Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_z.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по теме:

 Звук [З] и буква З в 1 классе

ГОУ С(К)ОШ VIII вида № 834

Баулиной Ирины Анатольевны.

        Цель: автоматизация звука  [З] в словах и  словосочетаниях, введение их в активный словарь         учащихся.

          Образовательные задачи: отработка четкого произношения звука  [З] выделение звука  [З]  из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и  уточнение словаря; совершенствование навыков чтения.

          Коррекционные задачи: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук,  внимания и памяти.

         Воспитательные задачи: формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях,  положительной мотивации к учебе и  воспитание бережного отношения к природе.

                

                Оборудование:   зеркала, домик для  гласных и согласных,  домики для определения места расположения звука в слове, предметные картинки  со звуком [ З], деформированная  картина «Зоопарк», проволочные каркасы букв, бусы, магнитные буквы, карточки слогов и слов.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

-Встали ровно у своих парт, чтобы я видела, что вы готовы к занятию.

-Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на звук  [З].(Ученики произносят  по одному слову со звуком [З] и садятся за парты).

- Все  эти слова начинаются со звука [З].

2. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, давайте вспомним, какую сказку  про веселый язычок мы знаем. Давайте её повторим.

(Ученик выходит к доске, рассказывает сказку и выполняет упражнения)        Живет во рту язычок. Рот – это его домик.  У домика две двери. Одни двери -это губы. Другие двери –это зубы.

Двери открылись,  и вышел язычок погулять. Увидел, что на улице снег, и спрятался в домик. (3 раза)

Есть в домике крылечко – нижние зубы. Потрогайте их язычком. Покажите, как язычок упирается в крылечко. (3 раза)

- Молодцы ребятки, ваши послушные язычки готовы к работе.

3.Работа со звуком.

-Ребята, сегодня мы не будем заниматься, а пойдем в гости к зверям в зимний зоопарк.

-Вы были когда-нибудь в зоопарке?

- Каких зверей вы там видели?

-В зоопарке живут звери, привезенные  к нам из разных стран.

- Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Зоя, которая поведет нас в зимний зоопарк.

- Ребята, кто запомнил, как зовут девочку?  (Девочку зовут Зоя).

        ( На доске –забор с надписью «Зоопарк». Логопед читает надпись ЗООПАРК)

-Ребята, куда мы сегодня отправимся? (В ЗООПАРК)

- Посмотрите, что окружает зоопарк? (ЗАБОР)

-Давайте, все вместе произнесем это слово ЗАБОР.

-Скажите  полным ответом, что находится  вокруг зоопарка?

-Ой, не верю своим глазам, что весит на заборе?  (ЗАМОК)  

-Все вместе  - ЗАМОК.

-Повторите  полным ответом , что висит на заборе?

- Как же мы попадем в зоопарк?  Ребята, у Зои есть ключ.

- Что мы будем открывать ключом ? (Замок)

- Скажите полным ответом. (Ключом мы откроем замок.)

-Ой, ребята, а ключ в замке не поворачивается. Замок в зоопарке волшебный, он откроется тогда, когда мы выполним задания.

1) Определение места звука в слове.

        (На доске картинки: зонт, глаза, ваза, дом)

-Сейчас,  я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на доске и произнесёте это слово. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.

        Гуляю я, и в дождь, и в зной

        Характер у меня такой.

                (Зонт)

- Что нам помогает укрыться от дождя?

-Нашли отгадку глазками?

-Кто покажет картинку- отгадку ?

-Сегодня в домики мы будем селить картинки, в названиях которых слышится звук [З].

-Произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ЗЗЗОНТ.

- Где слышится звук [З] в этом слове?

- В какой домик поселим картинку?  Почему?

        Два брата через дорогу живут,                

        А друг друга не видят.                        

                (Глаза)                                        

                                                                

                                                                        

-Нашли отгадку глазками?

-Кто покажет картинку- отгадку ?

- Произнеси отгадку.

-Давайте все вместе произнесём ГЛАЗЗА.

-Где  слышится звук [З]?

- В какой домик поселим картинку? Почему?

        Что за чудная вещица!

        Хрусталя она царица.

        На столе цветы в ней ставят,

        Чемпионам тоже дарят.

        Дружно все сказали сразу,

        Ну конечно это  ……..?                

                (Ваза)

-Нашли отгадку на доске?

- Кто покажет картинку- отгадку ?

-Произнеси это слово. Послушай, как надо сказать ВАЗЗЗА.

-Давайте, все вместе произнесем это слово.

- Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)

- В какой домик поселим?

-Ребята, давайте назовем все картинки –отгадки.

-Итак, во всех этих словах слышится звук «З». Произнесите его З-З-З

-Посмотрите, какая картинка осталась  на доске?  (Дом)

-Слышится в этом слове звук [З]? Будем эту картинку помещать в домик? Почему?

2).Артикуляция звука.

        (На доске – артикуляционная позиция  звука [З])

- Ребята, при произнесении звука [З]:

        Губки – улыбаются

        Зубки – «заборчиком»

        Язычок – упирается в «крылечко»

        Горлышко – дрожит.

-Давайте возьмем зеркала и хором произнесем звук [З]. (Затем дети по очереди повторяют артикуляцию звука [З])

-Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [З]?

-А зубки в каком положении? А где лежит язычок?

        

3)Характеристика звука в домике.

- Ребята, посмотрите на доске у нас 2 дома: красный и синий.

- В какой домик мы поселим звук [З]?

- Почему в синий? (Потому, что он согласный)

- А как вы догадались? ( Он произносится язычком, губками и горлышком)

- Символ звука [З]: муха звенит ЗЗЗЗЗЗ

-Давайте с вами позвеним, как мухи ЗЗЗЗЗЗЗЗ.

- Ребята, какого человечка мы поместим в первое окошко, с колокольчиком или с треугольной шляпой?  

- Почему?

-Какого человечка поместим во второе окошко? ( с кирпичной шляпой или с беретом)

- Почему?

4).Закрепление зрительного образа буквы З.

Ребята, звук [З] на письме обозначается буквой З.

- Посмотрите, здесь я вам приготовила буквы, найдите среди них букву З.

- Какая это буква? Кто  поселит эту букву в синий домик?

-Итак, буква З обозначает звук [З], символ этого звука звенящая муха. Этот звук согласный, звонкий.

-Ребята, посмотрите, ключ повернулся только один раз, замок еще не открылся, значит, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.

5) Игра «День и ночь»

-Давайте поиграем в игру  «День и ночь».

- Посмотрите на картинки - отгадки и запомните их. Я уберу одну картинку, а вы должны сказать, какой картинки нет.

- Какую картинку я убрала?

- Вы согласны? ( нет картинки вазы)

-Сейчас проверим. (Ученик идет к доске, переворачивает картинку, называет её, помещает на доску.)

- Давайте хором произнесем название этой картинки.        

6).Игра «Поймай звук»- развитие фонематического слуха.

-А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [З]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.

        ( Звуковой ряд: К З Т З А З З  У З)

-Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!

-Ключ ещё один раз повернулся, но замок не открылся. Наверное, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.

4.Хоровое произношение слогов и чистоговорок.

1)  Повторите за мной слоги:

   за-зо

   за-зо-зу

   зо-зу-за

   за-зу

   зу-зо-за

2) А теперь проговорим стихотворение. Я начинаю, а вы – повторяете.

За-за-за- в зоопарке спит коза.

Зы-зы-зы- борода есть у козы.

Зу-зу-зу- мы накормим ту козу.

За-за-за- ты не бойся нас, коза.

Молодцы, справились с этими  заданиями. Сейчас я попробую еще раз повернуть ключ в замке.

- Посмотрите, замок открылся. Пойдемте в зоопарк!

5. Работа с картиной.

        ( На доске зоопарк с открытыми воротами)

-Ой, посмотрите, звери гуляют по зоопарку, нам страшно туда входить.  Звери дикие и могут нас обидеть. Звери должны сидеть в своих домиках, в зоопарке они называются загоны.

- Как называется домик для зверей?

- Кто покажет нам загоны для зверей? Что это? (ЗАГОН)

- Давайте все вместе повторим з-з-загон.

-Каких животных вы знаете?

- Кто это? (Зайка)

 - Где в этом слове слышится звук [З]? (в начале или в середине слова).

-Назови его и посели   в загон.

Физминутка.

-Ребята, представьте себе, что вы –зайки. Давайте поиграем.

        «Зайки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

По пеньку он громко бьёт

Нас к себе играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок да скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

-Кто это? (Коза)

- Где в этом слове слышится звук [З], в начале или в середине?

-Назови  её и посели в  загон.

-А вот это животное называется БИЗЗЗОН. Это дикий бык, его привезли в наш зоопарк из Северной Америки.

- Ребята, кто это?

-Давайте все вместе произнесем БИ-ЗЗЗОН.

- Ребята, где в этом слове слышится звук «З»?

-Кто покажет бизона?

-Назови его и посели в загон.

- Ребята, а вот это кто?

        ( На доске появляется змея)

-Давайте хором произнесем  ЗЗМЕЯ.

- Где слышится звук [З] в слове  змея?

-Ребята, змея живет, не в загоне, а в террариуме,  зимой там всегда тепло.

-Ребята, посмотрите внимательно, как называется дерево, около которого находится загон козы?

-Как называется дерево? (БЕРЕЗА)

-Давайте скажем все вместе БЕ-РЕ-ЗЗА.

-Где в этом слове слышится звук «З»?

- Кто покажет  нам березу?

-Ребята, какие мы молодцы. Всех животных разместили по своим местам. Наша экскурсия заканчивается, прислушайтесь…

        ( Звенит звонок)

-Зоопарк закрывается, звери сложатся спать, сторож Захар дает звонок, который сообщает, что зоопарк закрывается.

6.Чтение слогов и слов с буквой З.

-Пока мы с вами  играли, наступила ночь, и на  небе над зоопарком зажглись звезды.

-Давайте их прочитаем.

                ЗА  ЗО  ЗУ  ЗЫ

                АЗ   ОЗ  УЗ  ЫЗ

-Я  вам приготовила слова, но в нашем зимнем зоопарке была метель, и она их замела в сугробы.

-Давайте их расчистим   и прочитаем.

        (Слова: Лиза, роза, зал)

7. Нанизывание бус.

-Ребята, сейчас мы с вами будем наряжать букву З.

-Посмотрите у нас бусы 2-х цветов, красного и синего.

- Каким цветом мы будем наряжать букву З? Почему?

8.Итог.

- С каким звуком  и буквой мы сегодня работали? Произнесите его.

- В каком домике он живет? Значит, он какой, гласный или согласный?

-Пока мы с вами разгребали сугробы, надевали бусы, Зоя приготовила нам еще одно задание- кроссворд.

-Давайте  его разгадаем.

1. Куда мы сегодня ходили? (В зоопарк)

2.Что окружает зоопарк? (забор)

3.Какой зверь в зоопарк приехал из Северной Америки? (бизон)

4.Кто был главный герой в разминке? (зайка)

-Ребята, прочитайт, какое слово получилось из красных букв? (приз)

-Хором произнесем ПРИЗЗ.

9.Выставление оценок.

-Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и все заслужили призы.

(Логопед дарит детям мягкие игрушки – зайки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 4 классе школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные»

Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные». Урок разработан подробно, методически последовательн...

Презентация: Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)»

Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)» был составлен мною не случайн...

Урок геометрии в 7 классе школы VIII вида по теме: "Симметричные фигуры, предметы"

Урок-закрепление знаний по теме: "Симметричные фигуры, предметы"...

Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"

(Конспект  логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"

Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" в 4 классе школы VIII вида по теме "Изменения в природе зимой"

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса коррекционных щкол 8 вида, входит в раздел "Сезонные изменения в природе".Цель урока: уточнить и закрепить представления обучающихся о характер...

Урок русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по теме: «Звук и буква Пп».

На уроке учащиеся познакомятся с буквой и звуком Пп, научатся соотносить звук и букву; уточнят артикуляцию....