Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

    Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена.

    Тема, дающая по статистике самый большой процент ошибок в работах учащихся и не только начальной школы, «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

             Проблема заключается в том, что некоторые ученики, подбирая проверочные слова, изменяют форму проверяемого слова, не заботясь о том, чтобы выдержать общий принцип проверки безударных гласных. У некоторых ребят отсутствует умение правильно ставить ударение.

    Идет смешение понятий «проверяемое слово» и «проверочное слово».

             Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ ее проверки.

             Для меня очень важно, чтобы ребята усвоили последовательность работы. Соблюдение такой последовательности учит детей рассуждать, доказывать, обосновывать те или иные написания, ведет к сознательному усвоению правил правописания.

             Во втором классе вводятся правила правописания безударных гласных. Большинство из них  не содержат рекомендаций о том, как их применять. Отсюда и разрыв между знанием правила и умением им пользоваться. Поэтому я использую алгоритмы как промежуточный этап между правилами и тренировочными упражнениями.

            Эффективным средством для развития   орфографической зоркости на уроке является индивидуальная работа с перфокартами, работа в парах, групповая работа. Именно она, на мой взгляд, создает психологический комфорт, особенно для детей со слабой подготовкой.

    Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни.

     

             Во 2 классе был проведён урок русского языка по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

    Тип урока: комбинированный  урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

    Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный. перцептивный, наглядный, репродуктивный, гностический, объяснительно- иллюстративный.

     

    Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная,

    групповая.

    Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология  урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая технология, ИКТ.

          Цели урока обуславливают выбор методов (проблемный, исследовательский, практический, деятельностный) и форм обучения (индивидуальная, групповая, дифференцированная).

    Применение проблемно-диалогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.

         Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся  продвинуться еще на один шаг  в овладении учебной деятельностью, т.е.

    – научиться учиться («умею учить себя);

    – развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);

    – поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

    – совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).

       Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Достигаю этого следующими путями:

    – создаю проблемные ситуации, коллизии;

    – использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;                                

    –использую компьютерную презентацию, разноуровневые и дифференцированные задания в учебной деятельности, позволяющие расширению возможностей подачи учебного материала, стремлению к саморазвитию;

    – стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;

    – оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;

    – поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.

    Особенности моего урока:

    Преобразующий характер деятельности учащихся: они наблюдают, сравнивают, делают выводы, выполняют  задания по сложности, работают по алгоритму.

    Тема данного урока входит в раздел « Безударные гласные в корнях слов ». Это

    3-ий урок из шести уроков по разделу. На данном этапе изучения дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах, различать ударные и безударные слоги, ставить ударение, проверять безударные гласные формой слова. На данном уроке должны закрепить изученные способы проверки безударных гласных в корне слова и  познакомиться с нахождением поверочных слов из ряда однокоренных слов разными способами, учиться работать по алгоритму.

    Ожидаемый результат на уроке - активное применение и употребление различных способов проверки безударных гласных на практике.

    Как это реализуется, видно из прилагаемого конспекта урока.

    Вывод: Таким образом, используя комплексный подход, различные формы, методы, технологии, я добиваюсь эффективной реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.doc197 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Нахождение проверочных слов для безударной гласной в  корне  слова из ряда однокоренных слов.

    Цель урока: учить находить проверочные слова для слов с безударными гласными из ряда однокоренных слов.

    Задачи урока:

    Образовательные: 

    закрепить умения распознавать безударные гласные в корне слова;

    закрепить изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне;

    познакомиться с новыми способами проверки безударных гласных через парную работу, работу в группах с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;

    упражняться в применении «открытых» знаний на практике;

    упражняться в написании словарных слов.

    Развивающие: 

    способствовать развитию орфографической зоркости;

    обогащать словарный запас учащихся;

    формировать у учащихся различные виды самоконтроля и самооценки;

    развивать речь и коммуникативные способности, познавательный интерес.

    Воспитательные: 

    способствовать формированию положительных мотивов обучения;

    воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь;

    воспитывать навыки коллективного сотрудничества.

    Оборудование: карточки, памятки- алгоритмы, сигнальные карточки, учебник, таблицы, схема обозначения орфограмм, таблички для мониторинга, компьютер.

    Ход урока.

    1.Организация класса. Психологический настрой. 

    Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость от общения друг с другом.

    Глаза  смотрят и всё видят.

    Уши слушают и всё слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю.

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнения других.

    - Сегодня на уроке у нас присутствует Мудрая Сова, она поможет нам подняться на вершину «Пирамиды Знаний» нашего урока.

    Слайд №1

    Слайд №2 (Пирамида знаний)

    2.Минутка красивого письма,

    -Откройте тетради. Запишите число.

     Как обычно на уроках  русского языка вам приходиться много писать.

     Поэтому минутка чистописания настроит вас на красивое письмо.

    Посмотрите какую букву будем писать . Это буква В, в.

     ( показ буквы Вв ).

    -А догадались, почему именно ее?  Какое время года наступило?

    -Правильно. Запишите заглавную и строчную буквы В в.

    -Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются данной буквой.

    -Оцените свою работу (на полях).

    З.Нацеливание на предстоящую работу.

    Урок у нас будет весенний. Весна приходит и приносит с собой что-то интересное.

    -Произнесите орфографически слово «весна».

    -В каком месте вы можете допустить ошибку?

    (В безударной гласной в корне).

    -Докажите, что в корне этого слова пишется гласная е.

    -Что нужно сделать?

    (Подобрать проверочное слово).

    -Сформулируйте тему  нашего урока.

    (Будем учиться проверять безударные гласные в корне слова).

    4.Актуализация знаний.

    Мы отправляемся в путь к вершине « Пирамиды знаний».

     - Открываем первую ступеньку: «Это ты знаешь».

    Слайд  № 3

    -Вспомните ,какие гласные в русском языке требуют проверки.

    (а, о , и , е , я ).

    (Вывешивается таблица).

    -А когда их нужно проверять?

    (Если они без ударения, в слабой позиции и плохо слышатся).

    -Где безударные гласные требуют проверки?

    (В корне слова).

    -Как проверить безударную гласную и какие слова называют

    проверочными?

    (Нужно поставить безударную гласную под ударение. Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне).

    Молодцы! Вспомнили и повторили это правило.

     5.Введение новых знаний. Постановка учебной проблемы.

    -Ребята, какие ассоциации возникают со словом «Весна»?

    -А теперь посмотрите на данные вам карточки.

    Мудрая сова приготовила вам  первое задание.

    -Найдите карточку №1.    

     Работа в группах.

    Прочитайте данные слова.  Какие из них непонятны?

    Слайд №3

    1группа           2 группа        3 группа

    весна           капель         оттепель

    щебечут   цветы        трава

    пахать            солнце                   ветер

    сосульки  весенний        гнездо

    грачи           скворечник         птенцы

    скворцы  подснежник         журавлиная (песня)

    -Какое слово «лишнее» в  каждой группе?

    Подчеркните его зелёным карандашом. Прочитайте. Почему оно «лишнее»?

    1 группа: сосульки

    2 группа: солнце

    3 группа : ветер

    Слайд № 4

    (Они словарные. Написание этих слов нужно запомнить).

    -Запишем эти слова в тетрадь. Подчеркните опасные места, поставьте

    ударение. (Работа у доски и в тетрадях).

    -Какие слова остались неподчеркнутыми?

    (Слова с безударными гласными в корне).

    -Какие из них можно проверить изменением формы слова?

    Подчеркните их красным карандашом, устно назовите проверочные слова. 

    Слайд № 5

    весна        цветы        трава

    грачи        скворечник        гнездо

    скворцы        подснежник        птенцы

    -Все ли слова смогли проверить изменением формы слова?

    - Уточните тему и цель урока.

    (Будем учиться подбирать проверочные слова для слов с безударной

    гласной в корне разными способами).

    Слайд № 6 ( Тема)

    -Как же подобрать проверочное слово?

     Предложите свои варианты.  

     Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным?

    Хотите ответить на этот вопрос?

    6.Работа над новым материалом.

     Я открываю следующую ступеньку «Вникни!».   Слайд № 7

    Что значит - вникни?

    У вас три проблемы, три орфографические задачи, которые вы должны решить на уроке.

    Слайд № 8

    Орфографические задачи

    Как найти?

     Как проверить?

     Как написать?

    Обратимся к нашим словам.

    Слайд № 9 ( чтение хором)

     Безударный   хитрый  гласный ,
    Слышим мы его прекрасно,
    А в письме какая буква?
    Здесь поможет нам наука:
     Гласный  ставь под  ударенье ,
    Чтоб развеять все сомненья.

    Слайд № 10

    Мудрая Сова приготовила вам следующее задание.

    -Посмотрите на карточку № 2

    Работа в группах

    Слайд №  11

    Зимний, зимовать,, зимушка, зимовка, з.мовье.

    Снег, снеговой, подснежник, снежный, снегурочка, сн.говик.

    Звери, зверинец, зверский, зверствовать, зв.риный,

    Лес, лесной, лесник,  лесистый, перелесок, л.сок.

    Вода, водный, водичка, подводный, в.дяной.

    -Прочитайте слова внимательно.

    -Что у них общего?

    -В какой части пропущена буква?

    -А почему она пропущена?

    Правильно, вызывает сомнение.

    -Решим эту задачу?

    -Подчеркните из ряда однокоренных слов проверочные, вставьте

    пропущенные буквы. Запишите только проверочные слова и

    слово с пропущенной буквой.

     А я открываю следующую ступеньку «Докажи».

    Слайд № 12

    Что это значит?

    Доказать, значит проверить.

    -Как  проверить   безударный   гласный   в   корне ?

     (Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать

    однокоренное слово, в котором гласный будет стоять под ударением, в

    сильной позиции).

    -Сформулируйте правило проверки безударной гласной в корне по

    алгоритму.

    Слайд № 13   (алгоритм)        

    7.Физминутка.

    -Молодцы! Хорошо поработали, а теперь отдохнем!

    В воздухе нарисуем букву, которая требует проверки в словах.

    Носами -«о»

    Ногой -«я»

    Бедром -«е»

    Локтем -«и»

    Глазами-«а»

    -Ребята, перед вами не всегда будет цепочка однокоренных слов.

    Как быстрее найти способ проверки безударных гласных в корне слов с

    помощью однокоренных слов? Хотите сделать это «открытие»?

    8.Продолжение работы над новой темой. Решение орфографических задач. 

    Проблемный вопрос.

    Мудрая Сова предлагает вам следующий девиз - «Не ошибись!».

    Слайд №14

    В первом задании Совы у нас остались непроверенные слова.

    Назовите их.

    Слайд №15

    Карточка № 3

    Щ.бечут-

    В.снушки-

    Л.скает-

    Жур. влиная (песня)-

    -Подбери и запиши к каждому слову однокоренное слово, обозначающее

    предмет (имя существительное).

    Вставь пропущенную букву. Обозначь орфограмму. Работаем в парах.

    ( Два человека у доски : индивидуальная работа)

    Проверка.

    -Сделайте вывод. 

    (Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать

    проверочное однокоренное слово, обозначающее предмет (признак, действие

    или назвать его ласково).

    -Какими  же способами можно  проверять   безударную   гласную   в   корне  слова?

    Слайд № 16

    Изменив форму слова.

    Подбирая однокоренные слова.

    Ребята, которые работали по карточкам и  с заданием справились,  получают от Мудрой Совы сюрприз. ( приложение)

    9. Работа по учебнику

    -Прочитаем правило на странице 130 учебника.

    Работа с таблицей. Уточнение способов проверки безударных гласных из ряда однокоренных слов по алгоритму.

    10 .Первичное закрепление.

    -Выполним упражнение № 221 на странице 129 в учебнике по заданию.

    Прочитай орфографическим чтением. Спиши слова. Выдели корень. Поставь ударение. Подчеркни  ударную  гласную  = ,  безударные -  .

    Глаз, глаза, глазок, глазной.

    Какие из этих слов будут проверочными? Подчеркни проверочное слово. Прочитай слово, которое ты подчеркнул. Почему оно проверочное?

    -Как проверить безударную гласную в корне?

    11.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

    -Выполните задание № 4 самостоятельно.

    Вставьте пропущенную безударную гласную.

     Чтоб ошибок избежать,

    Зоркость будем развивать.

    Проверить сможешь сам

    Своё внимание к словам.

    Пользуемся «Помогалочкой « Мудрой Совы  (индивидуальные листы с алгоритмом).

    Слайд № 17

    Прочитать слово

    Поставить  ударение 

    Выделить  корень 

    Подчеркнуть  безударную   гласную   в   корне 

    Подобрать проверочное слово

    Слайд 18

    (Дифференцированная работа в  группах)

    Карточка №4  

    Л. са,  загр. знить,  л. нивый,  р. са,   всп. хать,

     скр. пучий,  п. тёрка,  поб. лить,   с. сна,   м. слёнка,

     оч. щают,  спл. сал,  вр.мена,  сл. мался,  ш. гает,

     расп. лить,  в .зание,  ст. на,  с. нливый,  п. хучие.

     -Выпишите слова:

    1 группа - с безударной «е».

    2 группа - с безударной «и».

    3 группа - с безударной «о».

     Для сильных- с безударными «а» и «я».

    Устно подобрать проверочные слова.

    -Пользуйтесь памяткой.

    Слайд № 19 (алгоритм)

    Миниитог

    -Как проверить безударную гласную в корне слова?

    Слово-предмет

    Слово-признак

    Слово-действие

    Слово – слово с уменьшительно-ласкательным значением.

    - Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки.

    Мудрая Сова дарит вам свои сюрпризы.

    12. Продолжение работы над темой,

    -Посмотрите на карточку № 5.

    -Прочитайте задание.

    Слайд № 20

    Карточка № 5

     Прошли ненастные д .ньки. Отшумели вьюги и м. тели.

    Пришла в. сна. Яркое с. лнце осл .пляет гл .за, с .льнее и с .льнее согр .вает землю.

     Все рады весенним тёплым дням. Здравствуй, весна!

    Что прочитали? Докажите.

    (Этот текст о весне. Все предложения связаны по смыслу).

    -Какие предлагаете задания?

    (Вставить букву.

    Подобрать проверочное слово.

    Найти ловушки).

    -Работаем! Придумайте 1-2 своих предложения о весне.

    (Проверка с сигнальными карточками .

    Гласные а о е и я ). 

     Проверяем работу. Молодцы!

    13. Итог урока.

    -Чему учились на уроке?

    -Какое открытие сделали?

    -В чем видите применение полученных знаний?

     - Удалась ли работа в группах?

    Слайд №  21

    -Нам осталось только достроить нашу пирамидку «Оцени»

    -Красивая получилась пирамида?

    - Какая из этих ступенек показалась вам самой трудной?

    - Какая здесь самая главная?

    - Какая из орфографических задач решается труднее всего?

    - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что усвоили тему хорошо и чувствовали себя уверенно, покажите улыбающегося человечка. Если же где-то в чём-то были неуверенны, то покажите задумчивого человечка.

    (Рисунки  лиц человечков)

    14.Мониторинг.

    -Проведем графический диктант.

    -Узнаем, как поняли тему урока.

    Слайд № 22

    (Мясной, возить, сова,  часы,  крикливый, следы, осень, пенек, кора).

    Слайд № 23 ( карточки- таблицы)

    Услышим скоро мы звонок-

    Пора заканчивать урок!

    15.Домашнее задание.

    Упражнение № 224, стр. 130.

    Придумать десять слов с безударной гласной.     Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

    Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"

    В данном материале представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»Тип урока: урок ра...

    конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

    На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                       Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

    Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне"

    Данный материал представляет собой  конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне" в соответствии с нормами ФГОС....