Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс
    учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

    Венера Геннадьевна Якупова

    Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие нового знания,(физкультминутка)гимнастика для глаз, осуществление деятельности, итог, рефлексия.По своей структуре соответствует положениям системно - деятельностного подхода.

    Обучающиеся участвуют в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по «открытию» нового знания, осуществлении самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

    Каждый этап урока предполагает направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_-_yakupova_v.g.doc140 КБ

    Предварительный просмотр:

    Метаданные урока

    1. Учитель: Якупова Венера Геннадьевна

    2. Класс: 1   «Планета знаний»

    3. Предмет: русский язык

    4. Тема урока: Произношение и написание безударных гласных в корне слова.

    Цель урока: создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

    Задачи:

    • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
    • развивать умения распознавать слова с проверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной;
    • формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

    Оборудование:

    • презентация;
    • карточки для  работы в парах; индивидуальной работы.

    Тип урока: урок закрепления, обобщения и систематизации знаний и умений.

    Методы  урока: словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

    Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, само- и взаимопроверка, групповая,  парная работа. 

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    I Организацион-ный момент.

    Эмоциональный настрой на работу.

    - Девизом нашего урока я хотела бы взять пословицу.

    - Как вы  понимаете смысл этой народной мудрости?

    - Почему именно эту пословицу я взяла?

    - Ребята, не задумывались ли вы, зачем человеку нужны знания?

    - Вспомним, откуда мы можем получить знания, взять нужную нам информацию?

    Работа в группах, составление из слов пословицы:

    «Грамоте учиться - всегда пригодится» 

    (на слайде)

    Ответы уч-ся:

    Из учебников, энциклопедий, использовать интернет-ресурсы, помощь одноклассников.

    РУУД: нацеливание на успешную деятельность.

    ЛУУД: выражение  положительного отношения к процессу познания.

    КУУД: формирование умения слушать и слышать

    II  Чистописание

    Назови буквы (с доски): 

    а  о  и   е   я   ё

    - Какие это буквы?

         - Какая буква «лишняя»? Почему?  

    - Что можете сказать про остальные гласные?

     

    Списывание, определение «лишней» буквы +

    САМООЦЕНКА – А

    Вывод:

    Буква ё – всегда ударная.

    Остальные гласные, требуют проверки в безударном положении.

    РУУД: формирование умения  контролировать процесс и результат своей деятельности

    КУУД: формирование умения  ясно излагать свои мысли

    Ш Самоопределе-ние к деятельности

    1.  Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте,  кто она, прочитав загадку. (на слайде)

    Днём спит, ночью летает,
    Ухает, людей пугает.
    В темноте горят глаза –
    Всем мышам она гроза.
    (Сова)

    - По каким признакам догадались, что это сова? (обсудите в парах)

    - Что вы знаете об этой птице?

    - Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

    2. Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

    В темноте горят глаза –
    Всем мышам она гроза.

    -Обозначьте в словах ударение.  Найдите букву, обозначающую безударный гласный звук. Какой есть выбор?

    Т..МНОТЕ

                       И     Е

                                                                     

    - Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?

    3. Прочитайте хором стихотворение

      (на слайде)

    Безударный гласный звук
    Причиняет много мук.

    - Почему причиняет много мук?

    - Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

    - Назовите цель нашего урока.

    (открывается вторая половина стихотворения)
    Какую гласную писать,
    Будем с вами повторять!

    - Для чего нам нужно это знать?

    1. Работа в парах: чтение загадки, высказывания детей.

    Вывод:

    Совы — птицы, очень умные. Совы -  хищные птицы; как правило, они живут поодиночке. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

    2. Постановка в словах ударения, обозначение безударных гласных. Определение, почему есть  выбор гласных.

    3. Определение цели урока

    П УУД:

    формирование умения извлекать информацию из текста,  на основе анализа объектов делать выводы

    РУУД:

    формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом загадки, оценивать учебные действия

    КУУД:

    формирование умения слушать и понимать других;

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    оформлять свои мысли в устной форме;

    работать в паре

    ЛУУД:

    формирование умения выражать свои эмоции;

    формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    IV Актуализация знаний

    1. Выпишите из группы  родственные слова. Как по-другому называют родственные слова? 

    вода  

    водичка

    водитель                                             

    водный     (на слайде)     

    - Докажите свой выбор.

    Назовите корень

    2. Назвать два признака родственных слов.

    Поделись своими знаниями с ребятами из других групп.

    Задание на экране:

    НАЗВАТЬ ДВА ПРИЗНАКА РОДСТВЕННЫХ СЛОВ

    (на слайде)

     -     Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.

    - Какое слово будет проверочным?     Почему?      

    -Что повторили, выполнив это задание?

    2. Вставь пропущенную букву.      (обратная информация)  -                                          оба варианта вынести на доску                                               

    Л . СА    (на слайде)                                             

    - Почему возник выбор?

    - Как поступим?

    -Как подобрать проверочное слово?

    Ваши варианты.

    ЛИСА    

    ЛЕСА      

     - Как проверяли?

    3. Повторим план действий при обнаружении «опасного места»

    • На доску – опора-схема 1

    1. Выписывают однокоренные слова, выделяют корень, доказывают свой выбор (водитель не является однокоренным, т.к. имеет другой смысл)

    САМООЦЕНКА- Пр

    2. Под музыку дети двигаются по классу, по сигналу останавливаются и поворачиваются к партнёру. Делятся знаниями с партнёром.

    Постановка ударения, обозначение безударной гласной, поиск проверочного слова.

    Вывод:

    Родственные слова имеют одинаковый корень и близки по смыслу.

    2. Работают с листами для обратной информации, делают выводы, подбирают проверочные слова.

    Вывод:

    Если гласный в слабой позиции, подберём проверочное слово. Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно.

    ЛЕСА – ЛЕС (на слайде)

    ЛИСА – ЛИСЫ

    (на слайде)

    3. Работа в группах – повторение правила правописания безударных гласных в корне.

    Вывод:

    1 шаг- Поставить ударение

    2 шаг - Обозначить безударную гласную («опасное место»)

    3 шаг –Подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно

    (на слайде)

    ПУУД: формирование умения

    выявлять сущность, особенности объектов;

    обобщать и классифицировать по признакам.

    РУУД:

    формирование умения высказывать своё предположение;

    оценивать учебные действия

    Коммуникативные УУД:

    формирование умения слушать и понимать других;

    строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Личностные УУД:

    формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    V Работа по теме урока

    1. Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила предложения. Вставь пропущенные буквы:

     Живёт в л.су  л.са. (на слайдах)

     Летит за мёдом пч.ла.

    Гр.чата пищат в гн.зде.   

    Докажи своё мнение

    2.

    - Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  (слайд)               

    - Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

    Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

    - Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

    О или а?                                    и или е?

    Г.ра                                           з.мля

    Гл.за                                         ч.сло

    - Так как проверить безударную гласную?

    3. Игра «Построй мосток» (слайд)               

    - На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

    Каждая группа будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

    4. Словарная работа.

    - Кого же ещё пригласила мудрая сова на полянку?

    Загадка: )  (слайд)               

    В гору бегом,

    А с горы кувырком.

    ЗА..Ц

    - Назовите безударный гласный.

    -Почему возникло затруднение?

    - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

    - Как называются в этом случае безударные гласные?

    На доску – опора-схема 2

    - Как быть в этом случае?

    - Как запоминать такие слова, мы будем учиться на следующем уроке русского языка.

    1. Работают с листами для обратной информации, делают выводы, подбирают проверочные слова.

    2.Работа в парах

    ( на листочках)

    ВЗАИМООЦЕНКА- Пр

    Вывод:

    Слово нужно изменить, то есть, подобрать родственное слово, чтобы безударный гласный был слышен чётко и ясно.

    3. Работа в группах.

    ВЗАИМООЦЕНКА- Гр

    4. Отгадывание загадки, поиск проверочного слова и гласной.

    Вывод:

    Непроверяемые безударные гласные нужно запомнить, проверить себя по словарю.

    ПУУД: формирование умения преобразовывать теоретические знания в практические  

     ЛУУД: формирование знания основных моральных норм работы в группе

    КУУД:  формирование умения с достаточной полностью и точностью выражать свои мысли

    РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

    VI Рефлексия. Оценивание

    - Продолжите высказывания (слайд)   

    Мне запомнилось…

    У меня получилось …

    Мне было трудно ….

    Я постараюсь лучше…

    Высказывания детей

    ПУУД: формирование умения анализировать и делать выводы

    РУУД: формирование умения осуществлять личностную рефлексию

    КУУД: формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    оформлять свои мысли в устной форме

    ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

    Урок русского языка в 3 класе "Правописание безударных гласных в корне"

    Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова».УМК "Школа России" Тип урока: урок закрепления изученного материала.Приемы: фронтальный оп...

    Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

    Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....

    Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

    Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

    урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

    урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...