Воспитательная работа

Смирнова Оксана Сергеевна
Разработки классных часов, диагностики, памятки

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСКУССИЯ

 «Жизнь даётся человеку один раз.

Цена человеческой жизни».

1. Вы, ребята, выбрали очень непростую тему для нашего классного часа, но я вас понимаю. Вы находитесь на пороге взрослой жизни. Наверное, каждый из вас уже строит планы, мечтает, планирует своё будущее.

- какой вы видите свою жизнь в будущем?

- чему бы вы хотели посвятить свою жизнь?

Вы будете жить, трудясь, достигая чего-то, принося пользу обществу. И это очень хорошо, НО у современных психологов есть такая точка зрения, что человек в первую очередь должен любить себя: беречь своё здоровье, ухаживать за телом, оберегать от волнений, баловать.

- как вы относитесь к такой точке зрения?

Проблема:

жизнь для себя или жизнь для людей.

ЦЕЛЬ:  обсуждение различных точек зрения по вопросу о назначении человеческой жизни.

Жизнь человека, без сомнения, самое дорогое, она даётся человеку один раз.

- А можно ли её отдать ради чего-то или кого-то, как вы думаете?

На студенческих и молодёжных форумах в Интернете эта тема обсуждается часто. Молодые люди пишут, что отдали бы жизнь за своего ребёнка, своих близких: мать, отца. Но очень многие не могут однозначно ответить на этот вопрос, потому что считают, что такой поступок нельзя запланировать заранее, это зависит от ситуации. Некоторые же говорят, что никогда и ни за что не отдали бы свою жизнь, ведь она – абсолютная ценность.

2. Но вот вам один пример (эпизод из книги о Мечникове).

В поисках истины

Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввел себе в вену...

Это было в Одессе в 1881 году. Через три дня аудитории и кабинеты Новороссийского университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти.

Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда миновал кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он все-таки узнал истину!

То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел очень тяжелой формой холеры. Несмотря на то что состояние больного было безнадежным, все же Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена ученые рисковали своим здоровьем в поисках истины.

(из книги М.Яровинского)

- а как же понимать эти поступки? Разве эти люди не дорожили своей жизнью? Что вы об этом думаете?

Это люди особого рода. Они, безусловно, вызывают чувство безграничного уважения и восхищения, ведь они рисковали жизнью ради ИСТИНЫ, способной спасти жизни миллионам людей.

В стихотворении «На пути жизни» аварский поэт Раджабов писал:

Жизнь человеку только раз дается,

У всех такая разная судьба:

Одним — большой простор, большое солнце,

Другим — крутая узкая тропа.

Есть люди, что торят свои дороги,

Не ищут путь, проторенный другим,

И борются у смерти на пороге!

Их жизнь — как след.

Их жизнь — как вечный гимн.

 А есть и те, кто легкой жизни ищет,

 Кто, разменяв на медяки года,

 Копя гроши, всегда живет, как нищий,

А умерев, уходит без следа.

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!

- встречали ли вы в таких людей, которые «лёгкой жизни ищет»? Легко ли быть с ними рядом?

Конечно, вы ещё не так много прожили, может быть, ещё не очень хорошо умеете разбираться в людях, поэтому я хочу рассказать вам одну сказку. Написал её писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин для «детей изрядного возраста». Называется она «Премудрый пескарь»

“Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит:” Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть так гляди в оба. ” Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: “Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то как пропадешь”. Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом сотню лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать никому “Он жил дрожал и умирал дрожал”.

- Какова мораль этой сказки?

Человек, живущий для себя, уходит из жизни бесследно. Его жизнь ничего не стоит, ведь он никому не помог, ни обогрел, не защитил. А вы как думаете?.

ИТОГИ классного часа.

- скажите, а какой след оставил наш разговор в ваших сердцах? О чём заставил задуматься?

- как вы поняли, для чего же даётся человеку жизнь?

Заканчивая наш разговор, я надеюсь, что тема не оставила вас равнодушными. Безусловно, главные выводы каждому предстоит сделать самостоятельно.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.