Открытый урок "Однокоренные слова" 2 класс школа 21 век
материал по русскому языку (2 класс) по теме

Открытый урок по теме "Однокоренные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_uroka.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 «Г» класс, программа «Начальная школа XXI века»

Учитель: Сургина Наталия Владимировна

Раздел: Словообразование.

Тема: Однокоренные слова и формы слова.

Цель: формирование умения отличать родственные слова от форм одного и того же слова.

Задачи: - формировать навык образования однокоренных слов с помощью суффиксов;

             - развивать орфографическую зоркость, умение выделять суффиксы в словах и грамотно записывать их, пополнять активный словарный запас учащихся;

             - воспитывать умение слушать, формировать навык коллективного труда.

Ход урока.

 

  I.Организационный момент

 Вот и прозвенел звонок.

 Прежде, чем начать урок,

 Предлагаю повернуться

 И нашим дорогим гостям улыбнуться!

-А мы по нашей традиции пожмем друг другу руки и пожелаем удачи.

-А я желаю вам творческих удач.

2. И сначала минутка чистописания.

  На момент чистописания

  Я приготовила вам задание

  Вы с закрытыми глазами

   Угадаете буквы сами.

Интерактивная доска «Волшебная лупа».

Сочетание «ОРО»

-В каких словарных словах нам уже встречалось это сочетание?

-Назовите слова, которые будут одушевленными существительными?

3. Словарно-орфографическая работа

 - Послушайте, я назову слова. Запишите под диктовку слова.

     ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь

 -Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)

 -Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)

 -Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?

 -Как называются эти слова?

 -Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)

- Как можно ласково назвать каждую птичку?

-Запишем слова и проверим друг у друга написание слов.

4.Закрепление.

Ребята! По дороге в школу я стала свидетелем такой вот картины:

 - Вы кто такие?

 - Я гусь, это наши гусята, а дома меня ждет жена-гусыня.

 - А ты кто?

 - А я ваша тетка- гусеница.

 В данной сценке вы услышали родственные слова, назовите их ( по ходу ответов детей вывешиваю карточки со словами.)

Гусь, гусыня, гусята.

Найдите корень. Почему слово «гусеница»- не родственное слово, ведь она сама сказала, что является теткой, а значит родственницей.

У этих слов разное значение.

Правильно! Гусь- это птица, а гусеница- это личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног, да и слова, хоть и похожи, а корни у них разные.

5.  Игра «Третий лишний» (работа в паре)

 Учитель. У вас на парте лежит конверт, ваша задача вместе с товарищем по парте составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Запишите данную цепочку и выделите корень.

 Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть, час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк и т.д ...

Физкультминутка для глаз

6. Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах.

                                                       Игра «Засели домики»  

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли  «заселились» родственники  в домики, нет ли среди них «чужих»?  Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик?  Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не  является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова  будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

7. Вырастите Словесное дерево из корня –Стол-, -лес-, -гор-

8. Итог.

-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?

 -Как иначе называются родственные слова?

 - Как называется эта общая часть родственных слов?

Возьмите кружки и обозначьте мне, как прошел урок. У вас на партах лежат яблоки разного цвета. Поднимите яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали; красно-зеленые, если думаете, что могли поработать лучше; зеленые, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой. А мне сегодня тоже хочется отметить некоторых из ребят…

Урок наш окончен

 И выполнен план.

 Спасибо, ребята,

 Огромное вам.

 За то, что упорно,

 Усердно трудились!

 И знания ваши

 Нам всем пригодились

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100

В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....

Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100

Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в  интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе...

Мастер-класс: конспект и самоанализ открытого урока по теме «Школа мяча» 4 класс

План-конспект и самоанализ урока по физической культуре из раздела подвижные игры по теме "Школа мяча" в 4 классе....

Открытое занятие учителя-дефектолога на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для педагогов

Конспект коррекционно-развивающего занятия с подгруппой учащихся 1 класса «Логическая путаница» на день открытых дверей...