Конспект урока по русскому языку.Тема:"Упражнение в написании безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных". 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Горчакова Ольга Николаевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 4 класс

     Тема: «Упражнение в написании  безударных гласных в корнях слов, приставках и окончаниях имён существительных».

Цели урока: развивать умение распознавать орфограммы и правильно обозначать безударные гласные в разных частях слова.

Развивать речь, память, мышление

Ход урока.

Слайд 2

  1. Орг. момент.

 -Вы любите загадки?

Слайд 3

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнула перинки – над миром пушинки.

-Правильно, зима! Наступила зима и наплела свои кружева из снежинок. А мы с вами напишем кружева из букв.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 4

хжх  хжх  хжх

–Тема нашего урока для вас пока тоже загадка! Вы её узнаете, когда выполните задания.

3. Спишите предложение в тетрадь, разберите его по членам и дайте характеристику.

В воздухе закружили белые снежинки.

-Каждая команда разбирает слово по составу и называет орфограмму в этом слове.

1-ая команда работает над словом  с предлогом  в воздухе;

2-ая команда - над словом  закружили;

3-я команда – над словом снежинки.

Дети в группах выполняют работу, один человек от каждой команды выступает.

Слайд 5

- в воздухе – окончание е, орфограмма – безударная гласная в окончании имени существительного;

- закружили – окончание и, корень – круж, приставка – за, суффиксы  и, л, орфограмма – безударная гласная в приставке.

- снежинки – окончание и, корень -  снеж, суффикс – инк, орфограмма – безударная гласная в корне.

-Какая орфограмма встретилась во всех частях слова?

- Безударная гласная?

- Кто догадался, какова тема урока?

- Правописание безударных гласных в корнях слов, в приставках и  в окончаниях имён существительных.

Слайд 6

- Сегодня мы будем тренироваться в безошибочно написании безударных гласных в корнях слов, в приставках и в окончаниях имён существительных. Но прежде, давайте вспомним, что нужно знать и помнить, чтобы писать слова без ошибок?

 - Нужно знать правила!

- Проверка любой орфограммы имеет свой чёткий алгоритм.

1-ая команда выстраивает алгоритм правописания  безударной гласной в окончании.

2-ая команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в приставке.

3-я команда выстраивает алгоритм правописания безударной гласной в корне.

 Учитель ставит на парту схему части слова. Дети в группах собирают алгоритм на заданную орфограмму. Зачитывают получившиеся алгоритмы. Они появляются на экране.

Слайд 7

Приставка

Корень

Окончание

Ставлю ударение

Ставлю ударение

Ставлю ударение

Нахожу безударный гласный

Нахожу безударный гласный

Нахожу безударный гласный

Если приставка…

Если корень…

Если окончание….

Вспоминаю правописание.

Подбираю проверочное слово, вспоминаю правописание, смотрю в словарь.

Определяю часть речи.

Определяю склонение, падеж, подбираю слово-помощник.

   Физ. минутка

Слайд 8

 

- Теперь, используя эти алгоритмы, вы вставите пропущенные безударные гласные в тексте и сможете побывать в зимнем лесу!

Дети получают листочки с пропущенными орфограммами и вставляют буквы.

- Прочитайте текст про себя. Прочитайте текст вслух.

После метели лес прибывал в мире  безмолвия. Он был красивый и удивительный. Ель стояла в хвойной кольчуге. Маленькие ёлочки занесло снегом. На  макушке сосны появилась снежная шапка. У берёзки вьюга посеребрила инеем светлые косы. На лесной полянке у тропинки след лисицы. В поисках добычи пробежала куница. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом продолжалась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники.

Слайд 9

Каждая команда вставляет все безударные гласные, а выписывает слова только на свою орфограмму.

- 1-ая команда объяснит орфограмму в приставках.

Ученик из первой команды объясняет правописание слов

безмолвия, занесло, появилась, разгребли.

- 2-ая команда объясняет орфограмму в корне. Слова

удивительный, кольчуге,  верхушке, посеребрила, пробороздил, черника.

3-я команда объясняет орфограмму в окончании. Слова

 в мире, инеем, на полянке, под сугробом, брусники.

Все буквы вставлены. Давайте ещё раз прочитаем этот текст. Вот  мы в зимнем лесу. Скажите, к какому типу относится этот текст?

 - Это текст повествование с элементами описания. Назовите тему текста? (Зимний лес) Назовите основную мысль текста? (Жизнь в зимнем лесу)

- Придумайте название к этому тексту.

Лучшее название записать с комментированием в тетрадь.

- Красивую картину словами нарисовал автор этого текста?

- Какие средства выразительности речи он использовал?

- Он использовал метафоры.

- Назовите их. (В хвойной кольчуге, снежная шапка)

- Ещё чем пользовался автор?

- Он использовал эпитет (светлые косы), олицетворение (посеребрила инеем)

- Как вы думаете, какую ещё работу можно выполнить по этому тексту?

- Найти самим слова на безударную гласную в приставке, корне и окончании имён существительных.

Дети находят и записывают по 3-4 слова на указанную им орфограмму, выделяя часть слова и ставя ударение.

1-ая команда выписывает слова с безударной гласной в корне,  2-ая команда – с безударной гласной в окончании, 3-я команда – с безударной гласной в приставке.

Дети выполняют работу в группе, проверяют друг друга.

-Какое упражнение было легче: вставить пропущенную букву или найти слова с орфограммой в тексте? Почему?

-Какое упражнение могло быть ещё труднее?

- Подобрать слова с указанной орфограммой.

- Подберите и запишите 4 слова с орфограммой в окончании - 1-ая команда, с орфограммой в приставке - 2-ая команда, с орфограммой в корне  - 3-я команда.

Прочитайте слова, которые вы написали и объясните по алгоритму.

- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания?

- Для грамотного письма нужно знать алгоритм действий и чётко ему следовать.

А теперь проверим, как вы работаете самостоятельно, запишем на листочках диктант.

Слайд 10

 

К снежной шубке, по лесной поляне, на вершине сосны, в удивительном наряде, по белоснежной скатерти,  макушки сосны, к опушке леса, в зимнем убранстве, деревья в серебре, ветка ели, в белой шапке.

Придумайте несколько красивых предложений о зиме.

Слайд 11

Наш урок подходит к концу. Сформулируйте тему нашего урока. Что вы можете рассказать о правописании безударной гласной  в разных частях слова?

Выставление оценок.

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2класс, на тему : "Безударные гласные в корне слова".

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс.Цель урока: закрепление знаниц и умений способов проверки безударных гласных в корне слова; работа над развитием речи; отработка по...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...

Конспект урока по русскому языку, тема: «Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол по числам;- уметь составлять предло...

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» 2 класс "Начальная школа 21 века"

Цели и задачи:Формировать умение видеть орфограмму в корне слова;Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;Развивать орфографическую зоркостьРазвивать внимание, мыш...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Именительный, винительный, родительный падежи прилагательных мужского и среднего рода". (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения определять падеж имени прилагательного мужского и среднего рода в единственном числе; формирование умения писать окончания имён прилагательных мужск...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Число глаголов. Составление предложений с нарушенным порядком слов» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол по числам;- уметь составл...