Главные вкладки

    Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.
    план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

    На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_chteniya.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Алчинская СОШ»

    Интегрированный урок

    русского языка и чтения.

    Тема: С.Есенин «Берёза».

    Упражнение в проверке

    безударных гласных.

                                                                                      Выполнила: учитель 2 класса

                                                                                           МБОУ «Алчинская СОШ»

                                                                                                  Красноярского района

                                                                                                  Астраханской области

                                                                       Ахмеджанова Салихат Кадиржановна.

                                                         

    2011г.

      Тема: С.Есенин «Берёза».

                 Упражнение в проверке безударных гласных.

      Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки,

      формирование умений обосновывать написание слов,

      распознавать орфограммы,

      развитие творческого воображения учащихся,

      воспитание любви к родной природе.

    Ход урока.

    1. Постановка цели урока.

    1. Вступительная беседа.

    Сергей Александрович Есенин (1895-1925) – Русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

     «Берёза» - это первое стихотворение, которое он посвятил детям. Оно было написано в 1914году. В этом стихотворении поэт, восхищаясь берёзой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ берёзы становится у поэта символом Родины. Вот почему так названо стихотворение.

    (Ученица читает наизусть художественное стихотворение)

    3.Словарная работа.

     На доске записано предложение:

    Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась)

    1. Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.

    Укрыться – закрыться со всех сторон,

    накрыться – закрыться сверху снегом,

    принакрыться – слегка накрыться.

     - Почему вы так считаете?

      -Вспомните, как красива берёза «под снегом».

    Попробуйте описать её (с опорой на картину).

      -Какие краски вы будете использовать? Почему?

    4.Выразительное чтение стихотворения учителем.

      а) – В какое время года поэт изобразил берёзу? (Зимой.)

    - Какой увидел зимнюю берёзу автор?

    - Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?

      б) Повторное чтение стихотворения.

    5. Работа над содержанием.

     -Какое время суток рисует С. Есенин? (Утро)

     -Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. (Белая, принакрылась снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря)

     -Солнечное утро или пасмурное?

    ( Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне».)

     -Как занимается заря?

    («Лениво»)

     -Почему автор так говорит?

    ( Потому что зимой  ночи  длинные, а  дни  короткие. Трудно новому дню  победить ночь, поэтому солнце  восходит осторожно, не «торопясь».)

     -С чем сравниваются снежинки?

    ( С серебром, снегом)

     -А ветви берёзы?

     ( С каймой, кистями, бахромой)

     -Почему?

     -Как вы думаете, почему С.Есенин  говорит о берёзе принакрылась снегом, распустились кисти? 

    ( Поэт одушевляет берёзу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты.)

     -Что является  главным предметом повествования?

     ( Берёза)

     -Найдите строчки,  в которой говорится о ней, её зимнем наряде, цвете.

    (Белая берёза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)

    -Какое слово употреблено автором три раза?

     ( Слово «белый»)

    - Как вы думаете,  почему он это сделал?

     (Чтобы показать именно зимнюю берёзу, в её белом наряде.)

    6. Чтение стихотворения учащимися.

     -Перечитаем ещё раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще  всего встречаются в тексте.

     ( Звуки а, о, э.)

     Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.

     При самостоятельном чтении выделяйте слова: берёза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения.

     Не забывайте в конце предложения делать паузы.

     Читайте неторопливо, мелодично.

    7. Упражнение в проверке безударных гласных.

     Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.

     - Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (Снегом.)

     - Подберите однокоренные слова к слову берёза. Запишите их.

     ( Берёзовый, березняк, подберёзовик.)

     - К слову снежинки.

     ( снежный,  снеговик, подснежник, снежок, снег.)

     - К слову белый.

     ( Белеет, побелка, белизна).

     -К слову окном.

     ( Оконный, подоконник.)

      Выделите корень и гласную в корне.

      На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод: безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово, чтобы гласная в корне стояла под ударением.

     8. Итоги урока.

    1. Как следует проверять безударную гласную в корне слова?
    2. Чем стал для С.Есенина образ берёзы?

     9. Домашнее задание.

    Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Берёза», упр.№223.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

    Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"

    УМК "Школа России". Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Урок построен в свете требований ФГОС....

    Урок русского языка во 2 классе УМК "Перспектива" Тема: Правописание слов с безударными гласными.

    Урок русского языка по теме " Правописание слов с безударными гласными"  2 класс УМК "Перспектива"...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов"

    Цели урока: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные проверочные слова; учить обозначать орфограмму графическиПланируемые результат...

    Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе. Тема: Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

    Цель: учить проверять безударные гласные в корне слова; совершенствовать умение подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями.Планируемые резуль...

    Разработка урока по русскому языку в коррекционном 4 классе по теме «Упражнения в написании безударной гласной в корне».

    Разработка урока по русскому языку в коррекционном классе по теме "Упражнения в написании безударной гласной в корне" Цели урока1. Образовательные:Ø  формирование навыков проверки безударной...

    Конспект урока русского языка во втором классе по теме: "Ознакомление со способами проверки безударных гласных в корне слова"

    Данная тема является одной из "сквозных" тем в русском языке начальной школы, поэтому ей уделяется особо пристальное внимание. Необходимо у учащихся расширить представления о способах подбор...