Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Атаманова Галина Демьяновна

Урок по программе Школа России, по учебнику Т.Г. Рамзаевой. Форма урока - игровая, интегрированная (русский язык и окружающий мир). Включены творческие задания по технологии развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

НРМОБУ «Сентябрьская СОШ»

Урок по русскому языку

2 класс

Тема:

«Проверка безударных  гласных в корне слова»

Цели и задачи

                     

  1. Формировать умения обосновывать написание слов.
  2. Развивать орфографическую зоркость и умение проверять безударные гласные в корне слова.
  3. Учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
  4. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать ответы товарищей, любовь к окружающему миру.
  5. Повторить словарные слова.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                 

Оборудование

  1. Учебник «Русский  язык» 2 класс, автор  Т. Г. Рамзаева
  2. Сигнальные карточки с гласными буквами.
  3.  памятка, карточка со словарными словами

                                                                                 Учитель: Атаманова Г.Д

1.Орг.момент

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать,

А работать и писать.

 - Чтоб работалось  хорошо на уроке, проведем мозговую гимнастику «Покачивания головой». (Для снятия напряжения перед занятием, улучшения мыслительной деятельности).

- Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи, уроните головы вперёд. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычерчивая» слегка изогнутую линию на груди.

- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

2. Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня на уроке мы поговорим о природе, который нас окружает, и поупражняемся в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.  Но вы должны на уроке быть внимательными, активными и должны проявить свои знания, умения смекалку и находчивость.

Под тихую музыку один из учеников читает  отрывок из стихотворения.

Д. О люди, мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты;

Поля, леса, луга, моря и реки.

У. Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим  о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это дом для зверей, птиц. Давайте и мы с вами шагнём по тропинке  в лес и  встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

3. Минутка чистописания и проверка д/з.

Вот дорожка в  лесу, по которой мы с вами должны пройти. Посмотрите на доску. (соединение гласных букв аоиея)

  1. Вопросы: К какой группе относятся буквы, из которых состоит дорожка? (Гласные буквы.)
  1. Что вы знаете о гласных звуках? (Они образуют слог, могут быть ударными и безударными.)
  2. В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (В корне.)
  3. Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне? ( В безударном слоге корня нужно писать ту же гласную, которая написана в ударном.)

- Молодцы! Открыли тетради,  записали число и классная работа.

Гимнастика для кисти руки:

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописанию

4.Упражнени в написании безударных гласных.

А)

(Работа в тетрадях и у доски)

Дорожку в лес мы нашли, а попадём мы в лес, если выполним такое творческое задание ( задание записано на доске)

Лес, лесник, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница.

В группу однокоренных слов включено одно слово, близкое к ним по звучанию, одно слово, близкое к ним по звучанию.

Задание: Обозначьте ударение,  найдите безударные гласные, выделите корень, выпишите однокоренные слова.

- Справились с работой. Молодцы! Представите мы с вами в гостях в лесу.

У. Тихо и чудно в лесу вековом,

Сосны с прямым красноватым стволом

Высятся, точно колонны, рядами,

И в вышине меж густыми ветвями

Синее небо лазурью сквозит,

Луч шаловливый украдкой скользит,

Веет прохладой в лесу тишина……

Б)

Безударная гласная в словарных словах .

- А теперь игра «Молчанка». Я буду поочерёдно показывать карточки со словами, в которых пропущены гласные. Вы по моей команде будете поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой  (а, о, и, е, я)

Б.рёза, гор.д, к.пуста, м.рковь, д.ревня, п.суда, л.пата, п.нал, с.бака,  с.рока, за.ц, т.релка.

  1. Почему в этих словах надо запомнить безударные гласные корня?    (Их нельзя проверить ударением.)
  2. А как можно проверить?  ( По словарю.)

В)                          У. И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа

Очень уж суровы

             Филины и …….        (Совы)

 - Посмотрите на доску, назовите,  какую значит, птицу встретили  в лесу?

( На доске картина совы.)

- Можем ли слово сова  записать без раздумий?  ( Нет)

- Почему? (Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверочное     слово совы.)

- Вспомним правило.

Д. Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Г) Работа над развитием речи.

  1. Рассмотрите сову. Какие у неё глаза? (Большие.)
  2. Какое оперенье. ( Обильное, наверное, мягкое.)
  3. Какие лапы? ( Короткие, мощные, с кривыми острыми когтями.)
  4. Какой клюв? ( Загнутый.)

Д. Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв согнут крючком. Сова находится под охраной государства. Она уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

У. Давайте составим с этим слово предложение и сделаем его грамматический разбор. ( На доске и в тетрадях.)

Сова живет в лесу.

Напишите слова в два столбика: в левый – с непроверяемыми гласными (словарные слова), а в правой – с проверяемыми.

Слова: скворец, завод, город, снежок, зима, берёза, стена, окно,  воробей, мосты, садовник.

Д)

У. Следующий лесной житель  

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?                (Лиса)

У. Ребята, для вас хитрая лиса приготовила  хитрое задание. Она перепутала  листья деревьев( липы, дуба, клёна, берёзы), в которых были записаны слова.  

Вы должны составить предложения. И у вас получится загадка.

(На доске  рисунок дерева и на ней листочки.)

Липовые листочки  –    Летом летаю я.

Клёновые листочки   -   Мёд собираю.

Дубовые листочки    -    Но когда меня подразнишь,

Берёзовые листочки –   Тогда я кусаю.

У. Кто это?   (Пчела)

При письме какая буква вызывает сомнение?  ( пчёлы – пчела)

Е) Физкультминутка.

- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит  слово с корнем лес, вы хлопаете в ладоши, если услышите слово с корнем сад, то топаете.

 Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек.,  лесовик, посадка,  перелесок.

5.  Закрепление.

Распознавание слов с проверяемыми и не проверяемыми безударными  гласными.

У. Продолжаем путь  и нам встречается  -

Сам он круглый, а не мяч,

                                    Рта не видно, а кусач.

Голой ручкой не возьмёшь,

                   А зовётся это…….                          (Ёж)

Лесной житель ёж несёт вам лесные яблоки, но особые, все с заданием. Выполните самостоятельно задание на карточках-яблочках.(Раздаётся детям)

 ( На доске ответы – самопроверка)

6. Итог урока

Итак, ребята , мы побывали в гостях в лесу. А гости не должны обижать хозяев дома. Напомните мне правила друзей природы.

Д.

- Не срывать  цветы.

- Не ломать ветки деревьев и кустарников.

-Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз.

-…………

У.  Какое правило мы сегодня закрепляли на уроке русского языка?

Д.Если гласная вызвала сомнение

Ты её немедленно поставь под ударение!

У. Уточним последовательность действий при записи слов с проверяемыми безударными гласными в корне.

( Работа по памятке)

  1. Выясни смысл слова.
  2. Обозначь ударение и найди безударный гласный, требующий проверки.
  3. Выдели корень.
  4.  Найди проверочное слово.
  5.  Напиши в корне проверяемого слова ту букву, которая пишется в ударном слоге проверочного.

7. Домашнее  задание.

Когда будете выполнять дома  Упр.316., что не ошибиться пользуетесь памяткой.

(У доски лежат лучики , на доске  рисунок жёлтого круга.)

  - Ребята, а теперь возьмите лучики – Если вам понравилось урок берите любой  лучик, кроме красного, а красный  - кому урок не понравился, было скучно. Посмотрим, какое солнышко у нас получится.

Урок окончен.

Спасибо за урок