программы дополнительного образования


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

учреждение дополнительного

образования детей

"Дом детского творчества"

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД  "ДДТ"

Дурных И.А.

                                 Рабочая  программа

ТЕАТР КУКОЛ

"Буратино"

Срок реализации программы: 3 года.

Программа рассчитана на возраст: от 5 до 13 лет.

педагог дополнительного образования: Платонова Наталья Васильевна

Вихоревка, 2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кукольный театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ребенка. Кукольный театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому посчастливилось очень рано окунуться в атмосферу волшебного театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасного. Душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет. Дети склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, чрез мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений. Важен процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Т.о., репетиции, работа над этюдами не менее важна, чем спектакли.

В кукольном театре главное — это понимание смысла и атмосферы пьесы. Надо, чтобы дети, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позы, жесты, песенные, танцевальные и игровые импровизации. Программа знакомит детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюдный тренаж, игры, которые помогают развивать внимание, память, мышление, воображение и восприятие.

На формирование личности ребенка влияние театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развить.

Существует   программа   «Школьный   театр   кукол»,   авторы   -   Ф.З. Файнштейн, Е.А. Плотникова, М.А. Разбаш.  Данная программа не предлагает учебного плана на 2–й и 3 й годы обучения, даны только рекомендации педагогу, разделы прописаны очень схематично, поэтому над созданием учебного плана и содержанием обучения приходится работать самостоятельно используя все возможные методические источники по кукольному театру.

   К данной типовой программе добавлено:

  1. Учебно  - тематические планы на 2-й и 3-й года обучения.
  2. Знакомство с простейшими видами кукольного театра (театр на ладони, пальчиковый, игрушки – топотушки и т.д.).
  3. Тренинги по технике речи и пластики рук.
  4. Знакомство с азами актерского мастерства.

   Разделы программы  прописаны конкретно, детально, подробно.

Цель программы.

Развитие творческих способностей детей посредством создания кукольного спектакля  и героев  кукол этого спектакля.

Задачи:

  1. Познакомить детей с азами  актерского   мастерства, сценической речи.
  2. Развивать через театральную деятельность воображение,  фантазию,
    самостоятельное мышление. Прививать интерес к литературе, театру,
    музыке.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие мира; коммуникабельность во
    взаимоотношениях  друг   с   другом,   с   педагогом,   с   окружающими
    людьми.

            4. Создать в детском коллективе атмосферу радости сотворчества.
Срок реализации образовательной программы Театра Кукол: 3 года. Возраст детей участвующих в реализации программы: от 5 до 13 лет.

Основной принцип кружка - сочетание внутри одного занятия материалов с нескольких тематических разделов по принципу смены различных видов  деятельности. Путем их частой смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям в течение 2 часов

Исходя из цели, задач определяются формы организации учебно-творческой деятельности в объединении: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли.

Фронтальные – теоретические, практические, игры, работа над спектаклем, экскурсии.

Подгрупповые – этюды с предметами и куклами, постановка миниатюр.

Индивидуальные – помощь в работе над ролью и в работе с куклой. Индивидуальные занятия по технике речи (постановка звуков, устранение дефектов речи)

 Основной формой реализации программы являются занятия, обучение на которых носит воспитывающий, развивающий, обучающий характер.

Типы занятий:

  1. Типовые, которые включают материалы с нескольких тематических разделов: театральная игра, культура и техника речи, ритмопластика, работа с куклами.
  2. Доминантные, где доминирует один из указанных видов деятельности.
  3. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: « Петрушка – герой первого русского театра».
  4. Репетиционные, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

На каждом занятии проводятся игры на развитие актерских способностей (воображение, фантазия, умение сосредоточится на конкретном объекте или действии).   Игры «Эстафета», «Встать по пальцам», «Одновременный хлопок» и т.д.; упражнения  на словесные действия;  ведется работа над речью: артикуляционная гимнастика,      чистоговорки,      скороговорки;      даются упражнения на память физических действий (попрыгать через воображаемую скакалку, посадить цветок, ударить по мячу )                  

Количество детей в группах:

1 год обучения - 12 человек; 2 часа в неделю;   72 часа в год

2 год обучения - 10-12 человек; 4 часа в неделю;    144 часа в год

3 год обучения - 8-10 человек; 4 часа в неделю;       144 часа в год

В театр  кукол  принимаются  все  желающие  дети,  т.к.   в  процессе  занятий даже самые стеснительные дети заблистают талантом.   Кукольный театр помогает детям преодолеть неуверенность в себе, т.к. актер находится за ширмой, вдали от глаз зрителя (в 1 год обучения), потом - выходит на общение со зрителями.

Программа предусматривает 2 этапа развития.

  1. ый начальный этап. На этот этап дети принимаются без отбора.
  2. ой базовый этап. На этот этап принимаются дети по результатам отбора. могут прийти дети, прошедшие входной контроль, обладающие данными для занятий по программе II года обучения.

Наряду   с   учебной   программой,   в   объединении   организуется   работа предусматривающая  участие   в  общественной  жизни школы -  участие   в праздниках,

вечерах, концертах. Есть праздники внутри объединения.

Результатом реализации программы должен стать созданный детьми кукольный спектакль. Контроль за  реализацией программы осуществляется посредством творческого отчета на методическом объединении педагогов художественно-эстетического направления. Участие в фестивалях детских творческих  театральных направлений, вынос спектакля на широкой  круг зрителя, текущий и итоговый контроли.

Выпускники объединения должны обладать следующими качествами:

  1. Коммуникативными - уметь общаться между собой, с окружающими людьми,
  2. Подчинятся требованиям дисциплины.
  3. Отстаивать свою точку зрения.
  4. Уметь гармонизировать отношения с окружающим миром.

ТЕМА

количество часов

Индив.

Теория

Практика

Всего

1 год обучения

Театральная игра

                                                                   10

1. Вводное занятие. Входной контроль.

-

1

1

2

2. Внимание

-

-

2

2

3. Общение

-

-

2

2

4. Актёрское воображение

-

-

2

2

5. Актёрская выразительность

-

1

1

2

Культура и техника речи

                                                                   12

1. Техника речи

3

-

6

9

2. Репертуар

3

3

Ритмопластика

25

25

1. Пластика рук

      -                      -                 9                   9       

2. Развитие психофизического аппарата

-

-

        8

8

3. Пальчиковый  игро-тренинг

-

-

        5

5

4. Музыка на занятии

-

1

2

3

Работа с куклами

23

1. Виды кукольного театра

        5         8         13

2. Постановка спектакля (Репетиц. период). Показ.

5

-

5

10

Азбука кукольного театра

1

1. Словарь кукольника

-

1

-

1

Контрольный занятие

1

1

                ИТОГО:

8

9

55

72

2 год обучения

Театральная игра

                                                                   20

1. Входной контроль.

-

-

4

4

2. Внимание

-

-

4

4

3. Общение

-

-

4

4

4. Актерское воображение

-

-

4

4

5. Актерская выразительность

-

-

4

4

Культура и техника речи

                                                                   21

1. Технология формирования речи

-

1

1

2

2. Техника речи

-

-

11

11

3. Работа над текстом

-

2

6

8

             ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Пластика рук

-

-

18

18

 2. Развитие психофизического аппарата

-

-

20

20

 2.  Работа с воображаемыми предметами

-

-

10

10

 3 Работа психофизического аппарата

-

-

20

20

Работа с куклами.

       48

 1. Виды кукольного театра

-

10

16

26

 2. Постановка спектакля (репетиц. период). Показ.

        10                -                   12               22      

Азбука кукольного театра

        5

 1. История кукольного театра

-

4

-

        4

 2. Словарь кукольника

-

1

-

        1

Контрольное занятие

-

-

2

2

ИТОГО:

10

18

116

144

3 год обучения

Театральная игра

                                                                   21

 1. Входной контроль.

-

-

3

3

 2. Тренинг на внимание

-

-

4

4

 3. Освобождение от мышечного зажима

-

-

4

4

 4. Воображение

-

-

4

4

 5. Первый драматургический материал

-

-

6

6

Культура и техника речи

                                                                   27

 1. Техника речи

-

-

12

12

 2. Логика сценической речи

-

2

6

8

 3  Работа над текстом

-

2

5

7

Ритмопластика

                                                                   30

 1. Пластика рук

-

-

12

12

 2. Рождение пластического образа

-

-

5

5

 3. Движение и музыка

-

2

3

5

 4. Создание сценического образа

-

2

6

8

Работа с куклами

                                                                  56

 1. Виды кукольного театра

-

5

       15

       20

 2. Постановка спектакля (репетиц. период). Показ.

6

-

30

       36

Азбука кукольного театра

8

 1. История кукольного театра Рождение спектакля

-

4

2

6

 2.Словарь кукольника

-

                2

-

2

 Контрольное занятие.

2

2

ИТОГО:

6

19

119

144

Ритмопластика

                                                                   48

         СОДЕРЖАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ТЕАТРАЛЬНАЯ  ИГРА
        
Вводное занятие. Входной контроль.

Цель: возбудить интерес к кукольному театру, знакомство с детьми, выявление умений и знаний детей.
        Теория: Беседа о волшебном мире сказок. Мир сказок – таинственная страна. Она находится далеко: за тридевять земель. Стоит только очень захотеть и оживёт чудесный мир, исполненный светом, солнцем, лесными запахами и удивительными приключениями. А называется этот мир – кукольный театр! На первых занятиях возникает необходимость договорённости о незыблемых правилах общения и поведения внутри коллектива.
        
Практика: Выявляются природные данные: речь и физическая подготовка, фантазия и творчество.

Актерское мастерство- самая важная составляющая поведения актера на сцене. Зрителю должно быть слышно - видно - понятно. Мастерство актера включает: внимание, общение, актерское воображение, актерскую выразительность, умение держать паузу, органичность в мизансцене, этюды. На 1 году занятий изучаются первые 4 составляющие актерского мастерства. Для каждой из этих составляющих есть свои игры.

Цель: развитие внимания, актерского воображения, актерской выразительности, учить общаться.

Внимание имеет три круга: малый, средний, большой. Малый круг -умение актера взаимодействовать с партнером за ширмой, слушать и воспринимать. Под средним - умение видеть, замечать все, что происходит на ширме в данный момент. Большой круг - умение слышать зал. Совершенно очевидно, что во время представления у актера должны работать все три внимания одновременно. Развивается внимание на занятиях с помощью таких игр:

«Что ты слышишь?»

«Что изменилось?»

« Кто позвал»

«Руки ноги»

«Есть или нет»

«Передай позу»

Общение не менее важно, нежели внимание. Под общением понимается взаимодействие партнеров на сцене, умение их слушать, слышать друг друга и активно реагировать на партнеров. Развивается умение общаться на занятиях с помощью игр - импровизаций по сказкам: берется какая-нибудь хорошо известная сказка - «Колобок», «Теремок» и т.д. Вносятся дополнения детьми, меняются предлагаемые обстоятельства сказки  или даже сюжет, и разыгрывается, используя бумажные фигуры.

Игры: «Кто во что одет»

          «Поварята»

           «Что мы делаем не скажем»

          «Живой телефон»

          «День рождения»

          «Видящие пальцы»

          «Кто как сидел»

Актерское воображение.

Актер — личность, и поэтому любой образ он окрашивает своей  индивидуальностью. Следовательно, ему обязательно нужно придумать, вообразить, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Именно поэтому совершенно необходимо развивать воображение юного актера. А достигается это посредством следующих игр:

«Тень»

«Превращение детей»

«Зернышко»

«Цыплята»

«Телепаты»

Не обойтись в актерском мастерстве и без актерской выразительности.         
Теория: Что такое текст, подтекст, предлагаемые обстоятельства.

Соединение внешних признаков (жест, походка, любые физические действия) с внутренним эмоциональным состоянием – психофизический процесс. Сочинять внутренний монолог (оживлять спектакль).

Практика: Надо научить актера заполнять собой сцену, т.е., выходя на площадку, с первого мгновения быть значимым для зрителя. Если актер не сможет быть выразителен сам, он не сможет сделать выразительной свою куклу. На занятиях используются игры — этюды:

«Курочка»,

«Сидит, сидит зайка»

 «Дома ль кум воробей?» и т.д.

Работа над актерским мастерством ведется на каждом занятии.
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Цель: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, учить пользоваться интонацией, воспитывать речевую культуру.

Для  того,  чтобы  стать  хорошим  актером  надо  обладать  сильным, глубоким  голосом.  Уметь  говорить "всем телом". Для этого в программе предусмотрены занятия по речи.  Каждое занятие делиться на несколько этапов, причем всякий раз проводятся последовательно все этапы. Этапы: разогревающий массаж; дыхание; артикуляционная гимнастика; разработка тембрального диапазона; интонационная   выразительность-тренинг по технике речи.

Тренинг по технике речи.

Теория: На каждом практическом занятии по всем разделам акцентировать внимание детей на правильном выполнении упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика:

Цель разогревающего массажа - сделать мышцы лица и шеи теплыми» и послушными.

Дыхание- дыхание должно быть беззвучным, внешне  незаметным  длинным  и  «опертым». Упражнения: «Стирка белья», «Звонок», «Пильщики» и т.д.

Артикуляционная гимнастика, направлена на развитие речевого аппарата,

активизация подвижности губ и языка. Игры-упражнення:   «Пятачок»,   «Свечи»,   «Уколы»,   «Часики»,   «Лопата»   и  т.д. Обязательно работа над звуковым рядом: И, Э, А, О, У, Ы. Серьезным помощником в работе над дикцией являются чистоговорки и скороговорки.

На занятии ведется развитие тембрального диапазона.Игры-упражнения:   «Придумай   диалог»,   «Кольцо,   кольцо,   скажи словцо», «Кто говорит», «Подбери голос» и т.д.

Интонационная  выразительность  включает в себя: произношение пословиц и скороговорок с различной интонацией, с разным усилением звуков в разных местах фразы, фонетическая импровизация.

Репертуар.

Работа с русскими народными сказками. Рекомендуются сказки для домашнего чтения с целью расширения кругозора, знакомства с лучшими детскими произведениями. Рассказывание сказок на занятии, прослушивание в аудиозаписях. На занятия обсуждение любимых сказок, героев в форме игры.

Сказки: «Ховрошичка»

              « Морозко»

              «Царевна-лягушка»

              «По щучьему велению»

             

Весь  тренинг  по  сценической  речи  и  упражнения  занимают  на занятии 15-20 минут. Проводится каждое занятие.

РИТМОПЛАСТИКА

Цель: развивать умение владеть своим телом, попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц; учить передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки; воспитывать умение равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

               Теория: На каждом практическом занятие по всем разделам акцентировать внимание детей на правильности выполнения упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика:

Растущий человек еще только познает свое тело, привыкает к нему в первую очередь через игру. Используя на занятиях комплекс игровых упражнений, который предлагается в программе, можно трансформировать их. Главное - увлечь ребенка игрой. Музыка, ритм, воображение и чувство прекрасного помогут участникам игры создать неповторимые образы без всякого реквизита. Существует множество способов ознакомления маленького ребенка с таинствами актерского мастерства. В программе используются игры со своим телом, руками, фантазирование через тело и с его помощью. Главная задача программы — сделать мышцы ребенка-актера пластичными, а тело научить подчиняться воле исполнителя.

Игры: «Кактус и ива»

            «Пальма»

            «Самолеты и бабочка»

            «Я на солнышке лежу»

            «Штанга»

            «Мокрые котята»

Музыкальные игры:

            «Утро»

            «Бабочки»

            «Город роботов»

            «Заколдованный лес»

            «Царство золотой рыбки»

Пластика — обширнейшая область среди театральных дисциплин, и изучается она в течении 3 лет, но первый год обучения все идет через игру. Дети учатся разогревать мышцы, расслабляться, снимать мышечные зажимы, изучают пальчиковый игротренинг.

Работа с куклами.

Цель: знакомство с видами кукольного театра, изготовление кукол и обыгрывание их.

Теория: Этот раздел программы включает в себя знакомство с куклами.  Знакомство с различными видами кукольных театров: театр на ладони, на пальцах, на руке, кулачковый, петрушка.

Практика: Дети сами изготавливают кукол своими руками. Затем сочиняют истории, в которых действуют изготовленные ими персонажи. Учатся водить и действовать этими куклами.

На занятиях с куклами обращается внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. После этого наступает следующий этап работы - над этюдами. Этюды — это своеобразная школа. Их можно делать без кукол и предметов, когда играют одни руки, они становятся похожи на человека, на зверя, на птицу. Используя изготовленные детьми куклы. К концу учебного года дети должны уметь работать с перчаточной куклой, уметь ее оживить. Из отработанных наиболее интересных этюдов   и   сценок   с   куклами   различных   видов   создается концертная программа. Дать детям понять, что этюд это маленький рассказ и в нём должно быть:   завязка,   развитие   действия,   кульминация, смена действия, развязка.

Постановка спектакля. Показ.

Практика: к концу первого года обучения идет работа над пьесой, анализ пьесы, работа над спектаклем, репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, показ и обсуждение спектакля

Азбука кукольного театра

Цель :познакомить детей с театральными терминами.

На первом году обучения проходит знакомство со словарем актера кукольника. Ребята узнают обозначение слов: ширма, грядка, театр на руке, перчаточная кукла, репетиция, афиша, аплодисменты, декорации, реквизит.

Контрольное занятие. Формы контрольного занятия – конкурсы, викторины, игры, эстафеты, кроссворды. По каждой из форм составляются критерии оценки знаний обучающихся.

К концу I года обучения участники коллектива должны:

знать:

уметь:

1. Дисциплинарные требования в коллективе

1. Самостоятельно выполнять упражнения  тренинга по технике речи.

2. Сказки, используемые в постановках театра

2. Самостоятельно выполнять упражнения пластического тренинга.

3. Правила работы с перчаточной куклой.

3. Узнавать каждого члена группы. с закрытыми глазами на ощупь и по голосу.

4. 6 –8 театральных терминов

4. Рассказывать сюжеты 3-5 русских народных сказок

5. Такие виды театра – театр на ладони, на пальцах, на руке, петрушки.

5. Выполнять любые привычные задания в присутствии посторонних

6. 7-10 произведений из русского фольклора (в том числе потешки, колыбельные, поговорки)

6. Водить перчаточную куклу.

Форма проверки:

Контрольный урок по теоретическим вопросам и элементам создания куклы; кукольный спектакль.

2   ГОД ОБУЧЕНИЯ

Входной контроль.

Цель уточнить знания детей, вспомнит пройденный материал, выявить знания, умения и навыки и вновь прибывших детей.

Проверяется речь, умение рассказать сказку.

Театральные игры  

Цель: развитие внимания, воображение и веру в сценический вымысел; учить выполнять одни и те же действия в разных ситуациях, обстоятельствах по разному; воспитывать  доброжелательность и коммуникабельность в общение со сверсниками.

Теория: на каждом практическом занятии по всем разделам акцентировать внимание детей на правильном выполнении упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика: Так же как и в 1 год занятий идет работа над вниманием, общением, актёрским воображением, актерской выразительности. Только от игр идет переход к упражнениям: «Кто как одет»

             «Хлопки»

              «Фотография»

             «Повтори фигуру»

             «Невидимая нить»

              «Превращение предмета»

              «Пойми меня»

              «Шкатулка»

              «Новичок в классе»

              «Знакомство в автобусе»

             «Тень»

             «Зеркало»

              «Скульптура»

              «Импровизация сказки»

Культура техника речи.

Цель: развитие масочного звука и посыла, учить смешанно-диафрагматическому дыханию, воспитывать четкую грамотную речь.

Проводится занятия по технологии формирования речи где раскрывается строение артикуляционного аппарата и подводится к мысли об необходимости упражнений по техники речи.

Тренинг по технике речи.

Теория: На каждом практическом занятии по всем разделам акцентировать внимание детей на правильном выполнении упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика: Каждое занятие, как и в 1 год обучения начинается с тренинга по речи, только берутся новые и более сложные упражнения: «Носик», «Комарик», «Рожицы», «Парные согласные». Изучается дыхательная гимнастика Стрельниковой. Вводятся упражнения для плеч, шеи, головы.

На занятиях развиваем масочный звук - один из важных разделов сценической речи. Именно они в конечном счете делают речь громкой, членораздельной и логически связной. Основой масочного звука является дыхание. Все начальные упражнения производятся на сонорном звуке «М». Потом переходим к тренингу масочного звука и посыла. Упражнения  «Идиотики», «Коровка», «Темная ночь» и др.

Работа над текстом.

Практика: Подбор репертуара к постановка совместно с педагогом, определение темы, идеи, сверхзадачи.

Теория: Что такое тема, идея, сверхзадача в произведениях.

Ритмопластика

Цель: развитие умения владеть мышечным  напряжением и расслаблением, учить создавать образы предметов и живых существ через пластические возможности своего тела, воспитывать чувство правды и веры в вымысел.

   Теория: На каждом практическом занятии по всем разделам акцентировать внимание детей на правильном выполнении упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика: Пластика,  по  прежнему занимает большую  часть занятий,  в этом учебном году    добавляется    работа    с     воображаемыми     предметами (пантомима),     и,   конечно  же,  мы  продолжаем работать над пластикой рук, усложняя упражнения:            

 «Зонтик»,

 «Шарик»,

 Веревочки»,

«Волна»,

 «Рыбки»,

 «Пушинка».

« Пляж»

«Марионетки»

«Разные материалы»

«Игра с тряпичной куклой»

«Неудобная поза»

«Море волнуется»

Работа с куклами

Цель: Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных  обстаятельствах,  учить водить куклы, воспитывать умение работать за ширмой.

Знакомство с видами кукольного театра

Теория: Второй год занятий предполагает знакомство с такими видами кукольного театра: теневой театр, игрушки - попрыгунчики, тростевые куклы.

Практика: 

Большое внимание уделяется изготовлению этих кукол самими детьми и, конечно же, придумывание историй о созданных куклах.

На занятиях отводится время  на сочинение сказок,  которые потом записываются в виде текста и используются для постановки миниатюр.

Постановка спектакля. Показ.

Практика: В течение второго года занятий идет работа над пьесой, анализ пьесы, работа над спектаклем, репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, показ и обсуждение спектакля

Азбука кукольного театра.

Цель: Развивать интерес к искусству, расширение знаний детей о кукольном театре, театральных терминов.

. История кукольного театра.

Теория: Изучаем с детьми историю Российского кукольного театра: «Петрушка», «Марионетка», «Механический театр»

Словарь кукольника.

Теория: Знакомство с новыми терминами- бутафория, диалог, монолог, теневая кукла, тростевая кукла, премьера, антракт, гапит, петрушка, шарманка.

Контрольное занятие. Формы контрольного занятия – конкурсы, викторины, игры, эстафеты, кроссворды. По каждой из форм составляются критерии оценки знаний обучающихся.

К концу 2 года обучения участники коллектива должны:

знать:

уметь:

1. 7 –10 театральных терминов

1. Коллективно повторять хлопками заданный ритм.

2. Дыхательные упражнения А.Стрельниковой и уметь правильно выполнять их.

2. Пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран.

3. Строение артикуляционного аппарата

3. Показать тренинг по технике речи.

4. 5-10 скороговорок и чётко произносить их в разных интонациях.

4. Показать тренинг по пластике рук.

5.Правила работы с тростевой куклой

5. Действовать с тростевыми куклами на ширме естественно и озвучивать их.

6. Иметь понятие о видах театра: теневой театр, игрушки-попрыгунчики, тростевые куклы.

7. Сказки используемые в постановках театра.

Форма проверки:

Контрольный урок по теоретическим вопросам и элементам создания куклы; кукольный спектакль.

  1. ГОД ОБУЧЕНИЯ

Входной контроль.

Цель: Цель уточнить знания детей, вспомнит пройденный материал, выявить знания, умения и навыки и вновь прибывших детей.

Этюды по заданию педагога: проявляется речь, пластика рук, навыки работы с куклой, выразительность исполнения, знание материала  (2-го) года обучения.

Театральные игры

Цель: развитие детской фантазии и речевой импровизации, учить актерской смелости, воспитывать чувство партнерства.

Теория: На каждом практическом занятии по всем разделам акцентировать внимание детей на правильном выполнении упражнения и объяснять смысл этих упражнений.

Практика: Работа  идет  в  виде  тренинга.  Тренинг  построен   по  принципу:   от невозможного нереального к себе реальному. Он начинается с создания персональных существ,  с  абракадабры,  с  неизвестных  планет.  Тогда  на начальном этапе все оценочные критерии исчезают. Тренинг построен так, чтобы ребенок почувствовал суть - действовать в вымысле.

Тренинг.

Внимание: «Поймать  хлопок»,  «Невидимая   нить»,  «Много  ниточек» « Большое зеркало», «Повадырь»

             Освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик».

Воображение:   «Я   скульптор,   а   моя   рука   глина»,   «Чугунный   шар», «Замороженный», «Суета», «Переход», «Диалог ногами», «Звучащие игрушки», «Елочка»

Первый драматургический материал: «Поваренная книга», «Сказка».

Культура и техника речи

            Цель: развивать острый слух, способный подмечать ошибки, отклонения от нормы звучания; учить правильному произношению, воспитывать умение вежливо общаться.

Часто бывает непонятно, что говорят юные актеры на сцене не потому, что они говорят тихо или невнятно, а потому, что они сами не понимают, что говорят. Поэтому проводится большая работа над логикой речи. Эта часть занятия делится на две: расставление с ребятами логического ударения в малословных и многословных фразах. Сначала последовательно, а потом в произвольном порядке. Ко второй части на скороговорках эмоционально окрашивают эти   логические   ударения.   Проводятся   такие   упражнения: «Поставь правильно ударение и правильно услышь его», «Окрась текст, своим отношением» и т.д.

После двух-трех месяцев по такой схеме ребята обычно начинают довольно хорошо говорить, речь  их обогащается нюансами  и оттенками. Чтобы перевести    эти    навыки    из   области    сознательного    в   область подсознательного, я работаю с текстом,  т.е. предлагаю ребятам почитать те или иные стихотворения и прозаические произведения.

Практика: Тренинг по технике речи усложняется: вводятся упражнения для шеи. головы, плеч, бедер, ног. Дыхательный комплекс: «Черепахи», «Мельница». Кофемолка» и т.д. Вводится вибрационный массаж, упражнения на рождение звука. Работаем над активным использованием междометий, слов, фраз, стихов, поговорок: «Междометия», «Выращивание цветка», «Играем в мяч» и т.д. Как продолжение курса сценической речи, является работа над текстом. Задача - донести мысль до зрителя.

 Ритмопластика

Цель: Развитие гибкости и динамичности, учить давать выход энергии, воспитывать решительность.

Теория: 

Создание образа: просмотр видеоматериала, репродукций, картин, скульптур. Обсуждение эпохи, костюмов, нравов, обычаев. Образное решение. Характеристики героя, биография.

Движение и музыка: Музыка совпадает со сверхзадачей постановки, либо вступает в конфликт с действиями персонажей. Необходимо объяснить понятие "Темпо-ритм" движения.

Рождение пластического образа: Соединение внешних признаков (жест, походка, любые физические действия), с внутренним эмоциональным состоянием – психофизический процесс.

Практика: На третьем году обучения занятия проходят в тренинге: разминка, настройка, разогрев, релаксация.

Рождение   пластического   образа   включает   в    себя    работу    над: координацией   движений   и   равновесия

Упражнения: «Неудобная   поза»,   «Парное   или маленькое   зеркало»  «Точка-звезда», «Мягкая рука», «Превращения»

Движение   и  музыка:  «Образы,   навеянные музыкой», «Тело — звук»

Освоение пространства: «Импульс», «Мысль движение  - эмоция»

Создание  образа:   когда дети  уже  достаточно раскрепощены, не боятся оказаться смешными или нелепыми, не пугаются своего тела и чуть-чуть умеют им владеть, начинается самое интересное - создание образа.

Работа с куклами

Цель: знакомство с новыми видами кукольного театра, учить передавать жестами характер кукол, воспитывать бережное отношения к куклам.

Знакомство с видами кукольного театра

Теория:   На третьем году обучения знакомятся с марионетками, большие напольные куклы.

Практика:  Дети принимают участие в их создании, а потом придумывают о них сказки.

Постановка спектакля. Показ.

Практика:  В течении года идёт работа над пьесой, анализ пьесы, работа над спектаклем, репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, показ и обсуждение спектакля.

Азбука кукольного театра.

Цель: активизировать познавательный интерес, познакомить с особенностями театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.

История кукольного театра.

Теория: Беседы о кукольных театрах мира: Бельгия, Англия.

Рождение спектакля.

Теория: Беседы о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.

Словарь кукольника: жест, мимика, пантомима, марионетка, вага, осветитель, звукорежиссер, гример, костюмер, актер, кукольник, режиссер, художник, композитор, драматург, пьеса. Эти понятия усваиваются легче  в процессе игр и этюдов. Игры: «Идем в театр» «Волшебная корзинка»

Контрольное занятие.

 Формы контрольного занятия – конкурсы, викторины, игры, эстафеты, кроссворды. По каждой из форм составляются критерии оценки знаний обучающихся.

К концу 3 года обучения участники коллектива должны:

знать:

уметь:

1. 8 – 10 театральных терминов

1. Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

2. Такие виды театра: марионетка, большие напольные куклы

2. Запоминать заданные режиссером мизансцены

3. 10-15 скороговорок и проговаривать их чётко быстрым темпом.

3. Работать с куклой марионеткой, большой куклой.

4. Историю зарождения кукольного театра.

4. Читать в течении  3- х минут текст, написанный крупным шрифтом не реагируя не шум и другие помехи и затем рассказать содержание.

5. Правила работы с марионеткой и большой куклой.

5. Выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.

6. Выполнять дыхательные и речевые упражнения  усложнённые незначительной физической нагрузкой (ходьбой, наклонами)

Форма проверки:

Контрольный урок по теоретическим вопросам и элементам создания куклы; кукольный спектакль.

                Методическое обеспечение программы.

Формы проведения занятий: теоретические, практические, игры, этюды с предметами и куклами, сценки, творческие конкурсы внутри коллектива

Приемы и методы, используемые на занятиях:

Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, звуковоспроизведение, дискуссии.

Наглядные методы: показ иллюстраций, демонстраций.

Практические методы: упражнения, выполнение практических заданий, деловая игра.

Метод самостоятельной работы, метод создания ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний, метод устного, письменного контроля и самоконтроля.

Метод полных нагрузок: превращаем тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений, разбитых на комплексы, между которыми существует логическая связь.

Метод ступенчатого повышения нагрузок: предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения детьми технологий голосоведения и сценической речи.

Метод игрового существования: это очень важный аспект работы. Только апеллируя к воображению ребенка, можно добиться положительных результатов.

Метод импровизации: он дает возможность выявить у ребенка скрытый творческий потенциал, а так же помогает провоцировать детей на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

Метод «взаимообучения» направлен на воспитание чувства партнерства и ответственности.

Метод от невозможного, нереального к себе реальному – чтобы ребёнок почувствовал суть – действовать в вымысле.

          Подведение итогов на занятиях по темам:

«Актерское мастерство» - через постановку кукольного    спектакля;
«Сценическая речь» - посредством обобщающих открытых занятий;
«Пластика» - открытое занятие обобщающего типа;



Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка.

Рабочая программа  хора «Непоседы» составлена и адоптирована на основе программы «Мир вокального искусства» Г.А.Суязова. 2007г.

Основная задача эстетического воспитания - развивать у детей

чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.

Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.

Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.

Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский хор является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению.

Образовательно-воспитательная работа.

Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.

Цель программы.

Творческое развитие детей. Формирование певческой культуры.

Задачи программы.

Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:

  • развитие хорового слуха;
  • Формирование музыкальной памяти;
  • формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности, дыхания;
  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
  • развивать у детей звуковысотное, тембровое и динамическое восприятие музыки, чувства ритма, гармонический слух и чувство лада;
  • знакомить с элементами понятия о форме и жанре музыкального произведения;
  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкальнотворческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
  • формировать творческую активность, внимание, выдержку, инициативность, самостоятельность, настойчивость.
  • развивать память и музыкальный слух, взаимопомощь

Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.

Практическая часть обучает практическим приёмам вокального исполнения песен.

Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках  внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.

             Программа предназначена для детей от 5 до 12 (дошкольники и младшие школьники). Программа рассчитана на 4 года обучения.

              Принимаются все дети, желающие заниматься в объединении. Приём по заявлению родителей.

              Программа предполагает 2 ступени обучения.

              1 ступень – 2 года.

              2 ступень – 2года.

Работа с детьми над содержанием, которое обозначено в первой ступени может занимать разное количество времени, которое зависит от уровня развития детей, от их возраста, от посещаемости (имеется ввиду отсутствия по болезни). В зависимости от развития музыкальных способностей, дети могут приняты на программу любого года обучения. Для этого проводится диагностика, выявляющая уровень развития ребёнка.

            1 ступень (дошкольники)

            На программу 1 – го года обучения принимаются дети, не владеющие мызыкальными навыками. На программу 2–го года обучения переводится обучающиеся, успешно окончившие программу 1-го года обучения и добираются дети с развитым чувством ритма. Переход ко второй ступени целесообразен и возможен лишь после практического и полного усвоения содержания первой ступени.

             2 ступень (младшие школьники)

             На программу 3-го года обучения переводятся обучающиеся, успешно окончившие программу 1-ой ступени обучения и добираются дети с проявляющимися музыкальными способностями, но пока не владеющие опытом пения в ансамбле и выступления на сцене. На программу 4-го года переводятся обучающиеся, успешно окончившие программу 3-го года обучения.

                                Формы и режим занятий

1 ступень

Групповые занятия детей, осваивающих программу 1-го года обучения, проводится 2 раза в неделю по 1 часу. Всего в году 72 занятия, 72 часа. В  группе 10-12 человек.

 2-го года обучения, проводится 2 раза в неделю по 1 часу. Всего в году 72 занятия,  72 часа. В  группе 8-10 человек.

2-ая ступень

Групповые занятия детей, осваивающих программу 3-ого года обучения, проводится   3 раза в неделю по 2 часа. Всего в году 108 занятий, 216 часов. В группе  7-8 человек.

4-го года обучения проводится 2 раза в неделю по 1 часу.  Всего в году 72 занятия, 72часа. В группе 7-8 человек.

Занятия проходит со всем коллективом, по группам и  индивидуально.

           Для поддержания интереса к занятиям и повышения работоспособности в коллективе используется комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов, праздников.

            Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, викторины, выполнение творческих заданий, промежуточные и итоговые контрольные работы по темам, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, провидения воспитанниками мероприятия и участия в них.

            В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением);  координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указанием. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и её самоконтроля за качеством своего вокального и  общехорового  звучания.  

                             

                                      Учебно – тематический план

                                              1 год обучения.

п\п

          Тема занятий

Общее количество часов

                Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

         2

       2

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

         2

           2

3.

Певческая установка

         3

        1

           2

4.

Распевание

         9

        1

           8

5.

Дирижерские жесты

         2

        1

           1

6.

Унисон

         7

        1

           6

7.

Вокальная позиция

       3

       1

         2

8.

Звуковедение

        5

        1

           4

9.

Дикция

        4

        1

           3

10.

Работа с солистами

        4

   

           4

11.

Сводные репетиции

        7

           7

Музыкально-теоретическая подготовка

12.

           Основы музыкальной грамоты.

        3

         1

            2

13

Развитие музыкального

слуха, музыкальной памяти

        4

         1

            3

14.

Музыкальная игра и движение под музыку

     

        4  

       

       1        

       

        3    

15.

Развитие чувства ритма

3

 

      1

2

Теорико – аналитическая

           работа

16.

Беседа о гигиене певческого

голоса.

         1

         1

17.

Народное творчество

        2

         1

             1

18.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

     

         1

         1

Концертно- исполнительская деятельность

 19                                

Праздники выступления

         6

             6

               Итого

        72

        16

            56

                                   

                Учебно – тематический план        2 год обучения.

п\п

          Тема занятий

Общее количество часов

                Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

         2

       2

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

         2

           2

3.

Певческая установка

         3

        1

           2

4.

Распевание

         9

        1

           8

5.

Дирижерские жесты

         2

        1

           1

6.

Унисон

         7

        1

           6

7.

Вокальная позиция

       3

       1

         2

8.

Звуковедение

        5

        1

           4

9.

Дикция

        4

        1

           3

10.

Работа с солистами

        4

   

           4

11.

Сводные репетиции

        7

           7

Музыкально-теоретическая подготовка

12.

           Основы музыкальной грамоты.

        3

         1

            2

13

Развитие музыкального

слуха, музыкальной памяти

        4

         1

            3

14.

Музыкальная игра и движение под музыку

     

        4  

       

       1        

       

        3    

15.

Развитие чувства ритма

3

 

      1

2

Теорико – аналитическая

           работа

16.

Беседа о гигиене певческого

голоса.

         1

         1

17.

Народное творчество

        2

         1

             1

18.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

     

         1

         1

Концертно- исполнительская деятельность

 19                                

Праздники выступления

         6

             6

               Итого

        72

       16

            56

                                   Учебно – тематический план

                                              3 год обучения.

п\п

          Тема занятий

Общее количество часов

                Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

         2

       2

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

         2

           2

3.

Певческая установка.Дыхание

         

         5

       

        1

           

           4

4.

Распевание

         23

        2

           21

5.

Дирижерские жесты

         3

        1

           2

6.

Унисон

         11

        1

           10

7.

Вокальная позиция

        5

       1

         4

8.

Звуковедение

         9

        1

           8

9.

Дикция

         7

        1

           6

10.

Двухголосие

6      

   

    6    

1

Работа над вокальными произведениями

31

  31          

12.

Сводные репетиции

        20

           20

Музыкально-теоретическая подготовка

13.

           Основы музыкальной грамоты.

        6

         1

            5

14

Развитие музыкального

слуха, музыкальной памяти

        13

         1

            12

15.

Развитие чувства ритма

      11

         

        1        

             10    

Теорико – аналитическая           работа    

 

     

Беседа о гигиене певческого

голоса

         

         2

       2

17

Беседа о творчестве современных композиторов

         

        5

         

        5

18.

Народное творчество

       13

         2

            11

19.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

     

         5

         5

Концертно- исполнительская деятельность

 20                                

Праздники выступления

         35

             35

21.

Открытый урок для родителей              

        2

       

            2

                                     Итого               216              27                    189      

                           

                           

                          Учебно – тематический план

                                              4 год обучения.

п\п

          Тема занятий

Общее количество часов

                Из них

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

         2

       2

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

         2

           2

3.

Певческая установка.Дыхание

         

         2

       

        1

           

           1

4.

Распевание

         4

        1

           3

5.

Дирижерские жесты

         2

        1

           1

6.

Унисон

         4

        1

           3

7.

Вокальная позиция

        4

       1

         3

8.

Звуковедение

         4

        1

           3

9.

Дикция

         2

        1

           1

10.

Двухголосие

4      

   

        1

     

    3    

1

Работа над вокальными произведениями

10

  10          

12.

Сводные репетиции

        7

           7

Музыкально-теоретическая подготовка

13.

           Основы музыкальной грамоты.

        3

         1

            2

14

Развитие музыкального

слуха, музыкальной памяти

        3

         1

            2

15.

Развитие чувства ритма

       3

         

        1        

             2    

Теорико – аналитическая           работа    

 

     

Беседа о гигиене певческого

голоса

         

         2

       2

17

Беседа о творчестве современных композиторов

         

        1

         

        1

18.

Народное творчество

        3

        1

            2

19.

Беседа о творчестве композиторов-классиков

     

         1

         1

Концертно- исполнительская деятельность

 20                                

Праздники выступления

         9

             9

                     Итого

      72

        18

             54

                                                                                           

                            Содержание  программы

                                   1-ая ступень

                                1-ый год обучения.

         1.Вводное занятие

Знакомство с  обучающимися.

Диагностика музыкальных способностей. Инструктаж по технике безопасности.

2.Вокально-хоровая работа.

Певческая установка. Дыхание: 

Гамма-поступенное движение вверх и обратно, разогревающий массаж грудной клетки, комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Распевание:

Разогрев и настройка голосового аппарата, упражнение на «дыхание», прием «эхо», прием «перекличка», прием «соревнование», распевание на открытые слоги – ле, -ля, -ма, -ми, прима «Андрей воробей», «Дон-дон», «сорока-сорока».

Дирижерские жесты:

Упражнение на внимание, упражнение на вдох, начало звукоизвлечения и его окончания, упражнение «дирижеры», «дирижеры под музыку», «дирижер и хор».

Унисон:

Упражнения для приведения певцов к общему тону, т.е. унисон по высоте, силе и тембру.

Вокальная позиция: 
        Упражнение для работы над певческим дыханием.

Звуковедение:

          Упражнение пение закрытым ртом звука «м», для овладения приема прикрытия используется упражнение на пение слогами –лё, -му, -гу, -ду, для формирования прикрытого звука, упражнение на пение гласных йэ, йа, йо, йу.

Дикция:

Чистоговорка на «с» - караси. Чистоговорка «к врачу», звук «ч» скороговорки.  

Работа над вокальными произведениями: 

           Слушание песни. Разбор разучивания слов и мелодий и художественной отработки звучания каждого из ее куплетов, анализ музыкального произведения, специальные упражнения для данного произведения.

Сводные репетиции: работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

3. музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты: 

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая октава) устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон, определять в песнях фразы, в них запев и припев, различать высокие и низкие звуки.

Развитие музыкального слуха:   

           Упражнение по видам движения мелодии, на слог «лю» (постепенное,    

змейкой, скачкообразное) сравнительные упражнения на высоту звука, с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз «динь-динь, дан-дан, дон-дон»

Развитие чувства ритма: 

Упражнение игра «Хлопай в такт», упражнение игра «Маршируем под    

     музыку», упражнение игра «Спой свое имя», упражнение игра «Угадай имя».

Музыкальная игра  и движение под музыку.

           Игры и хороводы, инсценирование песни, исполнять  попевки в ансамбле на детских музыкальных инструментах в сопровождение под аккомпанимент  баяна, играть чётко, слаженно, правильно передавать рисунок, сопровождать  игру пением попевки.

4. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса:

                Беседа

Народное творчество:

        Знакомство с детским музыкальным фольклором, разучивание песни

«Во поле береза стояла», «Ой блины», знакомство с частушками.

5. Концертно-исполнительская деятельность

  Праздники, выступления:    

       Участие в праздниках и мероприятиях такие как осенний бал, День     Матери, день именинника, Новый год,  23 Февраля, 8 Марта,  День Победы.

                                 

                              Содержание  программы

                                   1-ая ступень

                               2-ый год обучения.

         1.Вводное занятие

Знакомство с  обучающимися.

Диагностика музыкальных способностей. Инструктаж по технике безопасности.

2.Вокально-хоровая работа.

Певческая установка. Дыхание: 

Гамма-поступенное движение вверх и обратно, разогревающий массаж грудной клетки, комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

Распевание:

Разогрев и настройка голосового аппарата, упражнение на «дыхание», прием «эхо», прием «перекличка», прием «соревнование», распевание на открытые слоги – ле, -ля, -ма, -ми,

Дирижерские жесты:

Упражнение на внимание, упражнение на вдох, начало звукоизвлечения и его окончания, упражнение «дирижеры», «дирижеры под музыку», «дирижер и хор».

Унисон:

Упражнения для приведения певцов к общему тону, т.е. унисон по высоте, силе и тембру.

Вокальная позиция: 
        Упражнение для работы над певческим дыханием.

Звуковедение:

          Упражнение пение закрытым ртом звука «м», для овладения приема прикрытия используется упражнение на пение слогами –лё, -му, -гу, -ду, для формирования прикрытого звука, упражнение на пение гласных йэ, йа, йо, йу.

Дикция:

Чистоговорка на «с» - караси. Чистоговорка «к врачу», звук «ч» скороговорки.  

Работа над вокальными произведениями: 

           Слушание песни. Разбор разучивания слов и мелодий и художественной отработки звучания каждого из ее куплетов, анализ музыкального произведения, специальные упражнения для данного произведения.

Сводные репетиции: работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

3. музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты: 

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая октава) устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон, определять в песнях фразы, в них запев и припев, различать высокие и низкие звуки.

Развитие музыкального слуха:   

           Упражнение по видам движения мелодии, на слог «лю» (постепенное,    

змейкой, скачкообразное) сравнительные упражнения на высоту звука, с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз «динь-динь, дан-дан, дон-дон»

Развитие чувства ритма: 

Упражнение игра «Хлопай в такт», упражнение игра «Маршируем под    

     музыку», упражнение игра «Спой свое имя», упражнение игра «Угадай имя».

Музыкальная игра  и движение под музыку.

           Игры и хороводы,  музыкально-игровое  и танцевальное творчество.

4. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса:

                Беседа

Народное творчество:

        Знакомство с детским музыкальным фольклором, знакомство с частушками.

Беседа о творчестве композиторов-классиков:

Знакомство с творчеством М.И. Глинки.

5. Концертно-исполнительская деятельность

 Праздники, выступления:    

       Участие в праздниках и мероприятиях такие как осенний бал, День     Матери, день именинника, Новый год,  23 Февраля, 8 Марта,  День Победы.

2-я ступень

3 год обучения

1.  Вводное занятие.

            - Входной контроль

2. Вокально-хоровая работа.

Прослушивание голосов:  

                Упражнение на беспрерывный восходящий звукоряд на гласный звук «а» по мажорной гамме.

Певческая установка: 

Как и в программе второго года обучения. Дыхательные упражнения без пения.

Распевание:

Распевание на слова «дай», «май», «бай», с использованием скороговорок, упражнение на слоги -бри, -бра, -брэ, -ля, -лё.

Дирижерские жесты:

Как и в программе второго  года обучения.

Унисон:

Как и в программе второго  года обучения.

Вокальная позиция: 
                   Как и в программе второго  года обучения.

Звуковедение:

Как и в программе второго  года обучения.

Дикция:

Чистоговорка «Зайка», на «з», чистоговорка на -ся, скороговорки.

Двухголосие: 

          Упражнение-мажорный звукоряд с восходящим и нисходящем движении. Петь без сопровождения отдельные припевки и отрывки из песен.

Работа над вокальными произведениями: 

          Слушание песни. Разбор разучивания слов и мелодий и художественной отработки звучания каждого из её куплетов, анализ музыкального произведения, специальные упражнения для данного произведения.

Сводные репетиции: 

           Работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

3. Музыкально-теоритическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты:  

           Жанры вокальной музыки знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения музыкальных произведений, определять в песнях фразы, вниз запев и припев. Различать динамические темповые обозначения. Смотреть как в программе первого года обучения. 

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти:   

            Как в программе первого и второго года обучения.

Развитие чувства ритма: 

            Упражнение «Хор часов», упражнение «Колокольный перезвон», упражнение «Повтори ритм», упражнение «Ритмизация слов». Смотреть, как в программе первого  и второго года обучения.

4. Теоритико-аналитическая  работа.

Беседа о гигиене певческого голоса: 

            Беседа.

Народное творчество: 

            Знакомство с новым понятием в музыке «Кантата», знакомство с революционной военной песней. Фольклор.

Беседа о творчестве композиторов классиков: 

            Знакомство с творчеством А. Вивальди.

Беседа о творчестве современных композиторов: 

            Знакомство с творчеством Д.Д. Шостаковича.

 5. Концертно-исполнительская деятельность.

Открытый урок для родителей: 

           Тема : «Звуки, живущие в единстве»

Праздники, выступления: 

            Как и на первом году обучения. Отчетный концерт.

       2-я ступень

4 год обучения

1.Вводное занятие:  поведение певца до выхода на сцену и во время концерта, реабилитация при простудных заболеваниях.

2. Вокально-хоровая работа.

 Прослушивание голосов: 

             Входной контроль.

Распевание: 

           Смотреть за первый, второй  и третий год обучения.

Дыхание: 

           Цепное дыхание, комплекс упражнений для работы над певческим  дыханием, упражнение на развитие «цепного» дыхания, умение интонировать на одном звуке. Упражнение на укрепление дыхания, формирование «оперативного» звука.

Унисон: 

          Упражнение для приведения певцов к общему тону, то есть   в унисон по высоте, солее и тембру.

Вокальная позиция: 

          Смотреть за первый год обучения, упражнение на формировании е «головного» резонирования, единообразное звучание двух соседних нот, упражнение на выработку лёгкого звучания, каждый звук берется при  помощи легких толчков брюшного пресса.

Дикция: 

         Чистоговорки, речевая дикционная разминка, речевые упражнения. Смотреть за первый, второй, третий годы обучения.

Звуковедение: 

         Упражнение на прикрытие звука, упражнение – верхний звук прикрывается легким движением губ, упражнение на соединение  нижнего и верхнего регистра, на выработку ровности тембра. Смотреть за первый год обучения.

Двухголосие:

         Петь без сопровождения. Мажорный звукоряд в восходящим и нисходящем движении. Мажорное трезвучие. Диатонические интервалы в пределах квинты.

Работа над вокальными произведениями: 

          Слушание песни. Разбор разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов, анализ музыкального произведения, специальные упражнения для данного произведения.

Свободные репетиции:

          Работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.

3. Музыкально-теоритическая подготовка.

Элементы музыкальной грамоты:  

             Тембры певческих голосов: сопрано, тенор, бас. Развивать ритмический, ладовый, тембровый слух. Петь звукоряд первой октавы – до второй октавы с названием и без названия звуков. Мажор и минор. Упражнение «сочини мажорную музыку». Упражнение «Минорный концерт». Исполнять звуки различной длительности от половины до восьмой, а так же целые.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти: 

             Упражнение по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий. Смотреть как в программе первого года обучения.

Развитие чувства ритма:

            Упражнение «Досочини песенку». Упражнение «Сочини ритм», ритмическая сказка. Смотреть, как в программе первый, второй, третий  годы обучения.

4. Теоретико-аналитическая работа

Беседа о гигиене певческого голоса: 

           Беседа

Беседа о народном творчестве: 

           Прослушивание музыкальных произведений. Краткий рассказ о музыкальном произведении, о композиторе,  об авторе слов.

Введение понятий: 

           Вступление, запев, припев, куплет, вариация. Развитие интонационного слуха, средства музыкальной – выразительности.

Беседа о творчестве современных композиторов:

          Знакомство с творчеством А.Н. Пахмутовой.

5.Концертно-исполнительская деятельность

Праздники выступления: 

            Участие в праздниках, такие как: осенний бал, День Матери, день именинника,  Новый год, 23 февраля, 8 марта, день победы, отчетный концерт.

 

Ребята первого года обучения к концу года должны знать:

  1. Строение артикуляционного аппарата.
  2. Особенности, возможности певческого голоса.
  3. Гигиена певческого голоса.
  4. Понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко».
  5. Понимать элементарные дирижерские жесты, правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания).
  6. Основы музыкальной грамоты
  7. Познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов.
  8. Музыкальная игра и движения под музыку.

Уметь:

           Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не         поднимая        плеч.

  1. Петь короткие фразы на одном дыхании.
  2. Петь легким звуком, без напряжения.
  3. На звук «ля» первой октавы правильно сказать свое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни.
  4. К концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
  5. Выразительно, весело петь, исполняя в хороводе танцевальные движения: лёгкие подскоки, кружение, пружинные приседания и повороты туловища (вправо-влево)

 Ребята второго года обучения к концу года должны знать:

1.Гигиену певческого голоса.

2. Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание)

3.Основы музыкальной грамоты.

4.Музыкальная игра и движения под музыку.

Уметь:

  1. Правильно дышать: делать небольшой спокойный вздох, не поднимая плеч.
  2. Петь короткие фразы на одном дыхании
  3. В подвижных песнях делать быстрый вздох.
  4. Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен.
  5. Петь лёгким звуком без напряжения.
  6. На звук «ля» первой октавы правильно сказать свое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни.
  7. К концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
  8. Выразительно, весело петь, исполняя в хороводе танцевальные движения: лёгкие подскоки, кружение, пружинные приседания и повороты туловища (вправо-влево). Выполнять ритмические хлопки.

Исполнять на ударных инструментах ритм попевок индевидуально и всей группой.

Ребята третьего года обучения к концу года должны знать:

  1. Соблюдать певческую установку.
  2. Понимать элементарные дирижерские жесты, правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончания).
  3. Жанры вокальной музыки.

Уметь:

  1. Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч.
  2. Точно повторить заданный звук.
  3. В подвижных песнях делать быстрый вдох.
  4. Правильно показать свое красивое индивидуальное звучание своего голоса.
  5. Петь чисто и слаженно в унисон.
  6. Петь без сопровождения отдельной попевки и отрывки из песен.
  7. Дать критическую оценку своему исполнению.
  8. Принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива.

Ребята четвертого года обучения к концу года должны знать:

  1. Основные типы голосов.
  2. Жанры вокальной музыки
  3. Типы дыхания.
  4. Поведение певца до выхода на сцену во время концерта.
  5. Реабилитация при простудный заболеваниях.
  6. Образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Уметь:

  1. Петь достаточно чисто по качеству звука, легко, мягко, непринужденно.
  2. Петь на одном дыхании более длительной музыкальной фразы.
  3. Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и другое.

Исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

                                                Литература

  1. «Типовая программа для нешкольных учреждений и общеобразовательных школ»  Овчинникова Т.И.  Москва. Просвещение 1986 г.
  2. « Мир вокального искусства»  Г.А.Суязова. Волгоград: Учитель 2008г.
  3. «Звук волшебник» Т.Н.Дявятова. Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

М. : Линка-пресс, 2006г.

 4. « Учите детей петь» Т.М. Орлова, С.И.Бекина

       Москва «Просвещение»  1988г.

  5  Музыкально- дидактические игры и упражнения в малокомплетных

      ДОУ.   А.М.Зимина.- М.: «Гном-Пресс» 1999г.

6  Наглядные средства в музыкальном воспитание дошкольников.

     Л.Н.Комисарова, Э.П.Костина. М. Просвещение, 1986г