Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Ольга Николаевна Кравченко

    Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации работы был и остается урок, на которм должны использоваться все резервы по решению данной проблемы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение  гимназия № 4

    Методическая разработка конспекта урока русского языка.

    (2 класс).

    Программа: «Начальная школа XXI века».

    Автор: Кравченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МОУ гимназии № 4, первой квалификационной категории.

    Волгоград 2014 г.

    Аннотация: Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
               
    Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: 
    • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; 
    • Нагрузка от дополнительных занятий в школе; 
    • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п. 

              Воспитание здорового образа жизни эффективно начинать еще в дошкольном возрасте, а продолжать в младших классах общеобразовательной школы, стимулируя и побуждая обучающихся к новым видам деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.

    От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

    Описание используемых  мной здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах:

    1. Психологический климат на уроке (эмоциональная подготовка к изучению нового, создание атмосферы хорошего насторения).
    2. Пальчиковая гимнастика (развития мелкой моторики рук, подготовка к письму).

    Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди     других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

    1. Гимнастика для глаз. «Бабочка», «восьмерка»,  «день, ночь» (способствует снятию напряжения глаз, расслаблению, выполняется под музыку)
    2. Динамическая пауза. «Игра с мячом» (в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игра создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга)
    3. Физкультурная минутка. (В стихах или под музыку, могут повторять за учителем, мульт. Героем,  а так же может проводить дежурный  по классу).
    4. Смена видов деятельности (предотвращает утомление учащихся)
    1. Голосовая гимнастика (протяжное произношение гласных нормализует работу всего организма)

    Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а]. (массаж щитовидной железы)

    Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.

    Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.

    Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

    Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова».

    Цели:  1.  Познакомить с понятиями «опасное  место», «орфограмма», изучить правило обозначения безударных гласных в корне слова;

    1. Отработать применение изученного правила (орфографический тренинг);
    2.  Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

    Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс, под редакцией С.В. Иванова, тетрадь с печатной основой «Пишем грамотно»» 2 класс, корзина с фруктами, фруктовое дерево, грибочки со звуками, презентация к уроку.

    Ход урока:

    1. Организационный момент: (создание психологического климата на уроке)

    Здравствуйте, ребята!  Сегодня на урок нам кто – то принёс подарки, а кто, отгадайте загадку:

    Несу я урожаи,

    Поля вновь раздеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю. (Осень)

    Верно, это осень. А в корзинке у меня разноцветные фрукты. Красные яблочки- для хорошего настроения, желтые груши- это сомнения, фиолетовые сливы – неуверенность в себе, опасения. Выберите тот фрукт, с каким настроением Вы пришли на урок. Что от урока ожидаете, чего опасаетесь? (Дети выбирают фрукты, объясняют свой выбор). Эти фрукты мы разместим на дерево, а в конце урока проверим, совпадут ли ваши сомнения и опасения.

    1. Постановка цели урока, знакомство с новой темой.

    Осень принесла нам ребята не только фрукты, но и новые интересные задания, а чтобы их выполнить, нужно познакомиться с новой темой.

    Презентация. (слайд № 1)

    -Прочитайте название темы урока: «Учимся писать безударные гласные в корне слова».

    -Какую же задачу мы перед собой сегодня поставим? (Научиться писать безударные гласные в корне слова).

    -Какие гласные называют безударными? (Те, что не под ударением).

    -Что такое корень слова? (Корень – это общая часть родственных слов).

                  3.  Создание проблемной ситуации.

    Презентация (слайд № 2)

    -Понаблюдаем за гласными звуками в корнях слов. Прочитайте слова первого и второго столбиков, что Вам удалось заметить? (Однокоренные слова в каждой строке).

    -Какой гласный звук  в корне стоит под ударением? (Лес – гласный [е], Сосны – гласный [о], реки – гласный [е]).

    - Рассмотрим слова второго столбика. Какой безударный гласный слышен в корне этих слов? (В слове лесной – слышим гласный [и], сосна – слышим гласный [а], река – слышим гласный [и]).

    -Как определить какой буквой обозначать эти звуки на письме? (Такой же, как стоит в родственном слове  под ударением).

                   4.  Речевая разминка

    - Отгадайте загадку:

    По веткам скачет,

    Да не птица,

    Рыжая, да не лисица. (Белка).

    -Белка собрала грибочки, на них написаны гласные звуки. Сядьте удобно, ровно и протяжно произнесите эти звуки [а], [и], [о]…

    (Учитель показывает грибок со звуком, дети произносят.

                   5.  Работа с учебником.

    -В словах второго столбика мы столкнулись с проблемой, «опасным местом». Прочитаем в учебнике на стр. 77, как оно называется. (Читает  правило учитель или хорошо читающий ученик).

    -Начиная с этого урока, мы будем подчеркивать орфограмму одной чертой.

    Презентация (слайд № 3).

    -На стр. 78 в учебнике правило, как писать безударный гласный в корне слова. Прочитайте правило самостоятельно. (Дети читают про себя).

    -Кто сможет рассказать своими словами? ( Безударные гласные в корне нужно проверять, для этого заменить форму слова или подобрать родственное слово, в котором этот гласный стоит под ударением).

    Презентация (слайд № 4)

    1. Физминутка.

    Формирование правильной осанки

    У меня спина прямая,

    (Ходьба на месте, руки за спину.)

    Я наклонов не боюсь:

    (Наклон вперед.)

    Выпрямляюсь, прогибаюсь,

    (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

    (Повороты туловища.)

    Раз, два. Три. Четыре.

    Три. Четыре, раз. Два.

    (Наклон вперед и выпрямиться.)

    Я хожу с осанкой гордой.

    (Повороты туловища.)

    Прямо голову держу,

    (Наклон вперед и выпрямиться.)

    Никуда я не спешу.

    (Ходьба на месте, руки за спину.)

    Раз. Два. Три. Четыре,

    (Повороты туловища.)

    Три. Четыре, раз, два.

    (Ходьба на месте, руки за спину.)

    Я могу и поклониться.

    (Поклон и выпрямиться.)

    И присесть, и наклониться,

    (Присед, наклон вперед.)

    Повернись туда – сюда!

    (Повороты туловища направо –налево.) Ох, прямешенька спина!

    (Наклон вперед и выпрямиться.)

    Раз, два, три, четыре

    (Повороты туловища.)

    Три, четыре, раз, два.

    1. Каллиграфическая минутка

    Презентация (слайд № 5) Запишите число,  классная работа.

    Прописать ряд строчных букв е, ё.

                  8.  Закрепление изученного

    -Выполним упражнение № 1 на стр. 78.

    -Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать слова, выделить корни, поставить ударение). (Выполняется фронтально).

    -Осень приготовила для Вас интересное задание. Чтобы его выполнить повторим правило.

    (Читают правило на стр.79.)

    1. Пальчиковая гимнастика.

    Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.

    Вырос у нас чесночок,                       указательный

    Перец, томат, кабачок,                       средний

    Тыква, капуста, картошка,                безымянный

    Лук и немножко горошка,                 мизинец

    Овощи мы собирали,                         сжимание и разжимание

    Ими друзей угощали.                        Пальцев на обеих руках.

    1. Лингвистическое задание.

    Презентация (слайд № 6).

    (Выполняется письменно, образец пишет учитель на доске, орфограмма подчеркивается, корень выделяется).

    -Выберите нужное проверочное слово:

    Уд…вительно (диво, дева); м…нять (мена, мина); л..пить (липка, лепка); л..нивый (линька, лень); скр..пучий (скрип, скрепка); м..стерить (мост, мастер).

    1. Гимнастика для глаз. («Восьмёрка», «День, ночь»).
    2. Работа в тетради с печатной основой. Орфографический тренинг.

    -Выполним задание упр. № 1 на стр. 8 в тетради «Пишем грамотно» (письмо с комментированием по цепочке).

                  13.  Рефлексия.

    Презентация (слайд № 7)

    -Что нового Вы сегодня узнали на уроке? (Как писать безударный гласный в корне слова) С каким понятием познакомились? (Орфограмма, «опасное место» в слове, его нужно подчеркивать на письме). С каким настроением пришли на урок? Что изменилось? Какой цвет выберите теперь? (Изменить фруктовое дерево).

                   14.  Задание на дом.

    Презентация ( слайд № 8)

    На выбор в учебнике стр.78. упр .2, в рабочей тетради стр. 9, упр. № 2,3. Для всех обязательно: выучить правило, стр. 79 в учебнике или раздать на листочке для каждого ученика.

    Список используемой литературы:

    1. «Комментарии к урокам», 2 класс , авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова ( Москва, издательский центр «Вентана – Граф»).
    2. «Учимся играя» Автор: В Волина (Москва, издательство «Новая школа»).
    3. «Физкультминутки в начальной школе» (Москва, издательство « Граф-пресс»).

    Информационные ресурсы:

    http://spelling.siteedit.ru/pesni      Учимся припеваючи (песни на правила русского языка)

    http://gramota.ru/class   Запоминалки, пословицы,  поговорки, скороговорки.

    http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html   На этом сайте много загадок по темам,   сказок, аудио по математике и азбуке   (Волина. Занимательная азбука. Занимательная математика).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Урок по программе Школа России, по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Форма урока - игровая, интегрированная (русский язык и окружающий мир). Включены творческие задания по технологии развивающего обучения....

    Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Данный урок проводится в 3 классе по сле изучения темы "Правописание безударных глассных в корне слова" на этапе закрепления. Проводится творческая работа. Детям даётся задание: 1 группа: принести на ...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Конспект урока русского языка во 2 классе  в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Конспект урока русского языка во 2 классе  в рамках Федерального государственного образовательного стандартас позиции реализации деятельностного методаУМК «Школа России»...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

    На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...