название домашнего животного? (К-о-за.)

 19. Мама пришла с работы и, увидев в кухне, на столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?»

 Таня ответила четырьмя местоимениями. (Они вы-мы-ты.)

 20. В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз? (Стонет.)

 21. Что выше горы, и ниже травы? (Дорога.)

 22. Что человек всегда видит и чего никогда достать не может? (Небо или звезды, луна, солнце)

 23. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце.)

 24. Для кого нет такой скважины, чтобы он не пролез? (Свет)

 25. Чего с кола не стесать? (Свет)

 26. Чего в сундук не запереть? (Свет)

 27. Что быстрее всего на свете? (Ветер)

 28. Что в руках не удержать? (Воду)

 29. Что в решете не унести? (Воду)

 30. Что шумит без ветра? (Река)

 31. Что без умолку? (Река)

 32. Что вниз вершиной растет? (Сосулька)

 33. Кто на всех языках говорит? (Эхо)

 34. Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо)

 35. Шуринов племянник, как зятю родня? (Сын)

 36. Кто родится с усами? (Котенок)

 37. Кто два раза на свет родится? (Птица)

 38. Что с земли легко поднимешь, а далеко не кинешь? (Пух, перо)

 39. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

 40. Кто на свете всех сильнее? (Муравей)

 41. Кто трудолюбивее всех на свете? (Муравей)

 42. Какой колокольчик не звенит? (Цветок)

 43. Что идет из города в город, не двигаясь с места? (Дорога)

 44. Что с места не сдвинешь? (Дорога)

 45. Где вода столбом стоит? (В колодце)

 46. Кто ходит без ног? (Дорога)

 47. Что всегда поверх воды? (Масло)

 48. Спал я не на сухом и не на мокром. (В лодке)

 49. Без чего хлеба не испечешь? (Без корки)

 50. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)

51. В какой воде не водится рыба? (В родниковой)

 52. В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном)

 53. Во время дождя под каким кустом заяц сидел? (Под мокрым)

 54. Где свету конец? (В темной комнате)

 55. Где сухого камня не найдешь? (В воде)

 56. Для чего мельники носят белые шляпы? (Для прикрытия своей головы)

 57. За чем (зачем) во рту язык? (За зубами)

 58. За чем (зачем) в стакане вода? (За стеклом)

 59. За чем (зачем) охотник носит ружье? (За плечами)

 60. За чем (зачем) приказчик торгует? (За прилавком)

 61. За чем (зачем) чай пьют? (За столом)

 62. За что ученика выгнали из класса? (За дверь)

 63. Какая болезнь неизлечима? (Глупость)

 64. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)

 65. Какая разница между попом и Волгой? (Тот – батюшка, Волга – матушка)

 66. Какие безмозглые головы всегда нужны? (Булавочные)

 67. Какие бывают на дне морские камне? (Мокрые)

 68. Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые остановились)

 69. Каких камней в море нет? (Сухих)

 70. Как можно принести воду в решете? (Заморозив)

 71. Как можно прочесть слово «загадка»? (Только слева направо)

 72. Какое сходство между деревом и преступником? (Обоих сажают)

 73. Какой вещи человек очень верит? (Замку)

 74. Какой месяц короче всех? (Май)

 75. Какой нет труднее науки? (В гневе молчать)

 76. Что возвратить нельзя? (Время)

 77. Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-марья)

 78. Как сорвать ветку, чтобы птицу не вспугнуть? (Подождать, когда та улетит)

 79. Какую ленту в косу не завьешь? (Пулеметную)

 80. Какую посуду нельзя наполнить? (Полную, бездонную)

 81. Когда в пустом кармане что-нибудь да бывает? (Когда в нем дыра)

 82. Когда дурак бывает умен? (Когда молчит)

 83. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит. Соня.)

 84. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

 85. Когда у людей бывает столько глаз, сколько дней в году? (2 января)

 86. Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна)

 87. Когда человек бывает рыбой и когда рекой? (Карп и Нил)

 88. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

 89. Между кем самая крепкая любовь? (Между ногами, одна споткнется, другая поддержит)

 90. Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, их разделяет ночь)

 91. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)

 92. Москву строили, во что первый гвоздь забивали? (В шляпку)

 93. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 94. На каких полях трава не растет? (На полях шляпы)

 95. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

 96. На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? (Ты спишь?)

 97. На окошке четыре кошки, у каждой кошки четыре котенка. Сколько у них у шей (ушей) ног? (У шеи ног нет)

 98. На что больше походит половина апельсина? (На вторую половину)

 99. На что поп покупает шляпу с широкими полями? (На деньги)

 100. Не горит, а гасить приходится? (Долг)

101. От чего (отчего) гусь на море плавает? (От берега)

 102. Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть)

 103. Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)

 104. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

 105. По чему (почему) в лес ходят? (По земле)

 106. Почему в овсе (во все) колокола не звонят? (В овсе колокола не звонят)

 107. Почему гусь не тонет? (Потому что умеет плавать)

 108. По чему (почему), когда захочешь спать идешь на кровать? (По полу)

 109. По чему (почему) ребята в деревне босиком бегают? (По земле)

 110. По чему (почему) старинные люди ходили в сандалиях? (По земле)

 111. По чему (почему) утка плавает? (По воде)

 112. Почему человек назад оглядывается? (Нет глаз сзади)

 113. По чему человек никогда не пройдет? (По потолку)

 114. По чему (почему) человек ходит, а черепаха ползает? (По земле)

 115. Пятачок, на которой ничего не купишь? (Нос у свиньи)

 116. Сколько в горшок картофелин войдет? (Ни одной, если не положишь)

 117. Сколько горошинок может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной, все надо положить)

 118. Сколько на березе яблок, если восемь веток, на каждой ветке по пяти яблок? (Нисколько, на березе яблок не бывает)

 119. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак)

 120. Три да три, что получится? (Мозоль, дырка)

 121. У какого музыканта самая большая труба? (У ветра: печная труба)

 122. У семи ослов много ли у шей (ушей) хвостов? (У шеи хвостов нет)

 123. Чего вдоль реки не ставят? (Моста)

 124. Чего дороже нет на свете? (Друга искреннего)

 125. Чего нельзя купить ни за какие деньги? (Потерянного времени)

 126. Чего нет легче на свете? (Других пересмеивать, осуждать, чужие пороки видеть)

 127. Чего не устанешь всю жизнь делать? (Вздыхать)

 128. Чем корова сначала ходит? (Теленком)

 129. Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

 130. Что близко ко рту, а не укусишь? (Локоть свой)

 131. Что будет делать корова, прожив три года? (Будет жить четвертый)

 132. Что в избе не видишь? (Тепло)

 133. Что горче желчи? (Сын неблагодарный)

 134. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)

 135. Что делал слон, когда пришел Наполеон (на поле он)? (Ел картошку)

 136. Что за середой? (Четверг)

 137. Что ко всему прилипло? (Имя)

 138. Что колет острее жала? (Язык клеветника)

 139. Что на свете всего мягче? (Рука, положенная под голову при спанье)

 140. Что общего в деревьях и книжках? (Листья)

 141. Что общего между мусорной ямой и придворной дамой? (Обе при дворе)

 142. Что остается в коробке, если спички вынешь? (Дно).

 143. Что очень близко подходит к половинке соломинки? (Другая ее половина)

 144. Что сделается с красным шелковым платком, если его на пять минут опустить на дно моря? (Будет мокрым)

 145. Что слаще и что горче всего? (Слово человеческое)

 146. Что такое старость? (Зло, до которого дожить желают)

 147. Что теплее шубы? (Две шубы)

 148. Что у человека под ногами, если он идет по мосту? (Подошва)

 149. Шел охотник мимом башни, а на башне висели часы. Он выстрелил, Куда он попал? (В милицию)

 150. Шла баба с пестом, упала мягким местом. Чем вы думаете? (Мы мыслим головой)

151. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

 152. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один. Паша)

 153. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (+ 15).

 154. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)

 155. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?  (8)

 156. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)

 157. Что легче – 1 кг ваты или 1 кг пуха? (И тот и др. 1 кг)

 158. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна. Грузовик)

 159. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)

 160. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Поставить бутылку, затем вползти в комнату).

 161. Из какой посуда нельзя есть? (Из пустой)

 162. На каком дереве обычно сидит ворона во время проливного дождя? (На мокром).

 163. Запрыгнуть на ходу в него нельзя, а выпрыгнуть на ходу из него можно. Что это? (Самолет)

 164. Кто ходит сидя? (Шахматист)

 165. В 9-этажном доме есть лифт. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (Кнопка первого этажа)

 166. Шел солдат мимо Эйфелевой башни, достал ружье и выстрелил. Куда он попал? (В полицию)

 167. Может ли кошка выйти из погреба с двумя головами? (2-я мышки)

 168. Что идет то в гору, то с горы, но остается на месте? (Дорога)

 169. На дереве сидели 7 воробьев. Одного из них съела кошка. Сколько воробьев осталось на дереве? (0. Остальные улетели)

 170. В коробке 25 кокосовых орехов. Обезьяна стащила все орехи, кроме 17. Сколько орехов осталось в коробке? (17)

 171. Какое слово из 11 букв все пишут неправильно? (Неправильно)

 172. К тебе пришли гости, а в холодильнике – бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? (Холодильник)

 173. В каком месяце есть 28 дней? (Во всех)

 174. Что сырым не едят, а сварят – выбросят? (Лавровый лист)

 175. Его выбрасывают, когда он нужен, а поднимают – когда не нужен? Что это? (Якорь)

 176. Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Уроки)

 177. Все его любят, но как поглядят на него – морщатся. (Солнце)

 178. Какой рукой лучше размешивать чай? (Лучше ложечкой)

 179. Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил и аварии не произошло. Как ему удалось разглядеть старушку? (Дело было днем)

 180. Чем заканчивается лето и начинается осень? (Буквой «О»)

 181. Шел муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем. Много ли всех?  (3)

 182. У семерых братьев по одной сестре? Сколько детей в семье? (8)

 183. В бабе два, в девке ни одного. (Буква «Б»)

 184. В небе есть, в земле нет. (Буква «Б»)

 185. В бабе два, в мужике ни одного. (Буква «Б»)

 186. Что находится посредине Киева? (Буква «Е»)

 187. Что находится между горой и долиной? (Буква «И»)

 188. Что стоит между стеной и дверью? (Буква «И»)

 189. Что находится между берегом и рекой? (Буква «И»)

 190. Что посреди волос стоит? (Буква «Л»)

 191. Что среди Волги стоит? (Буква «Л»)

 192. Что посреди земли стоит? (Буква «М»)

 193. У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного? (Буква «О»)

 194. Знаешь город Уфу? Ну-ка скажи, что посреди Уфы стоит? (Буква «Ф»).

 195. Два мужика ехали на лошадях. Один говорит другому: «Дай мне одного коня, у меня будет вдвое больше». Второй говорит первому: «Нет, лучше ты мне дай одного коня, тогда у нас поровну будет». Сколько лошадей было у каждого мужика? (Пять и семь)

 196. Летело несколько птиц через рощу, сели по две птицы на одно дерево, одно дерево осталось лишнее, а сели по одной на дерево, одной птице не досталось дерева. Сколько было птиц и деревьев? (Три дерева и четыре птицы)

 197. Сто двадцать одно яйцо скольким человекам можно разделить поровну? (Одиннадцати)

 198. Из трех палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить из них цифру четыре)

 199. В каком числе столько же букв, сколько цифр в его названии? (Сто, 100)

 200. Шел монах. У него было денег немного. Он зашел в одну церковь и сказал: «Бог, дай мне столько денег, сколько у меня есть, а я тебе дам двадцать копеек». Бог дал ему, и он дал богу двадцать копеек. После этого монах зашел во вторую церковь. Бог дал ему опять столько денег, сколько осталось у монаха. И опять монах дал Богу двадцать копеек. В третьей церкви бог опять дал ему столько, сколько у монаха осталось, а монах отдал ему двадцать копеек. После этого у монаха ничего не осталось. Сколько у монаха сначала было денег? (Семнадцать с половиной копеек)

201. Несла баба на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного, упало дно)

 202. Шел Кондрат в Ленинград, зашел не мельницу. Там четыре окошка. На каждом окошке по четыре кошки. У каждой кошки по четыре котенка, у каждого котенка по четыре мышонка. Сколько всего ног? (Две у Кондрата, остальные лапы)

 203. Сидело семь галиц. Я стрелил, трех убил. Много ли осталось? (Три: остальные улетели)

 204. Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу ему сто ребят. У всех ребят по лукошку, а в каждом лукошке по четыре кошки. Сколько ребят шло в Ленинград? (Один Кондрат).

 205. Ты, да я. Да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)

 206. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько их всех? (Восемь)

 207. Один дед, два отца, два сына. Сколько всех? (Трое)

 208. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их было? (Трое)

 209. Два отца, два сына нашли три апельсина, и каждому досталось по целому. Почему? (Дед, отец и сын)

 210. Две дочери, две матери, да бабушка со внучкой. Сколько всех? (Трое: дочь, мать, бабушка)

 211. Одного человека спросили: «Сколько вам лет?» – «Порядочно, – ответил он, – я старше некоторых своих родственников в шестьсот раз». Может ли это быть? (Если деду 50 лет, а внуку один месяц)

 212. Земля белая, а птицы на ней черные. Что это? (Бумага и буквы.)

По материалам сайта: http://www.zagadki.kalaydina.ru/5v.htm



Предварительный просмотр:

Правила оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Главная мысль произведения.

7. Краткое содержание. (Несколько предложений)

8. Главные герои.

9. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

10. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

11.Подпись родителей.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА ЧТЕНИЯ.

26 октября.

В. А. Осеева «Три товарища», рассказ.

Тема дружбы.

Главная мысль – друг познается в беде.

Это рассказ о том, как Витя потерял свой завтрак. Его товарищи Миша и Коля с ним не поделились, а только ему посочувствовали. Володя оказался настоящим другом, он с Витей поделился своим бутербродом с маслом.

Главные герои: Витя, Володя, Коля и Миша.

Мне рассказ понравился, потому что он учит тому, что дружбу надо доказывать не на словах, а на деле. Не понравились Коля и Миша за жадность.

Подпись родителей.

 Правила оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Главная мысль произведения.

7. Краткое содержание. (Несколько предложений)

8. Главные герои.

9. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

10. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

11.Подпись родителей.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА ЧТЕНИЯ.

26 октября.

В. А. Осеева «Три товарища», рассказ.

Тема дружбы.

Главная мысль – друг познается в беде.

Это рассказ о том, как Витя потерял свой завтрак. Его товарищи Миша и Коля с ним не поделились, а только ему посочувствовали. Володя оказался настоящим другом, он с Витей поделился своим бутербродом с маслом.

Главные герои: Витя, Володя, Коля и Миша.

Мне рассказ понравился, потому что он учит тому, что дружбу надо доказывать не на словах, а на деле. Не понравились Коля и Миша за жадность.

Подпись родителей.

 



Предварительный просмотр:

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

,  Й

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

даю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

,  Й

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

даю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

,  Й

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

даю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ

Склонение имен существительных

ПАДЕЖ

вспомогательное слово

вопросы

предлоги

ОКОНЧАНИЯ

единственное число

мн. число

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Именительный

И.п.

есть

Кто? Что?

------

А,Я

О, Е,

,  Й

Ь 

Ы, И, А, Я

Родительный

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Откуда? Где?

от, до, из , без , у, для, около, с, ради, из-за, возле, подле

Ы, И

А,Я

И

ОВ, ЕВ, ЕЙ

Дательный

Д.п.

даю

Кому? Чему? Куда? Где?

по, к

Е, И

У, Ю

И

АМ, ЯМ,

Винительный

В.п.

вижу

Кого? Что? Куда?

в, на, за, про, под, через, сквозь

У, Ю

А, Я,О,Е

Ь

Ы, И, А,Я, ЕЙ

Творительный

Т.п

доволен

Кем? Чем?

с, за, под, над, перед, между

ОЙ, ЕЙ, ою, ею

ОМ, ЕМ, ЁМ

Ю

АМИ, ЯМИ

Предложный

П.п.

думаю

О ком? О чём? Где?

о, об, в, на, при

Е, И

Е, И

И

АХ, ЯХ



Предварительный просмотр:

     Цель: Выявление необходимости проведения работ над ошибками на уроках русского языка, выработка единой памятки.

     Форма: Круглый стол.

     Необходимость проведения работ над ошибками на уроках русского языка продиктована рядом причин. Во-первых, некоторые дети невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оценкам. Но они гораздо серьезнее подходят к выполнению работ, если будут знать, что после плохо выполненной работы их ждет дополнительный труд. Во-вторых, ребенок, выполняя работу над ошибками, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил (с каждой из них ведется индивидуальная работа). В-третьих, расширяется словарный запас.

     Как же делать работу над ошибками на уроках русского языка? На этот вопрос каждый учитель привел пример своей работы. Одни многократно выписывают слово и выделяют в нем орфограммы. Другие – начинают с выделения морфем и постановки вопроса: «Какие правила встречаются в этой части слова?» Третьи – начинают с определения части речи и возможных ошибок в них. Большинство учителей разработали памятки, по которым работают с детьми. Но в одном все были единодушны:

- работа над ошибками на уроках русского языка должна проводиться систематически, а не от случая к случаю. Тогда и результат будет очевидным.

     Итог: Разработка единой памятки, которая носит рекомендательный характер.


Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка.

№ п/п

Орфограмма

Образец работы

1.

Пропуск, замена, искажение (другие орфограммы).

Выпиши слово, раздели на слоги, подчеркни место ошибки.

Воробей – во-ро-бей

2.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я)

Выпиши слово, выдели орфограмму, подбери и запиши проверочное слово, подбери еще два слова с этой орфограммой.

Волна – волны, цветы – цвет,  молодой – молодость, молоденький.

3.

Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово, подбери и запиши проверочное слово.

Зуб – зубы, робкий – робок, коробка – коробочка.

4.

Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Выпиши слово, обозначь ударение, подчеркни гласную, запиши 1-2 однокоренных слова.

Россия - российский, воробей – воробьиный, воробышек.

5.

Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Магазин – ма-га-зин, прибежать – при-бе-жать.

6.

Гласные а, у, и  после шипящих.

Выпиши слово, выдели орфограмму, найди и запиши еще два слова с этой орфограммой.

7.

Сочетания чк, чн, чт, нщ, щн.

Выпиши слово, выдели орфограмму, найди и запиши еще два слова с этой орфограммой.

Девочка, печка, барабанщик, сварщик.

8.

Ь – показатель мягкости согласных.

Выпиши слово, подчеркни ь и согласную перед ним. Найди и запиши еще два слова с этой орфограммой.

Полька, пальто, коньки.

9.

Разделительные Ь и Ъ.

Выпиши слово, разбери по составу, подчеркни Ь и Ъ, подбери еще два слова.

Объединение, вьюга, въезд, воробьи

10.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение, подчеркни заглавную букву, запиши еще одно предложение.

11.

Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово, найди еще два слова с этой орфограммой.

Анна, Москва, Ивантеевка.

12.

Знаки препинания в конце предложения ( . ? ! … )

Выпиши предложение, подчеркни знак, запиши еще одно предложение с таким же знаком.

Ты кто? Это я! Я мою посуду.

13.

Двойные согласные в слове.

Выпиши слово, раздели его для переноса, найди и запиши два однокоренных слова, выдели орфограмму.

Ан-на, груп-па, ал-лея.

14.

Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово, проверь непроизносимую согласную, подбери два однокоренных слова, выдели орфограмму.

Солнце-солнечный, сердце-сердечный, ужасный-ужас.

15.

Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).

Выпиши слово с предлогом, докажи их раздельное написание, выдели орфограмму.

В лесу – в сосновом лесу, на столе – на моем столе.

16.

Правописание приставки.

Выпиши слово, выдели приставку, образуй два однокоренных слова с приставками.

Въезд, подъезд, наезд.

17.

Гласные и согласные в приставках (суффиксах).

Выпиши слово, выдели приставку (суффикс), образуй два слова с этой же приставкой (суффиксом).

18.

НЕ с глаголом (орфограмма – пробел).

Выпиши НЕ с глаголом, запиши еще два слова на это правило, выдели орфограмму.

19.

Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово, определи род, запиши еще два слова с этой орфограммой.

20.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши слово, определи склонение, выдели окончание, проверь с помощью слов -  помощников, подбери и запиши свой пример.

21.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши словосочетание, поставь к прилагательному вопрос, определи род, число, падеж, выдели окончание.

22.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши слово, поставь ударение, запиши неопределенную форму глагола, определи спряжение и гласную в окончании глагола единственного и множественного числа.

23.

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Выпиши слово, поставь вопрос, подчеркни орфограмму.

24.

Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши слово, определи лицо, число, время глагола, запиши еще два слова с этой орфограммой.

25.

Соединительные гласные в сложных словах О, Е.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни гласную, запиши еще слово с этой орфограммой.

26.

Однородные члены предложения.

Выпиши предложение, обозначь его однородные члены, расставь знаки препинания, выполни схему.

27.

Сложное предложение.

Выпиши предложение, подчеркни грамматические основы, подчеркни запятую, выполни схему.

28.

Прямая речь и обращение.

Выпиши предложение, обозначь в нем прямую речь или обращение, расставь знаки препинания, выполни схему.

             

             Ошибка в задании.

29.

Ударение.

Выпиши слово, поставь ударение.

30.

Слог.

Выпиши слово, раздели слово на слоги, обозначь гласные.

31.

Состав слова.

Выпиши слово, разбери его по составу, пользуясь памяткой из учебника.

32.

Звукобуквенный анализ.

Выпиши слово, произведи анализ, пользуясь памяткой из учебника.

33.

Разбор предложения.

Выпиши предложение, дай его характеристику, подчеркни главные (второстепенные) члены, обозначь части речи, выполни схему.

34.

Обратись к учителю за разъяснением.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ.

  1. Прочитай слово. Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.
  2. Выпиши слово, выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово. Следуй по памятке.

№ П/П

НАЗВАНИЕ ОРФОГРАММЫ

ПРАВИЛО

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

работы над ошибкам

1

Правописание безударных гласных в корне слова.

Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная была под ударением.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Весна- вёсны,  сосна – сосны, поля – поле.

2

Правописание глухих и звонких согласных в корне и на конце слова.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после звонкой  или глухой согласной стояла гласная буква или Л, Р, Н, М.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Зуб – зубы, ложка- ложечка, книжка – книжечка, мороз – морозы.

3

Правописание  ЧК, ЧН, РЩ, РН, НЩ, НН.

Помни: эти сочетания пишутся без мягкого знака!

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Тучка, речка, сварщик, ночник.

4

Правописание приставок.

Выдели корень слова, найди приставку. Вспомни: есть ли такие приставки или таких приставок нет. Есть приставки: ДО-, ПО-, ЗА-, НА-, ПОД-, ПРО- (ПРА-  только в словах прадедушка, прабабушка), ИЗ-, С-, НАД-, РАС-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-, ОТО-, ОТ-.

Выпиши это слово, выдели корень, приставку.

Подбери 2 слова с такой приставкой и запиши их.

﹁             ﹁         ﹁

Дописать, переход, рассказ.

5

Правописание суффиксов.

Выдели корень слова, найди суффикс. Вспомни: есть ли такой суффикс или такого суффикса нет. Подбери 2 слова с таким суффиксом и запиши их.

Есть суффиксы:

- у существительных: - ОЧК-, -ЕЧК-, -ИК-,- ЕК-,  -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -ОНК-, -ОНОК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -ИСТ-, -К-  и др.

- у прилагательных: -Н-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЕНН-, -ОНН-,-ЛИВ-, -ЧИВ-,-ЕНЬК- и др.  

- у глаголов: -И-, -Е-, -НУ-, -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-, и др.

Выпиши это слово, выдели корень, суффикс.

Подбери 2 слова с таким же суффиксом и запиши их.

       ︿            ︿          ︿

Учитель, подушечка, маленький

6

Правописание предлогов и приставок.

Приставка пишется слитно, т.к. между корнем и приставкой нельзя поставить другое  слово, а между словом и предлогом другое слово поставить можно.

Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово, если это приставка, то выдели ее.

Под горой – под высокой горой,

﹁                           ﹁

Зайти за товарищем – зайти за своим товарищем.

7

Правописание сложных слов.

Сложными словами названы  потому, что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е или без них.

Выпиши это слово  и выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Самовар, кашевар, стопкран.

8

Правописание И или Ы после Ц.

Помни, что во всех словах в корне слов и оканчивающихся на - ЦИЯ после Ц пишется И, кроме слов-исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыпленок. В окончаниях существительных и прилагательных, в словах  и фамилиях на –ЦЫН (кроме Ельцин, Вицин) после Ц пишется Ы.  

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Цирк, цифра, милиция.

Курицы, синицы, огурцы.

9

Правописание непроизносимых согласных.

Надо слово изменить или подобрать родственное, чтобы за проверяемым согласным был гласный или Л. М, Н, Р, Й. 

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Радостный – радость, грустный – грусть, солнце – солнышко, чудесный – чудеса.

10

Правописание двойных согласных.

Две одинаковых буквы пишутся, если:

- одна от корня, другая от приставки;

- одна от корня, другая от суффикса;

- в сложносокращенных словах;

- словарное слово.

Выпиши это слово, разбери по составу.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

 ﹁ ︵      ︵ ︿

Рассказ, осенний, класс,

11

Правописание Ъ и Ь.

Ъ пишется после приставки перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

Ь пишется:

-  в корне перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

- в середине слова между двумя мягкими согласными;

- на конце слова для смягчения согласных;

- в середине слова между согласными, если первый - мягкий, второй – твердый.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Въезд, объявление, подъезд.

Вьюга, соловьи, коньки, соль.

12

Правописание Ь после шипящих на конце слов.

Ь пишется:

- у сущ. ж.р. 3 скл.

- глаголов в неопределенной форме;

- в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.;

- в наречиях и частицах.

Ь не пишется:

- у сущ. м.р., 2 скл.

- у сущ. во мн. ч., в Р.п.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Ночь, речь, мышь – сущ., ж.р.

Писать, учить – гл., неопр.ф.

Учишь, спишь – 2 л., ед.ч.

Мяч, плащ, борщ – сущ., м.р.

много задач, дач – мн.ч.

13

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Надо запомнить написание данных буквосочетаний!!!

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму.

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Чаща, чулки, жираф, шишка, щавель, щука.

14

Правописание безударных окончаний им.сущ.

                    1скл.,       2 скл.        3 скл.

Рп.-              ы,и           я, а              и

Д.п. –             е             ю, у             и

В.п. –           у, ю          - , я, а          -

Т.п. –         ой, ей       ем, ом          ью

П.п. -             е                 е              и

Подбери еще одно-два слова на это же правило.

Определи падеж, выдели окончание.

О лете (П.п.),  про ухо (В.п.),  к мышке (Д.п.), без соли (Р.п.)

15

Замена и пропуск букв.

Чтобы правильно написать слово, прочитай его так, как оно написано несколько раз. Раздели слово на слоги и, диктуя его, запиши.

Запиши слово, диктуя его по слогам. Раздели его на слоги для переноса.

Мо-ло-ко, стра-на,

16

Начало и конец предложения.

Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

Запиши предложение еще раз, обозначая его границы.

Маша кормила кур.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА  «Как выполнять работу над ошибками».

  1. Прочитай слово. Подумай: на какое правило данная орфограмма. Повтори правило.
  2. Выпиши слово, выдели орфограммы, поставь ударение. Подбери проверочное слово.

Правописание безударных гласных.

Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная была под ударением. Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.

Правописание глухих и звонких согласных в корне и на конце слова.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после звонкой  или глухой согласной стояла гласная буква или Л, Р, Н, М. Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.

Правописание  ЧК, ЧН, РЩ, РН, НЩ, НН.

Помни: эти сочетания пишутся без мягкого знака! Подбери 3 слова на это правило.

Правописание приставок.

Выдели корень слова, найди приставку. Вспомни: есть ли такие приставки или таких приставок нет. Подбери 2 слова с такой приставкой и запиши их.Есть приставки: ДО-, ПО-, ЗА-, НА-, ПОД-, ПРО- (ПРА-  только в словах прадедушка, прабабушка), ИЗ-, С-, НАД-, РАС-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ПРЕ-, ОТО-, ОТ-.

Правописание суффиксов.

Выдели корень слова, найди суффикс. Вспомни: есть ли такой суффикс или такого суффикса нет. Подбери 2 слова с таким суффиксом и запиши их.

Есть суффиксы:

- у существительных: - ОЧК-, -ЕЧК-, -ИК-,- ЕК-,  -ЧИК-, -ОК-, -ЕНЬК-, -ОНК-, -ОНОК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ТЕЛЬ-, -ИСТ-, -К-  и др.

- у прилагательных: -Н-, -ОВ-, -ЕВ-, -ЕНН-, -ОНН-,-ЛИВ-, -ЧИВ-,-ЕНЬК- и др.  

- у глаголов: -И-, -Е-, -НУ-, -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, -ЕВА-, и др.

Правописание предлогов и приставок.

Приставка пишется слитно, т.к. между корнем и приставкой нельзя поставить другое  слово, а между словом и предлогом другое слово поставить можно.

Выпиши слово с предлогом и поставь между ними другое слово, если это приставка, то выдели ее.

Правописание сложных слов.

Сложными названы,  потому что образованы от двух корней. Соединены корни соединительными гласными О и Е.  Выпиши это слово  и выдели оба корня. Подчеркни соединительную гласную. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.

Правописание И или Ы после Ц.

Помни, что во всех словах в корне слов после Ц пишется И, кроме слов-исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыпленок. В окончаниях существительных и прилагательных, в словах  и фамилиях на –ЦЫН (кроме Ельцин, Вицин) после Ц пишется Ы.  

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.

Правописание непроизносимых согласных.

Надо слово изменить или подобрать родственное, чтобы за проверяемым согласным был гласный или Л. М, Н, Р, Й.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.

Правописание двойных согласных.

Две одинаковых буквы пишутся, если:

- одна от корня, другая от приставки;

- одна от корня, другая от суффикса;

- в сложносокращенных словах;

- словарное слово.

Выпиши слово 3 раза, подчеркни орфограмму.

Правописание Ъ и Ь.

Ъ пишется после приставки перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

Ь пишется:

-  в корне перед гласными  Е, Ю, Я, Ё.

- в середине слова между двумя мягкими согласными;

- на конце слова для смягчения согласных;

- в середине слова между согласными, если первый - мягкий, второй – твердый.

Выпиши слово 3 раза, подчеркни орфограмму.

Правописание Ь после шипящих на конце слов.

Ь пишется:

- у сущ. ж.р. 3 скл.

- глаголов в неопределенной форме;

- в окончаниях глаголов 2 лица ед.ч.;

- в наречиях и частицах.

Ь не пишется:

- у сущ. м.р., 2 скл.

- у сущ. во мн. ч., в Р.п.

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Выпиши это слово, подчеркни орфограмму. Подбери 2 слова с такой же орфограммой.



Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова.

Лента букв:

а о э ы у |  м л н р й б д з ж в г

я ё е и ю |                 п т с ш ф к  ц ч щ х     ъь  

О|ле'нь – 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

о [а]- гл., безуд.

л [л'] – согл., зв., непарн., мягк.

е [э] – гл., уд.

н [н'] – согл., зв., непарн., мягк.

ь [-] –  -

5 б., 4 зв.



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8. Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8. Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8.Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

 Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8. Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8.Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

Памятка

«Как правильно выполнять домашнюю работу по русскому языку».

1. Выучи устно заданные правила. Проверь: без ошибок рассказываешь их или с запинками, если с запинками, то поучи ещё.

2. Пропустив две рабочих строки, напиши дату, вид работы: «Домашняя работа».

3. Пропиши чистописание. Пиши старательно, выводя каждую букву!

4. Выполни работу над ошибками в предыдущих работах (домашней и классной) по памятке.

5. Запиши номер упражнения.

6. Прочитай внимательно все задания. Подумай, как правильно выполнить задания.

7. Выполни по заданию упражнение. Не забудь выполнить грамматические задания.

8.Пиши красиво, соблюдая нормы каллиграфии. Проверь самостоятельно: правильно ли выполнил работу.

9. Дай проверить свою работу взрослому.

Образцовая тетрадь

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 


Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 

Образцовая тетрадь 


Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок).

10.Подпись родителей.

 Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет.  (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок)

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок)

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок)

10.Подпись родителей.

Памятка оформления дневника чтения.

1. Дата чтения.

2. Автор.

3. Название книги.

4. Жанр (сказка, рассказ, былина, миф, стихотворение, быль, сказ и т.п.)

5. Тема произведения (О чем?)

6. Краткое содержание.

7. Главные герои.

8. Понравилось произведение или нет. (Чем понравилось и почему не понравилось).

9. Понравившийся сюжет. (Можно рисунок)

10.Подпись родителей.



Предварительный просмотр:

Разбор предложений

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.           сущ.

Наступила долгожданная весна. Повеств., невоскл., распр., прост.

               ﹋﹋﹋﹋﹋﹋

Второстепенные члены предложения:

  1. дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) --------
  2. определение (какой? какая? какое? какие?)   ﹏﹏﹏﹏
  3. обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) ﹎...