Главные вкладки

    Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Прохорова Татьяна Васильевна

    Урок закрепления новых знаний. Основные понятия:Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст. Предметные умения:·        сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

    ·        подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

    расширить словарный запас учащихся

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urog_fgos.docx329.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

    Технологическая карта  к уроку

    русского языка во 2 классе по теме:

     «Слова с безударными гласными

    в корне слова»

    (УМК «Планета знаний)

    Тип урока: закрепление новых знаний

                                    Учитель начальных классов высшей категории Прохорова Татьяна Васильевна

            

     

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

    Тема урока

    Слова с безударными гласными в корне слова

    Тип урока

    закрепление новых знаний;

          Цель

    Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

    Планируемый

        результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
    • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
    • расширить словарный запас учащихся

    Личностные:

    • осознание алгоритма учебного действия;
    • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

    Метапредметные

    Регулятивные: 

    • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
    • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
    • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

    Познавательные:

    • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

    • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

    Коммуникативные:

    • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
    • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
    • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

    Основные понятия

    Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

    Межпредметные связи

    Русский язык – развитие речи – литературное чтение

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные

    Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник для 2 класса. Часть 1

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

    Карточки «Лесенка успеха»

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

                    Формируемые

    универсальные учебные действия

    Мотивация к учебной деятельности

    Включение в деловой ритм

    Устное сообщение учителя

    Ребята, а встречались  ли вы с трудностями в жизни?

    А  на уроках русского языка?

    -Как называется место в слове, где можно допустить ошибку?

    -Что такое  орфограмма?

    Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    Готовятся к работе

    Да..

     

    Орфограмма

     

    Трудное и опасное место в слове…

    Буква для обозначения звука в слабой позиции…

    Об орфограммах.

     

     

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

       http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Shishkin%20Ivan%20Ivanovich/000213.jpg леса, лесной, лесок.

    Лесник, лесоруб, перелесок

     - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

    Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

    На доске записаны слова:

    Л.са, л.сной, л.сок.

    - Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)

    -Разбор по составу.

        ПАМЯТКА!

    -Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание   – А, корень  -  ЛЕС,

                                                       Слово ЛЕСНОЙ: окончание  – ой, корень  - ЛЕС, суффикс – Н;

                                                       Слово ЛЕСОК: окончание  – нулевое, корень  - ЛЕС, суффикс – ОК)

    - Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок – существительное, лесной - прилагательное )

    - Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )

    - Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)

    Проверка:

    http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Shishkin%20Ivan%20Ivanovich/000213.jpg леса, лесной, лесок.

    Лесник, лесоруб, перелесок

    - Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.

    http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=258bc3221d6db71a&mb=imgdb_preview_1653        http://content.foto.mail.ru/bk/ira2010ira/_blogs/i-35271.jpg

    Л*СА                                              Л*СА

    (Лиса – это

    Леса – это )

     Значения слов разные, значит, это не родственные слова.

    Постановка учебной задачи

    Анализирует знания учащихся.

    Создает проблемную ситуацию.

    Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

    логические –  формулирование проблемы.

    - А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

    - А что можно сказать о корне?

    -Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)

    - Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)

    -Давайте спрогнозируем свою оценку, используя «Лесенку успеха» (таблица самооценки)

    Оцените свои знания и умения по теме « Безударные гласные в корне слова".

    Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.

     На доске – слайд:

    УДАРНАЯ –

    СИЛЬНАЯ –

    ЧЕТКАЯ –

    -Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.

    Ученики называют:

    БЕЗУДАРНАЯ

    СЛАБАЯ

    НЕЧЕТКАЯ

    -Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.

    -Что значит понятие «безударная гласная»? ( нечеткая).

    Дальше дети рассуждают по выше составленной схеме:

    Чтобы  написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить  в сильную, из безударной сделать ударную.

    -А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)

     что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой.

    -Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)

    -А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)

    Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова) 

    Построение проекта выхода из затруднения

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование;

    логические – решение проблемы,

    построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    _ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма )

    Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.

    Л.са – перелесок, лес – леса

    Л.са – лисий, лис – лиса

    - Как действовали при написании буквы гласного в корне?

    - Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

    -Какое наше действие следующее? 1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                                 2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                                 3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                                 4. Записываем слово, выделяем корень.)

    Физкультминутка

    Обобщение новых знаний

    Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

    Выполняют задания с объяснением

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

    Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

    На доске записаны слова: з . ма

                                                 д . рев.я

                                                 сн . жок

    - Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )

    - По составленному алгоритму найдите буквы  безударного гласного.

    - Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                    2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                    3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                    4. Записываем слово, выделяем корень.)

    Запись в тетрадь (коллективная работа)

    Д.рев.я – дерево - деревья

    - Вспомним правило.

    -  Решим  орфографические задачи.  

    - Графически выделите орфограмму.                                                            

    - Остальные слова запишите работая в парах

    ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

    РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ОБА

    ОДИН ГОВОРИТ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ

    СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ ВЫСКАЗЫВАЙ ВЕЖЛИВО

    ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

    З*МА- ЗИМЫ- ЗИМА  

     Д*РЕВ*Я-ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ

    СН*ЖОК-СНЕГ-СНЕЖОК

    ЗАЯЦ

    - У в ас так же? А что не так? (другие проверочные слова)

    - Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )

    - Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:

        1. Изменять форму слова

        2. Родственные слова)

    - Кто из вас проверял, изменяя форму слова?

    - Как? (по числам, по вопросам)

    - Кто подбирал родственные слова? Какие?

    - Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?

    На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.

    http://i015.radikal.ru/0801/2d/f2ccc786519b.jpg

    -Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

    Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

    На доске появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

    -Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

    Анализируя  предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове «ребята» нельзя проверить «е».

    -Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциацию к этому слову.

    Детям была предложена ассоциация в виде рисунка, на котором изображены дети, играющие в игру. Для этого они выстроились на поляне в виде буквы Е. Учащиеся запоминают это, а когда надо будет написать это слово, вспомнят иллюстрацию с построением.

    - Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю)

    - Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных - нельзя)

    Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

    Организует деятельность по применению новых знаний

    Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные: самоопределение.

    1. Используя алгоритм, выполним упражнение 1, стр.102.

    –Прочитайте.

    - Спишите, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.

    1. Взаимопроверка

    - Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)

    Включение в систему знаний

    Организует выполнение творческого задания

    Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

    Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

    На доске запись:

    На  дв .ре  ст .ит  снежная  з .ма  тр .щат  м .розы  д .твора  п .строила  горку.

    - Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 – о морозах, в 3 – о детях)

    - Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)

    - Озаглавьте. (Зима. Зимой.)

    - Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?

    - Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)

    - Что для этого потребуется?(алгоритм)

      Работа в парах

    Рефлексия деятельности

    Организует рефлексию

    Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая оценка

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: рефлексия.

    Регулятивные:

    ( удержание цели)

    действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

    Личностные:

    Осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении,

    связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

    - Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

    Составление кластера                                    

                                                                         БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

                                        может ли быть в сильной позиции в других формах слова или родственных словах?

                                                                           

                                                                        Да                                                нет

                                    Пишем такую же букву        Словарь (вспомнить)

    - Это можно повторить на странице 102 нашего учебника.

    - С какой орфограммой познакомились на уроке?

    Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?

    - Подберите устно слово на эту орфограмму.

    - Все учебные задачи решены?

    - Решение каких задач  вызвало у вас затруднение?

    - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

    - Оцените свои знания и умения по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» в конце урока, используя «Лесенку знаний».

    - Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока  совпали?

    - Встаньте те, у  кого оценка изменилась?

    - Встаньте те, у кого  в начале урока  оценка была ниже, чем в конце?

    - Спасибо за работу на уроке!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

    Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

    Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

    В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных в корне слова"

    В уроке идет работа со словарным словом снегирь. У рок соответствует требованиям ФГОС НОО...

    открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

    урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

    Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

    Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...