Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Личковаха Светлана Владимировна

Данный урок проводится в 3 классе по сле изучения темы "Правописание безударных глассных в корне слова" на этапе закрепления. Проводится творческая работа. Детям даётся задание: 1 группа: принести на урок фантики, в названиях конфет встречается безударная гласная, 2 группа: сказки. в названиях которых встречается безударная гласна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnaya_glasnaya_3_klass.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Козловская СОШ

Урок русского языка в 3 классе

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА.

                                                       

                                                            Автор: Личковаха Светлана

                                                          Владимировна                                                                                                                

                                                           учитель начальных классов

                                                      МКОУ Козловская СОШ

                                                           высшая квалификационная

                          категория

2013 год

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;

Учить распознавать на слух безударные гласные.

Развивающие:

Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.

Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к русскому слову.

Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, творческая поисковая работа.

 Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, проблемного изложения, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический, частично-поисковый.

 Оборудование: карточки со словарными словами, фантики, названия сказок, смайлики, компьютер, проектор, экран.

ИКТ: презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организация класса.  Создание психологической комфортности на уроке. (Слайд)

-Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть на ваших лицах  улыбки,  и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.  Я желаю вам успехов и творческих удач. Сядьте удобно. Закройте глаза.  Повторяйте за мной:

-Я в школе на уроке, сейчас начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, я как разведчик, всё замечу, память моя крепка, голова мыслит ясно, я хочу учиться, я очень хочу учиться, я готов к работе, я работаю!

- Откройте глазки.

II. Постановка проблемы урока.

 -Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (слайд) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

– А что такое КОРЕНЬ?

 (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

– Как вы думаете, почему он самый главный?

– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд)

Дедушка Корень  рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(слайд)
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
(слайд)

- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что

Где                                              надо   проверять?

Как

Чем
III. Повторение ранее изученного материала. (слайд)
- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
- Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Гласные А, О, И, Е, Я
- Ответим на второй вопрос:
Где надо проверять? В корне слова
- Ответим на третий вопрос:
Как надо проверять? Надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.
- Ответим на четвёртый вопрос:
Чем надо проверять? Проверяем ударением
IV. Работа над темой урока 
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
(слайд)
- Итак, вот слово ЗИМА
- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
- Затем поставим ударение.
- Выделим корень
- Определим безударную гласную.
- Подбираем проверочное слово.
(слайд)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.

Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.

V. Словарная работа. Самостоятельная работа в парах. (слайд)

- Ребята, посмотрите на следующее задание дедушки Корня.

На слайде записаны слова м_роз,  п_года, вет_р,   сев_р, з_бавы, к_ньки.

- Как называются эти слова?  (Словарные)

- Почему эти слова называются словарными? (Их нужно проверять по словарю)

Сейчас напишем  «взаимодиктант» в парах.

             Сторона А                                                Сторона В

ветер      мороз     север                            вет_р     м_роз         сев_р

погода     коньки    забавы                       п_года     к_ньки     з_бавы

1) Один ученик из пары читает текст карточки (сторона В), другой пишет.

2) Смена ведущего.

3) Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант.

4) Открывают карточку (сторона А)  и проверяют по карточке.

5) Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.

6) Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак  о том, что диктант проверен.

- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)

VI.  Физкультминутка. (Слайд)

Ручки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.

Здравствуй, солнышко!

А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу.

VII. Выборочный диктант.

– Идём дальше. (Слайд ) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

-Какие ошибки вы здесь встретили?

-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово “они” я заменю словом “книги”.

 Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

- Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

VIII. Работа в группах. Творческое задание. (Слайд)

Дедушка Корень приготовил для вас следующее творческое  задание. Вам нужно разделиться на группы.

1 группа – работа с фантиками. В названиях конфет нужно найти безударную гласную, выписать на листок и подобрать проверочное слово.

2 группа – работа со сказками. В названиях сказок нужно найти безударную гласную, выписать на листок и подобрать проверочное слово.

IX. Итог урока. (Слайд)

– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

– “Смотри в корень!” или “Зри в корень!” – значит, выдели самое главное!!

– А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (слайд)

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

X. Рефлексия.

-Я, думаю, что урок дедушки Корня  вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд)

- Вам понравился урок?

- Какое задание больше всего понравилось?

-Получился ли урок, каким мы его задумали?

-Давайте поблагодарим Дедушку  за те задания, которые он вам приготовил.

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок по русскому языку по теме "Правописание двух безударных гласных в корне слова" 3 класс

Урок - исследование предназначен для учеников 3 класса, обущающихся по программе "Школа 2100". Материал урока сформирует у детей  умение писать слова с двумя безударными гласными в корне слова, н...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Автор Рамзаева. Тема "Безударные гласные в корне слова".

В материале содержится план-конспект  урока по русскому языку во 2 классе. ав.Рамзаева. Тема урока " Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...