Конспект открытого урока в четвертом классе школы VIII вида по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Урок по русскому языку в 4 классе школы VIII вида по учебнику А.К. Аксеновой и  М.Г. Галунчиковой. Данный урок был построен с использованием здоровьесберегающих технологий обучения, в его основе  лежит сюжет из русской народной сказки "Колобок". В данном уроке также применялся дифференцированный подход и игровые моменты. Материал урока способствует развитию у детей навыков правописания предлогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_predlogi.doc974.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

в четвертом классе по русскому языку

с использованием здоровьесберегающей  технологии обучения

на тему:
«Правописание предлогов»

Составила и провела

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШ VIII вида

834 школа, СЗАО г. Москва

Бабакова Ольга Тимофеевна

2009 г.

Тема урока: «Правописание предлогов».

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова.

Урок с использованием  здоровьесберегающей  технологии обучения.

Тип урока: закрепление знаний.

Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
  2. выделять предлоги в потоке речи на слух;
  3. формировать навыки предложного управления;
  4. закреплять навыки о многозначных словах;
  5. формировать знания о семантическом (смысловом) значении предлогов (с, из).

2. Коррекционно-развивающие:

  1. развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость
  2. умение выполнять вербальные (словесные) инструкции;
  3. коррекция зрительной памяти и внимания (использование плакатов)

3. Здоровьесберегающие.

  1. закреплять навык правильной посадки при письме;
  2. развивать мелкую моторику кисти;
  3. проводить зрительную гимнастику;
  4. закреплять навыки правильного питания;
  5. формировать правильное отношение к своему здоровью.

    4. Воспитательные:

  1. воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  2. воспитывать аккуратность, усидчивость;
  3. формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

  1. карточки-опоры для синквейна;
  2. изображения сказочных героев;
  3. карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности;
  4. разрезные карточки словарных слов.

Ожидаемый результат:

  1. расширение знаний о предлоге;
  2. отработка умения написания предлогов со словами;
  3. оценка собственной деятельности.

Участники урока:

Урок русского языка 4 класс.

Тема урока: «Правописание предлогов».

Ход урока.

I. Организационный момент:

Вот уже звенит звонок,

Начинается урок,

Ровно, правильно сиди,

Всё ль готово погляди,

Ножки правильно поставь,

Разговоры все оставь.

II. Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик маленький –

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит –

Никогда его не бросит.

Средний палец самый длинный –

Он всегда посередине.

Этот указательный –

Пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный –

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся –

Вместе дело спорится

III.Число. Чистописание.

- Запишите число, классная работа.

17 Семнадцатое марта.

Классная работа.

- Как проверить первую безударную гласную в слове «семнадцатое»? (Семнадцать – семь.) Подчеркните все опасные места.

– Прочитайте буквы.

а у п ё з ъ

– Вы узнаете какую букву будем писать, если найдёте букву, которая даёт согласный, парный, глухой звук. Он сегодня нам встретиться много раз. Правильно это буква «п».Пропишите данные образцы в тетради зеленой ручкой.

Пп  п пр пш пл

IV. Зрительная гимнастика.

Буква «П» пришла к нам в класс,

Посмотрите, как сейчас,

Это буква очень ловко

Вверх и вниз без остановки

Будет двигаться легко,

Поднимаясь высоко.

Глазками за ней следите,

Ничего не говорите.

Учитель выполняет движение указкой, на которой закреплена буква «п»

V. Словарная работа.

– Посмотрите на карточки и составьте словарные слова

си

мер

ни

ка

рег

бо

над

ца

при

до

спа

ап

пше

те

бе

Получились слова: пшеница, берег, спасибо, пример, аптека.

– Запишите слово в словарь и составьте словарные слова.

– Какие карточки остались? (до, над)

– Могут они обозначать слог в слове? (Пример: до-ро-га, ли-мо-над)

– Словом могут быть?

– Как называются такие слова? (Предлоги)

VI. Сообщение темы.

- Послушайте загадку:

Загадка

В речи очень нужен я

Все слова мои друзья.

Иногда похож на букву,

Иногда похож на слог.

Вы меня узнали?

Конечно, я предлог.

 - Тема сегодняшнего нашего урока «Предлоги». Расскажите, что вы знаете о предлогах.

На доску вывешиваются плакаты (Плакаты вывешиваются по очереди)

 Предлоги

- Что такое предлоги?

Предлоги – это слова.

.

 

Предлоги пишутся отдельно.

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги?

Предлоги служат для связи слов.

VII. Узнавание, выделение предлогов.

На доске картинки зайка, волка, лисы, колобка.

- К нам сегодня пришли сказочные герои.

- Назовите слово, которое соответствует картинке, запишите его и найдите в нем предлог.

Заяц

Волк

Лиса

Колобок

(Ответ: за, в, о, к, с, ко, об (обо).

- Из какой сказки?

- Кто в ней главный герой?

- Посмотрите на запись, прочитайте и скажите, могут ли предлоги употребляться самостоятельно?

Вывешивается плакат

Предлоги самостоятельно не употребляются.

VIII. Работа с текстом.

- Давайте ещё раз убедимся, что предлоги необходимы для связи слов в предложении.

1. Прочитайте отрывок из сказки, изменив слово в скобках:

Исп. кла ст.руха для (дед) колобок

Положила студить его у (.кошко).

- Ребята, скажите, зачем старуха положила студить колобок? Можно ли употреблять очень горячую пищу?

- Да, пища должна быть теплой.

- Запишите, раскройте скобки. С какой буквы пишется, что ставим в конце предложения.

2. Запишите продолжение, составив предложение из слов:

С он Покатился пол на окошка

(Ответ. Покатился он с окошка на пол.)

IX. Физическая минутка. (Динамическая пауза).

Как же долго мы сидели,

Наши руки занемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: раз, два, три.

Руки в стороны, дружок,

Раз, два, три, потом – прыжок.

А теперь присядь быстрее,

Не держись за батарею.

Со здоровьем все в порядке,

Если делаешь зарядку.

X. Распознавание предлогов на слух.

Глазки закрывайте,

Ушки напрягайте,

Заданье шепотом Вам дам,

Старайся сделать его сам.

– Достаньте из конвертов карточки, положите только те предлоги, которые услышите. Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.

Запишите только то, что продиктую.

(Ответ: через порог, в сени, с крыльца, на тропинку.)

- Как можно доказать, что перед нами предлог?

(Ответ: между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.)

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.

Вывешивается плакат:

С (с чего?) крыльца.

С высокого крыльца.

- В переводе с греческого языка слово «предлог» - это то что стоит перед словом.

XI. Синквейн. Обобщение.

- Ребята, если ваш одноклассник заболел, как можно ему помочь?

(Примеры ответов: позвонить, навестить, рассказать, что было в школе.)

- Давайте представим, что мы пришли к заболевшему однокласснику, и он попросил рассказать об уроке.

- Перед Вами три варианта ответов. Наш урок:

  1. – о сказках. С кем Вы согласны?
  2. – о предлогах. Расскажите ему о предлогах.
  3. – о колобке.

Дети выбирают правильный ответ и рассказывают ещё раз всё о предлогах.

Наклоните вниз головку,

Вправо поверните ловко,

Влево медленно верните

И на парту опустите.

Нам минутки тишины Очень иногда нужны.

XII. Минутка релаксация.

XIII. Домашнее задание.

Детям раздаются карточки с текстом.

Проч.тал Ил.я ска.ку о (колобок) и задумался.  Зря колобок уб.жал из (дом).  И придумал мал.чик к (сказка) свой к.нец.

- Дома спишите, раскройте скобки, вставьте буквы. Устно придумайте свой конец. А что придумал Илья, узнаете завтра.

XIV. Оценка собственной деятельности. Рефлексия

- У каждого из Вас два колобка (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, прикрепите на доску к своей фотографии веселого, радостного колобка.

                                                              

- А если было непонятно, прикрепите к своей фотографии грустного колобка.

XV. Оценка деятельности.

- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что ни одного грустного колобка не появилось.

XVI. Стихотворение о предлогах.

Чудесный выдался денёк.

А я учу предлоги.

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги.

Что значит «под»,

Что значит «за».

И «за» и «под» - предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге.

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.

Для дополнительного материала – игра « День – ночь».

Предлоги – к, под, у, на – расставляются под рисунками сказочных героев, и дети составляют с ними сочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.

В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк"....

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Конспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на конце слова».

Открытый урок по русскому языку в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием игровой технологии обучения на тему: «Звонкие и глухие парные согласные на к...

Презентация открытого урока по математике в школе VIII вида, II вариант

Урок проводился в коррекционной школе VIII вида (II вариант) в рамках Городского семинара "Равные и разные: проблемы и поиски решений при организации обучения детей с умеренной и тяжелой умственной от...

открытый урок в 4 классе. школы 8 вида.

Конспект открытого урока в 4 классе школы 8 вида по русскому языку на тему"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."...

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...