Главные вкладки

    Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Петрухина Маргарита Михайловна

    На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Петрухина М.М.

    Куликовская СОШ

    2007-2008 учебный год

    Цель: познакомить со способами проверки безударных гласных путём подбора однокоренных слов; развивать умение правильно подбирать проверочные слова; повторить стихотворения о весне Ф.И. Тютчева, А.Н.Плещеева, С.Я.Маршака, А.Блока; закрепить знания об антонимах, синонимах.

    Литература: учебник «Родная речь» 2 класс, пособие для учителя.

    1. Организационный момент.

    - Все встали. Садитесь. Открываем тетради и записываем дату и слова «Классная работа».

    2. Постановка темы.

    - Тему нашего урока вы определите сами. Прочитайте слова:

    (Слайд 1.  Вода, река, весна, тепло.)

    - Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная в корне слова).

    - Как проверить безударную гласную? (Нужно изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение).

    -Объясните написание каждого слова. (Устно ученики по одному объясняют)

    - Какую бы картину вы нарисовали по этим словам? Выполните словесное рисование.

    - Давайте посмотрим, совпадает ли ваша картина с детским рисунком. (Слайд 2. Рисунок с изображением весны).

    - Каким настроением проникнут этот рисунок?

    - А теперь прочитайте вот это. (Слайд 3. Зима кончается, весна начинается.

    Где ласточке ни летать, к весне опять прибывать.

    Весна днём красна.

    Весной что рекой прольёт – капли ни видать.)

    - О чём они? Объясните их смысл. Итак, о чём ещё мы будем говорить на уроке? (О весне)

    - Назовите тему урока. (Слайд 4. Тема урока: «Способы проверки безударных гласных в корне».)

    - А сейчас – (Слайд 5. Чистописание.)

    На доске: Т т  П п  Б б  М м

    -Назовите фамилию русского поэта, у которого есть стихотворения о весне, начинающуюся на букву Т (Тютчев), на П (Плещеев), на Б (Блок), на М (Маршак). Запишите эти фамилии на другой строке.

    (Слайд 6. Тютчев, Плещеев, Блок, Маршак)

    -Стихотворения именно этих русских поэтов помогут нам в написании слов с безударной гласной.

    - Посмотрите на этот портрет. (Слайд 7. Портрет  Ф.И.Тютчева.

    Фамилия не указана)

    - Кто это? (Дети называют). Да, это Фёдор Иванович Тютчев.

    Кто желает рассказать его стихотворение «Зима недаром злится»? (Ученик  рассказывает).

    (Слайд 8.    Зима недаром злится

                         Прошла её пора.

                         Весна в окно стучится

                         И гонит со двора.)

    - Найдите в этом отрывке слова на заданную орфограмму. Как их проверить? (Запись в тетради: Зима – зимы, зимний.

    Весна – вёсны, окно – окна, двора – двор.)

    - Как вы изменяли слово? (Один – много, изменяли часть речи).

    Итак, первый приём изменения слова – один – много, второй – изменить часть речи.

    (Слайд 9. Один – много.

                     Изменить часть речи.)

    (Слайд 10.      П…лях –

                             Б…леет –

                             К..нцы –

                             Т…лпится –

    - Угадайте, о каком стихотворении идёт речь? Кто его автор? Да, это стихотворение Ф.И Тютчева «Весенние воды». Кто прочитает его наизусть?

    (Далее на слайде появляется группа слов: палка, поле, пол, палить.

    Какое из этих слов будет проверочным для слова «полях»? Объясните свой выбор. Как именно изменилось слово?

    (2-я группа – вбил, белка, белый.

    3-я группа – кончик, конь, канат.

    4-я группа – только, талый, толпы). Какой ещё способ изменения слова здесь использовался? (Большой – маленький)

    (Слайд 11. Большой – маленький).

    (Слайд 12. Портрет А.Н.Плещеева)

    - Кто это? Да, правильно

    (Слайд 13).   Б(и,е)гут –

                          Л(и,е)ствою –

                          Н(и,е)бесная –

                          Т(и,е)плей –

    - О каком стихотворении А.Н.Плещеева идёт речь?  Да, это стихотворение  «Весна». Расскажите его.

     Как вы думаете, какое задание вам надо выполнить? (Выбрать букву, приписав проверочное слово). Какой способ проверки вы выбрали?

    (Слайд 14.    Травка зеленеет,

                           Солнышко блестит,

                           Ласточка с весною

                           В сени к нам летит.)

    - Как называется это стихотворение? Кто его автор? Да, это «Сельская песенка» А.Н.Плещеева. Расскажите его.

    Какие слова здесь на безударную гласную? Объясните их написание (устно).

    А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на этот отрывок, через полминуты мы напишем зрительный диктант.

    (Проверка с текста).

    (Слайд15.      Вблизи –

                            Белее –

                            Тише –

    - Здесь даны антонимы к словам известного вам стихотворения. Угадайте эти слова ,само стихотворение и кто его автор.

    (Далее появляются слова  вдали, чернее, звончее). Стихотворение А.Блока «На лугу». Расскажите его.

    (Слайд 16. Портрет С.Я.Маршака)

    Кто это?

    (Слайд 17.       водоём –

                              тучи –

                              Смешней -

    К этим словам подберите синонимы и по ним угадайте стихотворение С.Я.Маршака о весне.

    (Далее появляются слова:  озеро, облака, веселей). Расскажите это стихотворение.

     Итак, давайте ещё раз повторим, какие приёмы изменения слова мы использовали? (Дети называют).

    (Слайд18. Вывод:   1. Один – много

                                       2. Большой – маленький

                                       3. Назвать ласково

                                       4. Изменить часть речи.

    (Слайд 19. Итог урока.

    Проверить безударную гласную – значит найти проверочное слово, в котором этот звук находится под -------------------.

    --------------------  гласная в корне слова – это орфограмма.)

    - Восстановите правило.

    Молодцы! Урок окончен.

    Дополнительно

    Иллюстрирование образа Весны.

    -На листах нарисованы контуры женской фигуры. Дорисуйте одежду, волосы, лицо и т.д., чтобы получилась Весна. Для помощи вам цитаты из стихотворений поэтов.

     (Слайд 20.     «…хохочет и пуще лишь шумит»

       «…прекрасное дитя»

    «…и лишь румяней стала»

    «Весна пришла к нам молодая!»

    «…улыбнулась лишь»

                             

                     

                                                                   

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Вода, река, весна, тепло.

    Слайд 3

    Зима кончается, весна начинается. Где ласточке ни летать, к весне опять прибывать. Весна днём красна Весной что рекой прольёт - капли ни видать.

    Слайд 4

    Тема урока: "Способы проверки безударных гласных в корне".

    Слайд 5

    Чистописание

    Слайд 6

    Тютчев, Плещеев, Блок, Маршак.

    Слайд 7

    Фёдор Иванович Тютчев

    Слайд 9

    Зима недаром злится: Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора.

    Слайд 10

    Один - много Изменить часть речи

    Слайд 11

    П...лях - Б...леет - К...нцы - палка, поле, пол вбил, белка, белый кончик, конь, канат

    Слайд 12

    Большой - маленький

    Слайд 13

    Алексей Николаевич Плещеев

    Слайд 14

    Б(и,е)гут – Л(и,е)ствою – Н(и,е)бесная – Т(и,е)плей -

    Слайд 15

    Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

    Слайд 16

    Вблизи - Белее - Тише - вдали чернее звончее

    Слайд 17

    Самуил Яковлевич Маршак

    Слайд 18

    Водоём - Тучи - Смешней - озеро облака веселей

    Слайд 19

    Один – много 2) Большой – маленький 3) Назвать ласково 4) Изменить часть речи Вывод:

    Слайд 20

    Проверить безударную гласную – значит найти проверочное слово, в котором этот звук находится под----------. ------------------ гласная в корне слова – это орфограмма. Итог урока ударением Безударная

    Слайд 21

    «…хохочет и пуще лишь шумит» «…прекрасное дитя» «…и лишь румяней стала» «Весна пришла к нам молодая!» «…улыбнулась лишь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

    На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

    Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

    Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

    конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

    конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

    Урок русского языка в 4 классе Тема: Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах (УМК «Школа России») с использованием арт-технологии.

    Творческое групповое задание, с использованием элемента арт-технологии стало наиболее интересно учащимся. Работая над основной учебной задачей- упражнении в правописании безударных падежных окончаний,...