Главные вкладки

    5. Образовательные стандарты

    Осташова Марина Игоревна

    Предварительный просмотр:

    ФГОС ДО

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

            Закон Кемеровской области "Об образовании"(от 5 июля 2013 года №86-30)         http://www.rg.ru/2013/07/22/kemerovo-proekt-obrazovanie-reg-dok.html

    Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» ( Распоряжение Коллегия администрации КО от 28 февраля 2013г. № 182-р); —http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C65191=On

    Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2016г.(Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013. N 367) http://www.ofukem.ru/download/ako/PostN367ot130904.pdf

    УРОВЕНЬ ДОУ

    Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

     

          В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка.

         Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

          Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".

          Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

          Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать, и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре.

    Федеральный государственный образовательный стандарт, включает в себя требования к

    1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

    2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

    3) результатам освоения основных образовательных программ.

         В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

     



    Предварительный просмотр:

    Что должны знать родители о ФГОС дошкольного образования.

     

          Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

    Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

          Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

             Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.

                 Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.

                 При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.

    Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

                В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

                 Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела.

          Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

           Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области.

          Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.

                Если говорить о  содержании дошкольного образования, то необходимо отметить,  обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:

    - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    - принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")

    - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

     

           Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.

           Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.

    - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

           В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

    - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;

    Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

    - взаимодействие с родителями;

         Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

    - И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.

        Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.

             Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:

     Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.

    Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.

    Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

    Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.

    Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.

     Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.



    Предварительный просмотр:

     

                                                                                         УТВЕРЖДЕНО:  

                                                                                                                Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 30

                                                                                      «Веселинка» г. Юрги»

                                                                                                                ____________ Н.В. Гутова

                                                                                                                 « 26» августа 2014г.

                                                                     

    Положение

    о рабочей группе   по введению ФГОС дошкольного образования

    1. Общие положения

    1.1.Рабочая группа по введению  ФГОС дошкольного образования (далее – Рабочая группа) создана на период введения ФГОС дошкольного образования в целях информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения  процесса.

    1.2.Рабочая группа в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации, Уставом образовательного учреждения, а также настоящим Положением.

    1.3.Состав Рабочей группы определяется  приказом заведующего ДОУ из числа компетентных представителей педагогического коллектива.  Возглавляет Рабочую группу председатель.

    2. Задачи Рабочей группы.

    2.1.Основными задачами Рабочей группы являются:

    -информационная, научно-методическая, консультационная поддержка разработки и реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;

    - утверждение плана-графика реализации введения ФГОС дошкольного образования;

    -разработка основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС;

    - представление информации о результатах введения ФГОС дошкольного образования.

    3. Функции Рабочей группы.

    3.1.Рабочая группа в целях выполнения возложенных на нее задач:

    -формирует перечень критериев экспертной оценки результатов деятельности педагогов по введению  ФГОС дошкольного образования;

    -изучает  опыт введения ФГОС дошкольного образования других образовательных учреждений;

    -обеспечивает необходимые условия для реализации  проектных технологий при введении ФГОС дошкольного образования в ДОУ;

    -принимает участие в разрешении конфликтов при введении ФГОС;

    -периодически информирует педагогический совет о ходе и результатах введения ФГОС дошкольного образования в ДОУ;

    - принимает решения в пределах своей компетенции по рассматриваемым вопросам.

    4. Порядок работы Рабочей группы.

    4.1.Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет председатель группы.

    4.2.Председатель группы:

    - открывает и ведет заседания группы;

    - осуществляет подсчет результатов голосования;

    - подписывает от имени и по поручению группы запросы, письма;

    - отчитывается перед Педагогическим Советом о работе группы;

    4.3.Из своего состава на первом заседании Рабочая группа  избирает секретаря.

    Секретарь ведет протоколы заседаний Рабочей группы, которые подписываются всеми членами группы. Протоколы Рабочей группы сшиваются в соответствии с правилами по делопроизводству и сдаются на хранение. Протоколы группы носят открытый характер и доступны для ознакомления.

    4.4.Члены Рабочей группы обязаны:

    - присутствовать на заседаниях;

    - голосовать по обсуждаемым вопросам;

    - исполнять поручения, в соответствии с решениями Рабочей группы.

    4.5.Члены Рабочей группы  имеют право:

    - знакомиться с материалами и документами, поступающими в группу;

    - участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;

    - в письменном виде высказывать особые мнения;

    - ставить на голосование предлагаемые ими вопросы.

    Вопросы, выносимые на голосование, принимаются большинством голосов от численного состава Рабочей группы.

    По достижению Рабочей группой поставленных перед ней задач, и по окончании ее деятельности, председатель группы сшивает все документы Рабочей группы и сдает их на хранение.

    5. Права Рабочей группы.

    5.1.Рабочая группа имеет право:

    - вносить на рассмотрение Педагогического совета вопросы, связанные с разработкой и реализацией проекта введения  ФГОС;

    -вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к ведению Рабочей группы;

    - выходить с предложениями к заведующему по вопросам, относящимся к ведению Рабочей группы;

    -требовать от руководителей проектов необходимые справки и документы, относящиеся к деятельности Рабочей группы;

    - приглашать для принятия участия в работе группы разработчиков проекта;

    - привлекать иных специалистов для выполнения   отдельных поручений.

    6. Ответственность Рабочей группы.

    6.1.Рабочая группа  несет ответственность:

    -за объективность  и качество экспертизы комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования в соответствии с разработанными критериями;

    -за своевременность представления информации Педагогическому совету о результатах введения ФГОС дошкольного образования в ДОУ;

    - за качество и своевременность информационной, консультативной, консалтинговой  и научно-методической поддержки реализации единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;

    -за своевременное выполнение решений Педагогического совета, относящихся к введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ, плана-графика реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС дошкольного образования;

    - компетентность принимаемых решений.

    7.Срок действия настоящего Положения – до внесения соответствующих изменений.