Смирнова Оксана Сергеевна

сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: личностно-ориентированный подход в обучении школьников

Увлечения: Чтение книг, активный отдых

Регион: Амурская область

Населенный пункт: пгт Прогресс

Место работы: МОУ СОШ №20

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/smirnova-oksana-sergeevna
"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".
Л.Н.Толстой.

О себе

Мой педагогический стаж 18 лет. 

Мой взгляд на мир

 

Эссе «В твоих руках, учитель, наш  XXI век»

 

XXI век… Век величайших открытий и нано-технологий. Нас, родившихся в XX  веке, нано-технологии порой заводят в тупик: слишком тяжело осознать, что тонкая пластинка длиной в 12 мм может уместить в себе 28 000 книг. Мы, широко шагнув в XXIвек, привыкли смотреть в плоские мониторы компьютеров, общаться по электронной почте, разговаривать по мобильному телефону. Мы, люди современности, даже думать научились как компьютеры: каждую идею проводим через мириады электроимпульсов коры головного мозга, прикидывая затраты и бонусы. Что ещё нас ждёт? Робот-учитель, который ведёт медиа-урок с помощью электронной доски? Женщина-киборг с набором чипов и программ? Электронные учебники и программы? Кого-то пугает такой набор, а кто-то это приветствует.

Но никакие компьютерные технологии не способны заменить живого общения с учителем, который является не просто передатчиком знания, а Учителем, Творцом человеческих душ.

Школы существовали ещё во времена Архимеда и Древней Спарты, где учителя были носителями не только научных, но и культурных, общественных ценностей. Учитель возлагался обязанностью не только учить, но и обучить, выучить и воспитать. Учитель был обязан сделать из ученика человека.

Что же добавил в портрет учителя XXIвек? По-моему, теперь учитель – это человек, образованный в самом широком смысле этого слова: не только имеющий образование, а способный к самоизменению во всех жизненных аспектах и притом целостный, способный к творчеству во всех его проявлениях и толерантный. Бесспорно, он должен разбираться в технике и владеть современными технологиями.  А ещё – быть на одной волне со своими учениками, ведь чтобы они понимали тебя, ты должен понимать их. Иначе учитель перестанет быть им интересен, потеряет свой авторитет, не сможет повести за собой.

Очень актуально звучит сейчас высказывание М.Монтеня: «…учитель должен снабжать ребёнка цветами, из которых тот мог бы добывать материал для мёда, но перерабатывать его должен сам».

В век, когда составляются брачные контракты и годовые бизнес-планы, учитель должен учить детей не только тому, что указано в программе, он должен учить их жизни, раскрывать духовные ценности: доброту, милосердие, дружбу. Поэтому на уроках литературы я вместе с ребятами  плачу о бедной Муму, учу бороться со «свинцовыми мерзостями жизни» с Алёшей Пешковым, пылко и беззаветно любить с тургеневской Асей, искать плодотворной общественной деятельности с Андреем Болконским. Это действительно очень важно, потому что нет ничего страшнее умнейшего человека с чёрствой душой.

Казалось бы, что новый век должен быть веком торжества добра, разума и просвещения, но, увы, войны и болезни, неудержимая гонка за прибылью и преступления, истощение природных ресурсов, в  том числе и человеческих, и как результат, экологические и нравственные катастрофы – это все деяния человека. Еще Сенека говорил, что «если душа рухнет, она все увлекает в своем падении». Как уберечь мир от разрушения, как спасти души людей? Эту спасительную миссию должен взять на себя учитель. На память приходит одна притча.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

- Что изменилось? – спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе окрасили воду, - отвечала она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств – кипятка.

- А кофе? – спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе не растворились в новой враждебной среде и при этом изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые, оставаясь собой, изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

По-моему, в современной России этими  людьми должны стать учителя.

Есть такое изречение: «Чем ночь темней, тем звезды ярче». Так и учитель должен стать в людской темноте носителем света, любви, знания. Чем больше будет света, тем больше рассеется тьмы. Хочется сказать вслед за Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития  человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…».

Учитель – это универсал, который пришёл к нам с древних времён, но смотрит далеко вперёд. Это не только обширные знания и эрудиция, но, прежде всего, наличие сердца, теплоты рук и доброты в глазах. И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые ещё смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменить своих учеников. Ведь каждый из них может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.

В твоих руках, учитель, наш XXIвек.

Добавить грамоту в портфолио