Наш опыт

Интегрированные уроки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_muzyke_i_cvete.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, ст. Староминская  МБОУ СОШ №9

Учитель изобразительного искусства Грудьева Н.А.,

Учитель музыки Бабич Л.В.

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки.

                         «Цвет может звучать, а звук может быть окрашен».

Задача.

Выяснить в ходе урока, что цвет может звучать, а звук может быть окрашен.

Цель. 

  1. Познакомить детей со свойствами цвета и музыки и воздействием их на человека;
  2. Развивать чувства прекрасного, умение видеть музыку и цвет  во взаимодействии;
  3. Воспитывать любовь к искусству.

Оборудование. Рисунки детей, презентация с произведениями И.И. Левитана, Б. Кустодиева, музыка В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Л.В. Бетховена.

1. Организационный момент.

2. Основной этап.

Учитель изо. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти.

Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра.

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман считал, что для композитора изучать Рафаэлевские картины так же полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта.

Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину «Воскрешение дочери Аира», его младший брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.

Попробуем доказать эти утверждения художников. 

Игра «Соотнеси картины и мелодию». Учитель показывает репродукцию картины, а дети подбирают, напевают мелодию, которая навеяна произведением художника.

(Учитель может заранее подобрать несколько мелодий. Дети прослушают отрывки произведений  и решают, какое больше подходит к произведению.)

 (картины И.И. Левитан, И.И. Шишкин, И.Остроухов, музыка П.И.Чайковского, А. Вивальди, Л.В. Бетховен)

-Почему вы подобрали именно эту мелодию к картине? Что общего между этими произведениями?

-Как художник передаёт грусть, печаль, радость? Как вы чувствуете это настроение?

Вывод: Цветовому  настроению художника соответствует характер мелодии.

Одним из первых западных художников, кто стремился живописными средствами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки, был выдающийся английский романтик Джозеф Тёрнер.

Художник отказался от воспроизведения «видов» определённой местности. Он начал писать пейзажи обобщённые, полувыдуманные, передающие музыкальное настроение, возникающее под воздействием природы.

Джозеф Тёрнер любил изображать буйство стихий. Одна из картин художника носит длинное и прозаическое название: «Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842). Художник находился в эту страшную ночь на борту терпящего крушение судна и видел всё собственными глазами.

Картина заряжена энергией, словно током высокого напряжения. В невероятном вихре красок едва просматривается корпус корабля. Небо и море смешались в бешеном водовороте чёрного, серого, синего, опалого, коричневого. Краски суровы, набросаны хаотично. Всё это напоминает фантасмагорию, нечто нереальное. В воображении возникают трагические темы, бушующие в оркестре композиторов романтиков – скажем, звуки налетающей грозы в «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза.

Это – симфония в цвете.

Учитель музыки. Микалоюс Константинас Чюрлёнис был тихим, мечтательным человеком. Когда он садился за рояль, то весь преображался.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой – трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

И главное – она живописна. Сочиняя музыку, Чюрлёнис сам видел эти картины «очами своей души». Они жили в его воображении настолько ярко, что композитору хотелось перенести их на полотно.

И Чюрлёнис становится живописцем.

Не обычным живописцем. А художником-музыкантом.

Не оставляя музыки, он пишет одну картину за другой – около трёхсот живописных композиций. И каждая – это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений.

Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Чюрлёнис решил призвать на помощь живопись. Она тоже бессловесна и порою «звучит», как музыка. Художник задумал создать живописные сонаты, построив их по законам музыкальной формы.

«Соната моря» - самая известная живописная сюита Чюрлёниса.

Море властно влекло к себе музыканта и художника. Оно поражало его воображение своей мощью, праздничным изобилием красок. Жизнь волн сливалась для него с жизнью человека. Широко и размашисто, ровной геометрической грядой, одна за другой наступают на берег волны. Пронизанные солнцем, они искрятся мириадами прозрачных пузырьков, светящимися кусочками янтаря, радужными ракушками, камешками. Холмистый берег, повторяющий очертания волн, противостоит их напору. Белая тень чайки ложится на воду. Настроение скорее радостное, приподнятое. Будто сверкающие на солнце трубы играют бодрый марш.

Или  морская стихия утихомирилась. Глубоким сном заснули волны. Спит и подводное царство с затонувшими кораблями. Но бодрствуют светильники на горизонте, широкими лучами освещая небесный свод. От них уходят вниз два ряда светящихся пузырьков. Они ведут в морскую бездну с таинственно мигающими огоньками. И чья-то милосердная рука заботливо поднимает из глубины парусник, возвращая его к жизни. Спокойная, величавая мелодия в темпе анданте звучит с картины.

Живопись помогла музыканту выразить свои чувства. Пояснить музыкальное произведение.

«Творчески мыслящий и чувствующий художник, - писал известный поэт Бальмонт  в книге «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина», -  знает, что звуки светят, а краски поют, и запахи влюбляются».

 Цветомузыкальным зрением обладал композитор А. Н. Скрябин. Он впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую партитуру специальную партию света ("Прометей"), что связано с обращением к цветному слуху.

 Художник Кандинский соотносил цвета и звуки. Он говорил:

«Желтое есть типично земная краска. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильно дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.

В музыкальном изображении светло – синее подобно звуку флейты, темно- синее – виолончели. Углубляясь оно уподобляется звукам контрабаса.

Развить у себя цветомузыкальное ощущение, соединить в создании цвет и звук можно с помощью игры.

Игра. На столе цветные карточки и музыкальные инструменты. Возьмите карточку  и соотнесите  цвет со звуком инструмента. (Попробуйте играть на разных инструментах, выберите соответствующий звук).

Интересно, как сами художники соотносят музыкальные инструменты и цвета. Посмотрите на таблицу.

Инструмент

Цвет(свет)

труба

желтый, киноварь

скрипка

зеленый

виолончель

темно-синий

флейта

светло-синий

альт

оранжевый

фанфары

светло-красный

англ.рожок

фиолетовый

3. Закрепление изученного.

Вывод: Цвет может звучать, а музыка может быть цветной. Музыка воздействует на человека, преобразует его настроение и чувства, и тем самым   преобразует жизнь.

                       

Список литературы

  1. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»
  2. С. А. Казанцева – «Культурология»
  3. Уильям Ф. Пауэлл – «Живопись»
  4. Сокольникова  Н.М. “Основы живописи»  Обнинск “Титул” 1996 г
  5. КопыловаА.В. «Технология урока искусства», Москва, 2004