Главные вкладки

    Конспект урока. Русский язык. Тема. Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Овсиенко Татьяна Алексеевна

    Развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орфографическим словарём» при проверке написании словарных слов; вводить в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием; оценивать правильность выполненной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока.Русский язык.18.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Наблюдение над обозначением гласных звуков в ударных и безударных слогах (общее представление).

    Целевые установки урока: развивать умение писать двусложные слова с безударным гласным звуком; формировать умение обосновывать правильность написании проверяемой буквы безударного гласного звука; учить пользоваться «Орфографическим словарём» при проверке написании словарных слов; вводить в активный словарный запас учащихся слово с непроверяемым написанием; оценивать правильность выполненной работы.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, диск "Русский язык", карточки с буквами, лепестки цветов из бумаги, орфографические словари.

    Ход урока

    1 Организационный момент

    У нас необычный сегодня денёк.

    Выяснить нужно, кто в классе знаток.

    Мыслить, трудиться, активными быть,

    Соседу помочь, о себе не забыть.

    Готовы отправиться в путь?

    Так вперёд!

    Новый урок вас к знаниям зовёт.

    2.Актуализация знаний

    а) Пальчиковая гимнастика(музыкальная презентация)

    б) Минутка чистописания

    На слайде буквы: А,Я,И,Й,Ю,Ё,Е.

    -Назовите лишнюю букву (Й- буква согласного звука, все остальные буквы гласных звуков)

    - Среди букв гласных звуков найди лишнюю ( А-указывает на твёрдость предыдущего согласного, все остальные на мягкость предыдущего согласного)

    -Давайте пропишем заглавную и строчную букву А

    -Назовите ещё буквы гласных звуков, которые указывают на твёрдость предыдущего согласного( О,У,Ы,Э)

    -Сколько всего букв гласных звуков в русском языке?(10) Перечислите их.

    - А сколько гласных звуков?(6) Перечислите их.

    Работа со словами (картинки на экране)

    - Что изображено на картинках?

    -В каких словах спрятался звук а? (астры, гора, маски)

    Запишите эти слова: астры,маски,гора.(на слайде)

    -Поставьте ударение в словах.

    -А теперь давайте посчитаем сколько букв а в этих словах ?(3)

    -Сколько звуков а прячется в словах?(4)

    - А почему так

    Давайте сравним произношение и написание слов

    -Что вы заметили?

    - В каком слове произношение не совпадает с написанием?(гора)

    - А почему в слове пишется буква о?

    Буквы гласных звуков в ударном слоге всегда произносятся чётко,поэтому мы их пишем так как слышим.

    Буквы, которые стоят в безударных слогах не всегда пишутся так как произносятся.

    -Какое проверочное слово надо подобрать, чтобы проверить написание?

    -надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.

    Антон подготовил нам стихотворение. Послушайте внимательно и скажите чем же мы сегодня будем заниматься на уроке.

    Ученик рассказывает стихотворение :

    Безударный хитрый гласный:

    Слышим мы его прекрасно.

    А в письме какая буква?

    Здесь поможет нам наука:

    Гласный ставь под ударенье,

    Чтоб развеять все сомненья!

    - Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

    3.Работа по теме урока

    1.Упражнение «Сорви яблоко»

    А сейчас мы с вами будем собирать урожай яблок, яблоки непростые, а с буквами.

    Яблоки с буквами будем переносить в слова, будьте внимательны!

    (работа с диском «Русский язык» - электронное приложение к учебнику)

    У вас на столах конверты с буквами, приготовьте их.

    Вывод: Какие буквы вы вставляли, перечислите их( А,О,И,Е,Я.)

    Эти буквы требуют проверки если стоят в безударных слогах.

    спишите любые 6 слов,но такие чтобы пропущенные буквы были разные.

    2.Работа в парах «Кто быстрее соберёт пирамиду(тетр. с.37 упр.28)

    А сейчас вы будете работать в парах

    Ученики выполняют, потом проверка.

    3.Физминутка(музыкальная презентация)

    4.Работа с учебником( с.69 упр.14)

    - Прочитайте выразительно загадку.

    -Кто стоит среди травы?

    -По каким особым приметам можно узнать этого зверька?(зверь лесной, встал как столбик, уши больше головы)

    - Почему надо проверять написание выделенных букв в словах?(чтобы правильно писать, потому что эти буквы обозначают безударные гласные)

    - Давайте объясним написание этих букв.

    лесной( лес), под сосной(сосны),стоит(стой), травы( травы).

    -Как быть с последним словом?

    -Что вы заметили ?(пропущены 2 буквы)

    Как будем проверять?(надо подобрать 2 проверочных слова)

    Головы-головы, головушка

    -А теперь посмотрите на слово-отгадку к этой загадке

    -Как мы произносим это слово?

    - А как пишем?

    - Назовите опасное место в слове

    - Попробуйте к нему подобрать проверочное слово

    - Написание таких слов надо запоминать.

    -А если мы забудем как пишется это слово(посмотреть в словарь)

    -Как называется словарь, в котором мы будем искать написание слова?

    (орфографический)

    - Откройте орфографический словарь в учебнике и найдите как пишется слово заяц.

    В словаре учебника мало слов и написание не всех слов можно узнать .Тогда вам на помощь придёт вот такой словарь, откройте его и найдите написание слова заяц

    - А сейчас мы это слово запишем и запомним как оно пишется

    Словарь:заяц

    Послушайте четверостишье :

    Едет зайка на трамвае.

    Едет зайка, рассуждает:

    Если купил билет,

    Кто заяц или нет?

    В каком ещё значении употребляется слово заяц?

    (Пассажир, не имеющий билета)

    Давайте мы с вами составим предложение о зайце.

    Запишите предложение: Заяц зимой белый,а летом серый.

    (повторяют правила записи предложении)

    4.Рефлексия

    Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живёт Петя, и передала записку.

    - Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

    - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.

    В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.

    - Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

    - А мяч есть?

    - Есть! Сейчас Петька принесёт, я ему написал записку, он обещал.

    Ровно в шесть часов пришёл Петя.

    Вместо мяча в руках у Пети было оружие фехтования – длинный деревянный меч.

    Почему так получилось?

    -Ребята, а вы как думаете, почему так получилось?(Дима допустил ошибку в слове мяч. Вместо слова мячом написал -мечом)

    -Наверное, Дима не выучил правило о том, как проверять буквы безударных гласных в словах. Давайте ему поможем. Расскажите это правило. (чтобы проверить букву безударного гласного в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

    -Давайте хором прочитаем стишок, который читал Антон.

    -Запишите слова мячом и мечом и к каждому слову подберите проверочные слова.(Мячом-мяч, мечом-меч)

    5.Подведение итогов урока

    На доске записаны начало предложений, продолжите их

    Я знаю...

    Я запомнил...

    Я смог...

    У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе. Откройте глаза и посмотрите на парту. У каждого лежит лепестки. выберите лепесток . .соответствующий вашему настроению. Вот какой радостный и яркий наш урок. Я благодарю вас за работу.

    Урок окончен!




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

    На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

    Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

    Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

    Конспект урока русского языка. Тема урока: Тема: «Наречие. Проверочная работа.» УМК "Школа 21 века".

    Конспект урока русского языка. Тема урока: Тема: «Наречие. Проверочная работа.»...

    КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык) Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное» 3 класс УМК "Школа XXI века"

    КОНСПЕКТ УРОКА (русский язык)Тема: Повторение изученного по теме «Имя существительное»....

    Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

    Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...