«Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Открытый урок по русскому языку и культуре речи. Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку и культуре речи.
Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Преподаватель Иванова Тамара Николаевна.
Открытый урок по русскому языку и культуре речи.
Тема урока «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения»
Курс – II, группа Б-259
Время — 90 минут (одна пара)
Тип урока: комбинированный урок.
Вид и форма проведения занятия: комбинированный, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной форм работы студентов.
Метод обучения: репродуктивно-развивающий.
Метод учения: частично-поисковый.
Цели урока:
Обучающие:
- систематизация и обобщение знаний по теме «Акцентологические нормы»;
- изучение особенностей русского ударения, знакомство с акцентологическими нормами современного русского языка;
- систематизация и обобщение знаний о постановке ударения в различных частях речи;
Развивающие:
развитие познавательных способностей обучающихся;
развитие логического мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять главное);
развитие речи, умения связно и грамотно излагать свои мысли;
развитие внимания и памяти;
развитие коммуникативных качеств речи;
развитие умений работы со словарями, справочными изданиями и Интернет-ресурсами;
формирование умения видеть свои ошибки и анализировать их,
Воспитательные:
- формирование уважительного и бережного отношения к родному языку, культуре речи;
- формирование чувства ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
- воздействие на мотивационную сферу обучающихся;
Межпредметные связи:
- Русский язык
- Иностранный язык
- Бухгалтерский учёт
Оборудование занятия:
Компьютерное обеспечение: мультимедиа-проектор, ноутбук, слайды, видеоролики, аудиозаписи;
- Учебник по русскому языку и культуре речи под редакцией доктора филологических наук проф. В. Д. Черняк;
Литература:
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
- Большой бухгалтерский словарь под редакцией Азримляна (электронный вариант).
- Учебник по русскому языку и культуре речи под редакцией проф. В. Д. Черняк. Санкт- Петербург- Москва, Сага-Форум, 2006.
- Орфоэпические словари и словари ударений русского языка.
Структура урока:
1.Организационная часть.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Мотивация учебной деятельности студентов.
4.Актуализация опорных знаний.
5.Получение новых знаний (работа с учебником)
6.Закрепление полученных знаний.
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание.
9.Подведение итогов.
Ход урока:
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Здравствуйте, уважаемые студенты, здравствуйте, уважаемые преподаватели – гости нашего открытого урока! А что значит открытый урок? (это вопрос к обучающимся) А зачем на него приходят? (Преподаватель обобщает) Проверим отсутствующих на нашем уроке (преподаватель делает перекличку) Итак, нам с вами придётся хорошо потрудиться: немного повторить материал прошлых уроков, познакомиться с новой темой и отработать практические навыки, а наши гости поучаствуют в учебном процессе, может быть, узнают что-то новое, ведь язык постоянно развивается. А тему нашего занятия мы запишем чуть позже. Начнём мы с небольшой разминки - опроса. Актуализация опорных знаний Разминка: 1.Что такое культура речи? 2.Что значит правильная речь? 3. А что значит норма? 4. Какие бывают нормы? Нас будут интересовать устные нормы, с ними мы уже начали знакомиться. Скажите, пожалуйста, какие же нормы относятся к устной речи? Правильно. Именно они определяют культуру звучащей речи. Вы уже знаете, что такое орфоэпическая норма. Дайте определение. Вы знаете определение и акцентологической нормы. Дайте его, пожалуйста. Слайд №1(на нём все определения) Итак, тема нашего урока – «Акцентологические нормы. Особенности современного русского ударения». Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему и эпиграфы: «Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит» (Д. Лихачёв) и «Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение – уже позор» (Цицерон) Слайд с темой урока и эпиграфами. А теперь попробуем сформулировать цели нашего занятия. Слайд с целями урока А зачем надо знать эти нормы? То есть вам, как будущим специалистам, знать произносительные нормы просто необходимо. Мы попробуем систематизировать все ваши знания по этой теме, познакомимся с особенностями русского ударения, поговорим о том, почему так важно знать нормы современного русского ударения. Чтобы лучше усвоить эти нормы, мы будем обращаться к материалу учебника, к видеороликам, аудиозаписям, различного рода словарям, а также к вашим знаниям. Работать будем письменно и устно, думаю, что многие из вас получат хорошие оценки за урок, но самое главное – вы получите знания по теме нашего урока и, думаю, желание дальше их расширять и совершенствовать. Итак, мы вспомнили определение акцентологической нормы. А что такое ударение? Слайд с определением акцентологии и ударения Какова его роль? Нарисуйте, пожалуйста, на доске кружки и гвоздики. Почему получились разные рисунки? Итак, ударение в русском языке имеет большое значение и выполняет различные функции, в частности смыслоразличительную. Слайд со словами Посмотрите на экран и прочитайте словосочетания правильно: шашки наголО – подстричь – нАголо, запаснОй игрок – запАсный выход, погрУженный на платформу, погружЁнный в воду, перехОдный возраст, переходнОй балл, лаврОвый лист- лАвровый венок Сегодняшняя тема очень трудна, ведь норма ударения – одна из самых проблемных. После просмотра ролика вы, я думаю, сможете сказать почему. Просмотр ролика – опроса прохожих о месте ударения в словах. Почему возникают такие разногласия? Почему люди так часто делают ошибки в постановке ударения? Давайте узнаем, какие ещё особенности существуют в современном русском ударении. Для этого обратимся к материалу учебника на странице 74-75.Найдите эти особенности, выпишите их в тетрадь и укажите причины ошибок в постановке ударения. Работа с учебником. После полученных ответов комментарий преподавателя. Так значит, только квартАл, свёкла, новорождённый, осуждённый. А ведь часто можно услышать, как даже выступающие по телевидению люди говорят прИговор, осУжденный, кто-то говорит Алкоголь, эпелепсИя, прикУс новорОжденный, шприцА, кто-то шОфер и компАс. Кстати, как правильно: бухгАлтеры или бухгалтерА, бухгАлтеров или бухгалтерОв? Так кто эти люди? Как узнать правильный вариант? Правильно, надо посмотреть в словаре. В каком именно или это неважно? Выступление студентки о пометах в словарях. Обобщение преподавателя. А теперь обратимся непосредственно к вашей бухгалтерской терминологии. Как правильно сказать: кредИт или крЕдит, дебИт или дЕбет? Два человека работают с Толковыми словарями и дают ответ. Слайд со словами Как правильно поставить ударение в словах: дисконт, дебиторы, забалансовые счета, запасные части, кредитор, сальдо, сальдовая ведомость, уставный капитал, валовой доход? Итак, мы выяснили, как правильно поставить ударение в ваших бухгалтерских терминах. А сейчас послушайте аудиозапись с отрывками из произведений русских классиков и найдите слова с неправильным с точки зрения сегодняшнего дня ударением. Чем это вызвано: подчинением рифме или чем-то другим? Какой вывод можно сделать? Полезна или вредна вариативность, то есть стадия существования старого и нового ударения? Скорее всего не только не вредна, но даже полезна, целесообразна, ведь варианты помогают нам привыкнуть к новой форме, делают её сдвиг более ощутимым. Интересно, что ударение в отдельных частях речи имеет свои особенности и принципы постановки. Чтобы в этом убедиться, ещё раз обратимся к материалу учебника. Запишите подзаголовок – ударение в именах существительных, откройте учебник на стр.76-78.Вниматель прочитайте эту главу, в тетрадь внесите те существительные, в которых вы неправильно ставили ударение, а также запишите, на какие группы по месту ударения можно распределить мена существительные. Но в русском языке есть много существительных, постановка ударения в которых не подчиняется никаким правилам. Такие слова надо запоминать, а в случае затруднения смотреть в словарь. На странице 79 приведён такой словарик. Сейчас по цепочке каждый из вас прочитает по три слова. Ударный гласный выделен другим шрифтом. Чтение словарных слов Сделайте следующий подзаголовок – Ударение в именах прилагательных. Внимательно прочитайте материал на странице 80-81, сделайте краткий конспект, отметьте особенности ударения в именах прилагательных. На странице 81 есть словарик, давайте прочитаем трудные слова по цепочке. Чтение словарных слов Непросто поставить ударение и в глаголах. Сделайте подзаголовок – Ударение в глаголах. Работа с учебником, стр.81-83. Выпишите в тетрадь «ошибкоопасные» глаголы. По цепочке прочитаем слова, данные на странице82-83.
Как вы относитесь к отклонениям от нормативного ударения, например, в СМИ? Ведь не секрет, что многие журналисты халатно относятся к слову, и их ошибки, проникая в телеэфир, подхватываются и разносятся очень быстро. Давайте попробуем их услышать и по возможности исправить в тексте публицистического стиля, произнесенного таким горе-журналистом. Текст одновременно будет перед вами в напечатанном виде, чтобы вы могли подчеркнуть слова, в которых, по-вашему, есть нарушение акцентологической нормы. Обращайтесь к электронному словарю или к печатным изданиям за помощью. - Итак, «чрезвычайная ситуация» (двойной смысл заголовка) (прослушивание аудиозаписи) Чрезвычайная ситуация Задание - отметить ошибки, сделанные читающим текст. А теперь давайте сделаем вывод о русском ударении и его особенностях. Какие варианты норм узнали? А теперь вывод, помощь на странице 83. Что делать при наличии в языке вариативности акцентологической нормы? А теперь прочитаем памятку «Говори правильно» Слайд с памяткой, после просмотр видеоряда с трудными словами. Обращение к первому эпиграфу (правильно говорить – ещё не заслуга, а неумение – уже позор) Домашнее задание: выучить слова из акцентологического минимума, написать эссе о функции ударения в речи, Рефлексия. Слайд Подведение итогов | Открытый урок – это такой урок, на который могут прийти все желающие. Наверное, посмотреть, как работают другие преподаватели и студенты на их уроках. Может быть, узнать что-то новое по заданной теме, ведь в русском языке, как и в других языках, постоянно происходят какие-нибудь изменения. Культура речи – это учение о правильности речи и речевом мастерстве. Правильная речь- это речь, подчинённая нормам. Норма-это правила, действующие в языке в определённый период его развития. Нормы бывают устные и письменные, только письменные и только устные. Орфоэпические и акцентологические- это только устные нормы. Орфоэпическая норма- это единственно возможный или предпочитаемый( значит, есть вариант) образцового произношения слова. Акцентологическая норма - рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Познакомиться с акцентологическими нормами современного русского языка, узнать об особенностях русского ударения, привести в систему знания по этой теме. Правильное произношение и ударение – обязательный атрибут образованного человека. Практическую безграмотность можно скрыть, а вот неправильно произнесённое слово может испортить не только мнение о нас, но и о нашем месте работы. К тому же неправильно произнесённые слова мешают воспринимать чужую речь. Это рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Ударение – это выделение голосом какого-либо слога в слове силой произнесения и увеличения длительности. С его помощью мы различаем слова. Всё дело в том, что одной из особенностей акцентологической нормы является её вариативность. Особенности: оно свободное, разноместное, подвижное, может быть вариативным. Причины ошибок: незнание происхождения слов, отсутствие в печатном тексте Ё, плохое знание морфологии, неверная аналогия и т. д. Это скорее всего профессионалы: работники следственных органов, медики, водители, моряки и бухгАлтеры. А это их профессиональный жаргон, с его помощью специалисты отделяют себя от других. Надо посмотреть в словарь. Есть специальные словари ударений, но и в любом другом словаре ударение, как правило, ставится. Оба варианта совершенно правильны. Но крЕдит и дЕбет в словаре даны с пометой «спец», то есть они из бухгалтерской лексики, дебИт тоже специальное слово, оно означает количество воды, нефти, газа, поступающего из источника в определённый промежуток времени. Кредит – это общеупотребительное слово, крЕдит в бухгалтерском деле – это счёт приходов и долгов, а дЕбет – счёт поступлений и долгов данному учреждению. В девятнадцатом веке такое произношение было нормой. Норма ударения довольно изменчива. А меняется она благодаря вариативности. Договор, приговор, жалюзи, квартал, мусоропровод, средства, танцовщица, столяр. Группы существительных по месту ударения: 1.Слова с неподвижным ударением на гласной основы (госпиталь, договор, средства), 2.Слова с неподвижным ударением на окончании (зонт, щавель, ломоть); 3.Слова, в которых место ударения в формах единственного и множественного числа различно, но фиксировано (округ, новость, доктор); В современном языке много прилагательных с вариативным ударением (мУскулистый и мускулИстый, бредОвый и бредовОй). Эти варианты не нарушают норму, а лишь отражают акцентологическую тенденцию. Трудность обычно вызывает краткая форма прилагательных. Но они обычно имеют те же ударения, что и полная форма (прАвый- прАвы), часто в мужском и среднем роде краткие прилагательные имеют то же ударение, что и полные, а в женском роде оно перемещается на окончания (блИзкий-блИзок, блИзко, близкА). Брала, брАло; добЫл, добылА, прИнял, принялА, звалА, позвалА, но вЫзвала и т. д. Оно свободное, разноместное, подвижное, изменчивое. Равноправные, допустимые, разговорные, профессиональные, устаревшие. Русское ударение трудно поддаётся систематизации, а акцентологические нормы – самые подвижные и быстро меняющиеся в русском языке. Надо смотреть в словари и справочники, обращая внимание на год издания, выбирать новейшие и обращать внимание на вариант статьи, находящийся первым. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94288.jpg)
Акцентологические нормы 5 класс
Акцентологические нормы Говори правильно АлфавИт, арАхис, ательЕ[ тэ ], в аэропортУ, аэропОртов, аэропОрты. Быть, былА, бЫло, нЕ был, не былА, баловАть, бАнты. ВорОта, вЫздороветь, -вею, -ве...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-43527-1387537111.jpg)
Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения
Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Задание А 1"
Надеюсь , что , познакомившись с материалом презентации, учащиеся смогут избежать ошибок при выполнении задания А1....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060266-1537464863.jpg)
Проверочная работа по теме "Орфоэпические (акцентологические) нормы русского языка"
Проверочная работа по теме "Орфоэпические (акцентологические) нормы русского языка" позволит проверить уровень знаний по данной теме. Задания составлены в формате ЕГЭ-2019....
Практическая работа по теме " Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Нормы ударения"
Задания для усвоения норм орфоэпии,норм ударения...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/03/picture-1510212-1706954580.jpg)
Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка
Цель: повысить речевую культуру учеников через усвоение акцентологических норм.Задачи:закрепить орфоэпические навыки;подготовить учеников к сдаче ЕГЭ....
Исследование способов запоминания акцентологических норм русского языка
Исследовательская работа по русскому языку о способах запоминания ударения...