Иванова Тамара Николаевна

преподаватель русского языка и литературы

Профессия: Преподаватель

Профессиональные интересы: Кулинария, творчество

Увлечения: Чтение

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: город Коркино

Место работы: Коркинский филиал ГБПОУ "Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tamara-nikolaevnaya-ivanova

О себе

Моя педагогическая траектория – это непрерывная линия длиной в 47 лет, именно столько насчитывает мой трудовой стаж. Многие в моём возрасте уже давно не работают, но мы, педагоги - пенсионеры, народ особенный. Может быть, кого-то и коснулась профессиональная деформация… Кто-то «выгорел», опустошился, устал… Но в большинстве своём мы ещё можем дать фору молодёжи. Кстати, молодые не стремятся становиться педагогами и после окончания вузов стараются найти места поспокойнее.  А люди моего поколения, воспитанные советскими школами и вузами, как правило, верно служат делу, которое когда-то выбрали. Лично я уйду сразу, как только пойму, что моё время кончилось. Уйду, когда меня станут раздражать мои подопечные, когда пропадёт интерес к работе и тот азарт, который заставляет искать новое и неизведанное. А пока… Пока есть силы и желание «сеять разумное, доброе, вечное». И я очень люблю эту свою «посевную кампанию».

За сорок семь лет я сроднилась с предметами, которые вела в школе и горном техникуме, а  сейчас веду в колледже. Что может быть лучше, выше, благороднее родного языка и родной литературы! Благороднее, выше  и божественнее Слова! А оно, это божественное и высокое Слово, сильно пало в последние годы.  В наш колледж приходят пятнадцатилетние юноши и девушки, которые не умеют выражать свои мысли ни в письменной, ни в устной форме. Они общаются с помощью гаджетов и не задумываются о том, что  творят с родным языком, со своей речью. А на моих уроках они должны научиться правильной речи, научиться воспринимать красоту и богатство родного русского языка, научиться чувствовать значимость каждого слова. Научиться ответственности за свой язык, ведь им, молодым, передавать его следующим поколениям. Эпиграфом к самому первому уроку всегда беру одно замечательное высказывание Василия Шукшина, в нём есть такие строки: «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык. Он передан нам нашими дедами и отцами…». Это высказывание мы подробно комментируем, оно очень мудрое, в нём не один раз встречается многоточие, вот и в этом предложении оно поставлено. Зачем? Вывод прост: через страшные испытания за вековую историю прошёл наш народ, но сохранил две святыни – Родину и родной язык! Теперь мы в ответе за них и за всё, что происходит вокруг. Подростков часто раздражают высокие слова, в том числе о патриотизме, тем более, когда они видят, как власти относятся к простому человеку. А мы, преподаватели словесности, на литературных и жизненных примерах можем показать всю мощь духа русского человека – защитника родной земли, показать силу и красоту тех, кто жизни своей не щадил ради будущего Родины. В наших силах воспитывать в юных душах любовь ко всему живому на Земле, молодые должны знать ценность человеческой жизни, своей и чужой, они должны быть совестливыми и честными, добрыми и бескорыстными, трудолюбивыми и работящими…  А примером для них должны служить мы - педагоги. Мы сами должны быть хорошими людьми - справедливыми, понимающими, способными на сочувствие и сострадание. Мы должны любить своих, может быть, не всегда послушных воспитанников. Мы не имеем права оскорблять и обижать   Профессия у нас такая – особенная! «Моя любовь как шпага» - я «пронзаю» своих подопечных любовью, я отдаю им частичку своего сердца и души. Они это понимают и, наверное, ценят. Я работаю только с первым курсом и прощаюсь с ним в конце учебного года. А первого сентября второкурсники подбегают ко мне, некоторые бросаются на шею и говорят, что соскучились, сожалеют, что больше не встретимся на уроках… Это дорогого стоит!

Конечно, не всё так гладко в нашей повседневной работе. Бывают неприятные ситуации, когда кто-нибудь заявляет, что у него есть папа и мама, которые его кормят и одевают, и ему вовсе не нужно знать, какие подвиги совершали его предки. А кто-то, подобно Шарикову, не хочет развиваться и гордится тем, что ничего не знает. Здесь на помощь приходит терпение и чувство юмора. «Юмор как щит» - это умение удержать себя в руках, не закричать (кстати, я стараюсь никогда не повышать голос), попробовать пошутить. Кстати, студенты обожают шутки и в преподавателях очень ценят чувство юмора. Оно помогает почти всегда, редко бывают ситуации, когда становится не до шуток. В таком случае лучше поговорить один на один, попытаться понять, почему назревал конфликт. Я много лет была классным руководителем, и мои отношения с ребятами всегда строились на доверии.

У меня  сейчас нет своей группы, наверное, это к лучшему, ведь  освободилось время на внеклассную работу. Я любила её всегда, люблю и сейчас, потому что она связана с творчеством. Обожаю готовить литературные гостиные, различные конкурсы, писать сценарии… Часто помогаю своим коллегам, особенно, если надо что-то сочинить или проверить. Самое главное, внеклассная работа помогает ребятам раскрыть себя, свои таланты. Многие хотят быть ведущими, артистами, чтецами. Одно удовольствие готовить какой-нибудь праздник, конкурс, представление.

В начале учебного года всегда составляю план литературных гостиных, учитываю при этом юбилейные даты писателей и поэтов. Никогда не пропускаю Международный день грамотности, День Наума Грамотника, Международный день родного языка, Всемирный день поэзии,  День Победы, Пушкинский праздник. Конечно, во всём мне помогают ребята, они легко загораются и  готовы свернуть горы.

 Из года в год мои талантливые студенты участвуют в областном конкурсе ораторского искусства «Златоуст» ( с международным участием), в областных и городских творческих и поэтических конкурсах, часто занимают призовые места. Я очень горжусь тем, что вложила в них частичку своего труда и вдохновения.

Сорокасемилетний стаж – это, конечно, много. Не успела оглянуться, как почти пролетела жизнь. Кажется, вот она я, юная, 21-летняя, приехала по распределению в Аргаяшский район. Никто особо туда ехать не хотел, а я была комсоргом группы, решила подать пример. До места, до деревни Акбашево, меня провожал отец. А дома я попрощалась со своими бесконечно любимыми женщинами – мамой и бабушкой. Эти две учительницы (одна в прошлом, другая в настоящем) и сподвигли меня выйти на педагогическую траекторию. Это они сумели правильно воспитать нас с сестрой, воспитать своим примером, своим служением любимому делу. Это они научили нас порядочности и честности, доброте и отзывчивости. Они, милые, родные и теперь такие далёкие… Я продолжила семейную династию, на мне она, к сожалению, заканчивается. Мои дочери выбрали другие профессии. Правда,  младшая  тоже закончила пединститут, но связала свою судьбу с журналистикой.

Я ни разу не пожалела, что  стала педагогом. Мне кажется, я заняла   своё место. И у меня впереди ещё немного полёта по хорошо известной мне траектории!

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: