«РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МОДУЛЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МХК В РАМКАХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ»

Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,
это - и любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам её культуры,
гордость своей историей…
Д.С. Лихачев
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любовь к малой Родине – это нечто отвлечённое,
это - и любовь к своему народу,
к своей местности, к памятникам её культуры,
гордость своей историей…
Д.С. Лихачев

      Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» уделяет особое внимание краеведческому подходу. Эстетическое краеведение, является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся.
Н. Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение.
Проблема гуманизации образования и гуманизации школы предполагает изменение положения уроков изобразительного искусства. Искусство порождено потребностью сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности человека. При этом передается, стало быть, и художественно воплощается жизнедеятельность лишь общественно необходимая, то есть имеющая для общества большое значение. Искусство в своем художественном содержании, по словам философа А.Еремеева, хранило данный уровень отношения людей к окружающему миру, оно делало бессмертным необходимые обществу чувства, необходимый обществу способ реагирования на мир.
Школьный урок изобразительного искусства, построенный в соответствии с требованиями современного уровня науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, должен быть пронизан элементами краеведения. Например, рассмотрев тему «Искусство в твоем доме» можно увидеть, что на уроках по данной теме возможно использование в беседе сведений об особенностях народных игрушек , их значение в жизни, способах их изготовления и материалах, используемых для их изготовления. Также можно поговорить об особенностях и технологии изготовления посуды, об украшении и национальных орнаментов.Также в курсе данной программы автором предложена большая тема под названием «Искусство на улицах твоего города». Уроки по данной теме предполагают рассказ о памятниках архитектуры родного края, города, их истории, демонстрации фотографий старых и современных памятников архитектуры, рассказ об истории парков и скверов родного края, их значении, беседа об истории транспорта, сравнение средств передвижения в прошлом и настоящем.

При прохождении темы «Художник и зрелище» педагог также может очень широко использовать краеведческий материал.( Реализация проекта «Кукольный театр»)

На уроке по теме «Художник и музей» педагог может рассказать учащимся о музеях родного города, можно провести предварительную экскурсию в музей, рассказать об особенностях жизни племени Мурома. Также, при прохождении этой темы, большое внимание уделяется природе родного края, заповедных местах.

В первом и втором классах в рамках НРК проводятся уроки по иллюстрированию сказаний различных народов, которые являются коренными в данном крае. С целью повышения их эффективности учителю необходимо интегрировать в учебный процесс разные виды народного искусства  (прикладное искусство, музыку, танец, поэзию), применяя для этого современные мультимедийные технологии обучения.

В третьем классе учитель продолжает уделять внимание изучению родного края. На данных уроках дети также изучают особенности искусства Владимирской области, искусство на улицах города Мурома, памятники архитектуры, парки и скверы, музеи, театр.

В четвертом классе школьники более подробно изучают особенности искусства родного края. Включение элементов краеведения на уроках - лучшая пища для детского ума и воображения, средство развития памяти, интереса, внимания и воли. На этих уроках создаются благоприятные условия для развития логического мышления детей. Ученик, опираясь на конкретно-образное мышление, возникающее в процессе наблюдения, приходит к умозаключениям, обобщениям, применяя доступные для его возраста логические операции: сравнения и аналогии, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию. Задача учителя умело направлять мыслительную деятельность детей.
Всё это способствует всестороннему развитию школьников, развивает их познавательные способности и интерес к изучению родного края, формирует устойчивые качества личности, развивает разум и чувства. Использование краеведческого материала, несомненно, играет большую роль и в формировании исторического сознания детей.

В средних классах школьники знакомятся более подробно с особенностями местной народной вышивки, деталями народного костюма и излюбленными цветовыми сочетаниями на тематических уроках: Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Краеведческий материал можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении пейзажа, натюрморта, портрета, исторического и бытового жанров.
Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя и то, что чувствуют. Это изображение явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы родного края, увидеть её красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности. Процесс написания пейзажа родных земель приносит учащимся радость, душевное равновесие. Дети рисуют свободно, не боясь красок и размера листа, выражая в рисунке свои впечатления, свой внутренний мир.
При знакомстве с творчеством современных художников, особое внимание нужно уделять работам своих земляков. Используя краеведческий материал на уроке, дети в интересной форме узнают не только о месте рождения художника, но и его юности, необычных случаях, способствующих написанию картин.
При изучении темы «Натюрморт», можно использовать атрибуты быта, так как, анализируя каждый предмет, дети рассматривают не только форму и цвет, но и знакомятся с его предназначением, его историей.
Познавая красоту изобразительного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть предметы искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает попасть детям в необычный мир искусства, приобщая их к художественной культуре. На таких уроках у учащихся пробуждается вера в свои творческие способности, свою индивидуальность, неповторимость, вера в то, что каждый ребёнок пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Одним из важнейших, можно сказать, определяющим качеством личности любого человека, в том числе и школьника, является любовь к Родине. Для растущего человека ёмким понятием «Родина» исчерпывается всё, что его окружает, всё «чем он живёт»: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные, а также духовные ценности, созданные соотечественниками. Следовательно, любовь к Родине включает любовь ко всему, что составляет его содержание, любовь к родной природе, к окружающим людям, их труду и результатам труда.
Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно и нашим предкам. Учащиеся должны почувствовать специфическую красоту произведения, творимую художниками в разных видах искусства разными художественными средствами.

Процесс восприятия содержания произведений регионального изобразительного искусства будет более эффективным, если и он будет осуществляться на основе интеграции с другими культурными ценностями региона: фольклором, музыкой, поэзией, танцами, этикетом. Это поможет формированию у детей целостного эстетического представления о культуре нашего  народа.

Таким образом, рассмотрев основные программы обучения изобразительному искусству в  школе, можно сделать вывод, что каждый раздел программы предполагает использование педагогом краеведческого материала.

Уроки изобразительного искусства по данным программам связанные с применением краеведческого материала призваны решать следующие задачи:

1. Повышение уровня знаний о родном крае – знакомство с его историей, традициями, культурой;

2. Воспитание патриотизма;

3. Формирование чувства ответственности за сохранение природы и традиций родного края;

4. Развитие творческого потенциала учащихся и их познавательной активности;

5. Формирование эмоционального опыта детей.

Использование педагогом краеведческого материала при изучении каждого раздела сделает обучение не только интересным, но и активизирует деятельность детей. В осуществлении краеведческого подхода на уроках изобразительной деятельности, принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся.

. Методика использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства

Один из путей активизации учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству и совершенствованию средств эстетического воспитания видится в использовании краеведческого принципа. В школьном краеведении заключены огромные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию. Краеведению принадлежит важное место в укреплении связи обучения с жизнью.

Центральной темой краеведческих материалов на уроках развития речи является тема о родном крае, а в частности это тексты о прошлой и современной жизни области, края или города, отрывки из воспоминаний исследователей нашего края.

Краеведческий материал, используемый в зависимости от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения Краеведческие материалы, использующиеся на уроках изобразительной деятельности, можно разделить на несколько групп:

1) Информация о природе родного нашего края (описания животных и растений, статьи, фотографии и т.д.);

2) Картины местных художников, архитекторов, поэтов и т.д., а также сведения об их творчестве;

3) Предметы быта, созданные мастерами местных народных промыслов и информация об этих промыслах;

4) Исторические сведения о регионе;

5) Материалы об истории, традициях, особенностях быта и т.д.

Эффективным средством является предварительная экскурсия в природу, музей, в процессе чего дети не просто вспоминают особенности тех или иных предметов, могут понаблюдать, рассмотреть их, что даст положительные результаты, дети смогут правильно и четко передать все особенности рассматриваемых предметов. Использование данного средства не только активизирует деятельность учащихся, но и придаст уроку эмоциональную окрашенность. Такая предварительная работа вызывает у учеников потребность высказаться, посредством рисования – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.

На уроке, во время рассматривания картин, фотографий, дети не только знакомятся с родным краем и его традициями, но и развивается речь, так как детей просят высказаться. Ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства проходит в виде беседы. Например, на уроке «Волшебные краски осени» дети могут не только рассмотреть картины Муромских художников, но и провести наблюдение за осенними листьями, отметить всю красоту осенних листьев, проанализировать так или нет художник передал настроение осени. Также с детьми можно провести беседу о родном крае, затем, при рассматривании картин педагог может объяснить детям последовательности рисования деревьев. На данном уроке у детей развивается образная память, формируется эмоциональная отзывчивость к родной природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с использованием краеведческого материала активизирует познавательную деятельность детей, что дает возможность более успешно решать все задачи обучения и развития в начальной школе.

Использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства в школе – это целая система, выстраиваемая педагогом совместно с обучающимися и даже с их родителями, которая способна привести к новому видению преподавания предмета, к повышению его значимости. Каждый педагог будет выстраивать эту систему согласно своим способностям, возможностям и потребностям.



Предварительный просмотр:

Краеведение на уроках изобразительного искусства

                                                               

                                                Кузнецова Елена Владимировна,                              

                учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ № 6»

г. Муром.

2014



Предварительный просмотр:

«Согласованно»                                                                         «Утверждаю»

методист ЦРПК                                                                        директор ЦРПК

_______________(Т.Ю.Ратушная)                                          _______________(Г.Н.Тростина)

Управление образования округа Муром

Владимирской области

Выступление на ГМО учителей ИЗО, черчения, МХК на тему:

«Средства активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изо и МХК через знания традиций родного края ».

Подготовила учитель

Громова Елена Вячеславовна.

Январь 2014

Средства активизации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изо и МХК через знания традиций родного края.

Изучение культурного наследия родного края способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.

 Опыт нравственного воспитания наших предков может быть с успехом использован современной педагогикой, в воспитании национального достоинства русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. 

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.  

В законе «Об образовании», программах по изобразительному искусству и МХК обозначена необходимость изучения национальной культуры. Определение места и роли культуры в обучении и воспитании молодежи является одной из ключевых проблем модернизации современного российского образования.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет огромную воспитательную силу.

Применение на уроках приемов и средств воспитания и обучения с использованием народных традиций является важнейшим средством передачи детям исторического опыта народа, в виде социальных норм и правил.

Учитель изобразительного искусства и МХК всегда должен, находится в постоянном поиске способов развития творческих возможностей детей и способов формирования образного мышления, а так же в поиске и подборе дидактического материала, средства традиционной педагогики: художественного слова, устно - поэтического фольклора,  образцов народного декоративно-прикладного искусства.

Народное и декоративно-прикладное искусство Владимирской области – являются важной составной частью художественной культуры края.

Народные промыслы нашего края своими корнями уходят в глубокую древность. В области получили развитие строительство из камня, обработка металла, резьба по дереву, строчка и вышивка гладью, ручное и машинное ткачество, вязание чулок и варег, сапожно-скорняжный промысел, изготовление глиняной игрушки и посуды, иконописный промысел.

Суздаль и Владимир, Юрьев-Польский и Гороховец богаты памятниками зодчества и мастерства. Есть и в Муроме памятники архитектуры, достойные внимания.

Кузнечное дело получило широкое развитие на владимирщине еще в IX-X веках

      Народные умельцы-мастера ювелиры владели способом изготовления художественных изделий из крученой гладкой проволоки "Филигрань", или скань (от древнерусского слова "екать" - сучить, свивать). В Мстере в XVII-XVIII вв. ювелиры наладили поточное производство икон, и в XIX веке здесь открылась фабрика по изготовлению окладов с помощью штамповки из дешевой фольги.

Наш край испокон веков славился хорошими плотниками, рубившими жилые дома, колодцы и терема из дерева, украшавшими их сложными и красивыми орнаментами. Были в почете также производство предметов из дуба, лыка, бересты, сундучный промысел и посуда, хозяйственный инвентарь.

Знаменитая лаковая миниатюра Мстеры получила свое начало от школы иконописи XVII века.

В конце прошлого века на земле Владимирской получило развитие ткачество хлопчатобумажное, шерстяное, льняное и шелковое.

Область долгое время была и остается лидером России по производству стекла, хрусталя.

Русский народный костюм - это источник творчества.

Знакомство с народным традиционным костюмом области, одним из наиболее интересных и разнообразных в России находит место в планировании уроков в 5 классе по изобразительному искусству в разделе «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека»

В наши дни на владимирщине, с большим весельем и с любимыми в народе забавами и играми проходят праздники:  Рождество, Святки, Масленица.

Как прекрасна владимирская природа!

Не менее богата и фауна: Национальный парк «Мещёра», Клязьминский заказник.

Православный и народный  календарь в планировании уроков,  является большим помощником и добрым  учителем. Это годовой круг крестьянского бытия, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, за которыми закреплены отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Он подробно рассказывает о православных праздниках, истории их происхождения, а также  связанных с ними традициях и народных обычаях.

Изучение народной культуры родного края представляет себе широкие возможности на уроках ИЗО, МХК и внеурочной деятельности для  преодоления тенденции к бездуховности, играет огромную роль в эстетическом развитии личности и активизации в художественно - творческой деятельности школьников. Учитель должен взять на вооружение весь арсенал средств воздействия этнопедагогики на чувства, сознание и  поведение детей, на формирование качеств, отвечающих представлениям истиной человечности, о доброте в современном мире и интереса к жизни, приобщить к эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народа земли, через собственное творчество и создание художественных образов.

Применение краеведческих знаний

Участие детей

в конкурсах: 2012-2013

По ИЗО

  • Святые заступники Руси(11 участников)
  • Для меня Россия начинается здесь
  • Мы на Севере живем(3 участника)
  • Этот город- самый лучший город Земле…
  • Мама-первое слово
  • Шагает осень по земле
  • Рождественская звезда

По МХК

  • Областная олимпиада по религиоведению

Библиография

-Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

-Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ Н.А. Горяева, О.В. Островская – М.: Просвещение 2003 г.

-Сто народов сто языков; этнографические очерки \ Л.М. Минц, А.С. Миловский, И.А. Софиев, М.: Просвещение, 1999 г.

-Уроки изобразительного искусства в начальной школе О.В. Островская. М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004г..



Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Людмила Александровна рогожина, я учитель изобразительного искусства школы №8

Жизнь не стоит на месте. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня во многом утратило свое значение. Жизнь поставила перед каждым учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования таких, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью.

Решить эту задачу мне в значительной мере позволяют музейные уроки, которые я провожу со своими учащимися в рамках курса «Изобразительное искусство».

Именно необходимость формирования у школьников активной жизненной позиции, развития духовно-нравственных ценностей определили тему моей работы: «Формирование ценностных отношений к родному краю через музейные уроки изобразительного искусства»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что формирование ценностного отношения к родному краю школьников осуществляется более успешно через организацию и проведение уроков изобразительного искусства в стенах музеев и выставочных залов города.

Предлагаемый опыт относится к уровню усовершенствования.

Новизна заключается в систематизации и обобщении опыта по формированию ценностного отношения школьников к родному краю и развитию их творческой активности через систему уроков изобразительного искусства в музеях и выставочных залах города.

Теоретическая база опыта опирается на основные положения культурно-исторической педагогики.

Целью моей деятельности является формирование ценностного отношения школьников к родному краю.

Для достижения цели определены следующие задачи: Вы их видите на слайде.

Музейный урок изобразительного искусства проводится в стенах музея, где имеется специальное место для работы учащихся с различными художественными материалами . Это – не урок-экскурсия, где все время урока занимает экспозиционное обозрение. Это урок изобразительного искусства, где основной вид деятельности – изобразительное творчество.

При подготовке и проведении музейных уроков я использую методы, которые вы видите на слайде

Данные методы обучения и воспитания способствуют включению школьников в процесс конструирования урока в соавторстве со мной, учителем; предполагают использование результативных форм совместной творческой работы, оценивание не только степени достижения поставленных целей, но и интереса учащихся, их инициативности, сотрудничества.

Разнообразные же формы уроков, такие как

- заочное путешествие

-сюжетно-ролевые игры

-уроки-посиделки, уроки-практикумы, включение в урок моментов театрализации, отрывков исторической драматургии обеспечивают условия для проявления познавательной активности учащихся, которая побуждает их к творческой деятельности.

На занятиях необходимо помнить, что экскурсионная часть урока – это знакомство с малой частью экспозиции, что позволяет лучше усвоить увиденное и на примере этого попробовать создать свой вариант работы по всем художественным правилам и принципам.

На конкретном материале и доступных предметах я предлагаю детям поразмышлять над тем, что такое предмет, какова его эстетика, в чем сущность, неразрывность исторического времени.

К данным урокам я даю детям опережающие поисковые задания по изучаемой теме, и во время экскурсионной части мы используем найденный материал в добавление к услышанному и увиденному.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение.

Наибольший активизирующий эффект на музейных занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение

-работать в группе

-находить варианты возможного решения познавательной задачи (проблемы).

Проведение музейных уроков требует, безусловно, большой, кропотливой работы. И здесь не обойтись без помощи родителей. Они мои единомышленники, помощники и активные участники образовательного процесса, понимающие, что проведение уроков изобразительного искусства в стенах музея способствует формированию ценностных отношений школьников к влияниям жизни и искусству, так как это воспитание, основанное на знании традиций, культуры, истории малой Родины.

Таким образом, музейные уроки помогают ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, развить творческие способности.

Развитие ценностного отношения к родному краю хорошо просматривается в художественных работах детей, которые на различных конкурсах занимают призовые места.

После проведения таких уроков среди моих учащихся увеличилось количество тех, кто чаще стал посещать музеи и выставочные центры вместе с родителями. При этом дети сами выступают в роли экскурсоводов  для своих товарищей и родителей – это отмечают работники музея, наблюдая за посетителями. Увеличилось количество детей, желающих освоить виды ремесел: гончарное, лоскутную технику, моделирование русского костюма, роспись пряников и т.д. Большим спросом у молодого поколения пользуются занятия в музее «Вареж».

Систематическое проведение музейных уроков укрепляет в сознании школьника такие ценности, как гордость, патриотизм, любовь, гражданственность, чувство прекрасного, доброта. Диагностировать которые помогает работа в рамках регионально-эспериментальной площадки.

Осознание данных ценностей прослеживается и в деятельности выпускников нашей школы, которые являются постоянными участниками историко-поисковых отрядов, ежегодно организуемых на базе МПСУ. Волонтерское движение выпускников школы – студентов МИВЛГУ и учащихся старших классов «Против АЭС в Монаково» - показатель их активной гражданской позиции.

Все это свидетельствует о том, что ценностное отношение к родному краю – потребность современного человека.

Проработав в школе почти четверть века, я ясно осознаю, что быть учителем в современной школе трудно, но возможно. Главное. Помнить, что «в каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить». Поэтому я в постоянном поиске, чтобы помочь каждому ученику обрести чувство собственного достоинства, веру в себя, понимание, что он многое знает, умеет, на многое способен, воспитать своих учеников настоящими гражданами своей страны. А это вполне возможно, так как « в душе каждого ребенка есть невидимые струны, и если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»