Группа "Звёздочки"

сайт группы

Пока мы только звёздочки, но Вам не долго ждать! Мы скоро станем ЗВЁЗДАМИ и будем удивлять!!!!

         Старшая группа "Звёздочки",  в группе 20 человек

 


Новости

денисова лариса викторовна

В 2024 году народный праздник Масленица начинается 11 марта, а завершается — 17 марта. Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать.

1. Нетяжелый понедельник (встреча Масленицы)

 

День 2. Заигрыши

День 3. Лакомка, или Скоромная среда

День 4. Разгуляй, или Широкий четверг.

 

День 5. Тещины вечерки

6. Золовкины посиделки

7. Проводы, или Прощеное воскресенье

денисова лариса викторовна

 

В первое воскресенье марта в России ежегодно отмечается День бабушек. В 2024 году, который объявлен Годом Семьи, этот праздник выпадает на 3 марта. Главной целью праздника стало признание и поощрение роли наших бабушек в воспитании и воспитательном процессе детей. В этот день дети и внуки дарят подарки и цветы, пишут поздравительные открытки, составляют стихи или песни в честь своих бабушек.

Старшая группа "Звёздочки" тоже приготовила для своих бабушек вот такие милые открытки.

денисова лариса викторовна

17 февраля отмечается День спонтанного проявления доброты.

Дети старшей группы "Звёздочки" не остались в стороне и приняли участие в акции

" Доброта спасёт мир!"

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

денисова лариса викторовна

26.01.2024г. в группе "Звездочки " прошло спортивное развлечение по правилам дорожного движения.

денисова лариса викторовна

С Днем матери!

Пускай каждая минутка жизни будет наполнена любовью и радостью! Пускай ваше материнское сердце не знает печали. Пусть дети радуют успехами и заботой! Добра вам и радостного материнства!

 

денисова лариса викторовна

8.11.2023г. в День памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в старшей группе "Звёздочки" прошла беседа на тему "Профессия полицейского"

денисова лариса викторовна

День отца — праздник в России сравнительно новый, совсем недавно получивший официальный статус.Между тем этот праздник насчитывает столетнюю историю. Во многих странах уже сложились свои традиции. В России же они только формируются. Но было бы несправедливым не отметить роль второго родителя в воспитании детей. В России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Поэтому российские папы отметят свой официальный день в 2023 году 15 октября. Поздравляем с особенным праздником — Днем отца! Быть отцом это и сложно, и радостно, но в любом случае, это — счастье! Берегите и цените свой статус. Желаем много сил, средств и терпения для исполнения такой почетной роли!День отца — праздник в России сравнительно новый, совсем недавно получивший официальный статус.Между тем этот праздник насчитывает столетнюю историю. Во многих странах уже сложились свои традиции. В России же они только формируются. Но было бы несправедливым не отметить роль второго родителя в воспитании детей. В России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Поэтому российские папы отметят свой официальный день в 2023 году 15 октября. Поздравляем с особенным праздником — Днем отца! Быть отцом это и сложно, и радостно, но в любом случае, это — счастье! Берегите и цените свой статус. Желаем много сил, средств и терпения для исполнения такой почетной роли!

денисова лариса викторовна

5.05.2023 года наша группа приняла участие во Всероссийской акции "Георгиевская ленточка" https://vk.com/wall-194894994_1614

денисова лариса викторовна

Неделя с 10 по 14 апреля 2023г. в нашей группе была посвящена

ДНЮ КОСМОНАВТИКИ.

С детьми были проведены беседы на тему "День космонавтики", спортивное развлечение "Звёздные соревнования" и коллективное рисование на тему "Загадочный космос".

денисова лариса викторовна

20.02.2023г. в группе "Звёздочки" прошёл спортивный досуг "Дошколята - бравые ребята", посвященный Дню защитника Отечества , 23 февраля.

Очень, очень я мечтаю,

Поскорей солдатом стать.

Что бы мамочку родную

И Россию защищать!

 

денисова лариса викторовна

Группа "Звёздочки" приняла участие в акции "Окна Победы 77"

окно группы

семья Скидановых Вари и Василисы

семья Орлова Жени

денисова лариса викторовна

https://vk.com/wall-194894994_1027
Вторая младшая группа "Звездочки" приняла участие во Всероссийской акции "Георгиевская ленточка"

денисова лариса викторовна

Акция "Нарядная матрешка"

14.04.2022г.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

денисова лариса викторовна

НОД "Полёт на ракете"

 

Вот чудесная ракета

Взмыла к небесам.

Вслед смотрю и представляю,

Будто бы я сам

Той ракетой управляю

И несусь вперед.

И поверьте, точно знаю,

Что меня там ждет.

денисова лариса викторовна

Развлечение "Жаворонки к нам прилетели"

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

денисова лариса викторовна

Акция "Берегите птиц"

Цель акции: привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей, создать условия для формирования у детей представлений и знаний о объектах живой природы - птицах и их взаимосвязи со средой обитания в природе, осознанно – правильного взаимодействия с окружающим их миром природы.

Выставка семейного творчества "Птичий вернисаж" 

Выставка семейного творчества "Птичий вернисаж" 

Коллективная аппликация "Грачи прилетели"

       

воспитатель Бондаренко Елена Борисовна               

           

пом.воспитателя Кошель Татьяна Ивановна                

  

воспитатель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Денисова Лариса Викторовна

 

 

 

Демьянов Степан "Здравствуй, Родина моя!"

         

     

  

        Пронина Ника "Весёлый ёжик"   

Чрикян Давид, "Кремль".                                                                                                                  

 

Галас Алина "Пушистый зайка"

Пронина Ника "Новогодний гномик"

Скидановы Варвара и Василиса "Зайки у ёлки"

строим домик из счетных палочек

                       

аппликация "Красивая тарелочка"

       

     

    

                                  

                                                                       

 

   

 

Новый год, декабрь 2023г.

осенний бал, октябрь 2023г.

8 марта 2023г.

Масленица февраль 2023год.

новогодний утренник, декабрь 2022г.

Осенний праздник, октябрь 2022г.

8 марта 2022г.

новогодний утренник декабрь 2021г.

   

осенний праздник 2021г.

новогодний утренник, декабрь  2020г       

  

                                       Осенний праздник 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

            Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

            Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец.

            Малыш всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов.

            «Годы чудес» – так называют дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

            1. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая вам, слушая вас, наблюдая за вами.

            2. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

            3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

            4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

            5. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

            6. Следует уделять ребенку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе.

            7. По возможности нужно присоединяться к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.

            8. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.

            9. Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

● приводить ребёнка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателю и забирать. Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, детям мл. школьного возраста, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!

● решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации. Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без детей.

● оказывать помощь в благоустройстве детского сада

● одевать детей по сезону и в соответствии с погодой. Родители, помните! Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут привести к заболеванию ребёнка!

● не приводить больного ребёнка в д\с и сразу сообщить о болезни по телефону детского сада

● предъявлять медицинскую справку с разрешения на посещение детского сада. Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребёнка! Недолеченный ребёнок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей

● своевременно сообщать о причинах непосещения ребёнком детского сада. Родители, помните!  Если ребёнок не посещает детский сад три дня и более, то он принимается в детский сад с медицинской справкой

● вносить плату за содержание ребёнка в детский сад до 20 числа каждого месяца

 

 

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?»
2. Когда ребёнок вас не слушает, вспоминайте вопрос №1.
3. Даже самый маленький лучше мамы знает тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится.
4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас.
5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится.
6. По-возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть ошибается.
7. Лучше страховать ребёнка на опасных «лазилках», чем пугать его возможными опасностями. Вопрос №1, помните?
8. Заботьтесь о ребёнке в том, в чём он не может о себе позаботиться, и не отнимайте у него права делать для себя то, что он уже может.
9. Лучший способ обучения – делать вместе.
10. Делитесь технологиями: как что делается.
11. Когда ребёнку плохо, его надо не учить, а любить: тёплые объятия и ласковые слова – всё, что нужно.
12. То, что вы сильнее, ещё не значит, что вы всегда правы.
13. Отличный способ ограничить время за экраном – многочисленные кружки и секции. Самые лучшие и самые интересные.
14. Первый критерий в выборе няни, воспитателя, учителя, тренера – любовь к детям. Только не путайте с «сюсюканьем».
15. Карманные деньги лучше не дарить, а выдавать в качестве зарплаты за обязанности и бонусов - за достижения.
16. Чем больше вы уважаете своего ребёнка, тем больше шансов у него вырасти в уважаемого человека. Вопрос №1.
17. К счастью родители не всегда лажают одновременно. Поэтому тот, кто помнит о вопросе №1, может защитить ребёнка от второго.
18. Вы имеете право чего-то не знать. Вы имеете право ошибаться. Не притворяйтесь непогрешимым – это смешно.
19. Если кому-то по должности положено (среди прочего) ругать и наказывать вашего ребёнка, не дублируйте его работу. Но хвалите там, где те недохваливают.
20. Учите вопросами. Самостоятельно найденный ответ ценнее готовенького.
21. Вы, кстати, тоже человек: не жертвуйте ради ребёнка. Ваша способность отстоять свои интересы и заботиться о себе – прекрасный пример для подражания! Вопрос №1.
22. Если ребёнок получает ваше внимание, только болея, он будет делать это чаще. Играйте с ним, когда он здоров!
23. «Кнут и пряник» – отличный способ воспитать послушного.
24. Не заставляйте ребёнка реализовывать ваши мечты – лучше реализуйте их сами. Вам не поздно! Правда-правда! Дети скопируют либо то, либо другое.
25. Накосячили? Попросите прощения. У ребёнка. И не превращайте это в очередной сеанс нравоучений.
26. Если обещали наказать за что-то, накажите. Отмена наказания – это обман. А он куда болезненнее, чем то, что вы пообещали сделать.
27. Психотип сильнее воспитания. У кого больше одного ребёнка, тот знает.
 
Анвар Бакиров
 

Что нельзя использовать в воспитании ребенка 

 Воспитание детей – процесс долгий и не всегда простой. Иногда, чтобы воспитать полноценного члена общества, родителям сначала приходится перевоспитывать самих себя. Не существует правил, подходящих для воспитания всех без исключения детей. Но существуют методы, которых нужно избегать каждому родителю, так как они приносят не пользу, а вред в формировании личности вашего ребенка. Итак, советы родителям: что нельзя использовать в воспитании ребенка.

• Придерживайтесь одних и тех же правил Говоря простыми словами, не разрешайте ребенку делать то, что ему запрещено, ни в каких ситуациях. К примеру, в выходной вы разрешили ребенку сидеть за компьютером вместо 30 минут – 2 часа, хотя обычно это для него запрещается. Это большая воспитательная ошибка, так как главный принцип в общении с ребенком – последовательность. Невозможно выучить правила дорожного движения, если сегодня «стоп» означает красный цвет, а завтра – зеленый. При создании разумных запретов, не должно быть исключений из правил.

 • Никогда не оскорбляйте ребенка Детская психика неустойчивая и ранимая. Часто обидные слова, над которыми мы не задумываемся («Какой ты пустоголовый!» или «Ты ужасный ребенок!»), могут принести ребенку душевную травму. Он замкнется в себе, перестанет общаться с вами. Сложно бывает вывести малыша из подобного состояния, часто такое общение развивает в ребенке ненужные комплексы, которые будут портить его дальнейшую жизнь. Если вы позволяли себе такое обращение с ребенком, немедленно проведите воспитательную работу с собой и с мужем. Постарайтесь наладить с ребенком взаимопонимание, докажите ему, что он самый лучший для вас. При надобности, обратитесь за помощью к детскому психологу.

• Не используйте угрозы, чтобы добиться от ребенка чего-либо Угрозы, запугивания также нарушают психику ребенка. Он становится нервным, напряженным, что негативно сказывается на его здоровье в целом. Выражения, типа: «Если ты еще раз сломаешь чашку, я тебя из дома выгоню!» – просто недопустимы при общении с ребенком. Угрозы не улучшат ваших отношений, вы только настроите ребенка против себя. Еще хуже, если малыш начнет вас бояться.

 • Не заставляйте ребенка обещать вам что-либо Дети не понимают, что такое обещание, потому что у них слабо развито понятие будущего. Они живут в сегодняшнем дне, так что обещать не разбрасывать игрушки потом просто-напросто не могут.

 • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам Излишняя опека над детьми приводит к тому, что они вырастают изнеженными, слабовольными и капризными. Воспитывайте в малыше самостоятельность с самого раннего возраста. Уже с полутора лет ребенок должен владеть элементарными навыками самообслуживания. Не стоит делать что-то за него, успокаивая себя тем, что так будет быстрее. Если вы собрались на прогулку, лучше потратить больше времени на сборы, но дождаться, пока ребенок сам завяжет себе шнурки.

• Не требуйте мгновенного детского послушания Обычно мамы злятся, когда зовут ребенка обедать, а он не идет, так как рисует картинку или играет в игру. Нужно понимать, что ребенок, занимаясь тем или иным делом, увлечен им, поэтому не может сразу его бросить и идти по вашему зову. Представьте себя на его месте, вы, вероятно, сделали бы то же самое – продолжили бы еще какое-то время заниматься своими делами. Перед тем, как позвать ребенка, следует предупредить, что он понадобится вам минут через 10. Так малыш настроится на то, что через 10 минут ему придется прервать свое занятие.

 • Не уступайте всем желаниям и требованиям ребенка Нужно внимательно относиться к требованиям и желаниям ребенка, различать разумные требования и прихоти. Исполнение детских прихотей может привести к тому, что ребенок вырастет привыкшим, что для него все делают, что он всегда получает то, что захочет. Таким людям нелегко придется в реальной жизни, в которой чаще нужна самостоятельность.

• Не ругайте и не учите ребенка слишком часто Некоторые родители общаются с детьми исключительно в форме ругани и порицания. По их мнению, что бы ни сделал ребенок, все это неправильно и нехорошо. Если ребенок растет в такой обстановке, вскоре его сознание адаптируется к постоянным упрекам со стороны родителей, он их просто перестает воспринимать. Такие дети впоследствии сложно поддаются любому воспитанию и относятся к типу «трудных». Ребенок должен расти в благожелательной атмосфере.

 • Позвольте ребенку оставаться ребенком Образцовые дети несчастны, они не могут себе позволить шалости, бурные игры, плохое поведение. Ребенок – это ребенок, независимо от того, как вы его воспитываете. Вы не сможете добиться от него полного подчинения и послушания. Прелесть детства в том, что дети способны делать то, что не могут и не позволяют себе взрослые. Относитесь к ребенку с добротой и пониманием, и он никогда не доставит вам больших проблем!

 

 

 

 

 

Что должен знать и уметь ребёнок 4-5 лет к концу учебного года

По ФГОС по программе «От рождения до школы».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.

2. Понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).

3. Правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).

4. Находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.

5. Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Имеет представления о мужских и женских профессиях.  Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

7. Уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть посёлок, в котором живет.

10. Отвечать на вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11. Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

12. Выразительно рассказывать стихи.

13. Может различать гласные и согласные буквы.

14. Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

15. Понимать в речи слова, обозначающие предметы, признаки предметов и действия.

16. Определяет первый звук в слове. Умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Познавательное развитие:

1.Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий.

2.Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

3.Уметь считать от 1 до 5 и обратно.

4.Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

5.Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6.Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

7.Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

8.Различать и называть части суток; их последовательность;

9.Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

10.Знать правую и левую руку;

11.Уметь объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;

12.Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

13.Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

14.Ребенок может разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

15.Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

16.Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

17.Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

18.Различать и называть части тела животного и человека;

19.Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

20.Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

21.Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

22.Называть насекомых;

23.Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

24.Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Логическое мышление

Внимание

• Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).

• Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.

• Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.

• Повторять узор или движение.

Мышление

• Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему стирают одежду? Зачем готовят ужин?).

• Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).

• Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

• Складывать пазлы без помощи взрослых.

• Построить из конструктора по образцу любую фигуру.

• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

• Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный — стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный — ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

• Видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Память

• Запоминать 7-8 картинок.

• Запоминать детские считалочки и скороговорки.

• Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).

Мелкая моторика

• Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.

• Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.

• Лепить из пластилина мелкие фигурки.

• Завязывать узелки на веревке.

• Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.

2. Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.

3. Обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2. Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны.

3. Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4. Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5. Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

6. Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.

7. Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.

8. Иметь представления о птицах, насекомых, домашних питомцах, диких и домашних животных и птиц (их детенышей), пресмыкающихся.

9. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Самообслуживание

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки,

2. Правильно пользоваться ложкой и вилкой.

3. Налить воду-сок-молоко в стакан.

4. Вытереть брызги после себя.

5. Использовать салфетку за столом.

6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать со стола за собой.

7. Использовать ершик в туалете.

8. Уметь застилать кроватку.

9.  Выбирать одежду по погоде.

10. Бросать мусор в мусорное ведро.

11. Иметь представление о правилах поведения в общественных местах.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

— Имеет первичные представления о школе, культурных объектах, различных профессиях, называет их.

— Знает название поселка, страны, государственных праздников, специальных служб (полиция, пожарная, скорая и пр.). Имеет представление о Российской армии.

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».

2. Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои других детей.

3. Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

4. Может общаться спокойно, без крика.

5. Самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.

6. Иметь представления о себе: знает свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).

7. Называть членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.

8. Соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется, салфеткой, расчёской и носовым платком.

9. Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте.

10. Способен самостоятельно выполнять поручения, поддерживать порядок на рабочем месте.

11. Проявлять уважение к труду взрослых и детей.

12. Иметь представление о работе своих родителей;

13. Иметь представление об основах безопасного поведения в природе, быту, на дорогах.

14. Знать название своей Родины; Знать название города, где живет, улицу;

15. Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

16. Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

17. Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

18. Имеет представления о мужских и женских профессиях.

Художественно – эстетическое развитие:

1. Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

2. Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

3. Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

4. Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

5. Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

6. Правильно держать ножницы и действовать ими;

7. Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;

8. Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;9. Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

 

 

     

 

 

39 простых и веселых игр с детьми

1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.

 2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.

3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.

4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.

5. Гримируемся. Рacкрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.

6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.

7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.

 8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.

 9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.

10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это — дом ведьмы, в котором один из игроков — ведьма — подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.

11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.

12. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.

14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу — монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.

15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.

16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.

17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.

 18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.

19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.

20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.

 21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.

 22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.

23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.

24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.

25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет. 26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.

 27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.

28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.

29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.

30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.

31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.

32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.

33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.

34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.

35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.

36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.

37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.

38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.

 39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.


Памятка родителю от ребенка

        1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

 

        2. Не бойтесь быть твердым со мной, я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.

 

        3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

 

        4. Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.

 

        5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

 

        6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

 

        7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 

        8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворюсь глухим.

 

        9. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Так я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 

        10. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

Памятка для родителей.

Что должен знать и уметь ребенок старшей
группы (56 лет)

Ознакомление с окружающим
• Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского
сада.

Учить соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой,
переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым
сигналом).

Знать название города, деревни, где живут, улицу.
Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес.
Экологическое воспитание о растениях
• Узнавать и называть 6-7 растений и их части.
Уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет,
особенности поверхности.

Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив,
опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии
с его биологическими потребностями.

Определять способы приспособления растения к сезонным
изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают,
состояние покоя).

Знать и называть признаки живого (растет, движется, питается,
размножается.)

о животных
• Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных
признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.).

Знать основные жизненные функции: питание, дыхание, движение,
размножение, рост, развитие и т. д.

Уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела.
Конкретизировать представления о проявлении чувств: голод, боль,
радость, привязанность.

Продолжать знакомить с дикими животными.
• Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,
рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
о неживой природе
Формировать элементарные представления о переходе вещества из
твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в
лёд, лёд в воду).

Развитие речи
• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
подбирать к существительному несколько прилагательных; уметь составлять
пары антонимов (противоположные по смыслу слова) и синонимов (разные
по звучанию, но одинаковые по смыслу слова).

• Употреблять в речи простые и сложные предложения.

• Пользоваться прямой и косвенной речью.
• Поддерживать непринужденную беседу.
• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине,
по теме, предложенный взрослым, а также фантазировать на свободную тему.

Художественная литература
Определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.
проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по
главам.

Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям
стихотворения.

Вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости
следует напомнить ребёнку первые строчки, 2-3 считалки, загадки.

Называть любимого детского писателя.
Математика
Считать в пределах 10 количественный счет, отвечать на
вопрос «сколько всего?»; порядковый счет, отвечать на вопрос «какой?».

• Сравнивать 2 группы предметов, выраженные числами 9 и 10.
• Чем отличается четырёхугольник от треугольника. Построить из двух
треугольников четырёхугольник. Знать некоторые характерные особенности
геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник,
трапеция, пятиугольник количество углов, сторон, их равенство и
неравенство.

• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд,
назад, вверх, вниз).

Знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.
• Ориентироваться на листе бумаги рисование.
Размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке
возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать
относительность признака величины предметов.

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на
наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и
добавление единицы). Сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине,
высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.

• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой
полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного
искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.

Лепка
• Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания.
• Владеть навыком округлого раскатывания.
• Владеть навыком рационального деление пластилина.
• Использовать в работе стеку.
• Умение передавать в лепке движения.

• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.

Аппликация
• Правильно держать ножницы и действовать ими.
• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно
образа.

• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной
вдвое и гармошкой.

• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе,
квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно
наклеивать.

Конструирование
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и
различать их по величине и форме.

• Планировать этапы создания собственной постройки.
• Создавать постройки по рисунку.
• Работать коллективно.
Конструирование из бумаги.
• Владение навыком сгибания бумаги.
• Проглаживание пальцем места сгиба.
• Умение использования чертежей.
Знание терминов: сгиб, пунктир, штриховка.
Игровая деятельность.
К концу года дети могут:
Договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре;
подчиняться правилам игры.

Разворачивать содержание игры в зависимости от количества
играющих детей.

Использовать различные источники информации, способствующие
обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Создавать творческую предметно-игровую среду, использовать
полифункциональный материал, предметы заместители и др.

В дидактических играх оценивать свои возможности и без
раздражения воспринимать проигрыш

Объяснять правила игры сверстникам.
Самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью, выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На зарядку становись!

Весёлые снеговички

       

физкультура на прогулке.                                                        

 

"КОШКИН ДОМ"

ИГРЫ С МОЗАИКОЙ

ЛЕЧИМ КУКЛУ

РИСУЕМ КАРАНДАШАМИ

И КРАСКАМИ

Расписание НОД на 2022-2023 учебный год

понедельник

1. речевое развитие  9.00- 9.25

2.физическая культура 9.35- 10.00

вторник

1. познавательное развитие (ФЦКМ) 9.00-9.25

2. музыка  9.35 - 10.00

3. рисование 10.10 - 10.35

среда

1. Познавательное развитие ФЭМП 9.00-9.25

2. лепка\аппликация 9.35 - 10.00

3. физическая культура на прогулке 10.40 - 11.05

четверг

1. речевое развитие   9.00-9.25

2. музыка  9.40 -10.05

пятница

1.  рисование  9.00-9.25

2.  физическая культура под музыку  9.35 - 10.00

 

Примерный список литературы для чтения детям 4-5 лет

по программе «От рождения до школы»  

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

 

 

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел»; «Зайчишка-трусишка»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка», «Кот на печку пошел», «Сегодня день целый», «Барашеньки», «Идет лисичка по мосту», «Солнышко-ведрышко», «Иди, весна, иди, красна».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.        Н.Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

 

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мокриц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

 

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В.        Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.