Страничка инструктора по физкультуре

Деменина Ольга Васильевна

imageimage              

Инструктор по физкультуре в МАДОУ д/с №21 "Пингвинчик" - Голубева Галина Петровна

Наши лыжные прогулки...

Всем ребятам наш привет!

И такое слово —

Спорт любите с малых лет,

Будете здоровы!

Наши зимние спортивные праздники...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА»

Семинар-практикум для педагогов

                                                                                            

Цель: 

Показать педагогам  значение подвижных игр в жизни ребенка.

Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Задачи: 

Создание условий для укрепления физического и психического здоровья педагогов.

-Улучшение двигательного статуса;

          - Приобщение к нормам здорового образа жизни.

        Подготовительный период: 

Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

Подготовка к выставке по литературе по теме: «Подвижные игры в жизни ребенка».

Составление кроссворда, подготовка памяток для педагогов.

Оформление зала.

Участники:  педагогический  коллектив МДОУ, администрация.

                                         

                                                         Ход проведения:

     Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о подвижной игре, как  о средстве здоровьесбережения и всестороннего развития ребенка дошкольника.                                                                                                                                        

      Ни минуты покоя! К такому выводу приходим мы, взрослые, наблюдая за деятельностью детей.

  1. Вопрос: Что же больше всего любят малыши? (ответы педагогов).

Не колеблясь, можем ответить — играть.

    Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.                                             С.Т. Шацкий

  1. Вопрос: Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? (ответы педагогов). 

    Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до перехода в юность. Игра отражает мир мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Эти игры считаются универсальным и незаменимым средством физического воспитания. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве со стороны взрослых эти игры способны творить чудеса.

 Главная цель воспитателя— расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.

     Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых.

     Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворяют жизненные потребности малышей. Ведь подвижные игры в дошкольном возрасте представляют естественный путь «оттачивания» мелкой моторики. Кроме того, подвижные игры позволяют полнее узнать мир, поэтому играют важную роль в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

3.  Вопрос: Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? (ответы педагогов).  

  Действительно, потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.                                     Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, и, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.                          Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.          

  Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.

     Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.                                                                                                                                Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.    

Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена

обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

4.        Вопрос:  Перед вами следующие слова:   «интерес», «удовольствие», «развитие».

Считаются ли эти слова ключевыми понятиями игровой деятельности? И если да, то почему?       (ответы педагогов).

Действительно уже доказано, что ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игре. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.

Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.                                                                      Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

5.        У вас на столах лежат кроссворды, отгадав которые вы сможете узнать, что является основой подвижной игры.

(педагоги отгадывают кроссворд, разделившись на команды).

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.                                                                            

  Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Педагогам раздаются памятки «Несколько советов организатору игры».

  1.  Педагоги приглашаются в спортивный зал.

Ведущий: Уважаемые  коллеги! Давайте  перенесёмся в детство, снова побудем чуточку детьми, немного поиграем, покажем свою ловкость, выносливость, улучшим настроение.

  • «Солнышко и дождик»
  • «Пустое место»
  • «Охотники и утки»
  • «Ловишка, бери ленту»
  • «Мяч соседу»
  • «Удочка»

  1.  Минута благодарности. 

Инструктор по физической культуре благодарит педагогов за успехи в воспитании детей.

       Завершить свое выступление я хочу такими словами:

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».

      Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.                

                                      Желаю творческих успехов!

                                                 

                                                          Литература:

  1. «Веселые подвижные игры »  Е. Ковалева  М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2006.-189с.
  2.  «Детские народные подвижные игры»  Кенеман А.В., Осокина Т.И. М: «Просвещение» «Владос» 1995г.
  3.  «Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., М: «Просвещение» 2000г.
  4. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет» Л.И. Пензулаева  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-112 с.
  5. Подвижные игры и игровые упражнения»  Литвинова М.Ф. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 92с.
  6.  «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного      возраста» М: «Просвещение» 1985г.

 

                                                             



Предварительный просмотр:

"Использование нестандартного  спортивного оборудования на физкультурном занятии".

(Подготовительная группа)

Цели занятия:

Образовательная :Учить с расстояния 1,5 - 2 м забрасывать теннисный мяч в перевернутый колпачок партнера, который он держит в руках; учить сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, при ходьбе.

Развивающая: закреплять умение выполнять упражнения степ- аэробики;

закреплять умение детей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; развивать координацию движений; добиваться уверенного и активного выполнения основных элементов техники движений; развивать глазомер,  ловкость, чувство равновесия.

Воспитательная: воспитывать морально волевые качества: выдержку, внимание, сосредоточенность, настойчивость в достижении положительных результатов.

Оборудование: бумажные разноцветные колпачки; теннисные мячи; Степ-платформы;  нестандартное оборудование; бумажные самолетики; скамейки, дуги, кубы, мячи.

Ход занятия:

"Чтоб расти и закаляться,

Будем спортом заниматься!

Занимайся детвора!

В добрый путь!

Физкульт- Ура"

Занимательная разминка:

Ходьба с разным положением рук; спиной вперёд; боком; одна нога на пятке, другая на носке; пятки вместе, носки врозь; лёгкий бег на носочках, сильно сгибая колени назад; игровые приёмы: во время бега взять один пластмассовый шарик из корзины, и , пробежав один круг, положить обратно в корзину; прыжок в высоту с разбега до бубна; подскоки; боковой галоп; спокойная ходьба.

Основная часть.

ОРУ. Комплекс степ - аэробики:

Ходьба обычная на месте;

Ходьба на степе;

Шаг на степ- со степа, кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища;

Приставной шаг на степе вправо- влево. Прямые руки поднимаются вперёд- опускаются вниз;

Шаг на степ со степа с хлопками перед собой и за спиной;

Бег на месте на полу;

Лёгкий бег на степе;

Бег вокруг степа;

Танцевальные движения на полу;

"Крест. Шаг со степа- вперёд, назад, вправо- влево";

Прыжки, стоя боком на степе, ноги врозь- на пол, ноги вместе вернуться в исходное положение;

Ходьба на степе. Упражнения на дыхание.

Подвижная игра "Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик" (упражнение в равновесии - ведущий - "иголка", все остальные - "нитка", дети бегут змейкой по залу, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и стоят на одной ноге - "стойкий оловянный солдатик").

Упражнения для профилактики плоскостопия ( упражнения выполняются в соответствии с текстом).

Вылез мишка из берлоги,

Разминает мишка ноги.

На носочках он пошёл

И на пяточках потом.

На качелях покачался,

И к лисичке он подкрался:

"Ты куда бежишь, лисица?"

"Солнце село, спать пора,

Хорошо, что есть нора!" (каждый бежит в свою норку - степ)

Основные виды движения: (с использованием бумажных колпачков и теннисных мячей)

"Поймай мячик" (подбросить мячик вверх и с помощью колпачка поймать его- закрепление);

"Попади в цель" (прокатывая мячик рукой, сдвинуть колпачок с места- закрепление);

С расстояния 1.5-2.0 метра забросить мячик в перевёрнутый колпачок партнёра, который он держит в руках- обучение;

"Стоп, друзья, здесь остановка!

Потанцуем сейчас ловко!"

Танец "Весёлые гномики" с использованием звуковой гимнастики.

Упражнение на дыхание: "Клоуны", "Кошка":

"Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал,

Подошёл и лапой- хлоп,

И у кошки шарик - лоп!"

 "А вчера позвонили зайчатки , просили прислать перчатки!"

Дидактическая игра "Перчатки" ( кто быстрей найдет одинаковую пару печаток).

Упражнения на укрепления глазных мышц "Жук":

"В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел- ЖЖЖ. (сидя, ноги скрестно, грозить пацем)

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел. (отвести руку вправо, проследить глазами за направлением руки, то же в другую сторону)

Жук на нос к нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть. (указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Жук наш приземлился, (направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился- ЖЖЖ. (стоя,ноги врозь, делать вращательные движения руками и встать)

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко. (отвести руку в правую сторону, проследить глазами, то же в другую сторону)

Жук наверх полетел,

И на потолок присел. (поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали. (подняться на носки, смотреть вверх)

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.                                            

Чтобы улететь он смог. (хлопки в ладоши)

Полоса препятствий (с использованием нестандартного оборудования):

Ходьба по математическому мату;

Ползание под дугами разной высоты;

Прыжки на одной ноге на степах;

"Пролезь и не задень";

Метание в цель;

Прыжки боком через "змею";

"Кузнечики";

Ходьба по кубам;

"Маугли"- прыжок вверх с большого куба.

Профилактика простудных заболеваний. Самомассаж:

"Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку ставим козырьком.

Вилку пальчиками делай,

Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем, да-да-да,

Нам простуда не нужна!"

"Игра, весёлая игра, игрой довольна детвора!А ну быстрей лови кураж, ведь впереди у нас массаж"-массаж "Зайкин огород". (выполняется в паре)

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки. (Плотное поглаживание от плеча до кисти)

Там играл зимой в снежки, (легко стучит пальцами по раскрытым в сторону рукам)

Ну а летом в прятки. (прячет кулачки под ладонь партнера)

А весною в огород, Зайка с радостью идет! ("Пружинки", "Зайчик" прыгает на месте)

Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками по спине)

А потом все разровняет, ("Расчесывать" спину сверху вниз)

Семена просеет ловко (берет "зайчика" за кисти и трясет)

И пойдет сажать морковку. ("Пружинки")

Ямка - семя, ямка - семя, (собирает в щепотку кожу на спине одной рукой, а в центре нее ставит "точку" другой рукой)

Закопает, разровняет

И глядишь, на грядках вновь вырастут горох, морковь. (поднимает свободно опущенные руки за второй, третий и т.д. пальцы по-очереди)

А как осень подойдет, урожай свой соберет. (ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук)

Все собрал. И как раз - здесь закончился рассказ! (плотно проводит руками по контуру тела от макушки до щиколоток)

3.Подвижная игра "Бубен" (у кого бубен, тот ловишка, кого поймал, тому отдает бубен):

"Бубен, бубен, долгий нос,

Почём в городе овёс?

Две копейки с пятаком,

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил

Бубен, бубен, беги за нами,

Хватай руками!"

Древнекитайская оздоровительная методика "Цигун".

(Комплекс помогает восстановить силы и сосредоточиться. Все упражнения плавно сменяют друг друга. Каждая из них - замкнутый круг, который описывают руки, сложенные ладонями друг к другу)

Пять кругов "Цигун"

Солнышко в руках; (стоять прямо, ноги вместе, руки согнуты в локтях, локти приподняты, ладони сложены вместе перед грудью. Соединенные ладони двигаются по кругу вверх - влево. Рисовать в воздухе окружность, максимально вытягивая руки влево и вверх. Когда ладони окажутся над головой, остановится, потянуться вверх и выпрямить руки и ноги. Продолжить движение через правую сторону.)

 С горки; (соединенные ладони продолжают круговое движение - теперь влево и вниз. Наклоняться, пока пальцы не коснутся пола, ноги в коленях не сгибать. То же через правую сторону)

Обруч; ( описать руками горизонтальный круг, тянутся верхней частью корпуса за руками, слегка подаваясь вперед)

Восьмёрка; (нарисовать в воздухе соединенными вместе ладонями цифру восемь)

Сверху вниз; (сложенные вместе ладони направить пальцами вниз. Наклонится вперед и потянуться ладонями к ступням. Выпрямится, рисовать ладонями перед собой большой полу круг до тех пор, пока они не окажутся над головой, согнуть руки в локтях и опустить их перед лицом на уровень груди)

Сюрпризный момент "Самолётики".  

Отгадайте загадку: "Железная птица по небу мчится!" (каждому ребенку вручается бумажный самолетик)