Главные вкладки

    Урок письма в 4 классе школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные»
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Смирнова Екатерина Герасимовна

    Методическая разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Ударные и безударные гласные». Урок разработан подробно, методически последовательно . Предоставлены современные методы, формы, средства и приёмы работы по изучению данной темы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. 
     Рекомендуется учителям начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, воспитателям коррекционных школ.
    Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2005
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_pisma_v_4_klasse_shkoly_viii_vida.doc810 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок письма в 4 классе школы VIII вида

    Тема: «Ударные и безударные гласные»

    Цели:

    • закрепить умение находить ударные и безударные гласные;

    углубить понятие, что ударные гласные произносятся и пишутся одинаково;

    • способствовать развитию зрительно-слуховой памяти, слухового восприятия,  коррекции мышления  на основе упражнения в анализе-синтезе;
    • воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

    Оборудование: предметная картинка для знакомства с новым словарным

                              словом; тесты ( по 2 карточки у каждого ученика)

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    1. Учащиеся вспоминают и называют изучаемую тему.

    2.Тренинг для фаланг пальцев.

    Серый волк

    Серый волк пришел из сказки

    В парике и доброй маске.

    Начал он козлят считать:

    «Раз, два, три, четыре, пять».

    Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, выполняем спиралевидные движения каждым пальцем от концевых фаланг до их основания. То же другой рукой. «Спиралевидные» движения - это круговые движения фаланг пальцев. На счет «пять» пальцы сжать в кулак, а затем разжать. Упражнение выполняется по 2 раза.

    Точилка

    Почему из-под точилки

    Вьются стружки и опилки?

    Карандаш писать не хочет -

    Вот она его и точит.

    Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, делаем спиралевидные движения от кончиков пальцев до основания фаланг. Произнося слова: «Вот она его и точит» - сжать и разжать кулак 2-3 раза. То же правой рукой.

    Моя семья

    Папа, мама, деда, баба, я -

    Вот и вся моя семья.

    Техника выполнения. Начиная с большого пальца левой руки, от кончиков к основанию фаланг выполняем интенсивное поглаживание или растирание всех пальчиков пальцами правой руки. То же на правой руке. Выполнять 2-3 раза.

        Зайка

    Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает. Прямо в зайчика стреляет.

    Пиф- паф- не  попал,

    Быстро зайчик убежал.

    Сжимать фаланги   пальцев  в  кулак  и  разжимать.

    II. Чистописание.

    На доске написано:

                    Дарья дарит Дине дыню.

    Проговорить. Сначала медленно, а затем быстрее.

    Объяснить орфограммы. Записать в тетрадях красиво по памяти. (Запись на доске закрыть)

    Затем учитель открывает запись  и дети осуществляют самопроверку.

    Поставить в словах ударение.

    - Какая гласная во всех словах ударная?(Первая)

    - Как называются остальные гласные? (Безударные)

    Слабые учащиеся отвечают с опорой на  таблицу.

    Гласные, на которые падает ударение, называются ударными гласными. Остальные гласные  - безударные.

    III. Словарная работа.

    1.    На доске: Аптека. Берег. Билет. Россия. Собака. Сосновка.

    Записать слова через запятую.

    Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

    - Какие слова написали с большой буквы?

    - Почему?

    - Прочитайте по слогам и назовите ударные и безударные гласные.

    Образец ответа: би-лет  -   ударная гласная вторая е, безударная гласная первая и .

    2.   Знакомство с новым словом      фабрика

           Объяснение значения слова с помощью предметной картинки, на которой изображена фабрика.

    Назвать ударную гласную и безударную гласную, которая плохо слышится.

    Упражнение 17 стр.64

    IV. Физкультминутка.

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - согнуться, разогнуться,

    Три-четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – за парту тихо сесть,

    Семь-восемь – лень отбросим.

    V. Работа по теме урока.

    Учебник: упражнение 16 стр. 64

    Дети читают задание и текст.

    - Когда человека мучает совесть?

    - Как надо жить, чтобы тебя не мучила совесть?

    Учащиеся подбирают подходящий заголовок и обосновывают свой выбор.

    Объём письменной работы даётся дифференцированно.

    После выполнения дети называют в словах ударные и безударные гласные.

    Даётся образец ответа: может – ударная гласная первая о, безударная гласная вторая е .

    - Какие гласные в слове произносятся и пишутся одинаково? (Ударные гласные). Слабые дети отвечают с опорой на таблицу.

       Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково.

       Говорю-слышу-пишу: лес, дом, грабли.

    VI. Упражнения для глаз.

        1.   Зажмурьте глаза, а потом откройте.

    2.  Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз

    3.   Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.

        (Повторить 5 раз)

    VII. Закрепление.

    1. Приём элемента не машинного программирования.

    Заполнить тест.(У детей на партах две карточки)

    Предмет

    Название предмета

     

         

    Назовите известные вам правила в записанных словах.

    Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку по второй карточке.

    - Можно  ли ошибиться в написании ударных гласных этих слов?

    - Почему? (Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

    2. Комментированное письмо.

    Корень ученья горек, а плод сладок.

    Учащийся комментирует, объясняя изученные орфограммы.

    - Назовите ударную гласную и её место в слове.

    Образец ответа: корень- ударная гласная первая о,  безударная гласная

    вторая е .

    - Как вы понимаете эту пословицу?

    VIII. Задание на дом: упражнение 15 стр.64

    Задание читается и анализируется. Разбирается первое предложение.

    Объём письменного задания даётся дифференцированно.

    IX. Итог.

    - Как произносятся и пишутся ударные гласные?( Ударные гласные произносятся и пишутся одинаково)

    -  Что вам понравилось на уроке?

    - Чему учились на уроке?

    X. Оценка работы учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме:"Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс)

    Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге. Задачи урока: Образовательные: изучить особенности соответствия...

    Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"

    Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"...

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

    Интегрированный урок по русскому языку и логопедии по теме: «Ударные и безударные гласные звуки и их обозначение на письме». Тип урока:

    Данный урок является интегрированным. Он связывает логопедию и русский язык через основное понятие – речь, т.к. нарушения  речи – является  общей проблемой для учителей и логопед...

    Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

    Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орф...

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Ударные и безударные гласные звуки «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...