Главные вкладки

    урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Мугинова Татьяна Александровна

    Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus._yaz.doc69.5 КБ
    Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Красноярская СОШ»

    Киреевского района Тульской области

    Учитель начальных классов Мугинова Татьяна Александровна

    Урок русского языка во 2 классе

    (по учебнику Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», УМК «Перспектива»)

    Тема:  «Правописание безударных гласных

    в корне слова»

    Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;

    развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;

    воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

    Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»

    Тип: комбинированный

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    А теперь проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте?

    Все ль в порядке?

    Ручки, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    - У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).

    - На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

    II. Актуализация знаний

    - Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

    Слайд 2

    Дед Егор в густом лису

    Встретил рыжую лису.

    - Прав ли мальчик? Докажите.

    - Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

    - Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

    III. Сообщение темы и цели урока.

    - Отгадайте загадку:

    В небе молния сверкает,

    Гром в раскатах громыхает,

    Клонится к земле лоза.

    Начинается … (гроза) 

    - Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

    - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

    - Сформулируйте тему урока.

    - Чему мы будем учиться?

    - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

    IV. Работа по теме урока.

    1. Запись на доске:

    В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

    - Прочитайте предложения.

    - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

    - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

    Слайд 3

    Солонка, соль, солить, солёный.

    - Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

    -Найдите слово, в правильном написании  которого вы не сомневаетесь.

    (соль)

    - Почему?

    - А почему сомневаетесь в остальных случаях?

    - Как быть?

    - Слово «соль» является «проверочным»

    - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

    -  А почему хорошо слышно? (Под ударением)

    - Давайте проверим.  Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

    - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

    - Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная  пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

    - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

    - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

    На доске:

    дом – дома

    совы - сова

    - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

    - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

    – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

    - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

    Слайд 4

    Способы подбора проверочных слов

    подбираем однокоренное слово:                 изменяем форму слова:

    звонок – звон                                                            мосты – мост                                                                                

    шагать - шаг                                                            стена - стены

    - Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

    - Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

    Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

    1. Читаю слово.
    2. Определяю ударение.
    3. Подбираю однокоренные слова.
    4. Выделяю корень.
    5. Подбираю проверочное слово.
    6. Пишу гласную.

    V. Физкультминутка

    VI. Закрепление

    1. Работа по карточкам.

    Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

    Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

    2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

    Слайд 6.

    «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

    Прочитайте.

    -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

    -Почему «Да»?

    -Что взволновало воробья?

    -Как вы оцениваете поступок Вити?

     -Почему «Нет»?

    -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

    3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

    Доп. задание:

    - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

    Проверка выполнения задания

    - Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

    - Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

    2. Работа в группах.

    Задание для 1-й группы

    Задания 2-й группе:

    Проверка выполнения задания

    Слайды 7, 8

    3. Игра «Собери грибы»

    Слайд 9

    - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

    - Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

    - Какие вы знаете правила сбора грибов.

    - А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».

    На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

    - Что объединяет эти слова?

    - Какое слово лишнее?

    VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

      - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

    - Какие гласные в корне требуют проверки?

    - Как вы подбирали проверочные слова? 

    -Все ли понравилось на уроке?

    -Кого бы вы похвалили?

    -Кому помогли?

    - В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.

    - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

    VIII. Домашнее задание

    Упр. 17 с. 67

    Слайд  10

    - Всем спасибо за активную  работу, молодцы!

    Литература

    1. Грюцева Н.И. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников: (творческие задания на уроках в начальной школе)/ Н.И. Грюцева. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995
    2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

    3. CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной

    4.Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго - Ярославль: Академия развития, 2004

    5.Думнова И.А. Виды работ над орфограммой «безударная гласная в корне слова» (Учебно-методическое пособие по русскому  языку для учителей начальной школы):  [Электронный ресурс].  URL: http://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/bezglas.doc. (Дата обращения: 21.06.2012)



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме:

    «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Тема урока

    Слова с безударными гласными в корне слова

    Тип урока

    Комбинированный

    Цель

    Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    -сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

    -подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

    -расширить словарный запас учащихся

    Личностные:

    -осознание алгоритма учебного действия;

    -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    -освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

    -планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

    -формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

    -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

    Познавательные:

    -освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

    -формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

    Коммуникативные:

    -формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

    -принимать на себя ответственность за результат своих действий;

    -наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

    Основные понятия

    Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

    Межпредметные связи

    Русский язык-развитие речи -литературное чтение.

    Ресурсы:

    -основные;

    -дополнительные

    Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс.

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

    Организация пространства

    Фронтальная работа, работа в парах.

    Ход урока.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    Формируемые УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

    Готовятся к работе.

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    А теперь проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Все ль на месте?

    Все ль в порядке?

    Ручки, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    - У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение).

    Личностные: самоопределение роли ученика.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать.

    2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

    - На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

    - Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

    Слайд 2

    Дед Егор в густом лису

    Встретил рыжую лису.

    - Прав ли мальчик? Докажите.

    - Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

    - Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Регулятивные: прогнозирование.

    3. Постановка учебной задачи.

    Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

    Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

    - Отгадайте загадку:

    В небе молния сверкает,

    Гром в раскатах громыхает,

    Клонится к земле лоза.

    Начинается … (гроза) 

    - Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

    - На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

    - Сформулируйте тему урока.

    - Чему мы будем учиться?

    - Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

    Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

    4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

    1. Запись на доске:

    В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

    - Прочитайте предложения.

    - Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

    - Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

    Слайд 3

    Солонка, соль, солить, солёный.

    - Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

    -Найдите слово, в правильном написании  которого вы не сомневаетесь.

    (соль)

    - Почему?

    - А почему сомневаетесь в остальных случаях?

    - Как быть?

    - Слово «соль» является «проверочным»

    - По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

    -  А почему хорошо слышно? (Под ударением)

    - Давайте проверим.  Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

    - Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

    - Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная  пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

    - Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

    - Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

    На доске:

    дом – дома

    совы - сова

    - Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

    - Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

    – Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

    - Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

    Слайд 4

    Способы подбора проверочных слов

    -подбираем однокоренное слово:                

     -изменяем форму слова:

    звонок – звон                                                            мосты – мост                                                                                

    шагать - шаг                                                            стена - стены

    - Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

    - Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

    Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

    1. Читаю слово.
    2. Определяю ударение.
    3. Подбираю однокоренные слова.
    4. Выделяю корень.
    5. Подбираю проверочное слово.
    6. Пишу гласную.

    Физминутка.

    Регулятивные: планирование.

    Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    5. Реализация построенного проекта.

    Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

    Работают в соответствии с составленным планом.

    Работа по карточкам.

    Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

    Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

    Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

    Выполняют задание с объяснением.

    -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

    Слайд 6.

    «У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

    Прочитайте.

    -Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

    -Почему «Да»?

    -Что взволновало воробья?

    -Как вы оцениваете поступок Вити?

     -Почему «Нет»?

    -Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

    7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

    Организует деятельность по применению новых знаний.

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

    Доп. задание:

    - В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

    Проверка выполнения задания

    - Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

    - Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

    2. Работа в группах.

    Задание для 1-й группы

    Задания 2-й группе:

    Проверка выполнения задания

    Слайды 7,8

    3. Игра «Собери грибы»

    Слайд 9

    - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

    - Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

    - Какие вы знаете правила сбора грибов.

    - А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».

    На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

    - Что объединяет эти слова?

    - Какое слово лишнее?

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, самооценка

    8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

    Организует рефлексию.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

      - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

    - Какие гласные в корне требуют проверки?

    - Как вы подбирали проверочные слова? 

    -Все ли понравилось на уроке?

    -Кого бы вы похвалили?

    -Кому помогли?

    - В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.

    - А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Регулятивные: самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

    Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

    конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

    Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

    Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

    Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

    Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

    Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

    Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

    Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....