Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Тимакова Татьяна Сергеевна

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.

    Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл udarnye_i_bezudarnye_glasnye_v_korne.docx25.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ школа-интернат №8 Пушкинского района

    Санкт-Петербурга

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе

    Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

    Дата проведения: 18.02.2015

    Учитель начальных классов: Тимакова Т. С.

    2014 – 2015 учебный год

    Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе

    Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

    Дата проведения: 18.02.2015

    Цель: познакомить учащихся с соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге  и их возможном несоответствии в безударном слоге.

    Задачи:

    Образовательные:

    - совершенствовать умения учащихся выделять ударные и безударные гласные;

    - развить умение проверять написание безударных гласных в слове;                                                                                                                                       -  отрабатывать  навыки  написания изученных орфограмм  в словах.

    Развивающие:

    - развивать  память, логическое мышление, речь учащихся;

    - развивать умение работать самостоятельно, самоконтроль.

    Воспитательные:

    - воспитывать интерес к изучению русского языка, внимательность и аккуратность, работая в тетрадях.

    Тип урока:         Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Формы работы воспитанников: индивидуальная работа с веерами гласных, с индивидуальными карточками, коллективная работа, фронтально-групповая работа.

    Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками), игровые технологии, личностно-ориентированное обучение.

    Оборудование: Программа «Школа России», учебник  2 кл. 1 часть,              Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, презентация, веера гласных, индивидуальные карточки, смайлики.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    (время)

    I. Орг. момент

    - Встали все у парт красиво,
    Поздоровайтесь учтиво.
    Тихо сели, спинки прямо.
    Руки смело поднимайте,
    На вопросы отвечайте!
    Но, друзья, не забывайте,

    Вы друг дружку уважайте!

    - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Гласных».

    30 сек.

    II. Актуализация знаний и постановка учебных задач

    - Скажите, сколько гласных букв в русском алфавите?
    - А сколько гласных звуков?

    - Чем гласные звуки отличаются от согласных?


    - Какими бывают гласные в слове?

    - Молодцы! Я вижу, что вы готовы к путешествию и новому открытию.
    - Откройте учебник на с. 85, прочитайте, что будем делать на уроке и какой вывод должны сделать.

    Гласных букв 10.
    Гласных звуков 6.


    Гласные поются, тянутся, не встречают преграду и образуют слог.

    Ударными и безударными.

    Читают задачи урока.

    2 мин.

    III. Постановка темы урока

    - Итак, наше путешествие будет посвящено, следующей теме: «Произношение и обозначение на письме гласных звуков».

    IV. Минутка чистописания

    - Откройте тетради и запишите число нашего путешествия.
    - Посмотрите на доску. Что объединяет все эти буквы?

    - Какая буква может быть лишней и почему?

    На доске: а, о, у, ё, ы, э.

    Пропишем, заглавную и строчную букву ё.

    Но сначала разомнем пальчики.

    Гимнастика для пальчиков.

    По реке плывёт кораблик,
    (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем "кораблик")
    Он плывёт издалека,
    (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – "смотрим вдаль")
    На кораблике четыре очень храбрых моряка.
    (Показать 4 пальца)
    У них ушки на макушке,
    (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
    У них длинные хвосты,
    (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
    И страшны им только кошки, только кошки да коты!

    Показ на доске. Пропись в воздухе, запись в тетради.

    18 февраля
    Классная работа

    Это гласные буквы.

    Лишняя буква ё, т. к. может обозначать два звука, смягчает в слове согласный, который стоит перед ней и обозначает всегда ударный звук о.

    Выполняют гимнастику для пальчиков.

    Прописывают в воздухе, затем в тетради.

    4 мин.

    V. Словарная работа

    - Посмотрите, нас уже ждет на корабле капитан. Но он хочет убедиться, хорошая ли команда идет с ним в плавание.

    - Приготовьте веера с гласными. С помощью веера, покажите, какая безударная гласная пропущена.

    Москва, учитель, язык.

    - Умнички!
    Отправляемся в путь!

    - А знаете ли вы, как пишется слово корабль? Какая безударная гласная пропущена?

    Запишем в тетрадь.
    Словарь: корабль.

    - Поставьте ударение. Какой звук мы слышим на месте безударной гласной? Какую букву пишем? Запомните!

    Разделите это слово на слоги. Почему два слога? Поделите слово для переноса.
    - Внимание, тревога! Впереди словарный риф.
    Капитан, ставит нас в известность, что риф -
    подводное или надводное возвышение морского дна на мелководье.

    - Составьте из данных слов предложение, чтобы наш корабль не застрял.
    На доске: наш приплыл на корабль остров

    Подчеркните все опасные места.

    Физминутка

    Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

    Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд.)

    Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)

    Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)

    Мы по берегу гуляем,

    Мореходов поджидаем,

    (Ходьба на месте.)

    Ищем ракушки в песке

    (Наклоны.)

    И сжимаем в кулаке.

    (Дети сжимают кулачки.)

    Чтоб побольше их собрать,

     Надо чаще приседать.

    (Приседания.)

    Сядем дружно на песок.

    Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

    С помощью веера показывают, какая буква пропущена.

    Выдвигают свои предположения.

    Определяют ударный гласный звук. Ударная гласная а.

    На месте безударной гласной слышим звук [а], а пишем букву о.

    Ко-рабль. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Делят слово для переноса.

    Составляют предложение.
    Записывают под диктовку, подчеркивают опасные места.

    5 мин.

    VI. Работа по теме урока

    - Итак, мы прибыли на остров.

    - Запишите названия предметов, которые вы видите на острове.

    На слайде: роза, бусы, рыба.

    Выделите ударный гласный звук. Сравните ударный звук, который вы произнесли и букву, которая его обозначает. Расходится или совпадает в этом слове произношение ударного гласного с его обозначение на письме?

    - Сделайте вывод: Произношение ударного гласного звука и его обозначение на письме (расходится, не расходится).
    - Ой, а кто это ещё на острове? (лиса, кроты, коты).
    - Давайте запишем. Выделите ударный звук в каждом слове. Какой звук слышим на месте безударного? Какую букву пишем?

    Сделайте вывод: Обозначение безударных гласных на письме (может расходиться, может совпадать)  с их произношением.

    На слайде:

    Безударных гласных пять.

    Тех, что надо проверять.

    Вы запомните, друзья,

    Буквы А, О, Е, И, Я!

    - Безударный гласный звук

    Причиняет много мук.

    Какую гласную писать

    Будем с вами изучать.

    - Вспомните, как проверить безударную гласную в слове?

    - Если буква гласная вызвала сомнение,

    Ты ее немедленно ставь под ударение.
    - Давайте потренируемся!

    Тренажер (pril 1)
    Физ. минутка для глаз.

    - Глазки ваши устали, сделаем зарядку.

    Стихотворение.

    Глазки видят всё вокруг,

    Обведу я ими круг.

    Глазкам видеть всё дано –

    Где шкаф, а где окно

    Обведу я ими круг.

    Погляжу на мир вокруг.

    - Глаза ваши отдохнули, можем работать дальше.
    У вас на парте листочки.

    (индивидуальные задания)
    №1

    Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

    Лес – л.са,      росы – р.са,  глаз – гл.за,   крест – кр.сты,   козы – к. за,  мост – м.сты,  гриб – гр.бы,  стены – ст.на  , сад – с.ды, стол – ст.лы

    №2

    Вставить пропущенные буквы.  Слова для справок помогут тебе.

    Д.жди, сн.га,  с.ва,  сл.ны, с.сна,  г.ра, сн.пы, м.чи, гр.бы

    Слова для справок

    Дождь, мяч, слон, сосна, гриб, сноп,  горы, совы, снег.

    №3

    Подобрать проверочные слова, записать перед проверяемым словом, вставить пропущенные буквы.

    _____________________ - л..са, _______________________ - р.ка

    _____________________ - д.ска,  ______________________ - гр.чи,

    _____________________ - д.ма,  _____________________  - с.сны


    - Проверьте. (карточки по цветам).

    - Пора возвращаться домой. Вернуться быстро нам помогут волшебные светофоры.
    Посмотрите, во время шторма все слова и проверяемые и проверочные перепутались, если пара проверяемое и проверочное слово составлена верно, показываем зеленый цвет, если нет красный.
    На слайдах:

    Мосты – мост
    м
    етла – меткий
    стр
    ана – странный
    ст
    олы – стол
    гр
    ибы - гриб

    Называют предмет, записывают под диктовку, ставят ударение, сравнивают произношение и обозначение гласного звука на письме.

    Делают вывод.

    Называют предмет, записывают под диктовку, ставят ударение, сравнивают произношение и обозначение гласного звука на письме.

    Делают вывод.

    Работают с интерактивной доской.

    Индивидуальная работа с карточками, самопроверка.

    Работа с фонарями.

    14 мин.

    VII. Итог

    - Что узнали? Что вспомнили, путешествуя на острове?
    Закончите фразы:
    Произношение ударного гласного звука и его обозначение на письме (расходится, не расходится).

    Обозначение безударных гласных на письме (может расходиться, может совпадать)  с их произношением.

    Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы …

    Не расходится.

    Может расходиться.

    Безударная гласная стала ударной.

    2 мин.

    VIII. Рефлексия

    - Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
    Если все получилось и все было понятно – улыбающийся смайлик, если что-то не получилось, надо повторить – смайлик с прямым ротиком, если было очень трудно, многое не получилось – грустный смайлик.

    Оценивают свою работу на уроке.

    1 мин.

    IX. Д/з

    С. 89 упр. 118

    1 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

    На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

    УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

    УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

    Урок русского языка во 2-м классе "Закрепление знаний написания безударных гласных в корне слов"

    Закрепление знаний написания безударных глассных в корне слов...

    Разработка урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема:"Учимся писать буквы согласных в корне слова"

    Разработка содержит карту урока и подробное описание хода урока. Цель урока - познакомить учащихся с орфограммой "Парные по глухости-звонкости согласные в корне слова в позиции стечения согласных" и а...

    Конспект урока по русскому языку во 3-ем классе. Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»

    Конспект урока по русскому языку во 3-ем классе. Тема: «Определение подлежащего и сказуемого в предложении»...

    Конспект урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: "Слог, дарение "

    Конспект урока (по русскому языку )Тема: «Слог, ударение».  Цели деятельности учителя: формирование знания об открытом и закрытом слоге Планируемые результаты:Предметные: уметь различ...