Профессиональная ориентация

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Выбор профессии— один из главных жизненных вы­боров, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении, призвана профессиональная ориентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ничто так, как труд, не облагораживает человека;

без труда не может человек соблюсти

свое человеческое достоинство.

Л. Н. Толстой

                       Мир профессий и его многообразие

1. Что такое профессия?

Все люди ежедневно занимаются различным трудом. Как же велико число видов труда, профессий, чем человек мог бы зани маться? Что такое профессии, когда и в связи с чем они появились?

Термин «профессия» происходит от латинского корня (professio), означающего «объявляю своим делом», и в дальнейшем немецко го profession — публичное заявление, собственное официальное заявление о своем звании, занятии.

В глубокой древности, когда не существовало разделения тру да, следовательно, не было и профессий. Для того чтобы выжить в то время, первобытным людям приходилось уметь самим строить себе жилище, добывать огонь и пищу, изготавливать одежду, за щищаться от диких животных.

Потом, по мере развития общества, одни люди стали занимать ся земледелием, другие скотоводством, между ними проходил об мен продуктами их труда, то есть произошло разделение труда, появились ремесла-профессии. Накопленные в каждой группе зна ния и навыки передавались из поколения в поколение. Начиная со Средневековья, профессии стали неотъемлемой частью сословной принадлежности: феодалы воевали, крестьяне возделывали зем лю и т. д. Даль определял профессию как промысел, всякое сослов ное занятие.

По мере совершенствования общества, развития науки и тех ники возрастают потребности человека, продолжается процесс раз деления труда, возрастают и требования, предъявляемые к труду.

Поэтому в настоящее время термину «профессия» можно дать следующее определение.

Профессия — это вид трудовой деятельности человека, кото рый требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

Но профессия определяет и положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков. Как и этническая, религиозная, семейная принадлежность, принадлежность к какой-либо профессии — один из ярких признаков человека. Професси ональная принадлежность — одна из важнейших социальных ро лей человека, так как выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

Поэтому можно сказать, что профессия — это социальная ха рактеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей.

Однако не любой труд человека будет считаться профессиональ ным. Уборка и приготовление пищи в своем собственном доме не является профессиональной деятельностью, хотя их и можно на звать трудом. А вот такая же работа человека в детском саду, шко ле является профессиональным трудом. Если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то он любитель, а если зараба тывает себе этим на жизнь, то он профессиональный спортсмен.

Трудовая деятельность считается профессиональной, если вы полняются, по крайней мере, два условия: во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании (дипломами, свидетельствами и др.), и, во-вторых, профессия яв ляется своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить, т. е. профессиональная дея тельность может служить источником дохода .

Идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является продолжением его увлечений, хобби. В этом случае можно получить от своей профессии максимум удовольст вия и ходить на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склон ностей где-то еще. А к профессии относится как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Внутри каждой конкретной профессии может происходить так же разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие, как специальность.

Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

Например, профессия врач. Специальности — врач-хирург, врач-терапевт.

Внутри одной специальности может быть еще более узкая спе циализация. Например, специальность — хирург, специализация — нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург и др.

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе.

Должность — это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории, а директором фирмы, занимающейся и производством, и продажей различных товаров, человек, имеющий любую профессию. При одной и той же профес сии на одном предприятии человек может занимать одну должность, а при переходе на другое предприятие — другую должность.

Любую профессию можно подробно описать с помощью боль шого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:

■- технологические,

■- экономические,

■- педагогические,

■- медицинские,

■- психологические.

Что же включают в себя эти характеристики?

Технологические характеристики профессии включают в себя описание:

  1. предмета труда, т. е. на что направления трудовая деятель ность человека (другие люди, техника, информация, искус ство или природа);
  2. целей труда, с помощью каких средств осуществляется тру довая деятельность (ручные, механизированные и автома тизированные);
  3. трудовых операций в ходе деятельности (физические, умст венные и социальные);
  4. рабочего места специалиста др.

Экономические характеристики описывают:

  1. в каких отраслях используется данная профессия (в промы шленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хо зяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, об разовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле,
    финансах, управлении, обороне, охране порядка);
  2. каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуют ся ли специалисты этой профессии, каковы перспективы най ти себе работу по ней;
  3. каков преимущественный характер оплаты труда: сдельный или повременной;
  4. в каких пределах изменяется заработная плата среди пред ставителей данной профессии.

Педагогические характеристики определяют:

  1. какие требования предъявляет профессия к уровню и содер жанию образования;
  2. какие учебные заведения осуществляют подготовку по дан ной профессии;
  3. какие знания и навыки необходимы для успешной профес сиональной деятельности.

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. какой уровень здоровья требуется для данной профессии;
  2. какие медицинские противопоказания существуют для дан ной профессии;
  3. какие неблагоприятные условия труда присущи данной про фессии (вредные климатические факторы, нарушение био логических ритмов, вынужденная поза и ограниченная по движность, большие физические нагрузки, однообразие
    деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опас ность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражи тели, неприятные впечатления, повышенная ответствен ность, работа в одиночестве, конфликты между людьми).

Психологические характеристики профессии содержат инфор мацию о том,

>        какие требования предъявляет профессия к различным пси хологическим особенностям человека (к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию; к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точ ности движений, ловкости; к умственным способностям: со средоточению внимания, запоминанию, пространственному воображению, логическим рассуждениям; к чертам характе ра: общительности, самостоятельности и т. д.).

Если спросить у любого человека, сколько он может назвать разных профессий, то можем получить ответ от 20 до 100, возмож но чуть больше. А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч.

Число профессий неодинаково в странах с различными обще ственно-экономическими условиями. В России сейчас по данным «Единого тарифно-квалификационного справочника» насчитыва ется более шести тысяч профессий. В Петербурге же пользуются спросом только несколько сотен из них.

В разные времена и у разных народов количество профессий значительно менялось. Профессии развиваются, что-то в них от мирает, появляется что-то новое. Каждая профессия, как всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Самые древние на земле профессии связаны с земле делием, охотой, скотоводством, возведением жилищ. Видоизме няясь, они будут, наверное, всегда присутствовать в человеческой деятельности.

В процессе развития общества меняется структура экономики, вместе с ней меняется и потребность в тех или иных специалистах.

В условиях современного рынка труда исчезают старые профес сии и появляется большое количество новых, непривычных и не знакомых для многих профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.

Например, ранее существовавшая профессия оператора ЭВМ исчезла, так как сейчас развитие компьютерной техники достигло такого уровня, что компьютеры стали персональными, и спрос на операторов ЭВМ сократился почти до нуля.

Активнее всех сейчас развиваются сферы торговли, управления и информационного обслуживания, и большинство новых профес сий появляется именно в этой области.

Особенно много новых профессий представлены разновидно стями агентов и менеджеров. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по не движимости, агент по ценным бумагам, туристический агент, ме неджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по марке тингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис-менеджер и т. п.

Новые подходы к управлению предприятиями вызвали появ ление и новых работников, которых раньше не было — менедже ров или управленцев. Менеджер должен быть образованным, эру дированным, разносторонним профессионалом высокого класса. На рынке труда профессия менеджера пользуется в настоящее вре мя устойчивым спросом.

Относительно новые профессии появляются в области инфор мационного проектирования и обеспечения: менеджер информа ционных систем, сетевой администратор, администратор баз дан ных, специалист по сетям и телекоммуникациям, инженер-системотехник, системный аналитик, специалист по компьютер ному дизайну, web-мастер и др.

Список новых профессий, появившихся за последние годы в России и их описание, можно найти в приложении.

Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука

профессиография, которая описывает профессии в виде профессиограмм.

Профессиограмма это характеристика профессии с подроб ным описанием ее особенностей, содержания и характера процес са труда, требованиями к уровню квалификации, состоянию здо ровья и психологическим особенностям человека.

Она включает в себя общие сведения о профессии, характери стику процесса труда, санитарно-гигиенические условия труда, пси хологические требования профессии к человеку и пути получения данной профессии.

В качестве примера рассмотрим профессиограмму менеджера.

1. Общая характеристика профессии.

Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятель ность персонала с целью повышения производительности и каче ства труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетво ренности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает ана лиз и решение организационно-технических, экономических и со циально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационно го роста работников, их перемещения по вертикали и горизонта ли. Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятель ности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер-собственник, менеджер — наемный работник и т. д.). Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряжен ных с риском.

2.        Требования к индивидуальным особенностям специалиста.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высо кая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникатив ные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокри тичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и об ладать эмпатией (сочувствием).

3.        Медицинские противопоказания.

Работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций), имеющим дефекты речи и физические недостатки.

4.        Требования к профессиональной подготовке.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области эконо мики, права, социальной психологии, психологии труда, управле ния. Он должен знать трудовое законодательство, закономерно сти ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию произ водства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтоло гии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательно знание иностранного языка и умение рабо тать на ПК.

5.        Пути получения профессии.

  Подготовку можно получить в экономических и технических вузах, частных учебных заведениях.

    6.Возможности предпринимательской и индивидуальной тру довой деятельности. Широкие возможности в области предпри нимательства.

  7.Родственные профессии (специальности).

Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с кон сультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, анали тик-прогнозист).

Описания профессиограмм некоторых профессий приведены в приложении .



Предварительный просмотр:

Ничто так, как труд, не облагораживает человека;

без труда не может человек соблюсти

свое человеческое достоинство.

Л. Н. Толстой

                         Мир профессий и его многообразие

2. Ориентация в мире профессий — классификация профессий

В каждой библиотеке насчитываются десятки и сотни тысяч томов, но любую из книг можно быстро найти, так как они рас ставлены по системе в соответствии с классификацией. Легко ра зобраться во множестве любых вещей помогает классификация. Что же это такое?

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

        

Существует несколько различных классификаций профессий.

  1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру да (физического и умственного, или исполнительского и творче ского).
  2. Профессии различаются также по уровню квалификации, тре бующемуся от специалиста:

а)        профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б)        профессии, требующие высокой квалификации от работни ка, получаемой в системе среднего специального образова ния (оператор, бухгалтер);

в)        массовые профессии, требующие квалификации (агент, про давец);

г)        профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо чий, грузчик).

  1. Существует и классификация профессий по уровню жестко сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии де лятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества
    (космонавт, дегустатор, артист).
  2. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на пример, промышленность, строительство и др.).
  3. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климо вым и детально разработана его сотрудниками.

Если представить себе, что весь огромный мир профессий — это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимуще ственно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержан ности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, ко торые можно представить в качестве своего рода «профессиональ ных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение про фессии на психологической карте можно описать двумя коорди натами. Только на психологической карте профессий роль широ ты играет тип профессии, а роль долготы — класс профессии  

Что же означают эти координаты на карте профессий, что та кое тип профессий и класс профессий?

Тип профессий — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда раз делены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа. В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов про фессий.

1.        Тип «человек — человек».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, про давец, проводник, участковый инспектор.

2.        Тип «человек — техника».

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре монтник, электромонтер.

3.        Тип «человек — знаковая система».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4.        Тип «человек — художественный образ».

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда нием, проектированием, моделированием художественных произ ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5.        Тип «человек — природа».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем ус пешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

Профессии типа «человек — человек» предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавли вать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдерж ку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать разви тыми речевыми способностями.

Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, прост ранственных представлений, технической осведомленности и со образительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «че ловек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погру жаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле ченному мышлению, оперированию числами.

Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам, творческое, богатое и яркое воображение, развитый художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об разное мышление.

Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешен ным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

Класс профессий — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол нительский и творческий. 

Исполнительский класс

Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу ют высшего образования.

Творческий класс

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред ставить в таблице.

     Деление профессий на типы и классы является достаточно ус ловным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к ка кому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «че ловек — человек». Однако в значительной мере юристу приходит ся иметь дело с текстовой информацией: документами, законами и т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система». Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также дать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Теперь, когда вы познакомились с миром профессий, необхо димо понять, как и почему люди выбирают ту или иную профес сию, т. е. каковы условия и мотивы выбора профессии.

Таблица

Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда

Классы профессий по характеру труда

Исполнительские

Творческие

«Человек — человек»

Воспитатель д/с

Медсестра

Милиционер

Продавец

Социальный работник

Официант

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Учитель

Адвокат

Следователь

«Человек — техника»

Монтажник

Плотник

Слесарь

Токарь

Швея

Штукатур

Электромонтер

Инженер

Конструктор

Технолог

Космонавт

«Человек — знаковая система»

Кассир

Машинистка

Наборщик

Телефонист

Оператор пейджинговой связи

Стенографистка

Бухгалтер

Сейсмолог

Переводчик

Программист

Экономист

      «Человек —

Художественный

 образ»

Закройщик

Парикмахер

Повар

Портной

Фотограф

Гравер

Дизайнер

Архитектор

Музыкант

Хореограф

Художник

Скульптор

Модельер

«Человек —

природа»

Животновод

Садовник

Фермер

Озеленитель

Лесовод

Агроном

Ветеринар

Геолог

Биолог

Химик



Предварительный просмотр:

Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/

    Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

                    Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Худо-
жественный образ

Условия труда

Бытовые

На Открытом воздухе...

Необычные

C повышенной Моральной ответстве-нностью

Средства труда

Ручные

Машины

Автоматизи-
рованные

Функциона-льные

Цели труда

Гностичес-
кие

Преобразую-
щие

Изыскатель-
ские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

      В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов (такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характери-зующих профессию может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек - природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  1. профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  2. профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
  3. профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
  4. профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  5. профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  6. профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  7. профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  8. профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  9. профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  1. профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  2. профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  3. профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  4. профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  5. профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  6. профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  1. устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
  2. потребность в общении,
  3. способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
  4. умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
  5. умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  1. профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
  2. профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
  3. профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

  1. профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
  2. профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
  3. профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
  4. профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий

  1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
    (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
  2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности
    (строитель, пожарник, полевод, агроном).
  3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями
    (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
  4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности
    (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

  1. Профессии, связанные с использованием ручного труда
    (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
  2. Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением
    (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
  3. Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов 
    (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
  4. Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда
    (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

  1. Гностические: распознать, различить , оценить, проверить
    (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  2. Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать
    (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  3. Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать
    (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).



Предварительный просмотр:

Возможности получения профессионального образования в России

Успешность профессиональной подготовки определяет в даль нейшем и успешность профессиональной деятельности человека.

Сориентировавшись в выборе профессии, если, конечно, эта профессия требует получения предварительно определенного на бора знаний, умений и навыков, надо задуматься, а каковы же воз можные пути ее получения.

Ведь если у вас будет специальное профессиональное образо вание, то оно даст вам возможность добиться и лучшей работы, и более высокой заработной платы. Наличие профессионального образования позволяет человеку чувствовать себя более уверен ным в себе, в своих возможностях, хотя оно и не гарантирует, что вы сразу найдете работу по душе и по своей специальности. Чем выше уровень вашего профессионального образования, тем боль шие возможности у вас достичь высокого положения в обществе, успехов в карьере.

Итак, какие же в России существуют виды образования? Какое образование можно получить после окончания школы? Какие бы вают уровни профессионального образования?

Образование в России делится на общее и профессиональное.

Вообще общее образование в России включает в себя три сту пени: начальное общее (соответствует образованию в начальной школе), основное общее (соответствует 9 классам школы) и пол ное общее (которое можно получить не только в школе).

Обязательным в нашей стране считается основное общее обра зование (9 классов средней школы). Однако любой человек в на шей стране по закону имеет право на полное общее (или среднее) образование. Каким образом возможно его получение? Человек, который получил аттестат об окончании основного общего обра зования, может выбирать, продолжать общее образование или начинать образование профессиональное. Так что после оконча ния 9 класса перед учащимися встает выбор: поступать ли им в 10 класс и продолжать образование в школе или поступать в профессиональные учебные заведения, где наряду с основным образованием можно получить и профессию.

В каких же учебных заведениях и какое профессиональное об разование можно получить? Профессиональное образование бы вает начальным, средним и высшим.

Разные учебные заведения дают возможность получить разные уровни профессионального образования. То есть для того, чтобы приобрести какую-нибудь профессию, можно воспользоваться ус лугами различных учебных заведений (училищ, колледжей, лице ев, институтов, университетов и др.).

Начальное профессиональное образование можно получить в профессиональном училище или лицее, а также в некоторых тех никумах и колледжах. Обычно обучение в них позволяет совме щать получение начального профессионального образования с получением среднего общего. Для того чтобы его получить, доста точно иметь, как правило, основное общее образование (9 клас сов), хотя в некоторых случаях по отдельным профессиям необ ходимо полное общее. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практи чески по любой профессии исполнительского класса. Обычно та кое образование можно получить в течение 1-2 лет.

Среднее профессиональное образование можно получить в кол ледже или техникуме. Кроме того, в настоящее время значитель ная часть высших учебных заведений также дает возможность по лучить среднее профессиональное образование. Оно позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий ис полнительского или творческого класса. Среднее профессиональ ное образование можно получить имея основное общее (11 клас сов), полное общее (9 классов) или начальное профессиональное образование. При этом если человек окончил 11 классов или учи лище, то получить среднее профессиональное он может по сокра щенным ускоренным программам. В большинстве случаев имеет ся возможность получить такое образование в течение 2-3 лет.

Высшее профессиональное образование можно приобрести в специальных высших учебных заведениях, к которым относятся различные институты, университеты, академии. При наличии на чального или среднего профессионального образования его мож но также получить по сокращенным ускоренным программам.

Высшее образование можно получить или бесплатно или за плату.

В настоящее время бесплатное образование можно получить только в государственных профессиональных образовательных учреждениях после конкурсного отбора в виде экзамена. За послед ние годы вместе с традиционными государственными и муници пальными профессиональными образовательными учреждениями появилось довольно много различных негосударственных учебных заведений, где обучение проводится на платной основе.

У такого образования есть и свои преимущества. Во-первых, упрощенная процедура поступления, иногда только собеседование без экзаменов, во-вторых, может быть большая заинтересован ность администрации и преподавателей в повышении качества образования. В-третьих, возможность организации более гибкой программы обучения в зависимости от возможностей и интересов учащихся. В-четвертых, предоставление возможности учащимся многократно сдавать экзамены и аттестовываться.

Во многих случаях государственные высшие и средние профес сиональные учебные заведения наряду с бесплатными имеют так же платные отделения.

Если вы выбрали для поступления негосударственное профес сиональное учебное заведение, то обязательно надо познакомить ся с его лицензией на право профессиональной образовательной деятельности и узнать, имеет ли оно государственную аккредита цию и др. В этом случае вы будете иметь гарантию, что вас обуча ют в соответствии с государственными образовательными стандартами и вы получите диплом государственного образца.

Памятка абитуриенту (о чем надо знать, поступая в вуз на плат ное отделение) приведена в Приложении  

Высшее профессиональное образование делится на три уровня: Первый уровень — неполное высшее образование. При этом надо проучиться в высшем учебном заведении не менее 2 лет, после чего можно получить справку о неполном высшем образовании. Второй уровень — получение квалификации «бакалавр». Обу чение длится не менее 4 лет. При получении диплома бакалав ра можно сразу начать профессиональную трудовую деятель ность или можно продолжить дальнейшее обучение в магистратуре.

Третий уровень — получение квалификации «магистра». После получения диплома бакалавра в течение 2 лет осуществляется специальная подготовка, включая практику, с целью дальней шей научно-исследовательской и научно-педагогической дея тельности.

Обучение практически в любом вузе может проходить в виде очного (дневное отделение), вечернего или заочного обучения.

Высшее профессиональное образование позволяет человеку стать специалистом по любой профессии творческого класса на основе имеющегося полного общего или среднего профессиональ ного образования.

Информацию о различных учебных заведениях в Санкт-Петербурге можно получить в справочниках для поступающих в учеб ные заведения, которые выходят ежегодно с соответствующими изменениями. Они дают самую оперативную, полную и точную ин формацию об учебных заведениях, как правило, и государствен ных и негосударственных, включая названия, адреса и телефоны, перечень профессий и их описания, порядок приема. Обязательно надо составить и собственное впечатление об учебном заведении, поговорив с учащимися или выпускниками о качестве образова ния, удовлетворенности обучением. Необходимую информацию можно получить также, посетив «День открытых дверей», кото рые проходят ежегодно во всех вузах.

О выборе своей будущей профессии надо думать заранее, а не за неделю до последнего школьного звонка. Каким же правилам надо следовать?

После того как вы разобрались в своих мечтах и возможностях, выбрали профессию, соберите необходимую информацию.

  1. Для начала изучите весь спектр институтов, колледжей и ли цеев города, выясните, по каким  

     профессиям они готовят спе циалистов.

  1. Прежде чем поступить на курсы или подать документы, спро сите в данном учебном заведении

      лицензию. Проверьте, ука зана ли там интересующая вас профессия.

  1. Узнайте, каков порядок приема в это учебное заведение. Сей час во многих высших учебных заведениях существует по рядок проведения так называемых олимпиад (экзаменов), которые проводятся в зимний период. Набравшие высокие баллы считаются прошедшими конкурс и зачисляются на 1 курс, освобождаясь от летних вступительных экзаменов.
  2. Выясните, когда нужно подавать заявление, какие докумен ты для этого предоставить и, самое главное, какие вступи тельные экзамены необходимо сдавать.
  3. Узнайте, является учебное заведение государственным или негосударственным, кто его учредитель, есть ли лицензии на
    право профессиональной образовательной деятельности. Каков размер платы за обучение? Какие имеются формы обу чения: дневная, вечерняя, заочная, экстернат, какова продол жительность обучения и по каким специальностям осуще ствляется профессиональная подготовка.
  4. Выясните, есть ли какие-то особенные требования к посту пающим: ограничения по полу, возрасту, образованию, со стоянию здоровья, специальным способностям? Какие усло вия предоставляет учебное заведение для обучения(помещение, оборудование, учебные материалы), есть ли база для прохождения практики?
  5. Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников? В настоящее время городская система началь ного профессионального образования учитывает спрос на рынке труда, поддерживает тесные отношения с Департамен том государственной службы занятости.

Несколько заключительных советов о том, как получить хорошую работу

  1. За получение хорошей работы в России надо бороться, так как никто и ничего вам не должен.
  2. Различие между человеком, которому всегда везет, все у него получается, и неудачником заключается в том, как они ве дут дела, а не какими то внешними факторами вроде кризи са на рынке труда.
  3. Чем больше времени вы потратите на определение того, чем вы выгодно отличаетесь от других людей, тем выше ваши шансы.
  4. Если вам уже окончательно ясно, какая работа вам нужна, объясните это всем окружающим людям: вашим знакомым, друзьям, приятелям, родственникам. Чем больше людей об этом знают, тем больше шанс найти именно то, что надо.
  5. Солидные фирмы стараются нанимать уверенных в себе лю дей — поэтому умейте выгодно преподнести им себя.
  6. Не жалейте времени на поиск новой работы: просмотр за явок служб занятости; рекламных изданий, публикующих списки вакансий; рассылку резюме; посещение собеседова ний. Хорошую работу имеет тот, кто способен ее упорно ис кать.
  7. Настраивайтесь на то, что можете получить много отказов Это нормально. При правильном настрое очередной отказ не будет выбивать вас из колеи. Возможно, ваша новая по пытка будет более успешной.        .


Предварительный просмотр:

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

После того как вы ознакомились с множеством профессий, ра зобрались в себе (в своих особенностях, интересах, склонностях и способностях), узнали, какие существуют виды образования в Рос сии и способы его получения, наметили свой профессиональный план, попробуем разобраться в той социально-экономической сре де, общественных условиях, в которых вам придется жить, учить ся и работать.

В настоящий момент наше общество находится на переходном этапе, при котором возникают острые противоречия, сказываю щиеся и на экономическом состоянии всего общества и в микро климате семьи каждого человека.

Переход от административно-командной системы управления хозяйством к рыночным отношениям означает формирование но вого хозяйственного механизма в стране. Новые экономические условия влияют на изменение характера труда и профессиональ ное становление личности. Каждое предприятие теперь должно быть ориентировано на выпуск конкурентоспособной продукции, быть восприимчивым к нововведениям, повышать технический уровень, совершенствовать подходы к управлению.

Переход к рыночной экономике вызвал и появление нового рынка — рынка труда, на котором происходит купля-продажа ра бочей силы в конкурентных условиях. Если раньше после оконча ния среднего или высшего учебного заведения любой выпускник знал, что он обязательно будет трудоустроен по так называемому государственному распределению (то есть существовала система гарантированного устройства дипломированных специалистов), то теперь с переходом к рыночным отношениям каждый человек тру доустраивается самостоятельно. Сейчас каждый человек должен позаботиться о себе сам. Он вправе некоторое время вообще не работать по разным причинам: заниматься воспитанием детей, са мообразованием, ухаживать за членами семьи, требующими ухо да, или может, устраиваться на работу в государственное или частное предприятие, а также самому заниматься индивидуальной тру довой деятельностью.

Для того чтобы достичь цели, которую вы себе наметили, до биться успеха в жизни, получить все то, к чему вы действительно стремитесь, вы должны уметь хорошо «продать» себя, показать себя с самой благоприятной для вас стороны. Существуют опреде ленные правила, которых имеет смысл придерживаться, если рас считываешь на успех.



Предварительный просмотр:

Правила поведения на собеседовании

Руководствуйтесь в своем поведении самыми простыми, но на дежными принципами:

  1. вас должны выслушать, потому что вы интересны;
  2. с вами должны согласиться, потому что вы правы;
  3. таких как вы больше нет, вы уникальны;
  4. таких, как работодатель, много.

Но не стоит упускать из вида, что ваш собеседник может быть настроен точно так же.

Если вам откажут, не расстраивайтесь, так как вы совершенно спокойно сможете прожить и без этой фирмы.

На собеседовании вам может быть задан ряд стандартных во просов. Попробуйте к ним подготовиться заранее.

Вот о чем может спросить работодатель.

  1. Откуда вы узнали о нашей фирме?
  2. Почему вы выбрали именно нашу фирму?
  3. Чем вы предполагаете заниматься у нас?
  4. Есть ли у вас цель в жизни?
  5. Как бы вы себя описали? (Охарактеризуйте себя как лич ность.)
  6. Какого типа работу вы больше всего любите делать?
  7. Почему вам нужна именно эта вакансия? Почему вы считае те, что справитесь с этой работой?
  8. На какой заработок вы рассчитываете?
  9. Какого вида работу вы не любите делать больше всего?
  10. Какие предметы вам нравились больше всего и меньше все го в школе?
  11. Что вам известно о нашей фирме?
  12. Какой у вас есть опыт?
  13. Чем вы можете быть полезны?



Предварительный просмотр:

                           САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Самопрезентация — это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. Самопрезентация происходит независимо от на ших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатле ние на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатле ниями можно и нужно управлять сознательно.

О том, как встречают и оценивают человека окружающие люди, свидетельствуют и многие русские пословицы: «Встречают по одежке, провожают по уму», «По Сеньке и шапка», «Не в свои сани не садись» и др.

Однако успешно самопрезентация реализуется далеко не у всех людей. Если человек негативно настроен к самому себе («У меня ничего не получится», «Все равно меня не примут»), то ему трудно преподнести себя в выгодном свете.

Конечно, стоит учитывать особенности своей нервной системы, так как экстравертам легче найти язык с окружающими людьми (хотя сангвинику проще собраться с мыслями и продумать пред стоящую беседу, чем импульсивному, эмоционально возбудимому холерику).

А интровертам надо приложить для этого определенные уси лия (флегматику необходимо мобилизоваться, иначе он произве дет впечатление вялого и безынициативного человека, а для ме ланхолика с его робостью и неуверенностью это вообще может быть стрессовой ситуацией). Но каким бы ни был по темперамен ту человек, он в любом случае произведет неблагоприятное впе чатление, если будет бестактен, неаккуратен и груб.

 Для начала вам надо научиться представлять о себе необходи мую информацию — резюме. Практически все фирмы при приеме на работу требуют от работника резюме.

 Резюме — информация о профессиональных и личностных ка чествах человека, которые могут заинтересовать потенциального работодателя.

Это документ, содержащий краткую историю карьеры и описа ние профессионально важных качеств человека, который ищет работу. Резюме используется при поиске работы и трудоустройст ве в большинстве зарубежных и отечественных коммерческих фирм, имеет рекламный характер и предназначено для того, что бы предварительно ознакомить работодателя с профессиональны ми возможностями ищущего работу, привлечь к нему внимание, заинтересовать и побудить к встрече.

Оно составляется человеком, который ищет работу, печатается на пишущей машинке или принтере и: а) оставляется работодате лям при их посещении или высылается им по почте или факсу, б) передается фирмам-посредникам, которые занимаются наймом и подбором персонала по заявкам работодателей.

Цель резюме — получить приглашение на собеседование для более подробного знакомства и принятия решения о предложении работы.

Как же правильно составить резюме?

Не существует какой-то строго определенной стандартной фор мы. Можно использовать следующую последовательность пунктов.

  1. Фамилия, имя, отчество. Дата и место рождения. Домашний адрес. Семейное положение.
  2. Образование (название учебного заведения, время обучения, специальность и квалификация).
  3. Опыт работы (начиная с последнего места работы, срок ра боты, название организации, в качестве кого работали, функ ции, если есть — указать рекомендации).
  4. Факультативное образование (дополнительные курсы, от дельные дисциплины, курсы повышения квалификации, на грады, грамоты, степени, звания, участие в конференциях и семинарах и т. д.)
  5. Дополнительные навыки (достижения, навыки и умения, приобретенные в ходе работы, владение иностранными язы ками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав).

6.Основные черты характера, которые вы цените в себе.

  1. Увлечения.
  2. Пожелания (о характере ожидаемой работы). Для связи: те лефон.

9. Дата и подпись.

Следует помнить, что:

  1. вместо заголовка используется фамилия, имя и отчество, за головок «Резюме» не используется;
  2. текст должен быть четким, отпечатанным, его надо уместить на одной — двух страницах;
  3. важно указать круг обязанностей, которые вы выполняли на предыдущем месте работы, указать, чем вы занимались и за что отвечали;
  4. будьте как можно точнее в формулировках, помните, что не четкое описание себя и своих профессиональных возможно стей создаст о вас столь же неопределенное впечатление;
  5. опишите, какой опыт работы вы имеете, даже если это опыт во время обучения или практики;
  6. опыт работы необходимо излагать в порядке, обратном хро нологическому;
  7. не стоит указывать ничего негативного о себе, но вы должны быть готовы в позитивном тоне обсуждать эти вопросы в ходе собеседования;
  8. проверьте, нет ли в тексте орфографических ошибок;
  9. помните, что вы должны подать себя как можно лучше, что бы заинтересовать собой работодателя.

 

Резюме должно удовлетворять следующим требованиям.

Краткость

Объем текста не должен превышать двух страниц. Боль ший текст, вероятно, не будет читаться работодателем.

Уместность

Пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.

Правдивость

Представляйте только ту информацию, которую вы мо жете полностью подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут впоследствии проверяться.

Позитивный характер

Создавайте благоприятное впечатление, подчеркивай те только положительные качества и сильные сторо ны, перечисляйте только успехи. Не включайте инфор мацию, которая может не понравиться работодателю.

Систематичность

Излагайте информацию последовательно, не допус кайте пропусков во времени.

Уникальность

Пишите о том, что характеризует именно вас, отлича ет вас от большинства других кандидатов.

Хороший стиль изложения

Пользуйтесь точными формулировками, избегайте не понятных сокращений и жаргона.

Приятное оформление

Используйте только качественную бумагу и хороший шрифт. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечат ки. Резюме должно легко читаться.

Некоторые работодатели при приеме на работу используют раз личные психологические тесты для оценки способностей своих будущих работников. Тестирование может проводить только ква лифицированный психолог — профконсультант и вы имеете пол ное право после проведения тестирования попросить ознакомить вас с результатами. Тесты могут быть двух видов: личностные оп росники и интеллектуальные тесты. К сожалению, невозможно заранее предсказать, что вам будет предложено, так как существу ют десятки методик. Помните, что в большинстве личностных оп росников включена так называемая «шкала лжи» или достоверно сти. С одним из таких личностных тестов, включающих в себя «шкалу лжи», вы познакомились, когда определяли особенности своей нервной системы, тип темперамента. Также вы попробовали пройти и ряд небольших интеллектуальных тестов.



Предварительный просмотр:

                             ИНТЕРВЬЮ

Однако далеко не всегда при приеме на работу солидные реко мендации и впечатляющие резюме гарантируют удачу. Главное — это собеседование или интервью. Многие люди больше всего бо ятся именно его. Но вместе с тем собеседование — это наилучший способ показать работодателю свои лучшие качества, значитель но более гибкая форма оценки работника, чем анализ его доку ментов. Интервью — это беседа с потенциальным работодателем, в ходе которого надо произвести на него хорошее впечатление.

Это своего рода своеобразная психологическая дуэль, в кото рой обе стороны остаются в выигрыше, если вам удастся найти общий язык с работодателем. От впечатления, которое вам уда лось произвести в первые 30 секунд, зависит успех вашего пред приятия.

Главное, что вы должны продемонстрировать на собеседова нии, — это зачем вы нужны данной организации и почему именно вы. Лучший путь подготовиться к собеседованию — провести пару тренировочных занятий дома. Именно от подготовки зависит 80% успеха.

  1. Постарайтесь заранее как можно больше узнать об организа ции, в которую вы нанимаетесь на работу. Если есть возможность, посетите организацию, не привлекая к себе внимания. Взгляните своими глазами, как выглядит офис, как одеты сотрудники, поста райтесь почувствовать дух этой организации, ведь может случить ся так, что она вам совсем не подходит.
  2. Постарайтесь побольше узнать о характере предстоящей ра боты. Вопросы о режиме работы, зарплате и прочем вы можете задать на собеседовании, но если вам удастся поговорить с кем-нибудь из организации заранее, вы можете получить много полез ной информации.
  3. Составьте список всего того, что может понадобиться на со беседовании. При встрече надо иметь с собой документы: паспорт, документы об образовании, трудовую книжку. Все документы и их копии уложите в папку, на которой написаны ваша фамилия и но мер телефона.
  4. Составьте список ожидаемых вопросов и продумайте свои ответы. Заготовьте вопросы, которые вы зададите, если предста вится возможность.
  5. Лучше всего одеться так, как принято в организации или фир ме, в которую вы идете. Если вы не имели возможности оценить, как одеваются сотрудники этой фирмы, ваша одежда должна быть официальной.
  6. Очень важно прибыть на собеседование вовремя.
  7. Когда пригласят войти, то входить надо спокойно, без спеш ки, сохраняя уверенный и деловой вид. Вежливо поприветствуйте собеседника. Желательно (заранее узнав, как его зовут) обращаться по имени и отчеству.
  1. Во время беседы необходимо показать, что вы внимательно слушаете собеседника. Отвечайте ровным, спокойным голосом и только по делу.
  2. Постарайтесь закончить вашу встречу в позитивном тоне, подтвердите свою заинтересованность в получении данной рабо ты. Поблагодарите своего собеседника за то, что он уделил вам часть своего времени.