«АНАЛИЗ И ВЫБОР УМК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, МХК, ЧЕРЧЕНИЮ» (МО 25 марта 2014 года)

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя ИЗО и черчения Пчелиной Т.

Компьютерные технологии

На мой взгляд, современные компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения черчению. Для учителя черчения использование современных технологий  является средством обучения, обеспечивающим эффективность образовательного процесса; инструментом познания, расширяющим кругозор, открывающим     новые     возможности для совершенствования учебно-познавательной деятельности; средством развития личности, способной адаптироваться к новым достижениям научно-технического прогресса.

Компьютерные        технологии — это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий - ярких и красочных, новый способ обработки информации, новые формы проверки знаний учащихся. Я считаю, что информационные технологии необходимо использовать так, чтобы они помогали решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи обучения черчению. Использование компьютера в обучении черчению способствует не только повышению у ребят интереса к предмету, но и развитию мышления, формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной исследовательской работе.

Мне кажется, что сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.  Однако следует обсудить способы и методы использования компьютера в уроке черчения.

Использование компьютерных технологий как инновационная деятельность.

В современной педагогике много говорят об инновациях в процесс обучения.

Инновации прежде всего связывают с новыми технологиями. Чаще всего объектами инноваций оказываются одни и те же педагогические проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем  материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени и т.д. Внедрение  продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий обучения и воспитания – постоянные области разработки инновационных идей.

Специалисты всего мира единодушны в критике традиционной педагогики. Ей противопоставляется педагогика инновационная. При этом говорится о новой науке, основными задачами которой является изменение господствующей теории и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.

Первым инновационным направлением развития педагогической теории приходится признать возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики Я. А. Коменского.

Второе направление инновационных преобразований в педагогической науке связано с применением новых информационных средств массовой коммуникации. Сегодня мы         находимся лишь на начальной стадии этих преобразований, пытаясь применить для совершенствования дидактического процесса новые информационные средства: интерактивные компьютерные программы, средства накопления, хранения и обработки информации, дистанционное обучение и т.д. Все они призваны решить старую задачу: внедрить знания в сознание обучающихся.

По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания. Использование компьютера в качестве орудия познания человека означает появление новых форм мыслительной, мнемонической (от греч. mnemonikon – искусство запоминания), творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека.

Использование компьютерной техники на уроке черчения.

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В своей работе я выделяю следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • «проникающая» технология (применение компьютерного обучения: по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
  • монотехнология  (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера).

     С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • стремлюсь воспитывать личность «информационного общества»;
  • даю каждому так много учебного материала, как он может усвоить;
  • формирую исследовательские умения, умение принимать оптимальные решения.

«Проникающая» технология использования компьютера способствует не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развития у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Работу «проникающей» технологии позволяет обеспечить использование мультимедийной презентации. Презентация позволяет реализовать наглядный метод обучения, что очень важно на уроке черчения.

При использовании такой технологии на некоторое время обучающее воздействие передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих фектсамостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

В рамках реализации монотехнологии я предлагаю учащимся использовать систему автоматизированного проектирования при выполнении графических работ. В этом случае каждый ученик контактирует с компьютером.

С использованием современной компьютерной техники стало возможной подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке черчения.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. На мой взгляд, это обеспечивает усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также индивидуализацию, интенсификацию процесса обучения и повышение качества обучения на каждом этапе урока черчения.

       

Использование мультимедийных презентаций на уроках черчения.

Каким должен быть современный урок? Современный урок - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока.

Мультимедийная презентация, наиболее оптимально и эфивно соответствует триединой дидактической цели урока:

знаний из готовых источников, Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.         

Использование презентаций  на уроке черчения дает возможность:

  • ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал;
  • обсудить просмотренный материал с учащимися;
  • принять совместное решение по предлагаемым заданиям;
  • организовать индивидуальную работу с последующей проверкой на экране.

Презентации я стараюсь использовать своевременно, в самых необходимых моментах урока, как линейку, циркуль и другое оборудование. В кабинете черчения имеются проектор, экран и компьютер.

Это оборудование позволяет:

  • учить детей работать в группе;
  • развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества;
  • учителю со своего рабочего места руководить действиями группы учащихся и в нужный момент оказать необходимую помощь.

Уроки черчения обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока с использованием презентации:

•        содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;

•        большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и анализировать;                                                                  

•        черчение   служит   опорным предметом для изучения некоторых  других дисциплин;        

•        теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения графических задач.

Использовать презентацию можно         на любом этапе урока черчения: проверки домашнего задания, организации фронтального    опроса,     подготовки учащихся к активному и сознательному   усвоению   нового   материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, выполнения практической работы. Но нужно помнить, что каждый этап урока требует  детальной  проработки.  

На этапе актуализации знаний слайд использую для создания проблемной ситуации. Даю задания, с которыми ученики справляются, не испытывая затруднений. Далее предлагаю выполнить задание, с которым учащиеся не знакомы, тем самым акцентируя внимание учащихся на актуальности темы урока.

На этапе проверки домашнего задания слайды позволяют провести мозговой штурм по основным понятиям, проверить внимательность учащихся (для этого на слайд размещаю задание «лови ошибку»).

На этапе изучения нового материала сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала, провести словарную работу, анализ изделия, чтение чертежа. Педагог может продемонстрировать пошаговое выполнение алгоритма построения технического рисунка, привести примеры, показать связь изучаемого материала с жизнью.

На этапе первичного закрепления и повторения ученики решают задания, подобные тем, с уроке. В этом случае мною практикуется заполнение содержания слайдов графическими задачами разного уровня сложности, а также подсказками, алгоритмами и справочными материалами. Для организации работы с учащимися низкой мотивации на слайдах предлагаю опорные схемы и карты.

При организации контроля знаний я используют тесты, вопросы к которым размещаю на сладе, с последующей взаимопроверкой и взаимным контролем, а так же графические задания.  Подобный способ проверки знаний разнообразит содержание урока черчения. В ходе работы с тестом учащийся может оценить качество выполнения задания. В процессе тестирования существует четкая обратная связь. Серия тестов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения предмета. Размещение на слайдах графических заданий обеспечивает реализацию наглядного метода обучения, а так же экономит время учителя.

Обобщая  свой опыт использования интерактивной презентации на уроке черчения, могу предложить таблицу, которая характеризует сочетание традиционных средств обучения с интерактивными презентациями.

Методы обучеиия

Применение традиционных средств

и их дидактические возможности

Применение интерактивных средств

Словесные.

Печатное слово (учебники и учебные

пособия, книги). Ведущее средство- живое слово, которое легко сочетается с другими

средствами обучения. Позволяет в сжатые

сроки обогатить память учащихся

обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана,

точно такого же содержания. Гиперссылка позволяет найти быстро нужную информацию

Наглядные:

Натуральные объекты, модели, макеты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях 

Наглядные:

Натуральные объекты, модели, макеты, таблицы, схемы, иллюстрации.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях 

Практические:

Упражнения, практические работы

Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических  работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций

Методы контроля:

Устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое и контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка результатов усвоения материала отсрочена на некоторое время

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная оценка с указанием ошибки и одновременной коррекции результатов

        ; 

      Безусловно, умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование презентации разнообразит учебный процесс, повышает его эффективность, стимулирует познавательный интерес учащихся.

Использование систем автоматизированного проектирования на уроке черчения

На мой взгляд, на уроках черчения учитель должен готовить своих учеников к продолжению образования в ВУЗах, профессиональных училищах, политехнических колледжах. А в настоящее время в большинстве ВУЗов, политехнических колледжей в обучении используют системы автоматизированного проектирования при выполнении чертежей конструкций и изделий. Следовательно, каждый учитель черчения должен не только уметь работать в системах автоматизированного проектирования, но и включать элементы работы с САПР в свои уроки.

 Конечно же для организации такого обучения необходимо выполнение следующих требований:

- хорошая техническая база, а именно,  наличие кабинета информатики и информационных технологий;

- достаточная подготовка учащихся: обучение компьютерной грамотности, начинается с первой ступени;

- высококвалифицированный преподаватель, который является специалистом в области черчения и достаточно хорошо владеет компьютером;

- гибкость в системе управления образовательного учреждения, ее способность распознавать и осваивать новое, перестраиваться и порождать прогрессивные организационные формы и методы учебной работы.

В нашей гимназии все вышеперечисленные требования выполняются, что позволяет проводить уроки в компьютерном классе и выполнять графические работы в специализированных программах проектирования.

Для выполнения чертежных работ мною применяется специальная программа Компас – 3D. Выбор именно этой программы обусловлен  тем, что ученики знакомятся с основами работы в ней на уроках информатики в 7 классе. К тому же, система автоматизированного проектирования Компас – 3D не просто графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в машиностроении и различных графических работ в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер чертежей, графиков, схем и подобных изображений. Кроме того после работы в этой программе ученикам будет достаточно легко освоить работу в программе AutoCad.

Работа на компьютерах в системе Компас – 3D  на уроках черчения чередуется с работой на бумаге: когда учитель дает основные базовые сведения, тонкости учебного материала. После усвоения теории ученики переходят к компьютерам. Интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента учебной работы учащихся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства, используемого на немногих уроках информатики превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить ученика и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой деятельности.

Я вижу, что такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников гимназии достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т.д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных персональными ЭВМ становится обязательной частью современного общества. Современная жизнь показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места.

Влияние использования компьютера на уроках черчения на качество знаний учащихся

Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для учителя: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Анализируя результаты контрольных срезов по черчению за 2007 – 2008 и 2008 – 2009 уч. Годы можно смело сказать о том, что использование компьютерных технологий позволяет стимулировать качества знаний учащихся. Такой вывод можно сделать, анализируя следующие диаграммы, отражающие успеваемость учащихся.

Анализируя опыт, накопленный мною, можно сделать вывод о том, что использование современных компьютерных технологий на уроке черчения  позволяет:

  •  сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных   возможностей   современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
  •  эффективно решать  проблему  наглядности обучения;
  •  индивидуализировать    процесс   обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися
    учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;

• совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и      корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи

        • организовывать учебно - исследователъскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников,  творческую активность.

Уроки с использованием компьютерных технологий помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию изучению черчения.



Предварительный просмотр:

Образовательные технологии

Образовательная технология (технология в сфере образования) –- это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

Образовательные технологии – совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством учащимся необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования

Образовательная технология связана с процессом постановки и реализации заданных образовательных целей, достижение которых гарантируется вне зависимости от мастерства педагогов и обеспечивается всем арсеналом психолого-педагогических, управленческих и технических средств, методов и форм.

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к ученику (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность ученика  носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.

Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:

Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).

Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.

Практическое занятие –  занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.

Лабораторная работа – организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.

2. Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для  стимулирование активной познавательной деятельности школьников .

Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:

Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.  

Лекция  «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического  общения двух людей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).

Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от школьника применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.

Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») –  обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

3. Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.

Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

4. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.

Основные типы проектов:

Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).

Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).

Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор  и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).

5. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.

Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:

Лекция «обратной связи» – лекция–провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.

Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.

6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.

Под инновационными методами  подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у учащихся творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины:

- использование мультимедийных учебников, электронных версий эксклюзивных курсов в преподавании дисциплины;

- использование медиаресурсов, энциклопедий, электронных библиотек и  Интернет;

- проведение электронных презентаций рефератов, курсовых  и выпускных квалификационных работ;

- проведение занятий в режиме видеоконференцсвязи;

- консультирование с использованием электронной почты;

- использование программно-педагогических тестовых заданий для проверки знаний  и т.д.

Кроме того, инновационные методы также предполагают и применение методов активного обучения:

- интерактивные методы обучения: кейс-стади, метод проектов;

- методы проблемного обучения, решение ситуативных задач;

- исследовательские методы;

- тренинговые формы;

- проведение деловых и ролевых игр, круглых столов  на базе современных информационных технологий.



Предварительный просмотр:

РЕБУСЫ «ЧЕРТЕЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»

 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

10. 

 

Ответы: 1.Циркуль. 2 Пенал. 3. Стерка. 4. Транспортир. 5.Формат. 6. Шаблон. 7. Ластик. 8. Калька. 9. Лекало. 10. Ватман.

 

РЕБУСЫ  «ОФОРМЛЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ»

 

1. 

2. 

3. 

4. 

5. 

6. 

7. 

8. 

9. 

10. 

11. 

12. 

 

Ответы: 1.ГОСТ. 2 Надпись. 3. Знак. 4. Рамка. 5.Радиус. 6. Масштаб. 7. Размер. 8. Стрелка. 9. Толщина. 10. Шрифт. 11. Касание. 12.Сопряжение. 

 

 

РЕБУСЫ  «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ИХ ПРОЕКЦИИ»

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

 

Ответы: 1.Призма. 2 Вершина. 3. Развертка. 4. Окружность. 5.Конус. 6. Пирамида. 7. Шар. 8. Конус. 9. Вершина. 10. Овал. 11.Овал. 12.Овал. 13. Куб. 

 

РЕБУСЫ  «ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ»

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

Ответы: 1.Фигура. 2 Модель. 3. Вид. 4. Сечение. 5.Сечение. 6. Эскиз. 7. Изометрия. 8. Тень.

 

РЕБУСЫ  «МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖИ»

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

Ответы: 1.Деталь. 2 Ролик. 3. Шпилька. 4. Контур. 5.Ось. 6. Фасад. 7. Деталь.

 

Список используемой литературы.

Березнев,  А.В. Кроссворды, игры, загадки: Сборник/ А.В. Березнев  – Ростов-на-Дону, 1998

Вуджек, Т. Тренировка ума/ Т. Вуджет. –СПб., 1996

Гильбух,  Ю. З. Тренировка пространственного мышления/ Ю.З. Гильбух// Школа и производство. 1989. №№6-9

Минскин,  Е.М. От игры к знаниям/ Е.М. Минскин. – М., 1982

Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях задания по черчению/С.В. Титов. –Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.

 

н



Предварительный просмотр:

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность , качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать  требования. урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно -  деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

  • Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием  деятельностных  методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видео -обсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на  таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

  • Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
  • Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
  • Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения

Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту или конспект  урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конспект урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на  достижение результата.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

  В стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам.  Поэтому в структуру современного урока мною внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

-           Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.   

  • -Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
  • Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
  • Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
  • На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
  • Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности. )

Фронтальный опрос , часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех  учащихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить  самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект - карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций (это позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность)

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учащихся.

На СУ подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и мета предметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.

Формулировка таких заданий звучит иначе.   Выполняя такие  задания  учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.

Тема урока  - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный  урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися.

        В качестве примера рассмотрим  несколько видов заголовков:

     2Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить  в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.

          Например: «Как изменилась жизнь восточных славян в VI –VIII веках?»

                           «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?»

                          «Нужны ли Ивану Грозному и Российскому государству завоевательные

                           войны?»

  Заголовки такого типа предполагают  рефлексию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.

      3. Заголовокзаимствованный из известных художественных и исторических текстов подходят для урока  по анализу исторических документов, летописей.

      4. Заголовки, содержащие прием отстранения ,освещения знакомого факта под  новым углом зрения удобны для установления меж -предметных связей и проведении интегрированных уроков.

      5. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации  помогают ученикам задуматься о глубинных причинах.

      6. С помощью оглавления темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

Итак, использование учителем различных видов заголовков  выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно - деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Я применяю такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие,  обращение к жизненному опыту самих учащихся.

ИТАК,

  • Современный урок  направлен на формирование и развитие  УУД,
  • на достижение личностных результатов;
  • Урок строится в рамках системно- деятельностного  подхода;
  • Развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;
  • Проектировать пути их реализации;
  • Контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его отношение к  УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения  необходимы ему и на других предметах и в жизни!

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОКРУГА МУРОМ

ЦЕНТР ПО РАБОТЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

«Согласовано»                                                                «Утверждаю»

 Методист ЦРПК Т.Ю.Ратушная                                  Директор ЦРПК Г.А.Тростина

                                                                   

Сообщение по теме:

«Интерактивные технологии в организации преподавания МХК и черчения в общеобразовательной школе»

                                                                                   

                                                                                       Выполнила  

                                                                                       Учитель ИЗО МБОУ СОШ №15

                                                                                       Смирнова Л.В.

                                                              Муром

                                                                2014

      Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.
Особенностями
пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.


    В последнее время получил распространение термин
«интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадаютИнтерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
     Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Понятно, что
структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной
технологии

  1. Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
  2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
  3. Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
  4. Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
  5. Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

   Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно  придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

   

       Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их концептуальные позиции и целевые ориентации.

Классификационные параметры

Философская основа: гуманистическая, природосообразная.

Методологический подход: коммуникативный.

Ведущие факторы развития: социогенные.

Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.

Преобладающие методы: диалогические.

Организационные формы: любые.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный, демократический, сотрудничества.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.

Концептуальные позиции

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию.
  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).
  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
  • Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Технологии интерактивного обучения.

 

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

Особенности организации

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль “фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при подготовке, сложность точного планирования результатов.

                     Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе – его чрезмерная сжатость. Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя и малой активностью учащихся на уроках. Даже при выполнении многих самостоятельных заданий и упражнений преследуется одна и та же цель: как можно лучше закрепить те или иные знания и умения при действиях в основном с теми задачами, способ решения которых уже детально показан ранее, что значительно уменьшает возможность развития самостоятельности мышления. В связи с этим передо мной встал вопрос: как построить обучение, чтобы процесс познания стал интересен, значим  для учащихся? Изучив множество литературы, я пришла к выводу, что для того, чтобы усилия учителя были эффективны, необходимо, чтобы уроки имели эмоциональную основу, стали совместным процессом познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.

Методику организации интерактивного обучения я нашла у Е.В.Коротаевой, но в результате её освоения «подстроила под себя».

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. На уроке учитель объединяет учеников в группы . Каждая группа получает одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Каждый ученик в своей группе играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, штурман, секретарь, докладчик и т.д.). Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом, отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы в том, чтобы опыт, который ребенок приобрел в специально созданной среде (знания, умения), смог перенести во внешний мир и успешно его использовать. В то же время очень важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.

Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то необходимо занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.

При интерактивном обучении необходимо следить, чтобы обязательно были решены две основные функции: решение постановочных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы.
На начальном этапе лучше всего вырабатывать приемы коллективной деятельности в комфортной среде. Когда дети привыкнут к работе в группах, нужно постепенно менять состав групп и приучать к работе с обязательным сменным составом.

На первых порах формирую группы по «желанию». Плюсы этого:

  • учитываются межличностные связи школьников;
  • формируется располагающая к общению обстановка;
  • снимается напряжение;
  • укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке.

Но есть и минусы:

  • формируются группы не равные друг другу по количеству и качеству;
  • в группе может сложиться «попустительская» атмосфера;
  • за пределами групп могут остаться ученики, которые относятся к «пренебрегаемым», что может разрушить внутриколлективные связи в классе.

При формировании групп необходимо  принимать во внимание и задачи урока. Если целью урока является получение новых знаний (урок изучения нового материала), я формирую группы так, чтобы сильные ученики были «перемешаны» со слабыми. При этом учитываю, что этот сильный должен быть доброжелательным и терпеливым партнером. А если цель урока – проверка знаний (урок закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающий урок), то могу «сильных» учеников соединить в отдельную группу и дать более сложное задание. Кроме того, при работе в группе я предлагаю учащимся задачи, которые вынуждают детей общаться друг с другом, искать друг у друга помощи, обмениваться мнением. Очень часто использую элементы проблемного обучения, занимательные задачи, задачи на развитие пространственного мышления, кроссворды и т.д.

Приучаю детей к тому, что каждый может выдвинуть любую, самую фантастическую идею, что каждый ученик имеет право на ошибку. И ни в коем случае нельзя подвергать насмешкам своих товарищей. Ученики должны критиковать идеи, а не личности. Тем более выносить все за рамки урока. В совместной работе все должны быть участниками, а целью совместной деятельности должно быть нахождение лучшего решения.    Для того, чтобы интерактивное обучение было эффективным, я стараюсь организовать учебное пространство так, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу. Причем, каждый раз ищу наиболее оптимальные варианты расстановки учебных парт в зависимости от количества групп и количества учеников в группах. Это могут быть такие варианты:

             Особенно дети  любят работать в таких динамичных парах, как «хоровод»  Ученики дома готовят разнообразные вопросы по заданной теме и ответы на них. В классе учащиеся делятся на 2 равные группы, которые образуют два круга – внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течении всей работы остаются на месте. Они задают вопрос тем ученикам, которые сидят перед ними. При правильном ответе отвечающий получает жетон, при неправильном – задающий вопросы должен наводящими вопросами заставить ученика дать правильный ответ (или, в случае если ученик не может ответить на заданный вопрос,  ответить на свой вопрос сам.) Те учащиеся, которые находятся во внешнем круге, после каждого мини-диалога двигаются и каждый раз оказываются перед новым собеседником. После прохождения всего круга, ученики меняются местами и теперь уже те, кто до этого отвечал на вопросы, будут их задавать. Конечно, вполне возможно, что вопросы будут повторяться, но вследствие этого заметно возрастает и степень усвоения. В конце урока оценки выставляют сами ученики друг-другу, учитывая полученные жетоны.

Работу в динамичных парах я планирую на уроке закрепления знаний, умений и навыков или на повторительно-обобщающем уроке.

Таким образом, при интерактивном обучении, ученики могут осваивать мини-диалог в самых разнообразных формах. Методы организации учебно-познавательной деятельности при этом я выбираю самые разные, в зависимости от темы и цели урока, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовленности, с учётом моих возможностей. Очень часто, при проведении урока закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающего урока, я использую дидактическую игру, во время которой мы:

  • путешествуем по странам, где зарождалась наука черчение;
  • летим на планету, где живут люди и животные, имеющие форму простых геометрических тел;
  • становимся дизайнерами и создаём чертежи новых игрушек, в основе которых используется сопряжение и деление окружности на части и др.

Чтобы учащиеся не «замкнулись» в себе, не боялись высказывать своё мнение, необходимо стараться не скупиться на позитивные оценки, в каждом ребенке увидеть что-то, за что его можно похвалить.

Если формы учебного диалога используются регулярно, то у школьников к концу года формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказывать неправильное мнение, устанавливаются доверительные отношения с учителем и друг другом. У детей развиваются статические и динамические пространственные представления. Кроме того, такие уроки побуждают к нестандартному мышлению.

Используя интерактивные технологии можно осваивать учебный материал, включая  в учебный процесс мотивационную сферу ученика, придумывать что-то новое, то, что сделает урок ярким, интересным и запоминающимся.

             В обучении предметам образовательной области «Искусство» одной из главных задач  определяется развитие навыков сотрудничества в художественно-творческой деятельности, способности к познанию мира через чувства и эмоции. Как показывает практический опыт, приёмы и методы интерактивных технологий на уроках ИЗО, МХК позволяют реализовать идею сотрудничества педагога и учащихся, а также самих учащихся между собой, учит их конструктивному взаимодействию, создаёт благоприятную психологическую атмосферу во время урока. Использовать интерактивные методы можно на любом предметном материале. Например, организуем дискуссию по МХК «Можно ли воссоздать 7 древних Чудес Света, занесённых в список-путеводитель Антипатром Сидонским?»; проводим интерактивную игру  «Сокровища мировых религиозных культур» (в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»),  дискуссию  по МХК по утверждению Лоренцо Бернини «Тот, кто иной раз не выходит из правил, никогда их не превзойдёт» на примерах особенностей художественных стилей или «Нужно ли искать смысл в работах Сальвадора Дали?» (МХК, 11 класс); мини-дебаты на заключительных уроках или для активизации познавательной деятельности на вводных уроках (по спорным вопросам), составление синквейна «Силуэт» на уроке ИЗО, выполнение групповых макетов, коллажа, дидактические игры и учебное проектирование на уроках, например, «Проект школьной формы»,  и многое другое.  

     Необходимо учитывать, что интерактивные методики требуют определённых условий их применения. Учитель должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод. Каждый метод должен быть объяснён детям, принят ими, оговорены правила групповой работы. Кроме того, имеет большое значение состав класса, количество детей, их способность к взаимодействию. Педагог учит детей определённому методу и в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя и готовясь помочь учащимся в случае затруднений. Практика проведения уроков показывает, что педагог, руководящий такими формами деятельности, должен быть хорошо подготовлен, иметь опыт работы с детьми и авторитет среди участников. При использовании интерактивных технологий нужно обязательно прогнозировать результат, создавая ситуацию успеха для каждого ученика в классе, в этом случае на уроке не останется ни одного равнодушного ученика, не включённого в общее действие на уроке.

Используемая литература:

  1. Е.В.Коротаева «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия». М.2000 г.
  2. М.В. Кларин  «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках». М 1994 г.
  3. Селевко Г.К.  Энциклопедия образовательных технологий. 2 Т. М.: НИИ школьных  технологий, 2006.
  4. Современные образовательные технологии в изучении предметов социально-гуманитарного цикла.  – М.: ООО «ТИД Русское слово», 2007.

http://videouroki.net/

http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura



Предварительный просмотр:



Интеграция как метод мобилизации учебной активности учащихся на уроке

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.

 Существующие вариативные технологии интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся созданы в большинстве случаев педагогами-практиками. Это отражает состояние педагогической теории и школьной практики.

Поиск средств и способов взаимосвязи различных видов учебно-воспитательной работы вызвал интерес авторов статьи к теме: «Интеграция как метод мобилизации учебной активности учащихся на уроке».

Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)

Педагогическое творчество представляет собой системное образование. Оно включает многие элементы, характеризующие личностно-профессиональную деятельность преподавателя, учителя, воспитателя. Творчество педагога, как система, функционирует и развивается вследствие интенсивного совершенствования каждого элемента и связей между ними.

Эффективное управление системой урочно-внеурочных занятий может осуществлять лишь педагог, ориентирующийся на актуализацию личностных резервов, обладающий высоким уровнем профессиональной компетенции.

. Интеграция основного и дополнительного образования создает благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у подростков и старшеклассников целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника.

Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сконцентрированы основные идеи и принципы школьной реформы: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную культуру; дифференцированный подход и вариантность в обучении, формирование у учащихся высокого уровня восприятия знаний и воспроизведение их в целостном объеме

Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, стимулирует создание многопрофильных и разнообразных по своей структуре и функциям инновационных учреждений с нетрадиционными формами и методами обучения. Одним из видов инноватики является интеграция основного и дополнительного образования.

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие,  взаимовидение.

Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

            С позиций философии, интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграционные процессы могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействия между элементами.

Сущность интеграции трактуют многие словари. Так, в кратком психологическом словаре интеграция раскрывается как согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Примечательно, что истоки интеграции коренятся в социально обусловленной совместной деятельности. В словаре иностранных слов отмечается, что интеграция - объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс взаимного приспособления, расширения сотрудничества.

Междисциплинарный словарь «Образование взрослых» под редакцией В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева рассматривает интеграцию как процесс взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящей к оптимизации связей между ними и к их объединению в одно целое, т.е. в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями.

Интеграция образовательного процесса, по мнению Р.И. Захаренковой, предполагает осуществление:

а) целостности по горизонтали - взаимообогащение знаний из различных областей, единство знаний, понимания и умений; 

б) целостности по вертикали - преемственность между различными ступенями образовательной лестницы, слияния их в единый восходящий ряд, охватывающий все этапы жизненного и профессионального становления личности.

Различные науки, а, следовательно, разные учебные предметы, изучая действительность, пользуются различными средствами. Если представить интеграцию как взаимодействие всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен учитывать противоречия сущности познания. Только обобщенные представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться.

Интеграция уроков компьютерной графики и изобразительного искусства позволяет средствами информационных технологий соединять современные средства обучения с искусством. Учащиеся могут создать собственную графическую картину и выработать свой способ выражения творческого поиска.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Альтернативность и вариативность мышления - возможность, которую представляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза. Литература, изобразительное искусство, компьютерная графика образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

Результатами интеграции могут стать:

▪ систематизация знаний;

▪ обобщение умений, способствующих комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;

▪ усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся;

▪ более эффективное формирование убеждений и достижение всестороннего развития личности.

Прожив сорок минут урока, пропустив их через себя, учитель невольно задумывается, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.

        Каждый учитель постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всего класса. С чего можно начать? Хотя бы с того, что все ученики должны настроиться на работу, забыть на время про журнал с картинками или пирожок в портфеле. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности.

        По ходу урока дети выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли ребёнок инструкцию. В противном случае учитель вынужден повторять сказанное, а это отвлекает весь класс, сбивает ритм работы. В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, учитель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатываетпровокация. Представим себе, какое удивление возникнет у детской аудитории, когда вместо привычных слов учитель вдруг скажет: “А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задание.

        Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие,  урок-конференция, урок-суд, урок-концерт и т.д.

        К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.

        Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся.

        Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.

        Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

        Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

     Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.

        Интегрированный курс – может выстраиваться на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы. Передвигая тематику занятий внутри каждого учебного предмета и добиваясь ее совпадения по горизонтальному признаку, можно выйти на укрупнение дидактических единиц и объединение отдельных тем различных учебных дисциплин в блоки.

        Объединение материала в крупные блоки приводит к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо урока основной организационной единицей становится учебный день или учебная неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему. Такие блоки, возможно, проводить в начальной школе.

        Для осуществления межпредметных связей в начальных классах есть все условия.

        Во-первых, в классе работает один учитель, который ведет все предметы, и ему хорошо известен весь программный и пройденный материал начальной школы. На этой основе легко определить, какие учебные предметы могут взаимно дополнять изучаемый материал.

        Во-вторых, учитель хорошо знает психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

        Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

        Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

        Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта учителя и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей класса, помня о педагогической эффективности и целесообразности интеграции как метода мобилизации учебной активности учащихся.



Предварительный просмотр:

              Тема:   «История развития чертежа в России

                             от XVI века до нашего времени»

     Чертёж – это документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операции с самим документом.

      Чертёж является одним из средств изучения предметов окружающего нас реального мира. Он прошёл долгий путь развития.  Минули столетия, прежде чем графические изображения обрели современный вид.

      Интересна история развития чертежа. Появление чертежей было связано с практической деятельностью человека – строительством укреплений, городских построек, жилищ и крепостей, их называли планами. Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения. Для построения таких чертежей были созданы первые чертёжные инструменты – деревянный циркуль измеритель и верёвочный прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов.

      Слово «чертёж» исконно русское. В значении, близком современному, т.е. изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертёж» употреблялось в русском языке по крайней мере с XVI века.

      Цель данной работы -  рассмотреть историю развития чертежа в России от  XVI века до нашего времени.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю развития чертежа в XVI – XVII вв.
  2. Рассмотреть, что происходит с чертежом в XVIII веке.
  3. Рассмотреть, как меняется чертёж в XIX веке.
  4. Увидеть развитие чертежа в наше время.

         Объектом и предметом исследования данной работы является чертёж.

         В качестве субъекта  исследования  является исторический временной промежуток от XVI века до нашего времени.

     Чертёж – это документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операции с самим документом.

      В начале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз и нуждались в словесных пояснениях, поэтому на них делались различные надписи (Приложение 1).

          Постепенно чертежи становятся более совершенными. Чертежи-рисунки представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полёта» и широко использовались русскими мастерами и строителями.  Примером может служить чертёж-план части Кремля, выполненный П. Годуновым в начале XVII века. Часто на одном изображении совмещались план (вид сверху) и фасад (вид спереди) какого-либо сооружения, например, моста, относящиеся к XVII веку (Приложение 2).

     Чертежами пользовались многие выдающиеся русские изобретатели и инженеры. В 1586 году знаменитый пушечный мастер Андрей Чохов отлил колоссальную царь-пушку, а его ученики уже с начала 30-х годов XVII руководствовались чертежами при изготовлении орудий (Приложение 3).

    Значительного расцвета достигла русская графика во времена Петра I. До нашего времени дошли многие кораблестроительные чертежи того времени, некоторые из них выполнены Петром I. С развитием кораблестроения потребовались более точные, выполненные в строгом масштабе чертежи. В конце XVII века в России вводятся масштабные изображения. На чертежах начинают указывать масштабы и размеры.

Дальнейшее развитие получают чертежи в XVIII веке.

     Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII веке условный (иногда примитивный рисунок) уступает место другому виду графического изображения – чертежу. Русские чертёжники и сам Пётр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольного проецирования. По приказу Пётра  I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (Приложение 4), которые стали прообразами современных изображений в системе трёх проекций, используемых на чертежах.

     С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель И.П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров – часов в форме куриного яйца – изготовил несколько десятков чертежей (Приложение4). Другим примером его деятельности служат чертежи моделей моста через реку Неву (Приложение 5).

      Известны чертежи первой в мире универсальной паровой машины выдающегося русского изобретателя XVIII века И.И. Ползунова.  Интерес представляют способы отображения формы изделия на чертежах, используемые Фёдором Борзовым при создании подъёмных ворот, Р. Глинкова при проецировании деталей прядильно-чесальной машины (Приложение 5). Дошедшие до нас чертежи XVII - XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком искусстве их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.

     Помимо развития машиностроительных чертежей в XVIII веке развиваются и строительные чертежи. Известны чертежи, содержащие фасады, планы и разрезы зданий, выполненные выдающимися русскими архитекторами В.И. Баженовым, М.Ф. Казаковым, А.И. Воронихиным и др. Нередко в дополнение к чертежам выполнялись тщательно оформленные перспективы зданий, например, дома Пашкова, построенного по проекту В.И. Баженова.

     Развитие чертежей продолжается в XIX веке. С развитием машинного производства, переходом к серийному выпуску изделий возникла необходимость взаимозаменяемости частей изделий. Определение размеров путём обмера чертежа не могло обеспечить выпуск изделий с взаимозаменяемыми частями. Поэтому на чертежах стали указывать размеры – сначала, только основные, а затем все размеры изображённого объекта. Однако почти до начала XX века на чертежах помещался линейный или поперечный масштаб.

     Основоположником начертательной геометрии в России был профессор Я.А. Севастьянов, издавший в 1821 г. свой курс «Основания начертательной геометрии». Выдающийся учёный конца XIX века профессор В.И. Курдюмов написал ряд капитальных трудов по начертательной геометрии.

           Интересны чертежи установки для непрерывной перегонки нефти, выполненные в XIX веке гениальным русским учёным Д.И. Менделеевым, чертежи паровоза отца и сыны Черепановых. Они иллюстрируют не только высокий уровень развития инженерной графики в России того времени, но и  не менее высокий уровень технической мысли.

     В XX веке продолжают развиваться все виды чертежей и возникают новые – схематические или схемы: электрические, гидравлические, пневматические, кинематические и комбинированные.

      К современным чертежам относят  графические изображения, это чертежи одной детали и сборочные чертежи, эскизы, схемы, развёртки, наглядные изображения, технические рисунки.

    Большая трудоёмкость и незначительная скорость ручного выполнения чертежей вынуждали искать средства механизации их выполнения. Совершенствуются различные чертёжные приборы (кульманы), разрабатываются разнообразные трафареты для вычерчивания окружностей, эллипсов, надписей и условных знаков для схем: создаются приборы для нанесения штриховки, построения аксонометрических проекций, портативные пишущие машинки для нанесения на чертежи цифр, знаков и букв. Механизация чертёжных работ несколько повышает производительность труда конструктора, но не обеспечивает ощутимого выигрыша во времени.

      Значительно ускорить выполнение проектно-конструкторских работ позволяет применение современной техники на основе ЭВМ и персональных компьютеров. Создаётся автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ) (Приложение 6).

     Таким образом, в данной работе мною подробно была рассмотрена история развития чертежа  в России от XVI века до нашего времени.

             



Предварительный просмотр:

                                                                                                                            Приложение 1

                               

                   

      Чертежи нетопографические, нарисованные от руки  (XVII век.)

                   

                                                                                                            Приложение 2

                    Чертёж моста и сторожевой башни (XVII век.)

                                                                                                            Приложение 3

           

                         

                            Андрей Чохов «Царь-пушка» 1586 год.

                         

                          Андрей Чохов колокол «Глухой» 1621 год.

                                                                                                            Приложение 4

           

             

                                 Часы И.П. Кулибина (XVIII век).         

                                                                                                            Приложение 5

           И.П. Кулибин проект деревянного моста через р. Неву 1776 год.

                                                                                                            Приложение 6

               

                Чертёж паровоза отца и сына Черепановых (XIX век).

       

      Современное автоматизированное рабочее место конструктора (АРМ)