Урок письма в 4 классе школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Смирнова Екатерина Герасимовна

Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные». Урок разработан подробно, методически последовательно . Предоставлены современные методы, формы, средства и приёмы работы по изучению данной темы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. 
 Рекомендуется учителям начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, воспитателям коррекционных школ.
Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2005
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma_v_4_klasse_shkoly_viii_vida.doc810 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма в 4 классе школы VIII вида

Тема: «Ударные и безударные гласные»

Цели:

  • закрепить умение находить ударные и безударные гласные;

углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково;

  • способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия,  коррекции мышления  на основе упражнения в анализе-синтезе;
  • воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: предметная картинка для знакомства с новым словарным

                          словом; тесты ( по 2 карточки у каждого ученика)

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Учащиеся вспоминают и называют изучаемую тему.

2.Тренинг для фаланг пальцев.

Серый волк

Серый волк пришел из сказки

В парике и доброй маске.

Начал он козлят считать:

«Раз, два, три, четыре, пять».

Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, выполняем спиралевидные движения каждым пальцем от концевых фаланг до их основания. То же другой рукой. «Спиралевидные» движения - это круговые движения фаланг пальцев. На счет «пять» пальцы сжать в кулак, а затем разжать. Упражнение выполняется по 2 раза.

Точилка

Почему из-под точилки

Вьются стружки и опилки?

Карандаш писать не хочет -

Вот она его и точит.

Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, делаем спиралевидные движения от кончиков пальцев до основания фаланг. Произнося слова: «Вот она его и точит» - сжать и разжать кулак 2-3 раза. То же правой рукой.

Моя семья

Папа, мама, деда, баба, я -

Вот и вся моя семья.

Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, от кончиков к основанию фаланг выполняем интенсивное поглаживание или растирание всех пальчиков пальцами правой руки. То же на правой руке. Выполнять 2-3 раза.

    Зайка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- паф- не  попал,

Быстро зайчик убежал.

Сжимать фаланги   пальцев  в  кулак  и  разжимать.

II. Чистописание.

На доске написано:

                Дарья дарит Дине дыню.

Проговорить. Сначала медленно, а затем быстрее.

Объяснить орфограммы. Записать в тетрадях красиво по памяти. (Запись на доске закрыть)

Затем учитель открывает запись  и дети осуществляют самопроверку.

Поставить в словах ударение.

- Какая гласная во всех словах ударная?(Первая)

- Как называются остальные гласные? (Безударные)

Слабые учащиеся отвечают с опорой на  таблицу.

Гласные, на которые падает ударение, называются ударными гласными. Остальные гласные  - безударные.

III. Словарная работа.

1.    На доске: Аптека. Берег. Билет. Россия. Собака. Сосновка.

Записать слова через запятую.

Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

- Какие слова написали с большой буквы?

- Почему?

- Прочитайте по слогам и назовите ударные и безударные гласные.

Образец ответа: би-лет  -   ударная гласная вторая е, безударная гласная первая и .

2.   Знакомство с новым словом      фабрика

       Объяснение значения слова с помощью предметной картинки, на которой изображена фабрика.

Назвать ударную гласную и безударную гласную, которая плохо слышится.

Упражнение 17 стр.64

IV. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три-четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть,

Семь-восемь – лень отбросим.

V. Работа по теме урока.

Учебник: упражнение 16 стр. 64

Дети читают задание и текст.

- Когда человека мучает совесть?

- Как надо жить, чтобы тебя не мучила совесть?

Учащиеся подбирают подходящий заголовок и обосновывают свой выбор.

Объём письменной работы даётся дифференцированно.

После выполнения дети называют в словах ударные и безударные гласные.

Даётся образец ответа: может – ударная гласная первая о, безударная гласная вторая е .

- Какие гласные в слове произносятся и пишутся одинаково? (Ударные гласные). Слабые дети отвечают с опорой на таблицу.

   Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково.

   Говорю-слышу-пишу: лес, дом, грабли.

VI. Упражнения для глаз.

    1.   Зажмурьте глаза, а потом откройте.

2.  Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз

3.   Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.

    (Повторить 5 раз)

VII. Закрепление.

1. Приём элемента не машинного программирования.

Заполнить тест.(У детей на партах две карточки)

Предмет

Название предмета

 

     

Назовите известные вам правила в записанных словах.

Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по второй карточке.

- Можно  ли ошибиться в написании ударных гласных этих слов?

- Почему? (Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

2. Комментированное письмо.

Корень ученья горек, а плод сладок.

Учащийся комментирует, объясняя изученные орфограммы.

- Назовите ударную гласную и её место в слове.

Образец ответа: корень- ударная гласная первая о,  безударная гласная

вторая е .

- Как вы понимаете эту пословицу?

VIII. Задание на дом: упражнение 15 стр.64

Задание читается и анализируется. Разбирается первое предложение.

Объём письменного задания даётся дифференцированно.

IX. Итог.

- Как произносятся и пишутся ударные гласные?( Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

-  Что вам понравилось на уроке?

- Чему учились на уроке?

X. Оценка работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"...

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...