Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Кошеленко  Елена  Валентиновна

    Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии используются различные формы  работы для выработки навыков проверки безударной гласной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 

     Открытый урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова» УМК «Школа России»

    Автор: Кошеленко Елена Валентиновна, учитель начальных классов, МКОУ «ЯНШ №13 г.Ялта, Республика Крым

    Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии используются различные формы  работы для выработки навыков проверки безударной гласной.

    Тема: «Безударные гласные в корне слова. Обобщение и закрепление    

                 изученного»

    Цели урока:

    Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

    уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

    повторить ранее изученные орфограммы;

    обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы; обучать использованию наиболее точных слов в выражении

    своих мыслей.

    Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся; развивать  умение  строить  предложение, составлять текст из предложений; расширять  словарный  запас, развивать самоконтроль, взаимопроверку.

    Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу; прививать  любовь  к  природе  и бережное  отношение  к  ней, воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

    Тип: урок-закрепление.

    Вид: сюжетно-ролевая игра.

    Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

               

    Оборудование: компьютер, телевизор, видеозапись фрагмента фильма «Времена года. Зима», загадки, словари: толковый, орфографический,  карточки с дифференцированным заданием,  схема-опора « Ёлка»,  карточки- льдинки,  карточки-снежинки, предметные  картинки,  картинки «Зима. Зимние забавы», таблички,  веер с гласными.

                                 

                                                 Ход  урока

    1. Организационный  момент.

    - Долгожданный  дан  звонок,  начинается  урок.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    -Дети, начнём наш урок с просмотра отрывка фильма. А куда мы совершим путешествие - вы мне скажите после просмотра.

    - Сегодня  мы с вами отправимся в гости к «Зимушке- зиме»

         3. Актуализация опорных знаний

     

                а) минутка чистописания

                  А О Е Я И

                -Что это за буквы? ( гласные)

                -Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти  

                 безударные гласные в корне надо проверять.

       

      ( стук в двери)

      Ученик:

      -А вот и наша гостья.

        Разукрасила зима:

        На уборе бахрома

        Из прозрачных льдинок,

        Звездочек- снежинок.                            

        Вся в алмазах, жемчугах,

        В разноцветных огоньках,

        Льёт вокруг сиянье,

        Шепчет  заклинанье:  

                                 

        Зима(ученица в костюме зимы)

         (выход Зимы под музыкальное сопровождение)

         Зима:

        -Лягте, мягкие снега,

         На леса и на луга,

         Тропы застелите,

         Ветви опушите!

         На окошках, Дед Мороз,

         Разбросай хрустальных роз

         Лёгкие виденья,                                      

         Хитрые сплетенья.

         Ты, метелица, чуди,

         Хороводы заводи,

         Взвейся вихрем белым

         В поле поседелом!

         Спи, земля моя, усни,

         Сны волшебные храни.

         -Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Зима. Пришла к вам на урок, принесла свои  снежные задания.

            Отгадайте загадку:

                -Назовите-ка, ребятки,

                 Месяц в этой вот загадке:

                 Дни его всех дней  короче,

                 Всех ночей  длиннее ночи,

                 На поля и на луга

                 До весны легли снега.

                 Только месяц наш пройдёт

                 Мы встречаем Новый год.    (Декабрь)

             б) Орфоепичная  минутка. Фонетическая минутка.

    -Какое сегодня число? Месяц? ( …декабря)

    -Что за слово декабрь? ( словарное)

    -Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

    -Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

    -Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

    -Подберите проверочное слово ( декабрь, декабрьский)

    -Давайте пропишем это слово целую строчку и сделаем фонетический разбор этого слова, а так же запомним пословицу с этим словом « Декабрь год кончает, зиму начинает» Запишем.

         -Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные)

         -Почему? ( Они слышатся нечётко)

         -Какое правило мы знаем?

                        Если буква гласная

                           Вызвала сомнение,

                           Ты её немедленно

                           Ставь под ударение.

    в) Словарная работа.

     -Зима решила поиграть с нами и словарные слова засыпала снежинками. Давайте отгадаем, что это за словарные слова.

    (со)рока, (мед)ведь, (во)рона,  (мо)роз, кла(сс), у(че)ник,(со)бака, (па)льто, (ко)ньки, Ро(сс)ия.

    г) Развитие речи.

    - Зимушка-волшебница и сейчас мы с вами  очутились в «Царстве Льдов».

    -У каждого на парте появилась льдинка. На льдинках написаны предложения и в них есть слова с пропущенными безударными гласными. Требуется вставить эту гласную и написать проверочное слово.

    1  вариант- Наступили сильные х_лода (………).

    2  вариант- Снег завалил с_довые (……….) дорожки.

    3  вариант- Птицы з_мой (………) голодают.

    4  вариант- Дети устроили для них к_рмушки (……….).

    5  вариант- Девочки   насыпали с_мена (…….) тыквы.

    6  вариант- Г_лодные (……..) птицы быстро склевали корм.

    -Проверим. Какие буквы вставили?

    -Прочитайте предложения по порядку.

    -Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу)

    -Озаглавим текст. (Птицы зимой).

    4. Физкультурная минутка.

                А сегодня у зимы новоселье.

                Мы с тобой приглашены на веселье.

                Дом построим из сугроба.

                Чтобы сильным быть и ловким,

                 Приступаем к тренировке.

                 -А какой вышины?

                  Вот такой вышины.

                  Белый коврик у порога.

                  -А какой ширины.

                  Вот такой ширины.

                  Погляди-ка потолки ледяные,

                  Высоки-превысоки кружевные!

                  Мы по лестнице шагаем,

                  Выше ноги поднимаем,

                  Двери комнат отворяем,

                  Справа-хлоп, слева- хлоп.

                  Здравствуй, Зимушка –Зима!

                  Принимать гостей пора!

    5. Работа над новым материалом.

    Зима:- Первые гости у меня уже были. Отгадайте кто?

                 Гость гостил, мост мостил

                 Без топора, без клиньев.

                 Лихо смастерил.   (Мороз)

    -Но Мороз пришёл не один, а со своими родственниками.

     Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить, морозильник.

    -Какие это слова? Докажите. Запишите. Выделите корень в каждом слове.

    -Поставьте ударение в каждом слове.

               Холод, холодный, похолодало, холодильник, холодок, холодище.

                -Какие это слова?  Докажите, Выделите корень.

                -Поставьте ударение в каждом слове.

                -А в каком слове гласная о слышится чётко?

                -Это проверочное слово.

                -А остальные слова  в слабой позиции.

                -Вспоминаем стишок о гласной.

               6. Первичное закрепление.

                  а) Работа с однокоренными словами.

                 -Подберите однокоренные слова к слову

                   Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежный, снегирь, снегопад,

                   Снегурочка.

                   -Поставьте ударения в словах.

                   - В каких словах гласная безударная?

                 -Какие слова можно считать проверочными?

                      (снег, снежный, подснежник)

                     б) Работа с карточками-снежинками. (у каждого ученика)

                     -Ребята, осенью колхозники  посеяли озимую пшеницу, она взошла, и к

                      лету травка должна вызреть, но у Зимы много работы и она просит нас

                      потеплее укрыть молодую зелень снежинками. А для этого мы должны

                      правильно поднимать снежинки с  гласными буквами (а, о, и, е, я). Будьте

                      внимательны.

                       Гр(и,е)бы, м(а,о)ря, сл(е,и)ды, тр(а.о)ва, д(е,и)ла, гр(я,е)да, л(и,е)сты,

                       г(а,о)ра, хл(е,и)ба,  д(а,о)лёкий, в(е, и)дро, п(я,е)тно.

                        -Укрываем поле теперь снежинками.

                        -Ну вот теперь у нас « Много снега- много хлеба» будет. Запишем

                         пословицу в тетрадь

                   7. Вторичное закрепление.

                         Ученик читает стихотворение С. Михалкова « В снегу стояла ёлочка»

                               В снегу стояла ёлочка-

                               Зелёненькая чёлочка,

                               Смолистая,

                               Здоровая,

                               Полутораметровая.

                               Произошло событие

                               В один из зимних дней:

                               Лесник решил срубить её!-

                               Так показалось ей.

     

                               Она была замечена,

                                Была окружена…

                                И только поздним вечером

                                Пришла в себя она.

                                Какое чувство странное!

                                Исчез куда-то страх…

                                Фонарики стеклянные

                                 Горят в её ветвях.

                                 Сверкают украшения-

                                 Какой нарядный вид!

                                 При этом, без сомнения,

                                 Она в лесу стоит.

                                Несрубленная! Целая!

                                 Красивая и крепкая!..

                                 Кто спас, кто разодел её?

                                 Сынишка лесника!

               - О каком событии идёт речь в стихотворении?  (Новый год)

               - Что является главным украшением праздника?  (Ёлка)

               - Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, название которых

                  мы проверим:

                   Зв(е,и)зда, ш(а,о)ры, св(е,и)ча, с(о,а)ва, сн(е,и)жинка, гр(и,е)бок,    

                   к(о,а)локольчик, ог(о,а)ньки, фл(а,о)жок, Дед М(о,а)роз,  сн(е,и)жок,

         

              8. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

    - Молодцы. Хорошо поработали .
    - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
    - Какие гласные в корне требуют проверки?
    - Как вы подбирали проверочные слова?

     -Какие пословицы вы запомнили?      
    -Все ли понравилось на уроке?
    -Кого бы вы похвалили?
    -Кому помогли? 
    - В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. 
    - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

    - Давайте попрощаемся с нашей гостьей Зимой.

                 

               

                       

                     

               

                   

         

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

    Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...

    урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова....

    Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Урок по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Учашиеся учатся различать произношение и написание слов с безударной гласной в корне, находить способ проверки орфограммы, чётко ...

    Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

    Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

    Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

    Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...