Главные вкладки

    Конспект группового занятия в 1 классе школы VIII вида по теме: Звук [з] и буква з.
    методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

    В помощь логопедам коррекционных школ VIII вида. Автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях, введение их в активный словарь учащихся, обогащение словаря по лексической теме: "Зоопарк".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zvuk_z.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого логопедического занятия по теме:

     Звук [З] и буква З в 1 классе

    ГОУ С(К)ОШ VIII вида № 834

    Баулиной Ирины Анатольевны.

            Цель: автоматизация звука  [З] в словах и  словосочетаниях, введение их в активный словарь         учащихся.

              Образовательные задачи: отработка четкого произношения звука  [З] выделение звука  [З]  из звукового и слогового рядов; выделение данного звука в слове и определение его места; расширение и  уточнение словаря; совершенствование навыков чтения.

              Коррекционные задачи: развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук,  внимания и памяти.

             Воспитательные задачи: формирование аккуратности, усидчивости, организованности на занятиях,  положительной мотивации к учебе и  воспитание бережного отношения к природе.

                    

                    Оборудование:   зеркала, домик для  гласных и согласных,  домики для определения места расположения звука в слове, предметные картинки  со звуком [ З], деформированная  картина «Зоопарк», проволочные каркасы букв, бусы, магнитные буквы, карточки слогов и слов.

    Ход занятия.

    1. Оргмомент.

    -Встали ровно у своих парт, чтобы я видела, что вы готовы к занятию.

    -Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на звук  [З].(Ученики произносят  по одному слову со звуком [З] и садятся за парты).

    - Все  эти слова начинаются со звука [З].

    2. Артикуляционная гимнастика.

    -Ребята, давайте вспомним, какую сказку  про веселый язычок мы знаем. Давайте её повторим.

    (Ученик выходит к доске, рассказывает сказку и выполняет упражнения)        Живет во рту язычок. Рот – это его домик.  У домика две двери. Одни двери -это губы. Другие двери –это зубы.

    Двери открылись,  и вышел язычок погулять. Увидел, что на улице снег, и спрятался в домик. (3 раза)

    Есть в домике крылечко – нижние зубы. Потрогайте их язычком. Покажите, как язычок упирается в крылечко. (3 раза)

    - Молодцы ребятки, ваши послушные язычки готовы к работе.

    3.Работа со звуком.

    -Ребята, сегодня мы не будем заниматься, а пойдем в гости к зверям в зимний зоопарк.

    -Вы были когда-нибудь в зоопарке?

    - Каких зверей вы там видели?

    -В зоопарке живут звери, привезенные  к нам из разных стран.

    - Посмотрите, к нам в гости пришла девочка Зоя, которая поведет нас в зимний зоопарк.

    - Ребята, кто запомнил, как зовут девочку?  (Девочку зовут Зоя).

            ( На доске –забор с надписью «Зоопарк». Логопед читает надпись ЗООПАРК)

    -Ребята, куда мы сегодня отправимся? (В ЗООПАРК)

    - Посмотрите, что окружает зоопарк? (ЗАБОР)

    -Давайте, все вместе произнесем это слово ЗАБОР.

    -Скажите  полным ответом, что находится  вокруг зоопарка?

    -Ой, не верю своим глазам, что весит на заборе?  (ЗАМОК)  

    -Все вместе  - ЗАМОК.

    -Повторите  полным ответом , что висит на заборе?

    - Как же мы попадем в зоопарк?  Ребята, у Зои есть ключ.

    - Что мы будем открывать ключом ? (Замок)

    - Скажите полным ответом. (Ключом мы откроем замок.)

    -Ой, ребята, а ключ в замке не поворачивается. Замок в зоопарке волшебный, он откроется тогда, когда мы выполним задания.

    1) Определение места звука в слове.

            (На доске картинки: зонт, глаза, ваза, дом)

    -Сейчас,  я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на доске и произнесёте это слово. Слушайте внимательно загадки и отгадывайте.

            Гуляю я, и в дождь, и в зной

            Характер у меня такой.

                    (Зонт)

    - Что нам помогает укрыться от дождя?

    -Нашли отгадку глазками?

    -Кто покажет картинку- отгадку ?

    -Сегодня в домики мы будем селить картинки, в названиях которых слышится звук [З].

    -Произнеси отгадку. Послушай, как надо сказать – ЗЗЗОНТ.

    - Где слышится звук [З] в этом слове?

    - В какой домик поселим картинку?  Почему?

            Два брата через дорогу живут,                

            А друг друга не видят.                        

                    (Глаза)                                        

                                                                    

                                                                            

    -Нашли отгадку глазками?

    -Кто покажет картинку- отгадку ?

    - Произнеси отгадку.

    -Давайте все вместе произнесём ГЛАЗЗА.

    -Где  слышится звук [З]?

    - В какой домик поселим картинку? Почему?

            Что за чудная вещица!

            Хрусталя она царица.

            На столе цветы в ней ставят,

            Чемпионам тоже дарят.

            Дружно все сказали сразу,

            Ну конечно это  ……..?                

                    (Ваза)

    -Нашли отгадку на доске?

    - Кто покажет картинку- отгадку ?

    -Произнеси это слово. Послушай, как надо сказать ВАЗЗЗА.

    -Давайте, все вместе произнесем это слово.

    - Где слышится звук [З] в этом слове? (в начале, или в середине)

    - В какой домик поселим?

    -Ребята, давайте назовем все картинки –отгадки.

    -Итак, во всех этих словах слышится звук «З». Произнесите его З-З-З

    -Посмотрите, какая картинка осталась  на доске?  (Дом)

    -Слышится в этом слове звук [З]? Будем эту картинку помещать в домик? Почему?

    2).Артикуляция звука.

            (На доске – артикуляционная позиция  звука [З])

    - Ребята, при произнесении звука [З]:

            Губки – улыбаются

            Зубки – «заборчиком»

            Язычок – упирается в «крылечко»

            Горлышко – дрожит.

    -Давайте возьмем зеркала и хором произнесем звук [З]. (Затем дети по очереди повторяют артикуляцию звука [З])

    -Скажите, в каком положении губы при произнесении звука [З]?

    -А зубки в каком положении? А где лежит язычок?

            

    3)Характеристика звука в домике.

    - Ребята, посмотрите на доске у нас 2 дома: красный и синий.

    - В какой домик мы поселим звук [З]?

    - Почему в синий? (Потому, что он согласный)

    - А как вы догадались? ( Он произносится язычком, губками и горлышком)

    - Символ звука [З]: муха звенит ЗЗЗЗЗЗ

    -Давайте с вами позвеним, как мухи ЗЗЗЗЗЗЗЗ.

    - Ребята, какого человечка мы поместим в первое окошко, с колокольчиком или с треугольной шляпой?  

    - Почему?

    -Какого человечка поместим во второе окошко? ( с кирпичной шляпой или с беретом)

    - Почему?

    4).Закрепление зрительного образа буквы З.

    Ребята, звук [З] на письме обозначается буквой З.

    - Посмотрите, здесь я вам приготовила буквы, найдите среди них букву З.

    - Какая это буква? Кто  поселит эту букву в синий домик?

    -Итак, буква З обозначает звук [З], символ этого звука звенящая муха. Этот звук согласный, звонкий.

    -Ребята, посмотрите, ключ повернулся только один раз, замок еще не открылся, значит, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.

    5) Игра «День и ночь»

    -Давайте поиграем в игру  «День и ночь».

    - Посмотрите на картинки - отгадки и запомните их. Я уберу одну картинку, а вы должны сказать, какой картинки нет.

    - Какую картинку я убрала?

    - Вы согласны? ( нет картинки вазы)

    -Сейчас проверим. (Ученик идет к доске, переворачивает картинку, называет её, помещает на доску.)

    - Давайте хором произнесем название этой картинки.        

    6).Игра «Поймай звук»- развитие фонематического слуха.

    -А сейчас приготовили свои быстрые ладоши, я буду называть разные звуки, а вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук [З]. Приготовили свои ладоши, поставили локотки на парту, чтобы я видела, что вы готовы играть.

            ( Звуковой ряд: К З Т З А З З  У З)

    -Очень хорошо мы с вами поиграли. Молодцы!

    -Ключ ещё один раз повернулся, но замок не открылся. Наверное, не все задания мы выполнили. Давайте дальше выполнять.

    4.Хоровое произношение слогов и чистоговорок.

    1)  Повторите за мной слоги:

       за-зо

       за-зо-зу

       зо-зу-за

       за-зу

       зу-зо-за

    2) А теперь проговорим стихотворение. Я начинаю, а вы – повторяете.

    За-за-за- в зоопарке спит коза.

    Зы-зы-зы- борода есть у козы.

    Зу-зу-зу- мы накормим ту козу.

    За-за-за- ты не бойся нас, коза.

    Молодцы, справились с этими  заданиями. Сейчас я попробую еще раз повернуть ключ в замке.

    - Посмотрите, замок открылся. Пойдемте в зоопарк!

    5. Работа с картиной.

            ( На доске зоопарк с открытыми воротами)

    -Ой, посмотрите, звери гуляют по зоопарку, нам страшно туда входить.  Звери дикие и могут нас обидеть. Звери должны сидеть в своих домиках, в зоопарке они называются загоны.

    - Как называется домик для зверей?

    - Кто покажет нам загоны для зверей? Что это? (ЗАГОН)

    - Давайте все вместе повторим з-з-загон.

    -Каких животных вы знаете?

    - Кто это? (Зайка)

     - Где в этом слове слышится звук [З]? (в начале или в середине слова).

    -Назови его и посели   в загон.

    Физминутка.

    -Ребята, представьте себе, что вы –зайки. Давайте поиграем.

            «Зайки»

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Зайка прыгнул на пенёк.

    По пеньку он громко бьёт

    Нас к себе играть зовёт.

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочки, подтянись!

    Лапки ставим на бочок,

    На носочках скок да скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли лапки.

    -Кто это? (Коза)

    - Где в этом слове слышится звук [З], в начале или в середине?

    -Назови  её и посели в  загон.

    -А вот это животное называется БИЗЗЗОН. Это дикий бык, его привезли в наш зоопарк из Северной Америки.

    - Ребята, кто это?

    -Давайте все вместе произнесем БИ-ЗЗЗОН.

    - Ребята, где в этом слове слышится звук «З»?

    -Кто покажет бизона?

    -Назови его и посели в загон.

    - Ребята, а вот это кто?

            ( На доске появляется змея)

    -Давайте хором произнесем  ЗЗМЕЯ.

    - Где слышится звук [З] в слове  змея?

    -Ребята, змея живет, не в загоне, а в террариуме,  зимой там всегда тепло.

    -Ребята, посмотрите внимательно, как называется дерево, около которого находится загон козы?

    -Как называется дерево? (БЕРЕЗА)

    -Давайте скажем все вместе БЕ-РЕ-ЗЗА.

    -Где в этом слове слышится звук «З»?

    - Кто покажет  нам березу?

    -Ребята, какие мы молодцы. Всех животных разместили по своим местам. Наша экскурсия заканчивается, прислушайтесь…

            ( Звенит звонок)

    -Зоопарк закрывается, звери сложатся спать, сторож Захар дает звонок, который сообщает, что зоопарк закрывается.

    6.Чтение слогов и слов с буквой З.

    -Пока мы с вами  играли, наступила ночь, и на  небе над зоопарком зажглись звезды.

    -Давайте их прочитаем.

                    ЗА  ЗО  ЗУ  ЗЫ

                    АЗ   ОЗ  УЗ  ЫЗ

    -Я  вам приготовила слова, но в нашем зимнем зоопарке была метель, и она их замела в сугробы.

    -Давайте их расчистим   и прочитаем.

            (Слова: Лиза, роза, зал)

    7. Нанизывание бус.

    -Ребята, сейчас мы с вами будем наряжать букву З.

    -Посмотрите у нас бусы 2-х цветов, красного и синего.

    - Каким цветом мы будем наряжать букву З? Почему?

    8.Итог.

    - С каким звуком  и буквой мы сегодня работали? Произнесите его.

    - В каком домике он живет? Значит, он какой, гласный или согласный?

    -Пока мы с вами разгребали сугробы, надевали бусы, Зоя приготовила нам еще одно задание- кроссворд.

    -Давайте  его разгадаем.

    1. Куда мы сегодня ходили? (В зоопарк)

    2.Что окружает зоопарк? (забор)

    3.Какой зверь в зоопарк приехал из Северной Америки? (бизон)

    4.Кто был главный герой в разминке? (зайка)

    -Ребята, прочитайт, какое слово получилось из красных букв? (приз)

    -Хором произнесем ПРИЗЗ.

    9.Выставление оценок.

    -Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и все заслужили призы.

    (Логопед дарит детям мягкие игрушки – зайки.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок письма в 4 классе школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные»

    Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные». Урок разработан подробно, методически последовательн...

    Презентация: Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)»

    Конспект открытого урока по физической культуре в 4 «А» классе (школа VIII вида) по теме: «Гимнастика. Ознакомление и обучение опорному прыжку (через скамейку)» был составлен мною не случайн...

    Урок геометрии в 7 классе школы VIII вида по теме: "Симметричные фигуры, предметы"

    Урок-закрепление знаний по теме: "Симметричные фигуры, предметы"...

    Конспект группового занятия в общеобразовательной школе по теме "Дифференциация согласных звуков [С\'] и [Щ] "

    Вашему вниманию предлагается конспект для обучаемых общеобразователной школы с речевым диагнозом - нарушение  чтения и письма, обусловленное ФФНР 2 класса. Надеюсь, что пригодится кому-нибудь в р...

    Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

    Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

    Конспект психокоррекционного занятия в начальной школе VIII-вида "Солнце дружбы"

    (Конспект  логопедического занятия по формированию личности школьника, с развитием таких качеств как ответственность, честность, дружелюбие.)...

    Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"

    Конспект урока Природоведение 5 класс школа VIII вида " Лекарственные растения"Тема: Лекарственные растения.Цель: создание условий для формирования знаний о лекарственных растениях.Задачи: п...