Главные вкладки

    Интегрированный урок русский язык, литературное чтение Слово
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Кудасова Ольга Александровна

    .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок: русский язык, литературное чтение

    Тема: Слово.

    Класс 2

    Тип урока: Обобщение и систематизация изученного материала.

    Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

    Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

    Оборудование: компьютер; слайды; индивидуальные карты для самостоятельной работы; карточки с текстами;  «Толковый словарь».

    Цели:

    - обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними;

    - совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость;

    - обогащать словарь учащихся, учить выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли;

    - развивать познавательную активность, речь, мыслительные операции: классификация, сравнение, обобщение с опорой на эмоциональную сферу;

    -познакомить с новым литературным произведением и через языковые средства показать широкие воспитательные возможности текста, воздействие его содержания на чувства, мысли и речь обучающихся;

    - развивать воображение, внимание, память;

    - самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
    - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.);

    - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно - следственные связи (на доступном уровне);
    - воспитывать интерес к предмету, любовь к чтению, доброжелательность, активность, самостоятельность;

    - уметь делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель: 

    Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…

    Я сейчас желаю услышать слово от каждого из вас. Присаживаясь на свое место, произнесите, пожалуйста, слово или то, что вы хотите сказать о слове.

    Ученики:

    1.Мало видеть слово. Надо точно

    Знать, какая есть у слова почва…

    2.У каждого из слов душа своя,

    На душу говорящего похожа.

    3.Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова.

    4. Без лишних слов.

    5.От одного слова – да навек ссора.

    6.Мама

    7.Держать слово – выполнять обещание.

    8.Родина

    9. Золотые слова, да во время сказаны. ...

    2. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание.

    Учитель:

    Кажется, что все – то нам, учителям и ученикам  давным - давно известно о слове. Ну, слово и слово. Просто и понятно.

    Но вы, мои дорогие, даже и не догадываетесь, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живет, на первый взгляд простое человеческое слово. Но чтобы понять, вначале нужно почувствовать (так говорил К. Станиславский). Давайте разбудим наши чувства.

    (учитель открывает большую красивую музыкальную открытку)

    Учитель: 

    Какие чувства рождает у вас эта мелодия?

    (дети описывают свое состояние словами)

    Учитель: 

    Изобразите и передайте свое настроение жестами.

    Учитель: 

    Прекрасно! В жизни очень важно уметь чувствовать и быть чувствительным. Чувства дают толчок движению нашей мысли.

    А какие чувства вам хотелось бы испытывать?

    Учитель: 

    А я скажу словами Л. Н. Толстого «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».

    Именно поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путь к слову «доброта».

    3. Актуализация знаний.

    Ах, как нам добрые слова нужны!

    Не раз мы в этом убеждались сами.

    А может не слова, дела важны?

    Дела делами, а слова словами!

    Учитель: 

    В добрый путь! А чтобы нам было интереснее идти, я вас попрошу прочесть строки, где встречается нам это светлое и красивое слово.

    Ученик: Нет доброго слова дороже,

                  Заветного слова того…

    Ученик: В доме добрыми делами занята,

                  Тихо ходит по квартире доброта…

    4. «Открытие» обучающимися нового знания. Работа над словом.

    Учитель: 

    У каждого из вас есть лингвистический маршрут.

    1.Произнесите слово.

    2.Проникаем в тайну слова, т.е. определяем его лексическое значение.

    (работа со словарем).

    3.Характеризуем слово по происхождению (исконно русское), по количеству лексических значений (многозначное), по употреблению (активное).

    4.Размышляем о душе слова (доброе, светлое, солнечное, радостное).

    5.Определяем какой образ, имеет слово (руки мамы, красивый человек, сказочная фея, родной дом, волшебный цветок, чудесная музыка).

    6.Подбираем к слову рифму (красота, чистота, теплота, высота).

    7.Перечисляем синонимы (щедрость, чуткость, милосердие, сострадание, великодушие).

    8. Находим антоним (злость).

    9.Вспоминаем фразеологизмы (Пользоваться чужой добротой – сесть на шею).

    10.Зачитываем пословицы и поговорки Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Доброе братство – дороже богатства….

    11. Слово – загадка (брадобрей).

    Вы видите, что в этом слове есть сочетание букв «добр», как вы считаете, эти слова родственные? Объясните значение слова (словарь).

    5. Музыкальная пауза. Песня «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И Лученка)

    Учитель: 

    А как вы считаете, ребята, легко ли быть добрым? Узнаем это из песни (песня исполняется с родителями).

    Учитель:

     Продолжаем, и нас ждет следующее задание лингвистического маршрута. Теперь то, что мы будем делать, нам предстоит записать.

    (у каждого ученика специальный печатный лист)

    1.Проговариваем слово орфографически. Записываем, ставим ударение, выделяем орфограммы.

    2.Произносим слово орфоэпически и записываем его транскрипцию. Определяем количество звуков, букв и слогов, даем характеристику каждому звуку (дети комментируют свои шаги).

    3.Выполняем морфемный анализ (взаимопроверка).

    4.Морфологический анализ слова (проверка по интерактивной доске).

    5.Подбираем и записываем родственные слова разные части речи (фронтальная проверка).

    6.Составляем словосочетания и записываем то, которое понравилось.

    7.Анализируем предложение (Добрый человек украшает землю). Работа выполняется самостоятельно с последующей проверкой (один ученик у доски).

    8.Проверяем домашнее задание, зачитываем тексты на тему «Жизнь дана на добрые дела».

    6. Художественная пауза.

    Учитель: Сейчас вы все превратитесь в настоящих художников и с помощью кисти и красок изобразите слово «доброта» (дети рисуют под музыку). 

    7. Работа с произведением. Шел Сильверстейн «Щедрое дерево».

    1.Работа по карточке  «Словарик».

    Учитель: 

    У каждого из вас есть карточка - словарик. Познакомьтесь с ее содержанием.

    (напечатаны слова из текста с объяснением лексического значения)

    Учитель: 

    Читая произведение, всегда нужно его пропустить через себя, полностью окунуться в его мир, помня слова А. Экзюпери о том, что «Главное глазами не увидишь и ушами не услышишь, зорко лишь сердце».

    2.Образцовое чтение текста учителем.

    3.Анализ восприятия текста.

    Для меня очень важны ваши чувства и размышления, поделитесь. Кто из героев вызывает у вас особые симпатии и почему?

    Отличается ли чем характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика?

    4. Работа по карточке  «Слово»

    (напечатаны слова в рамках: совесть, забота, осторожность, прощение, счастье, желание, бескорыстие, сочувствие, молодость,…)

    Учитель:

    Какие из данных слов – понятий можно отнести только к яблоне, а какие только к мальчику? Какие понятия их объединяют?

    Захотелось ли вам перечитать текст?

    Текс и опорный цитатный материал, как средство аргументации и доказательств, своих мыслей вы возьмете домой для самостоятельной работы.

    1В жизни много тайн и загадок.

    2Жизнь не стоит на месте.

    3Жизнь дается человеку один раз.

    4Одному человеку трудно.

    5Человек силен памятью.

    8. Рефлексия учебной деятельности.

    Наша работа над произведением только начинается, а вот урок заканчивается и поэтому мне хотелось бы, чтобы завершили его вы. Я прошу вас высказаться о том, смогли ли именно вы понять и почувствовать душу слова «доброта», каким для вас был этот путь, что остается в вашем сердце.

    Оцените свою работу на уроке (карточка)

     Гигант  мысли                           Золотая середина           Буду стараться

    Учитель:

    Слово о словах

    Когда ты хочешь молвить слово,

    Мой друг, подумай - не спеши.

    Оно бывает то сурово,

    То рождено теплом души.

    Оно то жаворонком вьется,

    То медью траурной поет.

    Покуда слово сам не взвесишь,

    Не выпускай его в полет.

    Им можно радости прибавить

    И радость людям отравить.

    Им можно лед зимой расплавить

    И камень в крошку раздробить.

    Оно одарит, иль ограбит,

    Пусть ненароком, пусть шутя.

    Подумай, как бы им не ранить

    Того, кто слушает тебя.

    В. Солоухин

    Психогимнастика

    Учитель: Завершается урок, протяни соседу руку, улыбнитесь вы друг другу. А теперь закройте глаза и пожелайте себе, своим родным и всем людям только добра.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"

    На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....

    Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.

    На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....

    Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

    Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

    конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс

    конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....

    Рабочая программа по интегрированному курсу "Русский язык + литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".

    Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Общая характеристика учебного предмета.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.4. Описание ценностных ориентиров со...

    Интегрированный урок немецкий язык+ литературное чтение 4 класс

    Интегрированный урок  немецкий язык+ литературное чтение 4 класс...