Главные вкладки

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные"
    план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

     УМК "Школа России". Авторы учебников: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Урок построен в свете требований ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rus._yaz_2_kl._bezudarnye_glasnye.doc96 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

    Класс: 2

    УМК: «Школа России»

    Учебный предмет: русский язык

    Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

    Тема урока: Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые гласные.

    Цели урока:

    создать условия для формирования навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи через решение орфографических задач, использование проблемных ситуаций, занимательного материала.

    Личностные УУД: (Л.)

    - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    -осознание практической значимости изучаемого материала;

    -освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение, аккуратность).

    Познавательные УУД: (П.)

    -освоение способов решения проблем поискового характера;

    -овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

    -поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

    -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные УУД: (Р.)

    -организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

    -понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

    -использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

    -ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

    Коммуникативные УУД: (К.)

    -участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями,

    -организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

    -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: карточки для кластера, карточки для групповой работы  и работы в парах, цветные сигналы для обратной связи, презентация

    Ход урока:

    I  Организационный момент.

    Цель: создать атмосферу психологической комфортности.

    УУД:

    Л.: освоение роли ученика (внимательность, прилежание, самостоятельность, терпение).

    Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

    Дети отвечаю хором

            Вы умные? (умные)

            Вы дружные? (дружные)

            Вы внимательные? (внимательные)

            Вы старательные? (старательные)

            Вы учиться любите? (любим)

    - Пожелайте себе успехов, скажите: «Я буду внимательным! Я буду старательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!»

    II Актуализация изученного.

    Цель: подготовить к активной учебно-познавательной деятельности.

    УУД:

    Л.: освоение роли ученика (прилежание, самостоятельность, терпение,   аккуратность.

    П.: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

    Р.: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

    овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.

    К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

    1. Чистописание (Упражнение  для осанки – мешочек на голове)

    На доске буквы я м и а  ы

    -Предложите задание для минутки чистописания.

    Возможные задания:

    -Какой общий элемент? (прямая наклонная линия с закруглением вправо)

    -Напишите буквы, выделяя этот элемент зеленым цветом.

    -Запишите буквы в алфавитном порядке. (а и м ы я)

    -Какая буква лишняя и почему?

    -Составьте слово (яма, имя)

    -Подчеркните те, которые получилось написать правильно, красиво.

    III Мотивирующее введение в тему урока.

          Формулирование темы урока. Постановка целей.

    Цель: вовлечь обучающихся в процесс активного взаимодействия по реконструкции ранее изученного материала, содействовать определению детьми темы и задач урока.

    Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    П.: рефлексия способов и условий действия;

    освоение способов решения проблем поискового характера;

    овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации,    установления аналогий, построение рассуждений;

    Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка;

    понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.

    К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями;

    организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    1. Схема на доске (часть кластера)

    Гласные  бывают …

                       

                 □            □          

    Дети выбирают ударные и безударные.

    -Как вы думаете, мы будем работать с ударными гласными или с безударными? Почему?

    (С безударными, т.к. ударные не вызывают сомнений) (слайд)

    -Для чего  работать с безударными гласными? (писать без ошибок)

    2. Сведения о языке.

    -Как мы называем опасное место в слове, когда сомневаемся в написании?

    Прочтите сообщение мудрой совы (с.109)

    3. Работа в парах. (карточки)

    -Разделить слова на две группы. Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

    Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки

     петух       лисица

     заяц          слоны

    корова       стрижи

    медведь     зверьки

    Возникнет затруднение, т.к. дети будут пытаться разделить на диких и домашних животных, на зверей и птиц. Выход из затруднения в слове «зверьки»

    Один из вариантов на слайде 1 (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)

    - По какому признаку разделены слова? Дополните тему урока.  

    - Проверяемые и непроверяемые безударные гласные (Слайд 2)

    IV Работа по теме урока. Развитие орфографических умений

    Цель: определить уровень усвоения материала, приступить к устранению типичных ошибок. Создать условия для самостоятельного применения знаний и способов действий.

         Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

    П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Р.: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно  и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

    понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

    использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

    К.: участие  в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

    1. Словарная работа по вариантам. (Слайд 3)

    -Выпишите слова с непроверяемой безударной гласной по вариантам:

    С.рока, пч.ла, с.нтябрь, ябл. ня, в.тер, с.хар, б.реза, с. бака, л.гушка, сл.ниха, н.ябрь, р.бята.

    1.в - о

    2.в – е

    Взаимопроверка по словарю.

    -Что нужно знать для работы со словарем?  (алфавит)

    Обратная связь – цветные сигналы.

             Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок,

             желтого – 1 ошибка,

                 красного – 2 и более ошибок.

    2. Знакомство с новым словом (Слайд 4)

                            Эта ягодка лесная

                            Нам лекарство заменяет –

                            Если вы больны ангиной

                            Пейте на ночь чай с …

                                            (малиной)

    -Вы ученые. Подумайте, почему малину назвали малиной?

    Чтение рубрики «Странички для любознательных» с. 106

    -Составьте и запишите предложение с этим словом. Напоминание: вызывает сомнение буква на конце слова или не можешь проверить поставь точку. Например, лета.т.

    VI Физминутка для глаз (слайд 5)

         3. Работа с опорными словами к правилу. На слайде 6 слова:

        Безударная

        Сомнение

        Слабая

    - Подберите антонимы. Что такое антонимы?

    Дети подбирают слова

         Ударная

         Уверенность

         Сильная

    -Сформулируйте правила по опорным словам.

    (Вариант: Безударная гласная вызывает сомнение, т.к. стоит в слабой позиции.

    Нужно сделать безударную ударной, чтобы писать уверенно, т.к. она будет в сильной позиции.)

    - Проверь, работает ли составленное тобой правило? Приведи пример.

              Если буква гласная вызвала сомненье,

              Ты немедленно ее ставь под ударенье.

    -Какими способами?

    (уменьшительно-ласкательное значение, один-много, много-один, слово «нет», подобрать однокоренное слово)

    - Что поможет подобрать однокоренные слова? (корень)

    4. Игра «Третий лишний» (слайд 7)

    -Какие слова называют однокоренными?

    Три ученика получают индивидуализированные задания: подобрать однокоренные слова с корнем –лес-, с корнем -лет- и с корнем -смел-.

    -Какое слово лишнее и почему?

         Лесник            летит             храбрец    

         Леска              летчик           смельчак    

         Лесной           летний           смелость

    Три ученика читают составленные ряды однокоренных слов.

    5. Комментированное письмо

    - Вспомним алгоритм

          Безударная гласная …

          Проверочное слово …

          Пишу …

    Кр.кун, сл. варь, м.ха, к.рмить,  л.ства, хв.стун, д.ньки, р.док.

    -В парах подберите 3 слова с этой орфограммой, запишите.

    VII Обобщение и систематизация изученного

    Цель: создать условия для решения орфографических задач по формированию навыка грамотного безошибочного письма.  

    Л.: осознание практической значимости изучаемого материала.

    П.: овладение логическими действиями анализа, классификации, установления аналогий, построение рассуждений;

    поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, моделирование;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

    использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

    ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

    К.: организация деятельности в парах, группах, готовность слушать собеседника и вести диалог;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

        Работа в группах (карточки и слайд 8)

    -Кто написал предложения, Знайка или Незнайка? Почему?

    -Предложите задание. Выстройте алгоритм исправления ошибок.

                            ?

            

                    Способ проверки

            

         проверяемая    непроверяемая

            

                                      словарь

    • опасное место с безударной гласной,
    • изменение слова или подбор однокоренных слов
    • выбор орфограммы (проверяемая или непроверяемая)
    • применение способов проверки или словарь

    Знайка премой дарожкой бижит, а Незнайка на пичи лижит.

    Незнайка многому удевляется.

    Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

    -Как понимаете смысл пословиц?

    -Найдите ошибки. Подберите проверочные слова. Если слово нельзя проверить, вспомните какую непроверяемую гласную напишите. В случае затруднения обратитесь к словарю.

    -Обсудите, как понимаете смысл пословицы?

    -Подберите свою пословицу.

    (Ученье - свет, а неученье – тьма.

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

    Делу – время, потехе – час.)

        Проверка по эталону. (Слайд 9)  Доказательство – проверочное слово. Обратная связь – цветные сигналы.

    VIII Итог урока. Рефлексия

    Цель: создать условия для самооценки обучающимися своих учебных действий.

    Л.: осознание практической значимости изучаемого материала

    Р.: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

    ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

    -Чему учились?

    -Выберите знак. (слайд 10)

     Если:

          ! Хорошо знаю тему, могу объяснить другому.

          . Знаю, но объяснить не могу.

          ? Не уверен в своих знаниях. Нужна помощь.

    IX Д.з

    Те кто поставил !  с.109 упр. 173,  . и ? с .108 упр. 172

    Самоанализ урока:

    Содержание урока    обеспечивает     достижение  планируемых результатов изучаемой темы, создает основу для  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

    Используемые методы обучения (проблемный, метод кластерного подхода, рефлексии, обратной связи) позволяют реализовать поставленные цели урока. Форма познавательной деятельности обеспечивает сотрудничество учителя с обучающимися, сотоварищество, включение каждого ученика в деятельность. Формирование УУД достигается посредством решения учебных задач, создания проблемных и поисковых ситуации на каждом этапе урока.

    На уроке используются элементы здоровьесберегающего, личностноориентированного, дифференцированного обучения. Идет опора на жизненный опыт учащихся. Материал урока нацелен на практическое овладение умением различать в речи и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными; на развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, аргументировать, делать выводы; на воспитание интереса и любви к русскому языку.

    Создаются условия для самостоятельной постановки темы урока, целеполагания, планирования, контроля и самоконтроля, рефлексии.

     В ходе урока использованы фронтальная, парная, групповая, самостоятельная формы работы.

    Спланирована обратная связь.

    Данный урок рок вооружил обучающихся знаниями и умениями, вызвал  искренний интерес, обеспечил достаточную полноту и качество формирования УУД.

    Приложения к уроку:

    1. Презентация.

    2. Карточка для работы в парах:

    Разделить слова на две группы.

    Подчеркните красным карандашом слова первой группы, синим – слова второй группы.

    Петух, лисица, слоны, заяц, корова, стрижи, медведь, зверьки.

    3. Карточки для индивидуализированного задания:

        Поддери однокоренные слова с корнем –лес-.

        Поддери однокоренные слова с корнем -лет-.

        Поддери однокоренные слова с корнем -смел-.

    4. Карточка для работы в группах.

    Знайка премой дарожкой бижыт, а Незнайка на пичи лижит.

    Незнайка многому удевляется.

    Обсудите, как понимаете смысл пословиц.

    Подберите свою пословицу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

    Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

    УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

    УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

    Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

    Данный материал представляет собой конспект урока русского языка во 2 классе (УМК "Школа России"), который был представлен и апробирован как открытый урок в рамках школьного методического оюъедин...

    Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.

    Конспект  урока  русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....

    Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»

    Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»Цель урока: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные ...

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне".

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне" разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке второклассники учатся ф...

    Конспект урока русского языка 2 класс "Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными"

    Урок русского языка во 2 классе соответствует ФГОС. Система "Перспектива"...