Сургина Наталия Владимировна

сайт учителя начальных классов

Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить!

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: логомиры

Увлечения: создание видеофильмов

Регион: Москва

Населенный пункт: Москва

Место работы: ГБОУ Центр образования 1495

Навигация

Мои сайты
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/surgina-nataliya-vladimirovna
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.

Меня часто спрашивают: «Что, по-вашему, главное в профессии учителя?» И представьте себе: на этот, казалось бы, простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы, довольно трудно ответить. Ну, скажу я: умение, талант захватить ребят тем, чему учишь. А какие нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же, бесконечное терпение и выдержка - данные настоящего педагога. А искренность и честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий учитель должен обладать поистине «созвездием» всех прекрасных человеческих качеств.
И в то же время точно могу сказать, без чего нет настоящего педагога, - без верности своему делу. Не должно быть на этом месте человека равнодушного, самоуспокоенного, раз и навсегда затвердившего для себя какие-то правила и мирно живущего по ним, человека без огня в душе, без полета мысли. Дети этого ведь не прощают. Они, как никто другой, остро и тонко чувствуют, кто отдает им всего себя, свою доброту и тепло, а кто скупится на отдачу и делится лишь малыми крупицами своего богатства, будь то знания или человеческое добро и даже просто твое время. Если только «от и до», то ничего не сделаешь, ничего не добьешься, и вряд ли такой человек может назвать себя Учителем.
Почему я повела разговор о том, кто может сегодня называть себя Учителем? Потому что именно сейчас, становится насущным вопрос: какой я учитель? Справляюсь ли я на своем месте? В чем мне нужно изменяться, перестраиваться, совершенствоваться? Кто, как не мы, прежде всего дол­жны ответить и себе, и тем, кого учим: какой он, сегодняшний Учитель? Ведь нынешние требования к нему далеко не те, что были вчера. Да, конечно, это должен быть человек, обладающий высокими знаниями и культурой, пользующийся авторитетом и уважением, и в то же время его роль во многом изменилась, усложнилась. Мы, учителя, должны разбудить в каждом своем ученике жажду самообразования и совершенствования, не просто дать ему знания; а научить его самостоятельно их добывать - иначе молодой человек не справится со своими обязанностями в век ускоренного развития промышленности, науки и техники, всего нашего хозяйства.
Готовить сегодня к самостоятельной жизни и труду - на это должен ориентироваться учитель. Мы должны дать ученику знания, но, прежде всего, пробудить его ответственность перед обществом. Я всегда говорю своим выпускникам: «Не забывайте, что вы живете не только для себя. Чтб вы, уже почти взрослые, можете дать людям? Тепло ли им рядом с вами?» Если человек осознает свой социальный долг до того, как уйдет за порог школы, ему уже не надо будет позже расшифровывать эти истины и внушать, что прежде всего надо жить так, чтобы от тебя была отдача обществу, а потом уже - для себя.

Да, профессия учителя - это творчество. Но и великий труд. И огромная ответственность. Мы обязаны выпускать из стен школы людей, отлично подготовленных к труду, разносторонне образованных, гармонично развитых. Качество нашей работы особенно важно сейчас, ведь нашим воспитанникам завтра предстоит реализовывать грандиозные планы ускорения социально-экономического развития нашего государства. И мы учим наукам, воспитываем в труде, развиваем, побуждаем к самообразованию, помогаем выбрать профессию, ощутить себя гражданином. У нас в школе, например, работают разнообразные кружки, секции, творческие клубы, политический клуб, агитбригада, бывают встречи с представителями различных профессий. Ежегодно у нас проводятся фестивали, ярмарки солидарности, средства от которых мы перечисляем в Фонд мира. Ко всему этому я отношусь с той же серьезностью и ответственностью, что и к урокам. Эти, казалось бы, необязательные внеклассные дела пробуждают в ребятах энергию, инициативу, творческие замыслы. Кто знает, быть может, именно занятия в кружке «Юный пожарник» помогут сегодняшнему школьнику выбрать будущую профессию, а клуб «Айболит» познакомит с медициной, соревнования же в плавательном бассейне откроют чудесную страну спорта. Именно комплекс трудового, идейно-нравственного, эстетического и физического воспитания решает сегодня проблему становления нового человека.
Я думаю о том, как серьезно мы, педагоги, должны заботиться о привитии сегодняшнему школьнику ответственности за свои поступки, о пробужде­нии самостоятельного мышления, о формировании активной жизненной позиции. И тут школе не обойтись без помощи родителей. Чем ни увлекай, чему ни учи, как ни воспитывай ребенка в стенах школы, а все-таки дом остается главным учебным классом для него. И как больно бывает, когда встречаешься с непониманием со стороны семьи, тем более - с неблагополучной семьей, где разлад и пьянство лишают ребенка детства. Должна, однако, сказать, что нам, педагогам, стало легче работать после того, как были приняты решительные меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
Встречаясь с родителями наших воспитанников, работая с трудными семьями, я с особой остротой осознаю, как велики наши обязанности и в воспитании высоконравственного семьянина. Мы обязаны пробудить у своих воспитанников чувство ответственности за создание собственной семьи, готовность беречь ее, помня, что отцовский дом - начало всех начал для подрастающего человека, где он живет в дружбе, заботе, взаимоуважении, взаимопонимании, а не в склоках и раздорах. Думаю, введенный сейчас в школе курс этики и психологии семейной жизни поможет нам решить эту задачу.
Все же попытаюсь ответить на тот вопрос, с которого начался наш разговор: что же все-таки главное в профессии учителя? И отвечу я так: вер­ность. Верность своему делу, ради которого живешь и которому отдаешь все силы. Верность, которая помогает держать в поле зрения десятки сложнейших задач, поставленных сегодня жизнью.

О себе

Учитель первой квалификационной категории, Высшее педагогическое образование

Мой взгляд на мир

Профессия учителя нелегкая, но я ни разу не пожалела, что выбрала именно ее.

Моё портфолио

Если бы мне сказали сегодня: выбирай, кем стать, я выбрала бы только профессию педагога. Иногда говорят, что учителем быть трудно, он все время с детьми, очень занят, загружен работой. Я считаю, что как раз именно таким занятым делами школы, коллектива и должен быть настоящий Учитель. Мы часто говорим, что от творчества не отдыхают, а живут им. А профессия учителя - это самое что ни на есть творчество, и свободным от него быть нельзя. Тем более, что педагог не только учит, но и сам постоянно учится у своих же учеников, ведь именно они делятся с ним своими идеями, исканиями, творческими замыслами.

Добавить грамоту в портфолио